Харизматистские секты не первое столетие существуют в нашей стране, изжить их непросто. Государство применяло административные меры, священники вели разъяснительную работу, а сектанты маскировались. Хлысты ходили на причастие, но не за Дарами от Бога, а за справкой о православном исповедании и за набором прихожан в секту. Современный харизматизм также не чурается примерять православную внешность.
Последние годы проявились 10 "истинно-православных церквей", в которых культивируют харизматизм в облике Православия. "Истинно-православный архиепископ" Иоанн Береславский предлагает вместе с богородичниками опятидесятить православную паству: "Братьям-пятидесятникам, вступившимся за меня <...> я посоветовал <...> отрастить бороды и служить литургии Иоанна Златоустого <...> ежели им врежут ядовитой стрелой: американская секта! - отвечать: мы - русская православная церковь. Отцы наши - не американцы, а соловецкие мученики-пятидесятники".
"Истинно-православный (и обновленческий) христианин веры евангельской архиепископ" Сергей Журавлёв выложил исихастско-неопятидесятническую программу духовного восхождения: 1. Молиться о прощении "Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного". 2. Молиться о "крещении Духом. Пионер отечественного неопятидесятничества А. Ледяев помазал Журавлёва на дело, о котором тот говорит так: "Я прошу многих священников оставаться в своём патриархате, будь то Московский или Киевский <...> внутри этой структуры делайте всё от вас возможное для её реформации".
На Украине проповедует неопятидесятнический пастор, одетый в рясу с наперсным крестом, его представляют как "архиепископа Сергия (Яковлева)". Этот выходец из секты А. Ледяева участвовал в совместных службах с раскольниками-филаретовцами. Православный игумен Евмений (Перистый) организует миссионерские команды на основе "Альфа-курса" (под названиями: "Путь", "Альфа и Омега"), проводит групповой "уикенд Святого Духа", где люди получают дары "святого смеха" и тому подобное. "Альфа-курс" разработан англиканами-"харизматами". Миссия "харизматов" состоит в передаче "Духа", ни в чём другом. И они этого не скрывают. За них это делают православные, рассчитывая, что плоды харизматизма принесут нам пользу.
Осознав, что "духовные дары сегодня доступны всем христианам" православный алтарник Венедикт (Б. Хинн) ушёл к неопятидесятникам. На отпевании своего православного отца в США пастор Хинн устроил харизматистское собрание в храме, греческий священник сопротивлялся, но ему не хватило решимости навести порядок. В Нигерии "православный евангелист" Ч. Омурока открыл харизматистский центр под названием "Церковь Чуда". Католичка Вассула Риден (Ryden) постоянно общается с "Иисусом" через оккультно-харизматистское автоматическое письмо. Она по-неопятидесятнически исцеляет верующих, отправляя их в состояние "покоя в Духе". Основанное на её откровениях харизматистское движение "Истинная жизнь в Боге" проповедует и принято на ура греческим движением "Православное обновление". На русский Вассулу перевёл автор-апологет, ныне священник Константинопольской Патриархии. Да, активисты по всему миру стирают границы между Православием и волнами массового харизматизма.
Тема Православие и харизматизм на этом не исчерпана. Тем не менее, статья затронула основные вопросы темы, даёт пищу для дальнейших размышлений, для более фундаментального обсуждения. Теперь же мы подошли к моменту, когда пора подвести первые итоги.
Неизбежные выводы
Мы живём во время триумфа всевозможных подделок. На пакетах с порошковым молоком красуется обманчивая реклама: молоко натуральное цельное, ведь человек, наливающий из пакета молочно-белую жидкость, хочет настоящего молока. В религиозной жизни то же самое. Не каждое издание с надписью "православное" является таковым. Но тут распознать замаскированную ложь посложнее, чем с молоком - не все мы знаем Православие на вкус. И всё же есть общий для всех подделок признак: сверхдешевизна. Подделки предлагаются по цене ниже себестоимости настоящих продуктов. А поддельная харизма, лжеблагодатное переживание гарантируется после внутренних и внешних усилий, несопоставимых с настоящим православным подвижничеством.
Выше мы имели много возможностей убедиться в этом. Среди православных книг, журналов, газет и листовок мы встречали компоненты харизматистской духовности неопятидесятников, богородичников, маргинальных католиков, лжекатакомбников, имитации исихастской духовности. Увидели, что харизматизмом могут страдать и либералы, и консерваторы. Наблюдали, как под знаменем борьбы за православную духовность создаются харизматистские общины, основанные на лжестарчестве и лжепослушничестве, царебожии, массовых мироточениях и отчитках, "Альфа-курсе" и особенно на движении против кодов.
Слава Богу, кроме бесчисленных харизматистских подделок есть традиционная православная духовность, тысячелетиями опробованная на опыте многих. Православие из рук аввы Дорофея, преподобного Иоанна Лествичника, святителя Феофана Затворника, старца Силуана Афонского, митрополита Антония Сурожского, архимандрита Иоанна (Крестьянкина)... Вкушать подлинное христианство мы можем в Русской Православной Церкви, держась образа жизни, на какой мы призваны Богом, семейный он или монашеский. Не стоит притязать на что-то великое, давать простор затаённой гордости. Путь духовного восхождения пролегает не через созерцание и совершение чудес, а через покаяние и борьбу со страстями. Все подвижники шли этим путём. И поиски лучшего пути приведут нас к злокачественной подделке под лучшее. Зачем нам это надо? От добра добра не ищут. Если бы мы в своих поисках добра следовали народной мудрости, вошедшей в поговорку, то статью "Православие и харизматизм" не пришлось бы затевать.
Поэтому нам нужно извлечь из вышеприведённых фактов уроки и не путать Православие с подделками под него, какими бы притягательными (бескорыстными и сверхдуховными) они ни казались. Важно помнить про тщательную проверку духовного опыта, этого требует христианская осмотрительность. Исихасты считают её добродетелью трезвения, харизматисты же объявляют еёгрехом маловерия. Если основательной проверке опыта сопротивляются, то ясно, что опыт приобретён духовно незаконным путём, а, значит, чреват прелестью и харизматизмом. От чего избавь нас, Господи, по великой Своей милости!
Сержантов Павел, диакон
[1]Старец Силуан Афонский. М., 1996.С. 27.
[2]Там же. С. 416.
[3]Там же. С. 402-403.
[4]Святитель Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. Уроки из деяний и словес Спасителя. М., 1998. С. 155.
[5]См. Сидоров А. Преподобный Макарий Египетский и проблема "Макарьевского корпуса" // Альфа и Омега. 1999. № 3(21). С. 103-115.
[6] Старец Силуан Афонский. С. 22-26, 38-43.
[7]Пауэр-ивэнджелисм - от англ. power ‘сила, мощь, ткж власть' и evangelism ‘евангелизация, изложение Евангелия'. - Ред.
[8] См. о его секте подробную статью А. Дворкина: http://iriney.ru/sects/oprichn/001.htm
[9]Митрополит Мелетий. Печать антихриста в православном Предании. М., 2001. С. 8.
[10]Митрополит Иерофей (Влахос). Православная духовность. СТСЛ, 1999. С. 117.
[11]Митрополит Антоний Сурожский. Беседы на конференции жён священников в Питерборо 11-12 мая 1971 г. // Альфа и Омега. 2006. № 2(46). С. 289-302.
[12]Древний патерик. М., 1991. С. 39-40.
[13]Иеромонах Анатолий (Берестов), Печерская А. Под маской Православия нередко скрываются колдуны, экстрасенсы и псевдоправославные секты. М., 2006. С. 366-388, 243-323.
[14]Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 1993. С. 46. Древний патерик. С. 378.
[15]Протоиерей Борис Балашов издал на этот счёт основательную статью "О церковности чудес" (http://vedomosti.meparh.ru/2005_3_4/7.htm).
Сержантов Павел, диакон
Источник: Богослов.Ru
2 июля 2009 г
Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.