Глава VI ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
VI.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека в различные возрастные периоды. Проблема психического развития детей, становления человеческой личности является одной из самых сложных и крайне важных в психологии. ]
VI. 1.1. Факторы развития
Марксизм-ленинизм рассматривает человека как продукт истории и часть природы, т. е. человек — существо биосоциальное. Психическое развитие человека происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных.
Среди них наиболее важными являются наследственность (биологический фактор), среда, обучение, воспитание, активность че-.ловека (социальные факторы).
Наследственность — это сохраняющаяся и закрепленная несколькими поколениями способность организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. По наследству человек получает тип строения тела и всех органов, некоторые частные особенности — черты лица, двет глаз.
От наследуемых следует отличать врожденные признаки, которые приобретаются во время внутриутробной жизни (например, индивидуальные особенности возбудимости нервной системы). От ■наследуемых и врожденных признаков зависят такие важные предпосылки занятий спортом, как общая двигательная актив-шость, скорость процессов реагирования, выносливость, сила и т.п.
132
Буржуазная психология ё целом стоит на позициях признания биологической обусловленности природы психики. Она рассматривает развитие как процесс созревания заложенных изначально, наследственно предопределенных свойств. Немецкий психолог 1С Бюлер полагал, что обусловлено наследственностью не только умственное, но и нравственное развитие ребенка (сын вора обязательно будет вором). Австрийский врач-психиатр и психолог 3. Фрейд и его последователи считали, что причины развития личности заложены в инстинктах, в подсознательных потребностях и влечениях. Д. Дьюи, американский психолог и педагог, утверждал, что заложенные от природы свойства личности не поддаются изменениям, наследственность лимитирует воспитание. Советская материалистическая психология исходит из единства природного и социального в человеке. Она считает, что унаследованные врожденные особенности, которые имеет ребенок к моменту рождения, хотя и важны, не являются решающими в его дальнейшем развитии и представляют собой только возможности формирования будущего члена общества. Развитие возможностей происходит в процессе жизни ребенка. Особую роль здесь играют социальные факторы.
Среда представляет собой единство природных и социальных условий. Природная среда влияет на развитие организма. Социальная среда формирует психический склад личности. Ее составляют несколько зон — семейная среда, среда сверстников, общественная среда.
Общественная среда влияет на развитие ребенка с помощью средств массовой информации, через установленные законы, правила, обычаи, требования морали. Она оказывает влияние на психическое развитие не прямо, а через посредство прежде всего £емьи, значение которой в формировании будущего гражданина трудно переоценить. Чем выше гражданское лицо воспитателей, тем лучше перспективы развития ребенка. Например, благоприятная атмосфера семьи, в которой царит доброжелательность, тактичность, вазимное уважение, непосредственно влияет на развитие у детей положительного отношения к окружающим.
С возрастом все большее значение приобретает общение со «сверстниками. В коллективе сверстников растущий человек овладевает навыками нравственного поведения, коллективной солидарности, ответственности за себя и товарищей, подчинения своих )ИН'Еересов интересам коллектива. Однако «проектирование», по -словам А. С. Макаренко, положительных нравственных качеств .детей возможно лишь в процессе специально организованной коллективной деятельности, которая и осуществляется при обучении
!й воспитании.
Обучение и воспитание являются составной частью среды. Эти j институты созданы специально для подготовки подрастающего j поколения к взрослой, трудовой самостоятельной жизни. Их раз-з вивающий эффект имеет особое значение.
Советская психолого-педагогическая наука исходит из выдви-гнутой,;в.$0-е годы Л. С. Выготским идеи развивающего обучения.
133
Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно ре-1 бейку в процессе самостоятельной работы (зона актуального раз-| вития), но и то, что он может сделать совместно со взрослым! (зона ближайшего развития).
Обучение будет эффективным, будет способствовать психиче-1' скому развитию в том случае, если оно ориентировано на зону] ближайшего развития, т. е. как бы забегает вперед. При этом] задачи, которые ставятся перед обучаемыми, должны быть достаточно трудными, требующими волевого напряжения, познавательт| ной и двигательной активности, но доступными.
Принципы развивающего обучения необходимо учитывать и вЗ процессе занятий физическими упражнениями на уроках физиче-j ской культуры, на тренировках при овладении навыками в кон-i кретном виде спорта. Исходя из уровня физического развития и| двигательной подготовленности учеников, учитель физической: культуры, тренер должны систематически усложнять и повышать требования.
/"Обучение, воспитание и развитие — единый, сложный, взаимосвязанный процесс: ребенок развивается, воспитываясь и обуча-. ясь. Важнейший фактор его развития — активность. Обучение и воспитание — основные формы управления активностью ребенка со стороны взрослых. Это двусторонний процесс, который эффективен при активной работе обучающего и обучаемого. Выражая свои желания, потребности, интересы, ребенок воздействует н< взрослых, заставляя их постоянно корректировать свои педагс гические воздействия.
С возрастом роль активности в психическом развитии увеличивается.
Общая активность определяется взаимосвязью двигательной и психической активности. Психическая активность направляет двигательную, которая стимулирует психическую активность.,
Дата: 2019-04-23, просмотров: 214.