V1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

V1.3.1. Краткая характеристика возраста

;,.У школьников 11 — 14 лет существенно изменяется содержание деятельности — ведущей становится общественно полезная деятельность. На новом уровне протекают психические процессы. Качественные новообразования появляются в личности; происходит качественный сдвиг в развитии самосознания, в результате чего у подростка формируется представление о себе как о взрослом человеке. Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни определяют все другие особенности — поведение, направленность активности и т. п. (см. табл. 2).

Подростковый возраст характеризуется значительными изменениями в строении тела, в протекании физиологических процессов, половым развитием. Некоторые происходящие в этом возрасте изменения имеют прямое отношение к двигательной деятельности подростка.

VI. 3.2. Некоторые психологические особенности подростка в связи с особенностями физического развития

Известно, что в 11—15 лет происходит интенсивный рост костей верхних и нижних конечностей и более замедленный рост костей грудной клетки и таза. Мышечная масса также значительно увеличивается, но и развитие мышц отстает от роста трубчатых костей. Отсюда некоторая диспропорция в строении тела, неуклюжесть движений.

■ Если в более младшем возрасте не были развиты ловкость и навыки правильной осанки, то неуклюжесть проявляется особенно ярко. Это порой является причиной застенчивости, робости, боязни совершить неловкие движения. Такие ребята на уроках физической культуры и в спортивных секциях (на начальном этапе обучения) иногда отказываются выполнять какое-нибудь сложное упражнение, опасаясь вызвать насмешки окружающих. С этими подростками надо вести индивидуальную работу, больше давать им неслож-

145

Q Зак. 1165


ных упражнении, развивающих красоту, гармоничность движении и как следствие уверенность в себе. Если в данный возрастной период не будут развиты эти качества, то угловатость и неуклюжесть могут остаться на всю жизнь.

Занятия физическими упражнениями, особенно в 13—14 лет, способствуют значительному развитию силы. Однако подростки субъективно, как правило, переоценивают свои возможности в-проявлении силы, поэтому на уроках физической культуры и тренировках очень важно соблюдать меру нагрузки.

У ребят 11 —15 лет рост объема сердца обгоняет увеличение диаметра кровеносных сосудов, что в сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы может вызвать неравномерное снабжение мозга кровью. Частое кислородное голодание мозга приводит к быстрой утомляемости, которая может усугубляться продолжительной работой с большой нагрузкой на уроке физической культурьг.или в спортивной секции. Сам же подросток субъективно этого не осознает. Обычно подобное сильное утомление проявляется в резкой смене настроения, посинении губ и рук, сильном побледнении или покраснении лица.

/В подростковом возрасте более совершенным становится соотношение возбуждения и торможения. Хотя у подростка, как и у младшего школьника, процесс возбуждения часто преобладает над. торможением, в целом процесс торможения усиливается. Шестиклассник, например, может, поддавшись азарту игры, стремиться к результату, нарушая правила. Но если сделать ему замечание и предупредить об отстранении от игры, он в состоянии следить га собой и сдерживаться.

.Достаточно быстро у подростков развивается дифференцировоч-ное торможение, которое является основой всякого тонкого и точного различения. Поэтому за период с 11 до 35 лет существенно возрастает не только быстрота, но и точность движений. -Эксперименты показали, что к 13—15 годам скорость, точность движений, прочность динамических стереотипов достигают уровня взрослого человека. Навыки у подростков быстро и надолго закрепляются. Если же :в этот период не работать над точностью движений, не развивать координацию, ловкость, то могут закрепиться неправильные навыки, которые потом бывает очень трудно переделать.

,В подростковом возрасте, по данным В. П. Филина, создаются благоприятные физиологические и морфологические предпосылки для специализированных занятий такими видами спорта, как конькобежный и велосипедный, борьба, водное поло, гребля (с 13 лет), бокс (с 14 лет), тяжелая атлетика (с 15 лет). В процессе занятий легкой атлетикой, лыжным спортом, плаванием, гимнастикой,, спортивными играми (баскетболом, волейболом, футболом) продолжается углубленная спортивная специализация. К 14—15-летнему возрасту может быть достигнут высокий уровень спортивного мастерства.


146



Дата: 2019-04-23, просмотров: 218.