Не только ныне живущие младостарцы примагничивают к себе харизматистски настроенное окружение. Среди православных распространяется инструкция по проведению харизматистских собраний на могилах старцев - листовка "Правила поведения на кладбище у могил святых <...> чтобы была помощь просящим и благодать". После обрядовых указаний листовка приступает к духовным наставлениям: "Чем больше слёз прольёте, тем больше будет помощь. Чтобы получить наибольшую помощь нужно сделать не менее 150 поклонов <...> молитесь <...> сердечно, со слезами <...> люди созданы Богом для того, чтобы непрестанно молиться <...> Оставайтесь по возможности подольше" на могиле. Листовка пролагает путь к сердечной непрестанной молитве (4-5-я ст.) через слёзы и поклоны по принципу: больше сделаете, больше получите благодати. Это по-харизматистски: установку проливать на молитве максимум пота и слёз даёт Мун. А вот преподобный Иоанн Пророк видит в слезах проявлениепечали по Богу, а согласно листовке слёзы идут от житейских невзгод. Листовка обещает за молитву процветание: "Что принесёте и положите на могилку, освятится <...> яичко - от всяких болезней <...> по Божиему Закону народ верующий должен жить хорошо!". Здесь, как у неопятидесятников, в почёте теология процветания.
Храмы нашей страны десятилетия стояли закрытыми, и лишь такое святое место как кладбище было легко доступно верующим. До сих пор на Пасху невоцерковлённые люди приходят на кладбище с конфетами. Кладбищенскую духовность и отражает листовка: "Святая <...> Пелагия <...> Рязанская, Святая <...> Матроно и иеросхимонах Самсон (граф Сиверс) - эти трое Святых связаны на небе. Молитеся им и вам будет великая помощь и защита. Ночная молитва с 00.00 до 03.00 часов ценится пред Богом в 40 раз выше, чем <...> в дневное время". Список святых из листовки составлен людьми внехрамового благочестия: Пелагию Рязанскую "канонизировали" царебожники, о блаженной Матроне мы имеем книги как вполне церковные, так и харизматистские.
До недавнего времени я почитал иеросхимонаха Сампсона старцем, хотя и смущался книгами, подписанными его именем. Я думал, что виноваты публикаторы. Когда вышли аудиозаписи старца, я услышал странное толкование духовного опыта - прямо из уст старца. Отец Сампсон рассказывает о знакомом ему священнике, который так любил ближних, что на Литургии ему не хватало полотенца утирать слёзы. Он не просил Бога о нуждах людей, он - требовал. Он измучил семью, раздавая домашние вещи. Жена почему-то препятствовала его духовной жизни, и он молился о том, чтобы она... умерла. Бог её прибрал. Закончил батюшка в лагере мученичеством... Если батюшка любил ближних, то как он мог молиться о смерти жены?! Святые молитвой воскрешали мёртвых, а здесь молитвой сведена в гроб жена. Слёзные надрывные требования у Господа того, что можно лишь просить - характерны для харизматистов. Исихасты молятся, предавая ближних воле Божией. После прослушивания кассет я признал свою ошибку и более не могу видеть в иеросхимонахе Сампсоне опытного старца. У меня осталось к нему сострадание, - но это другое.
Думаешь про почитаемых в народе старцев, и сердце сжимается. Одни - инвалиды с детства, другие через лагеря пронесли веру, которую у них хотели отнять. Проникаешься сочувствием, и от этого, от чтения про их чудеса один шаг до признания их святости. Конечно, если не вдумываться: какой духовный образ старца предлагается нам? Вдумываться нужно. Многие попали в беду от сочувствия духовным вроде бы людям, когда оно переросло в почитание. Лжехристос Асахара тоже слепой, лжехристос Мун тоже сидел, от них тоже получали исцеления. Делает ли это их духовными наставниками, опыт которых нужно принять? Нет. Делает ли это их поклонников и популяризаторов духовными авторитетами? Нет. Чтимые в народе могилы подчас представляют собой места харизматистских собраний, своеобразных кэмп-митингов. Их возглавляют "духовные чада непрославленных старцев".
Дата: 2019-04-23, просмотров: 223.