Отцу Иоанну (Крестьянкину) задавали вопросы о близкой войне с антихристом. В ответах батюшка переводил речь с политики на духовность: "Насчёт войны мне ничего не известно, кроме той, что каждый человек ведёт ежедневно". Борьба со страстями и есть война против антихриста. На неё каждый призван Богом. Опыт этой борьбы и даст возможность противостоять антихристу. Древние антихристы типа Нерона убивали верующих. Не видя антихристов в IV в., монахи тем не менее готовили себя подвигами к мученичеству-свидетельству против духа антихристова. И теперь отец Иоанн призывает нас к эсхатологическому подвигу христиан, спасительному во все эпохи: "Сейчас мы всё больше боимся печати антихриста <...> А вот о печати нашего личного греха мало кто даже задумывается".
Да, в наше время печать антихриста предпроставляется, но не сатанистами-компьютерщиками, а нами: "Печать смогут поставить лишь тому, кто нераскаянно жил во грехе и кто отрёкся своей жизнью от Господа". Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного. Перед причастием мы исповедуем эту истину словами Симеона Метафраста: "Несть грех, побеждающий человеколюбие Твое <...> Ты бо еси Бог кающихся". Бороться с непростительными (нераскаянными) грехами значит быть в подвиге покаяния: "Некоторые отчаиваются, думая, что Господь не простит им грехов. Такие мысли от врага <...> если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грех" (преподобный Силуан). Часто духовники советуют покаяние начать с чего-то одного: "Поживи внимательно хоть один день, понаблюдай за собой <...> попробуй хоть день прожить, сопротивляясь (обнаруженному - д. П. С.) греху. Узнаешь, как это трудно <...> и не будешь никого осуждать" (отец Иоанн). Непринятие печати антихриста в борьбе со своим любимым и потому непростительным грехом открывает путь исполнения заповедей, и борьба не выливается в осуждение ближнего.
Духовное восхождение обогащает христианина религиозным опытом. Опытное знание Бога исихасты ценят и потому особо проверяют, начиная с самопроверки: не был ли опыт плодом мечтательности? не вызвал ли он высокомерное чувство? Даже после тщательной самопроверки не следует доверять себе без должного свидетельства. Архимандрит Софроний перечисляет этапы свидетельства. 1. Из Нового Завета. 2. Из творений святых православных подвижников. 3. От обсуждения вживую с духовно более зрелым единоверцем. Приведённые 4 стадии проверки могут не дать достоверных результатов. Тогда опыт оставляют без оценки: не хвали и не хули. Истинный духовный опыт - лишь сверхъестественный (благодатный); опыт естественный (психосоматический) и противоестественный (бесовский) могут напоминать его. Если человек принимает их за благодатный опыт, это оборачивается срывом (прелестью), прельщённый почитает срыв взлётом. И трудно убедить его вернуться к началу восхождения - к покаянию. Поэтому исихасты выработали стратегию: лучше перестраховаться и не принять благодатный опыт, чем усвоить опыт ложный.
В прелесть впадают и не харизматисты. Преподобный Силуан на Афоне дважды был в прелести; оба раза связаны с недопроверенным мистическим опытом. Дважды обжёгшись, старец стал осторожным в оценке опыта. Харизматисты жаждут эксклюзивных дарований; жажда делает их неразборчивыми; они наспех проверяют свой опыт либо не проверяют вовсе. Истинность мистического опыта в ДПК устанавливается, например, по возрасту. Листок "Пересвет" заверяет: "Нашим детям в раннем младенчестве Господь даровал способность видеть ангелов и общаться с ними <...> По благословению схиигумена (назван старец из ДПК - д. П. С.) <...> публикуем стихотворение, записанное со слов четырёхлетней девочки". Далее следует стих, где о предантихристовом времени "Бог" говорит от первого лица. Безошибочность откровения обеспечивают младость пророчицы и старость благословившего публикацию. Исихасты не знают о возрастных способностях общаться с ангелами и быть духовно зрелыми.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 205.