VII. 2. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

VII.2.1. Сущность процесса воспитания

Воспитание не отделимо от обучения. В процессе обучения у ребенка воспитываются определенные черты характера (трудолюбие, настойчивость, ответственность). В то же время воспитание предполагает определенные знания (естественные, нравственно-этические, идейно-политические и др.), умения, навыки поведения в соответствии с этическими нормами. Ребенок обучается, воспитываясь, и воспитывается, обучаясь. Это единый процесс развития, который усложняется в каждом возрастном периоде.

Психология воспитания изучает психологические закономерности формирования личности в условиях целенаправленной органи зации педагогического процесса.

В отличие от обучения воспитание предполагает взаимодействие не только учителя и ученика, но и учеников между собой (воспитание в коллективе). В этом случае ученик выступает и как объект, и как субъект воспитания. Как известно, личность представляет собой целостную систему, неповторимое единство различных взаимосвязанных качеств. Каждое качество конкретной личности имеет свое специфическое содержание в зависимости от того, с какими другими качествами оно связано. Например, доброта, стремление помогать другим людям в сочетании с требовательностью и принципиальностью имеет положительное значение. Доброта при отсутствии устойчивых моральных принципов может

* Малиновский С, В. Программированное обучение и спорт. — М.: ФиС, 1976.

163


обернуться злом — привести к попустительству, всепрощению. По^ этому воспитание должно быть направлено не на формирование, или исправление каких-то отдельных качеств, а на личность в целом. ,

Человек не рождается личностью. Личностью он становится в процессе жизни, деятельности, общения в социальной среде. Та или иные качества и свойства личности приобретают различное значение в зависимости от того, в системе каких нравственных! отношений они формируются. Следовательно, стержнем, на кото-] рый как бы нанизываются в нужных сочетаниях свойства личности во всем их многообразии, является ее нравственная сфера.

Воспитание нравственной сферы осуществляется успешно в том случае, если, во-первых, на всех этапах развития ребенку передается система знаний о нормах нравственного поведения. С воз! растом усложняется содержание этого процесса, меняются методы, но основная его цель — формирование правильных понятий, представлений — остается; если, во-вторых, деятельность ребенка ■организуется так, чтобы он приобретал опыт нравственных поступков. Они всегда связаны с положительными переживаниями и этим самым влияют на формирование нравственных чувств.

Коммунистическое воспитание направлено на воспитание коммунистического мировоззрения, высоких нравственных качеств, глубокой идейной убежденности, общественной активности, творческого отношения к деятельности. Основой коммунистического воспитания является формирование марксистско-ленинского мировоззрения.

Задачи коммунистического воспитания могут решаться успешно только при активном участии в нем самой личности. Как в процессе обучения усвоение знаний, выработка умений и навыков невозможны без активной познавательной деятельности самих учащихся, так и в процессе воспитания все свойства личности мо-тут формироваться только при активном участии воспитуемых. Это положение подчеркивается и в партийно-правительственных документах: «Вся воспитательная работа должна строиться на основе •неразрывного единства знаний, убеждения и действия, слова и дела. Школа обязана выработать внутреннюю потребность жить щ действовать по принципам коммунистической морали, неукоснительно соблюдать правила социалистического общежития, советские законы»*.

С точки зрения марксистской философии движущими меха-шизмами активности личности являются потребности. Поэтому •невозможно воспитать нравственное поведение, не воспитав потребности поступать в соответствии с выработанными нравственными нормами, не сформировав соответствующей мотивации.

В процессе воспитания школьников особенно важно формировать активные, действенные мотивы учения. Они могут быть двух

* Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 14 апреля 5984 г.


164


типов: внешние, опосредованные, и внутренние, непосредственные. При действии внешних мотивов знания и умения служат средством достижения личных успехов, удовлетворения, желания возвыситься над другими, избежать неприятностей. Внутренние мотивы побуждают к овладению знаниями, навыками. В этом случае появляется интерес к знаниям, любознательность, стремление овладеть практическими навыками, повысить культурный уровень. Такие мотивы оптимальны. Формируясь в процессе учебной деятельности, они будут способствовать эффективности обучения и воспитания.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 222.