Регуляция всех видов общения осуществляется людьми по определенным правилам. Дружеское общение, например, протекает по неписаным правилам товарищества, взаимопонимания, взаимоподдержки и согласия. Ролевое общение нередко регламентируется письменными правилами и инструкциями, как, скажем, бывает на встрече дипломатов, на судебном заседании и пр.. Во всех случаях люди так или иначе влияют друг на друга, пытаются строить общение с учетом своих интересов и возможностей. Эффект общения выражается в достигнутом взаимопонимании» что в значительной мере зависит от уровня культуры общающихся.
«Показателем уровня культуры общения,— отмечает психолог М. А. Чернышева, — является взаимная внимательность людей друг к другу. Здесь речь идет не столько о правилах «хорошего тона», сколько о взаимном уважении достоинства людей, проявлении человечности и гуманности»*. Большое влияние на партнера оказывает сформировавшаяся у человека манера общения, индивидуальный стиль поведения. Один человек умеет создавать у других благоприятное мнение о себе, другой вызывает негативные эмоции.
Академик А." А. Бодалев пишет: «Общение является таким видом взаимодействия, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга»**. Современные требования к быстроте, эффективности делового общения требуют специальных знаний и обучения умениям и навыкам общаться. Спорт является хорошей школой общения. Для обучения умениям и навыкам правильного общения в психологии разрабатывается так называемая техника социально-психологического тренинга. Это групповой метод обучения общению, организуемый в форме дискуссионной беседы или ролевой игры. Наиболее распространенными и общеупотребительными способами влияния людей друг на друга в процессе общения являются убеждение, внушение, личный пример. Убеждение — это процесс психологического воздействия с помощью логического
* Чернышева М.. А. Культура общения. Л., 1983, с. 14—15. ** Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983, с. .65.
119
обоснования словесных сообщений, приведения доказательств своей правоты. Цель убеждения — изменить слушающего, добиться согласия, готовности сознательно принять точку зрения говорящего. При этом убеждающий использует разнообразную аргументацию «за» или «против», позволяя слушающему самостоятельно прийти к выводу о необходимости принять эту точку зрения. Убеждение рассчитано да критическое восприятие сообщения.
Внушение рассчитано на некритическое восприятие, на веру в правильность сообщения. Обычно в словесном воздействии по типу внушения нечто утверждается или отрицается без достаточных доказательств, категорично, уверенно, однозначно, бескомпромиссно. Этой однозначностью и достигается внушающий эффект—принятие сообщения на веру. Он зависит от внушаемости человека, податливости внушению. Наиболее внушаемыми являются дети в возрасте 10—12 лет. Как отмечал В. М. Бехтерев, сила внушающего влияния зависит также от авторитета того человека, который внушает. Доверие к авторитету — главное условие внушения.
Личный примеip — это такое влияние, которое достигается путем обращения внимания на себя, демонстрацией эталона поведения. Сила личного примера в общении всегда использовалась в воспитательных целях. Личный пример, как правило, вызывает подражание — воспроизведение одним человеком действий, движений или поступков другого человека, который воспринимается как желательный образец. Подражание может быть сознательным или бессознательным. Следует иметь в виду, что личный пример может быть не только положительным, но и отрицательным.
Наряду с отмеченными способами взаимовлияния в процессе общения могут использоваться и другие приемы и средства. Так, в деловом общении применяются следующие управляющие воздействия с целью организации рабочего поведения: информирование — ориентация людей на ожидаемые события или итоги совместной работы; инструктирование — предписание, как нужно действовать или вести себя в той или иной обстановке; стимулирование— поощрение правильных действии, одобрение успехов.
Различные ситуации взаимодействия могут порождать различные варианты влиятельных отношений '*.
1. Взаимное облегчение. В присутствии друг друга индивиды
осуществляют некоторые действия гораздо успешнее, чем в оди
ночку.
2. Взаимное затруднение. Такая ситуация складывается, на
пример, когда участники взаимодействия в присутствии друг дру
га (но каждый самостоятельно) должны решить сложную и ответ
ственную задачу. Возникают отношения соперничества, затруд
няющие деятельность каждого. Типичный пример — соревнование
пловцов, каждый из которых выступает на своей дорожке. Эта
* Социальная психология. М., 1975, с. 227—228. 120
психологическая ситуация объясняет, почему бывает легче показать лучший результат в эстафете или на тренировке.
3. Одностороннее облегчение. Оно возникает, когда, например,
более сильный или более опытный человек помогает более слабо
му. В этом случае второй оказывается зависимым от первого.
4. Одностороннее затруднение (помеха). Бывает, например, что
в процессе общения двух людей один чувствует себя свободно, а
другой скованно. В спортивных соревнованиях такая ситуация
возникает, когда соперники сильно различаются по уровню под
готовленности. Более подготовленный будет чувствовать себя сво
бодно, а менее подготовленный — скованно.
5. Асимметричное облегчение. Оно возникает в тех случаях,
когда один из партнеров, облегчая положение другого, сам ока
зывается в затруднительном положении.
6. Независимость — случай, когда действия одного никак не
влияют на поведение или действия другого, что практически на
блюдается крайне редко.
Если взаимодействия и взаимовлияния в процессе общения складываются в относительно устойчивую систему совместных действий, объединенных общей целью и задачей деятельности, возникает кооперация усилий, растет сплоченность и согласованность действий, что выражается в чувстве солидарности, коллективизма, повышении групповой эффективности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 219.