Психическое развитие ребенка 5—6 лет характеризуется объективными предпосылками для обучения в школе: сформировавшийся познавательной потребностью, остротой восприятия, любознательностью, яркостью воображения, легкостью и прочностью наглядно-образного запоминания. Поступающий в школу ребенок имеет все предпосылки для развития словесно-логической памяти, осмысленного запоминания; он может достаточно длительное время сохранять устойчивое внимание, определенную часть его сло| варного запаса составляют отвлеченные понятия; он способен к элементарным мыслительным операциям, т. е. владеет средствами интеллектуальной деятельности.
Дошкольник психологически подготовлен к восприятию этических норм-и правил поведения. У него начинает формироваться стремление к общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности.
Активное участие дошкольника в различных видах игровой деятельности значительно развивает его способность к произвольному регулированию своего поведения.
Двигательную сферу дошкольника составляют разнообразные движения: ходьба, бег, лазанье, бросание и ловля мяча, прыжки с места и с разбега, забивание гвоздя и др. Ему доступны упражнения, требующие проявления быстроты, ловкости, координации, но небольших мышечных усилий.
Все это создает предпосылки для овладения трудовыми навыками и сложными физическими упражнениями, которые включены в программу по физической культуре в школе.
138
С поступлением в школу изменяется общественное положение ребенка. Он начинает заниматься общественно значимой деятельностью— учением, которая становится ведущей и оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Под влиянием ведущей деятельности формируется произвольность психических процессов, состояний, усиливается сознательная регуляция поведения, познавательная деятельность приобретает планомерный, систематический характер {см. табл. 2).
VI.2.2. Некоторые особенности психофизического развития
На психическое развитие школьника младшего возраста влияет меняющееся соотношение между основными нервными процессами в коре головного мозга: возбуждением и торможением, что важно учитывать в работе по физическому воспитанию. Несмотря на то что торможение становится более заметным, взаимодействие процессов возбуждения и торможения еще далеко не совершенно, особенно у шестилетних учащихся. Во-первых, у них все еще велика склонность к возбуждению, что объясняет непоседливость младших школьников. Во-вторых, торможение отличается слабостью— отсюда их излишняя торопливость. В-третьих, возбуждение и торможение характеризуются малой подвижностью, что особенно ярко проявляется в неумении быстро переключиться с одной работы на другую (поэтому необходимо делать небольшие паузы в занятиях с этими детьми). В-четвертых, возбуждение и торможение имеют тенденцию к постоянному иррадиирова-нию, т. е. они как бы расплываются по коре головного мозга, их концентрация значительно затруднена. Этим объясняется медленный, как правило, переход от возбуждения к торможению и обратно и, следовательно, большая неточность выполняемых движений.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивный рост мускулатуры, развитие мышечной силы и координации движений при общем увеличении подвижности. Учащиеся II—III классов могут очень ловко влезть на дерево, съехать на ногах с ледяной горы и т. д. Однако они не могут продолжительное время выполнять однообразные, даже посильные для них движения. Несмотря на интенсивный рост, мускулатура у них еще не окрепла, иннервация ее несовершенна, поэтому дети в этом возрасте быстро утомляются.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 210.