VI. 1.2. Особенности развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие психики в онтогенезе под влиянием названных факторов характеризуется рядом закономерностей, которые определяются общими законами развития природы и общества.

Диалектический материализм под развитием понимает не только количественные изменения, но и возникновение качественно новых форм и свойств.

Первая особенность развития психики ребенка состоит в отсутствии четко определяемого скачка при появлении нового качества. Переходы в новое качество чаще всего растянуты по времени. Появление в характере ребенка, предположим, самостоя-тельнести занимает месяцы, а иногда и годы. Возникновение нового качества психического процесса, психического свойства личности не всегда можно своевременно заметить, если не поставить специальной задачи изучения психики ребенка. Своеобразие качественных изменений в процессе психического развития — одна из причин трудностей, сложностей в работе педагога.

134


Вторая особенность психического развития — его неравномерность. В возрасте от 0 до 1 года — период младенчества — особенно интенсивно развиваются ощущения, так как именно они составляют необходимую чувственную основу познания окружающей действительности. Но мышление у младенца развивается менее интенсивно. В этот период создаются только предпосылки для его развития.

В следующий возрастной период — период раннего детства, от I года до 3 лет — ощущения продолжают развиваться, но уже не так ускоренно, как другие более сложные процессы. Ребенок начинает самостоятельно ходить — это расширяет возможности его действий с вещами. Самостоятельное передвижение совершенствует восприятие вещей в пространстве. Происходит исключительно быстрое овладение речью: до полутора лет ребенок усваивает в среднем от 30 до 100 слов, а к концу третьего года жизни — до 1500 слов. На основе овладения речью начинает развиваться чисто словесное мышление. Ребенок, хотя и в элементарной форме, прибегает к мыслительному анализу, синтезу, сравнению, обобщению. —..Следовательно, в каждом возрастном периоде одни психические процессы и свойства характеризуются ускоренным темпом развития, другие — более медленным. Периоды ускоренного развития тех или иных психических процессов или свойств называются сензнтивными. В такие периоды дети исключительно чувствительны, восприимчивы к педагогическим воздействиям. Эту важную особенность необходимо учитывать в работе с детьми и .создавать максимально благоприятные условия для развития психических процессов и свойств.

Такими условиями являются, в частности, занятия физическими упражнениями и спортом. Известно, что возраст 10—11 лет — сензитивный для развития мышечно-двигательной чувствительности. В одном из экспериментов в каждое занятие с начинающими баскетболистами включались специально подобранные упражнения, которые целенаправленно формировали точность амплитуды движения при выполнении действий с мячом. Через несколько месяцев у юных спортсменов значительно улучшилась мышечно-дви-тательная чувствительность, чего не произошло у их сверстников, -тоже начинающих баскетболистов, в занятия с которыми не были ;включены такие упражнения.

Третьей особенностью и движущей силой развития психики ребенка является борьба внутренних противоречий. В этом процессе ' старые представления, привычки, интересы изменяются, перестраиваются под влиянием новых, приходящих им на смену представлений, понятий, интересов. Так наступает более высокая, качественно новая стадия психического развития.

Общение младенца с близкими, в первую очередь с матерью, происходит с помощью мимики, жестов, отдельных звуков и слов. К. концу младенческого возраста возникает потребность в более широком и разнообразном общении, а средства для этого оказываются ограниченными. Возникает противоречие между потребностью и старыми способами ее удовлетворения. Преодоление


135


     
 



этого противоречия приводит к появлению качественно новой ак тивной формы общения — речи.

Управление процессом психического развития ребенка пред полагает знание и учет основных противоречий каждого возраст ного периода.

Четвертая особенность психического развития связана с обще биологическим законом адаптации живых систем. Адаптаци определяется как активное поддержание необходимого уровн.. устойчивости организма при сохранении его жизнедеятельности в условиях воздействия различных факторов среды.

В психической деятельности человека этот общий закон проявляется в компенсаторных возможностях психики: недостаточный уровень развития одних психических процессов и свойств компенсируется более интенсивным развитием других.

В 50-е — 60-е годы в психологии спорта существовало мнение,! что сила нервной системы является необходимой предпосылкой ' успешности спортивной деятельности. Однако исследования последних лет выявили значительное количество юных спортсменов в ряде видов спорта (гимнастике, фехтовании, спринтерском беге, прыжках и др.) и взрослых высококвалифицированных спортсменов со слабой нервной системой. Следовательно, слабость (как и инертность и неуравновешенность) нервной системы не является предпосылкой низкой результативности спортивной деятельности. Недостаточно высокая работоспособность лиц со слабой нервной системой компенсируется, с одной стороны, высокой чувствительностью анализаторов, а с другой —формированием (в первую оче-1 редь у юных спортсменов) положительного отношения к деятельности, активных мотивов, стремления к достижению высоких результатов, индивидуального стиля деятельности.

Перечисленные факторы и особенности развития психики проявляются во все возрастные периоды, но каждый из них характеризуется своими психологическими особенностями.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 212.