Формирование коллектива, по мнению А. С. Макаренко, начинается с создания организованной группы, между участниками которой складываются отношения ответственной взаимозависимости. «Организация коллектива должна начинаться с вопроса о первичном коллективе, который уже не должен делиться на более мелкие коллективы, образования, не может быть меньше 7 и больше 15 человек»,— писал А. С. Макаренко. Почему именно 7 и 15 человек? Этот вопрос задавали ему многие, и он отвечал: «Не знаю, почему это так... Я только знаю, что если первичный коллектив меньше 7 человек, он начинает обращаться в дружеский коллектив, в замкнутую группу.друзей и приятелей»*.
Современные исследования малых групп позволяют ответить на этот вопрос. Уменьшение размера малой группы способствует более частому взаимодействию ее участников. В результате повышается значимость эмоциональных факторов общения, выдвигается на первый план проблема дружественного, неформального общения. В больших группах недостаток дружественного общения в деловых отношениях порождает замкнутость группы, формирует корпоративный дух.
А. С. Макаренко определил три этапа формирования малой группы как первичного коллектива.
I этап. Группа только что создана, члены группы мало зна
ют друг друга. Главная фигура в группе — воспитатель, который
единолично предъявляет требования к поведению и общению»
участников, заставляя подчиняться установленному режиму уче
бы, работы и отдыха. Неподчиняющиеся участники группы нака
зываются воспитателем в соответствии с его правами и обязан
ностями как педагога и руководителя.
II этап. Группа втянулась в учебную и трудовую деятель
ность. Члены группы близко познакомились, выделился актив.
Воспитатель предъявляет требования к активу и управляет груп
пой через актив.
* Макаренко А. С. Соч., т. 5. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951, с. 253.
III этап. Все члены группы принимают требования актива, сплачиваются вокруг него, демонстрируют отношения, «ответственной зависимости», когда каждый сознательно выполняет свои функции; развивается самоуправление в группе, а воспитатель занимает позицию наблюдателя, советчика, контролера. На этом этапе появляются новые качества группы — целостность, сплоченность, самостоятельность, дисциплинированность, высокая эффективность и мобильность. Общественные цели деятельности принимаются членами группы как личные. Это, по А. С. Макаренко, и есть свойство группы как коллектива.
Следовательно, не все группы заслуживают названия коллектива, а лишь те, которые вышли на третий этап своего развития. Для спортивной психологии и педагогики эта концепция имеет большое значение, так как от уровня развития команды как коллектива зависит успешность ее выступлений в соревнованиях. Международные соревнования требуют особенно высокой сплоченности и коллективизма в командах. Без этого трудно надеяться на победу в борьбе с равным или более сильным соперником.
Психолог Л. И. Уманский предложил более утонченную концепцию поэтапного формирования малой группы до уровня первичного коллектива. Согласно этой концепции группа проходит не
три, а четыре этапа.
I этап. Группа-конгломерат. Люди собраны вместе,
плохо знают друг друга, работают по инструкции («как учили»),
дружественное общение либо отсутствует, либо имеется между от
дельными обособленными парами. Такой группой является, на
пример, сборная команда, члены которой съехались на сбор из
разных городов.
II этап. Группа-кооперация. Члены группы хорошо
узнали друг друга, согласовывают свои действия на основе общ
ности Цели, проявляют заинтересованность в общении, но оно
ограничивается деловой сферой. В группе выделились лидеры —
активисты, вокруг которых образовались подгруппы, создающие
определенную психологическую атмосферу взаимодействия и коо
перации усилий. Групповая эффективность достаточно высока.
III этап. Группа-корпорация. В группе в результате
ее успехов в достижении общей цели формируется чувство груп
повой солидарности и общности — «Мы», что позволяет противо
поставлять себя другим — «Они». Каждый член группы' гордится
своим членством и причастностью к группе.
Поощрения за успехи могут привести к формированию корпоративного духа, к стремлению обособиться, подчеркнуть свою исключительность. Прием новичка в такую группу бывает затруднен, смена состава происходит болезненно, «старички», как правило, не контактируют с новичками. Корпоративный дух чреват возникновением в группе скрытых конфликтов и социально-психологической несовместимости, что снижает эффективность групповой деятельности. Руководителю становится все труднее управлять группой, он вынужден применять власть и авторитарные методы руководства.
126
127
IV этап. Группа-коллектив. Проведение соответствующей воспитательной работы с группой, убеждение лидеров в необходимости пересмотра своих позиций и точек зрения, удаление из группы негативных лидеров и введение в ее состав способной молодежи, укрепление руководства и другие организационно-педагогические и психологические мероприятия способствуют преобразованию взаимоотношений в группе и повышению уровня ее развития, превращению группы-корпорации в группу-коллектив.
V.3.4. Референтные группы
Слово «референт» обозначает образец, эталон, пример. Следовательно, референтные группы — это эталонные группы, членство в которых рассматривается индивидом как благо. Референтной» или эталонной, группой называется та группа, в которой индивид присутствует психологически, нормы и ценности которой используются им как система эталонов при выборе и оценке своих действий и поступков. У каждого человека имеется своя совокупность референтных групп, в которых он состоит или стремится состоять. Но не всегда это стремление реализуется, так как уровень притязаний и возможностей человека оказывается в противоречии с реальными жизненными условиями общения и деятельности. На этом основании выделяются реальные референтные группы и воображаемые.
Основное психологическое свойство референтных групп — оценка и направление деятельности личности. Для ребенка референтной группой является семья, но лишь в том случае, когда он любим и принят в семье, а между родителями нет конфликтов. Родители для ребенка выступают как «значимые другие» — образцы для подражания, как те самые «зеркала», глядя в которые он формирует свое «Я». При конфликтах семья теряет свойство референтной группы для ребенка. В таком случае он может найти референтную группу среди сверстников, старших подростков. Для взрослых эталонной группой может стать профессиональная группа, трудовой коллектив, вышестоящие руководители, В спортивной деятельности для начинающего футболиста референтной группой выступает любимая команда, для спортивного болельщика — команда, которой он постоянно желает победы и проигрыши которой остро переживает.
Для некоторых людей референтной группой являются воображаемые, фантастически вымышленные персонажи или почерпнутые из художественной литературы, кинофильмов, пьес и пр. Наконец, в роли референтной группы может выступать сверхценная идея, которая овладевает сознанием человека в состоянии алкогольного опьянения или при расстройствах психики. В таком случае знание особенностей референтной группы больного позволяет врачам найти эффективные способы лечения личности.
Сильная ориентация человека на избранную им референтную* группу может приводить и к печальным последствиям. Стремление соответствовать нормам и критериям референтной группы
128 ;
иногда побуждает человека исполнять роль, для которой у него не хватает ни образования, ни способностей. Он постоянно мобилизует силы, изнуряя себя. Отсюда перенапряжение, психическое
истощение, болезни.
Такая ситуация весьма типична для буржуазного общества. Весьма содержательно об этом пишет американский психолог Т. Шибутани: «Люди могут принимать картины тех групп, в которых они не признаются членами, иногда групп, в которых они никогда непосредственно не участвовали, и иногда даже таких групп, которых вообще не существует. Те, например, кто ищет возможности повысить свой статус, более чувствительны к мнению вышестоящей социальной группы, чем той, к которой сами принадлежат. Слуги и рабы иногда принимают стандарты своих господ, а подростки из района трущоб порой усваивают кодекс преступного мира, каким они узнали его из кинофильмов *.
Референтная группа выполняет следующие функции по отношению к поведению и деятельности людей: 1) эталона для подражания и формирования моральных норм поведения; 2) источника знаний и опыта жизни; 3) «зеркала» личности, которое используется для интеграции самооценки и поддержания самоуважения
на достаточном уровне.
Подросток использует нормы и ценности референтной группы для сравнения себя с другими, для выбора друзей, одежды, манер поведения и разговора, для оценки своих действий. Эти функции референтной группы указывают на ее значимость в воспитательном процессе и необходимость исследования ее влияния на личность.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 219.