Ступени с четвертой по седьмую
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРАВОСЛАВИЕ И ХАРИЗМАТИЗМ

Источник: Богослов.Ru

Посвящается моему учителю
Сергею Сергеевичу Хоружему,
без работ которого я не взялся бы за эту тему



Благодатное преемство

Христос наделил Апостолов исключительными духовными дарованиями. Например, Петру простилось отступничество (Ин 21:3-17), даже тень его исцеляла больных (Деян 5:15); он созерцал нетварный Свет Преображения. Сравниваешь свою скудную духовную жизнь с жизнью Церкви апостольских времён — и хочется полноты духовной. Такое желание может привести к самообольщению и бесовскому обольщению. Если упорно искать чудес и найти их в переживаниях на молитве и в сбывающихся сновидениях, то легко счесть себя особо облагодатствованным и не подозревать о своём духовном неблагополучии.

Это состояние прелести. Есть явление, с нею связанное, но к ней не сводящееся: когда прелесть перестаёт быть уделом одиночки, распространяется на группу; передаётся от наставника к ученику, то есть организуется в традицию ложного мистического опыта. Эти традиции прелести я буду называть харизматизмом. Появился он давно: в Деян 8:9-24 апостолы осуждают симонию — харизматисткую практику Симона волхва и его последователей. Харизматизм превращает жажду благодати в идеологию групп потребителей, нацеленных на скорое приобретение сверхъестественных способностей, которые обеспечат здоровье, достаток, уважение, чувство эйфории, знание будущего — так подобные группы понимают благодатные дары. Их получают для комфортной жизни с помощью разных обрядов и психотехник. Апостолами небесные дары понимаются иначе: они умножают любовь к Богу и людям, служат средством общения с Богом и людьми.

Гонения начали эпоху мучеников, когда век Апостолов ещё не закончился. Христос предрекал Апостолам благодать мученичества: Когда же поведут предавать вас <...> что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый (Мк 13:11). Апостол Стефан в час мученичества исполнился Духа и созерцал Христа в Его нетварной славе (Деян 7:55). Конец гонений в IV в. породил новое религиозное движение. Ответом на обмирщение христиан было монашеское движение — подвиг бескровного мученичества тех, кто стремился жить по Евангелию. К цепи благодатного преемства прибавилось новое звено: апостольствомученичествомонашество. Духовное средоточие монашеской жизни составляетисихастский подвиг. Влияние его не ограничилось монахами; каждый призывается к нему в свою меру. "Христианин должен быть подвижником", — говорит архимандрит Софроний (Сахаров). Быть, а не выглядеть.

Преподобный монах Иоанн Лествичник описал путь стяжания Святого Духа в виде ступенчатого восхождения от земли до Бога. Ступени соответствуют различным образам жизни христианской, точнее, различным образам соединения действий подвижника с действием Бога. Будучи предметом изменчивым, действия (энергии) с трудом поддаются описанию. И все же нужно хоть как-то знать всю последовательность духовного восхождения. Бывает, что искатель духовности прекращает восхождение, думая, что достиг предельной высоты; переставая восходить, он скатывается вниз. Ни одна ступень не достигается раз и навсегда, на ней нельзя остановиться, перестав действовать. Бывает, что христианин летит на небо через несколько ступеней, хорошо, если опытный подвижник вовремя остановит его. Сверхбыстрого восхождения на пути незаконного подвига ищут харизматисты. И это побуждает нас, не вникая в нюансы, проследить основные ступени духовного восхождения с присущими им дарами.

Ступени с первой по третью

Начинается всё с поворота: отвращения от греха (до ненависти к нему) и обращения к Богу (до самозабвенной любви к Нему). Жизненный путь переориентируется. Цель жизни видится уже не в достижении мирских целей (власть, удовольствия), а в прямом общении с Богом, обожающим человека до обожения. Покаяние есть и 1-я ступень и одновременно бесценный духовный дар[1]. "Лучше тот, кто был удостоен видеть самого себя (покаянным самопознанием — д. П. С.), чем кто был удостоен видеть ангелов" (авва Исаак Сирин). В полноте покаяния печаль по утраченному из-за грехов Богу всегда сменяется радостью по Богу, приходящему освободить от грехов: "Благодать покаяния есть восхищение души к Богу"(архимандрит Софроний).Покаянием делают первый шаг на земном пути, где покаянию нет конца: конец означал бы полноту обожения. Бог наделяет кающегося дарами памяти смертной (она стимулирует частую молитву — память Божию) а также чувств сокрушения (составляет ядро покаяния) и страха Божия (изгоняет малодушную боязливость). Покаянием познаётся истина и отвергается прелесть. "Все виды бесовской прелести <...> возникают оттого, что в основание молитвы не положено покаяние" (святитель Игнатий Брянчанинов). Харизматисты часто сужают покаяние до тривиального сожаления о некоторых поступках. Католичество принижает покаяние, считая сокрушение более радикальным средством. Сокрушение культивируется, оно принимает самые острые формы, на грани с истериками и неврозами. Иллюстрацией нам послужит харизматистское движение флагеллантов (XIII в.), в котором сокрушение связывалось с публичным кровавым самобичеванием.

Покаяние выводит на 2-ю ступень — борьбу со страстями. Здесь своя стратегия и тактика (см. Лествицу). Основные страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордость. Силу страсти может набрать любой повторяемый грех, ставший жизненной потребностью, второй натурой. Побороть страсть означает побороть себя и демоническую силу, разжигающую страсть для того, чтобы через неё порабощать человека. Борьба со страстями связана с исполнением заповедей Божиих, ревностный исполнитель получает дар смиренномудрия. "Чем больше смиришь себя, тем большие получишь дары от Бога"[2]. Исполнение заповедей исихасты трактуют не в привычных нам западных стереотипах: "Возда­яние бывает не добродетели (этический стереотип — д. П. С.) и не труду ради неё (юридический стереотип — д. П. С.), но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны" (авва Исаак Сирин). Заповедь есть энергия Бога, её исполнение соединяет человека с Богом. Исполнение заповедей приводит к смирению перед Богом, в нём — не слабость, а сила для сражения с бесами.

"Вся война идёт за смирение. Враги пали гордостью, и нас влекут в погибель тем же <...> смиренная душа обретает покой и мир"[3]. 3-я ступень — без­молвие или исихия (это понятие дало название исихастской духовности) предоставляет аскету временный покой, затишье после жарких боев невидимой брани. Брань не кончается, а как бы переходит на недоступный прежде уровень. Безмолвник не только борется с грехами делом и словом, он очищает ум от дурных помыслов. Греховный помысел не есть мысль, но неотчетливое настроение, побуждение, мелькнувшая картинка... Помыслы могут подсовывать бесы. Подвижник хранит ум отпомыслов не беседой с помыслом, что опасно, а безмолвнической молитвой к Богу.

Харизматисты предлагают иные пути. В XVI в. протестантизм порождает харизматистское анабаптистское движение. В г. Мюнстере анабаптисты ввели тоталитарный режим. Правила сектантского режима заменяли исполнение заповедей (борьбу со страстями). Анабаптист Мюнцер исповедывал: "Проро­чес­кий дух — ждать видений и доверяться им". Православие судит иначе: из-за хитрости сатаны и нашей неопытности поставлено "законом не принимать никаких видений и не доверяться им" (святитель Феофан Затворник). Лжепророческая ненависть к людям вместо заповеданной ненависти к страстям сделала Мюнцера вождём и идеологом Крестьянской войны; вместо мирного безмолвия пролились реки крови.

Генератор волн харизматизма

Англиканин Дж. Уэсли создал неопротестантскую общину методистов. Он искал методично организованной жизни на трёх ступенях духовного роста: 1. Обращение. 2. В результате нравственной жизни — возрождение. 3. Освящение возводит человека по степеням совершенства. Методистское учение о 3 ступенях и практика собраний вне церковных стен сыграли ключевую роль в популяризации харизматизма. XVIII в. открыл новую эру харизматизма, когда американцы организозовались в движение за духовное возрождение — ревивализм. С этого харизматистского движения началась серия харизматистских волн. На смену ревивализму в середине XIX в. пришло движение святости. Следом за ним выросла волна пятидесятничества (начало XX в.). 1960 годом запущена волна неопятидесятничества. Двадцать лет спустя возникла волна пауэр-ивэнджелисма[7]. Каждая последующая волна пыталась поднять уровень харизматизма, восстановить гаснущую энергию предыдущей, опиралась на неё и делила её на два полюса: поспокойнее и повозбуждённее. Возбуждённые вливались в новую волну, но и сравнительно спокойные не избегали её влияния. Современное харизматистское движение образует силовое поле, многократно превышающее возможности самых крупных отдельных сект, оно оказывает большое влияние на общины, которые сектами не назовешь. Границы этого движения, подобно границам шторма, трудно установить. В нём участвуют по разным оценкам от 120 до 300 млн исповедающих себя христианами. Число их растет.

Миссионерский успех ревивализм имел благодаря кэмп-митингам (собраниям на природе). Духовная атмосфера кэмп-митинга культивируется и в последующих четырех волнах. Опишем ее словами Феофана Затворника: народ "вздыхает, или вскрикивает, или делает жесты, руки и глаза поднимает быстро к небу, или падает ниц стремительно, или искривляет черты лица и т. п. Эти движения и в домашней молитве не хороши, а тем более <...> в церкви". Святитель предупреждает: конвульсии и падения не суть дары Божии, а неврологические феномены; бурное непроизвольное проявление чувств, входя в привычку, совершается для возобновления их или для показа чувств, которых нет. В итоге выходит фиглярство, а не духовное возрождение. Мистика ревивалистов, основанная на воображении духовных видений, слывёт у исихастов кумиротворением.

На кэмп-митингах боролись с бесконечными случаями блуда. Опытный пастор-организатор митингов замечает тут сложность: "Религиозная страсть заключает в себе все другие страсти; вы не можете возбудить первую, не расшевелив вместе с тем и других". Связь с блудной страстью обнажает корни прелести у ревивалистов: один из двух видов прелести происходит от сладострастия, бес непотребства представлет прельщаемым лица и слова святых, внушает лжепророческое слово (преподобный Григорий Синаит).

Движение святости сделало важное открытие: оказывается освящение (высшая ступень согласно Уэсли) мгновенно достижимо через переживание внутреннего кризиса. Это многим открыло доступ к высотам нездоровой мистики. Отдельные "святые" переживали освящение как "крещение Духом Святым" и говорили языками, именно этот опыт лёг в основу следущей волны. Пятидесятники сделали общеобязательной традицией опыт "крещения Духом", непременно подтверждаемый знамением (чаще всего говорением на языках). Согласно святителю Игнатию Брянчанинову жела­ющие совершать знамения движимы страстями, хотя бы и считали, что руководятся ревностью к делу Божию, в таком же состоянии самообольщения находятся и те, которые хотят видеть знамения. Апостолы говорением на языках проповедовали Христа иностранцам, а пятидесятники миссионерствуют с помощью переводчиков. Говорение языками у них выливается в безумный экстаз, он достигается психотехниками, вроде тех, которые практикуются у спиритов.

Пятидесятническая волна создала традицию получения чуда, чем была запущена цепная реакция харизматизма. Неопятидесятники (они же «харизматы») поставили чудотворение на конвейери завалили чудотворческой продукцией разные христианские исповедания: неопротестантов (баптистов и др.), протестантов ("харизматы" духовно разрушили англиканство) и даже католиков. Уже через несколько лет после своего возникновения "ха­риз­маты" молились о православных, чтобы "Дух охватил эту Церковь так же, как он охватил католическую". И не только молились. Архимандрит Евсевий (Стефану) 40 лет проповедует харизманию православным американцам. Отметим, что для неопятидесятников "обновить Духом" христианскую общину важнее, чем присоединить часть её к своей секте. "К сожалению, оказалось, что Православная Церковь не обладает абсолютным иммунитетом против неопятидесятничества <...> в ближайшем будущем мы можем столкнуться с феноменом неопятидесятничества и в Православной Церкви", — признаёт А. Дворкин. Судите сами, сейчас в России 300 тыс пятидесятников и «харизматов». Большинство из них по своим корням — православные.

Ведущие «харизматы» берут на вооружение духовный опыт движения Нью эйдж (из псевдоиндуистских и псевдобуддийских источников), а нью­эйджеры обращаются за энергетической подпиткой к «харизматам». «Харизматы» как и положеногнушаются языческими религиями за их связь с демонами, но применяют их способы связаться с духовной реальностью — не к падшим духам, а к «Духу Святому». Среди действий «Духа» неопятидесятники помимо говорения языками и исцеления числят "святой смех" (тот самый смех на молитве, который отверг старец Силуан) и "слово знания" (ясновидение). На первый план выдвинулась теология процветания, согласно которой дары Божьи гарантируют христианам преуспевание в земных делах. Радикальные теологи процветания доходят до самообожествления, издеваются над крестным обнищанием Господа, изгоняют «духа бедности» из банкротов, как будто финансовый неуспех — это признак действия бесов.

Пауэр-ивэнджелисм базируется на том, что все духовные дары принадлежат общине верующих и находятся в распоряжении каждого, а проповедь знамением действеннее, чем проповедь словом. Меж тем у Апостолов "знамения свидетельствовали о силе и значении слова. Существенный деятель — слово <...> Слово действует непосредственно на ум и сердце; знамения действуют на ум и сердце посредством телесных чувств" (святитель Игнатий). На чувства плотского человека и ориентирован харизматизм, у духовного человека знамение не стоит на первом плане.

Собрание легенд

Первая легенда: прозорливым старцам пришло откровение об электронной печати антихриста, они и начали ДПК. Именем афонского старца Паисия (Эзнепидиса) набирало силу греческое ДПК. Самая ранняя беседа схимонаха Паисия об электронной печати относится к 1987 г., когда он посетовал иеромонаху Христодулу Святогорцу: "В Америке уже начертывают имя "зве­ря" лазером". Паисий тогда вынес из кельи и "показал книгу американки М. S. Relfe". Через считанные дни после беседы Паисий написал выступление против кодов; назвал созвучно американо-греческим публикациям Рэлф - "Знамения времён: 666". Исихастский опыт безмолвия (3 ст.) учит осторожно относиться к помыслам. Преподобный Силуан замечал: "Мудрость в том, чтобы не принимать помысла". Помысел о штрих-коде шёл от прельщённых неопятидесятников. Его надо было отвергнуть, Паисий, увы, его принял. А когда помыслу Паисия пытались придать статус частного мнения, он протестовал: "Я не выражаю своего собственного мнения, а <...> мнение Церкви". По словам Паисия, он спрашивал на молитве об электронной печати и получил ряд откровений. Митрополит Мелетий рассуждает о ДПК так: "Если с г-жой Рэлф говорил не Святой Дух, то, значит, какой-то другой дух, - а какой именно, можно узнать по плодам". Плоды такие - помысел ДПК стал "запугивать народ и наносить вред Церкви"[9].

Вторая легенда: инженеры натолкнулись на зашифрованное в компьютерной программе число антихриста и подняли тревогу. Легенду обслуживает растиражированное выступление инженера К. Сандерсена, который проектировал подкожные чипы. Летом 1993 Сандерсен выступил против микрочипов, он буквально заявил: "Бог мне сказал: "Посмотри на число 666". И я сказал: "Господи, я же не знал об этом"". Итак, инженер узнал о 666 не из технической документации, а из беседы с "Богом", точнее из «слова знания». Отечественные публикаторы харизматизм Сандерсена замаскировали, чтобы не отпугнуть православных. Однако и в их искажённой публикации видно, как этот «христианин библейской веры» заканчивает выступление серией цитат из Д. Уилкерсона (он возглавляет неопятидесятническую "Церковь на Таймс Сквер").

Все попытки обосновать текстами старцев и технической документацией откровение о кодах появились в православном ДПК на втором десятилетии его жизни. Они сделаны задним числом. ДПК началось не со старчества, не с инженерии, а с харизматизма. Православное крыло ДПК регулярно печатает новости "харизматов" из ДПК, избегая ссылок на конфессиональную принадлежность своих источников. Тут, по наблюдению диакона Андрея Кураева, проявляется странный экуменизм. Странность экуменизма в том, что православные из ДПК считают экуменизм всеересью и признаком последних времён. Почему же они распространяют откровения иных исповеданий и даже религий? Думаю, потому что они уверены в непременном содействии им Духа истины, Который не допустит им обмануться, то есть они настроены харизматистски.

Харизматистская эстафета

Одержимая духом прорицательным (Деян 16:16-18) сообщила людям, что Павел возвещает спасение, но Апостол выгнал из неё духа не потому что информация неверна, а потому, что бес вредит, даже когда сообщает адекватные сведения. ДПК у "харизматов" началось благодаря правдоподобной информации "Духа" о кодах, а продолжилось новыми "крещениями Духом". Неопятидесятническое ДПК не стремится передать информацию о чуде, оно стремится передать чудотворческий дух харизматизма. ДПК легло на православную почву силами самостоятельных в своём мистицизме (или харизматизме) православных. Православные харизматисты составляют в православной части ДПК меньшинство, но они стараются влиять на нормальных православных из ДПК, вызывают у них харизматистский настрой. Уровень харизматизма в православной среде повысился с помощью ДПК, так что желание "харизматов" передать "Дух" отчасти сбылось.

Проповедь ДПК среди православных подкрепляется чудесами типа: в "храме Святителя Николая, после того как община решила не принимать ИНН прихода, чудесно замироточил образ Святителя". Почитающийся старцем в ДПК протоиерей Владимир Шикин утешает: "Вы не представляете, какие чудеса в последние времена будет творить Господь". Как это напоминает учение о позднем дожде! Противоположное этому учению сообщает старец Софроний: "Есть предсказания святых Отцов IV в., что в последние времена Бог скроет от верных Своих, где (на какой ступени - д. П. С.) они. Не будут творить чудеса. И будут ощущать себя как бы покинутыми Богом, в состоянии истощания. Это единственный верный путь". Не все идут им. Потоки чудес у православных и "ха­ризматов" в ДПК образуют духовную эстафету. Проследим её.

Вот двусторонняя листовка. На одной стороне выступление Сандерсена, на второй - икона Спасителя из Оренбургской области: с 1999 г. (начало активного присвоения ИНН) икона замироточила, а когда был запущен проект "Карта москвича", икона закровоточила. Церкви известно кровоточение из иконы Богоматери. Но чтобы Кровь шла из иконы Христа?! Подобное было у богородичников, они тоже доказывают этим правоту своих пророчеств... Ниже мы вернемся к теме чудес от икон и увидим, что оренбургское чудо - частный случай невиданных массовых мироточений.

Буклет "Петля глобализации" после ссылки на Сандерсена пророчит: "В обычном концлагере человек имеет возможность духовной жизни <...> в электронном - ничего этого не может быть. Всё, что бы он ни делал, какие бы ему ни приходили в голову мысли - всё это не его, а внушение чужой воли. Это уже что-то человекообразное, но не Человек - образ Божий". Учение об утрате через грех образа Божия было бы естественно для псевдопротестанта Сандерсена, Православие же учит об искажении образа Божия. Но ДПК не останавливается на протестантской окраине и утверждает совсем как ньюэйджевское "Белое братство" (их собратья по ДПК): ИНН зомбирует человека. Православное ДПК протестует: "не желаем стать заклеймёнными зомби"! Нью эйдж господствует в таких жанрах как фильмы ужасов и фантастика. Воспитанные на них православные ожидают "пре­вращения человека <...> в придаток компьютера - киборга". Но согласно Православию сделать из человека программируемое периферийное устройство невозможно.

ДПК верит в антиутопию: суперкомпьютер всемирного правительства через спутники будет контролировать поступки, здоровье и жизнь людей, принявших микрочипы. Раньше указывали на брюссельский компьютер "Зверь". Теперь обсуждают проект создания компьютера "LUCID"; "Общество Ревнителей Православия", принадлежащее одному из расколов, который присвоил себе название РПЦЗ, производит название "LUCID" от имени Люцифер. Стоит ли бояться компьютерной слежки? Активнее и организованнее всех нам противоборствуют бесы. Информации о каждом из нас они имеют предостаточно, добывают её лучше электродатчиков, передают быстрее интернета и проникают даже в наши помыслы. Более злоумышленной слежки и контроля, чем всегдашние бесовские нападки, никакие компьютеры не устроят. Помимо бесовской слежки есть Божий промысел. Бог, в отличие от бесов, располагает полнотой информации и возможностей вмешаться. Силуан Афонит делится своим опытом: когда мы испытываем нападение беса не надо бежать, потому что в момент нападения Бог приближается к нам, и если мы, несмотря на устрашения, мужественно смиримся перед Богом, то Он даст победу над бесом.

Христианское отношение к миру сочетает два действия: мир принимается как создание Божие (мир как добро) и отвергается в его отступлении от Бога (мир как зло). Исихаст отрекается от мира злых деяний, а не от мира злых вещей. Осуждение мира проявляется как борьба со страстями: "Брат <...> хвалил одного брата за то, что он ненавидит зло <...> Старец (Пимен Великий - д. П. С.) отвечал: вот ненависть ко злу - если кто возненавидел свои грехи, а ближнего своего почитает праведным". В ДПК культивируют осуждение греха: "Принятие ИНН - богоотступничество". Эта фраза из газеты "Канон" обличает чужой грех. ДПК отвергает мир внешне - компьютеризацию. Мир гибнет, из него надо бежать. Как? "Нам бы не от компьютеров бежать надо (это техника), а от своих собственных грехов" (отец Иоанн (Крестьянкин)).

Сораспятие Христу

Святитель Макарий (Невский) в 1917 г. якобы увидел вещий сон о том, как Государь "взял вину русского народа на себя". Сон опубликовали единомышленники С. Нилуса, которому в 1921 г. сон "кто-то передал". (Да, влиятельный в ДПК писатель Нилус многим привил любовь к оптинским старцам, что не делает этого представителя "истинно-православ­но­го" движения, который напророчил целый ряд несостоявшихся эсхатологических событий, знатоком исихастской традиции.) Согласно Феофану Затворнику христианин восходит на Голгофу, когда очищается от своих страстей на кресте благоразумного разбойника (1-2 ст.); сраспинается Христу, когда предаётся в волю Божию (6-7 ст.), когда может сказать:живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал 2:19-20). Хотя апостол Павел сораспялся Христу, он спрашивает: Разве Павел распялся за вас? (1 Кор 1:13). Апостол после мученичества сам ходатайствует перед Богом за христиан, но он исповедует, что только Жертва Христова всеискупительная. К началу 1980-х относится встреча ДПК и православных, находящихся под влиянием ключевых для царебожия идей. Иеромонах Серафим (Роуз) предчувствовал конец мира ещё когда писал книгу "Православие и религия будущего" (1975 г.). Там признаком предантихристова времени он вывел экуменизм, по милости которого неопятидесятничество проникло к нам. Летом 1982 г., после публикации Рэлф, иеромонах читает лекцию "Православное мировоззрение" и среди признаков последних времён называет компьютерную систему 666. Лекцию начинает критика "харизматов", а заканчивает тезисный пересказ Рэлф.

Иеромонах Серафим, ощущая апокалиптичность нашего времени, утверждал: "Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство <...> Однако до сих пор нет настоящего покаяния". Наставник иеромонаха Серафима епископ Нектарий (Концевич) по "некоему откровению" в те же годы заявил: "Смертный грех цареубийства тяготеет <...> над каждым из нас <...> Христос был распят <...> так и Государь принесён в жертву за грехи всей России". Последние две цитаты современные царебожники из ДПК берут как руководство к действию. Они верят, что грех против царя, аналогичный первородному, запустил механизм уничтожения РПЦ, остановит механизм чин отвержения этого греха. Он же призовёт "Царя", с чьей властью будет связано процветание России и победа над антихристом. Фигуру "Царя" они смешивают с Христом в первом и втором Пришествии. Эта путанная доктрина, сходная с откровениями "истинно-православных" царебожников-бого­родичников, напоминает учения католических маргиналов о "Соискупи­тельстве" Девы Марии и хилиастическом "веке Марии" перед концом света.

Одна группа царебожников организовала проведение на открытом воздухе чина покаяния в цареубийстве. Поток чудес организаторы чина приводят как доказательство его благодатности. Священники на чине делаются прозорливыми, группы кающихся слышат ангелов и получают исцеления в диапазоне буквально от исчезновения насморка до воскрешения. Ольге из Ульяновска по приезде на чин во сне был глас: "У вас не имена, а цифры". Вернувшись домой, она отказалась от ИНН. Покаяние и вообще первые ступени восхождения не позволяют нам принимать опыт мистического сна: "У тех только бывают истинные во сне видения <...> которых ум благодатию <...> свободен от всякого давления со стороны страстей и от рабства им" (преподобный Симеон Новый Богослов). Свидетельство Людмилы из Ростова-на-Дону даёт почувствовать атмосферу чина покаяния в цареубийстве: "Через Царя наше спасение! <...> (во время слёзного покаяния - д. П. С.) мужской голос закричал: "С иконы Царя Николая II течёт кровь!". Мгновенно заколыхалось людское море и ринулось к иконе".

На чине у Татьяны из Сергиева Посада "появились трепет и дрожь в руках. А далее по телу стали проходить как бы слабые нити электрического тока. Татьяна испугалась и обратилась с молитвой к иконе Господа, которая вибрировала в её руках. Она посмотрела на икону и увидела, что из-под тернового венца Спасителя потекла кровь. Весь Чин покаяния Татьяна проплакала". Характерные черты: крики и колыхание ожидающей чудес толпы, дрожание и обмороки, видения. Этот чин - псевдоправославный аналог кэмп-митингов, которые сделали харизматизм массовым явлением. Чин проводился примерно раз в месяц, привлечённые мистическими ощущениями люди приезжали на него по нескольку раз. Организаторы сообщают, что через чин за 3 года прошло 200 тыс человек, и что возражать против чина могут только сатанинские силы.

Патриарх Алексий в декабре 2007 г. заявил, что участие в этом чине для православных недопустимо и душевредно, что священников, которым для покаяния недостаточно таинства исповеди, необходимо лишать сана. Организаторы чина в ответ лишь приостановили его проведение на открытом воздухе, пока Патриарх не предложит канонический вариант чина, как будто заявления Святейшего и решения Синода не закрыли вопрос о царебожном чине Чин предлагает альтернативную церковной борьбу с грехом - групповое покаяние в родовых грехах, "покая­ние" за умерших (ср. "крещение" за умерших). Хотя сын не может каяться в грехе отца, а только в личном грехе. Вообще царебожники возвращают христиан к родовому сознанию. Обожение у них становится из личного групповымсобытием. Н. Козлов фактически возвещает о роде "Удерживающих Царей Искупителей", который сотрёт главу змия. Учение о том, что после Христа царский род спасает человечество, ставшее трансгенной смесью людей и бесов ("Опричный листок", № 43 и 54), уже было слышно - из харизматистской секты Муна.

Другая группа царебожников считает покаяние в цареубийстве клеветой на народ. Она признаёт ИНН антихристовой провокацией, на неё призывает ответить соборным прославлением Николая II в "лике искупителя". Тогда земля даст семикратный урожай, народ духовно воскреснет, "как Апостолы, когда на них обрушилась благодать, языки сошли". Царебожная теология процветания предполагает, что некоторые могут вкушать харизму уже сейчас: "Благодать на них давит (у них и правда давящая "благодать" - д. П. С.), и они в радости пребывают". Так учат авторы "единственной в мире мироточивой газеты "Жизнь вечная"". Интересно, что статью псевдоправославной "Жизни вечной" о духовном смысле проклятия перепечатала неопятидесятническая "Цер­ковь прославления". Рыбак рыбака видит издалека; "харизматы" учатся у ДПК.

Виды прозорливости

Если мучительная проблема не решается с помощью специалистов (врачей и др.), то нередко человек склоняется внимать слухам: там-то живёт прозорливец, он указал одной болящей на нераскаянный грех, она покаялась и выздоровела... Стоит иметь в виду, что прозорливость бывает разная; архимандрит Софроний различает её согласно классическому тройному делению.

1. Противоестественная прозорливость. Страстный человек может узнавать неприметное действие хорошо знакомой ему страсти по поведению незнакомца. А тот думает, что столкнулся с благодатной прозорливостью. Встречается и прозорливость от прямого внушения демонов. Такой прозорливости доступно чтение мыслей, указание внешних событий и обстоятельств жизни собеседника, но ей недоступно проникновение во внутреннего человека. Впрочем, знание себя до дна мало кто имеет и редко кто ищет.

2. Естественная прозорливость обнаруживает себя во время беседы с незнакомым человеком. Она обусловлена нервно-психической чувствительностью. Борьба со страстями делает проницательного знатоком вражьих помыслов. Вершиной естественной прозорливости исихасты полагают дар духовного рассуждения, в котором рассудительность соединена с действием благодати. Духовное рассуждение встречается редко, ценится и хранится подвижниками. При обсуждении некоторых советов старца Силуана отец Софроний избегал определять: от Бога или от себя говорил старец. Стало быть, не всегда корректно убирать скобки, когда речь заходит о (сверхъ)естественной прозорливости.

3. Сверхъестественной прозорливости доступна глубина души (сердце) незнакомого человека, неизвестная и самому этому человеку. Тут через молитву без беседы прозорливый познаёт незнакомца. Преподобный Силуан сподоблялся подобного исключительного дара, но хранение его не совершал. Обстоятельство важное, оно показывает, что даже от проявлявшего благодатную прозорливость старца ждать гарантированной прозорливости нельзя.

Почему мы ищем прозорливых откровений? Всегда ли нами движет стремление познать волю Бога? Ведь познание Воли о мне ко многому меня обязывает и не гарантирует комфортное будущее. Благодатную прозорливость можно понимать как редчайший частный случай познания воли Создателя. Само по себе познание Воли в книге о преподобном Силуане Афонском описывается тремя подходами; самый надёжный из них совпадает с восхождением по духовным ступеням.

Подход первый. Познание воли Божией предполагает последующее творение Воли (исполнение заповедей в борьбе со страстями - 2-я ст.). Надо обращаться к Евангелию, оно выражает волю Бога в общем руководстве. Однако читающий Библию часто не понимает, как ему поступить в конкретном случае. Харизматисты при таком затруднении просто вчитывают в Библию откровение о своём частном случае: помолись об откровении Воли, открой Библию и читай стих, на который упадёт взгляд, в нём для тебя откроется указание Воли. Так на Библии гадают не только неопятидесятники (Д. Уилкерсон), но и православные тоже.

Подход второй. Поскольку в частном затруднительном случае даже после усердного поиска в Писании и Предании полной ясности может и не быть, "нужно ещё иметь просвещение от Бога о способе осуществления в жизни <...> заповедей" Евангелия. Порой такого просвещения ищут на исповеди, полагая, что спрошенному о проблеме священнику первый ответ на ум придёт от Бога по благодати хиротонии. Отец Софроний не даёт нам принять такое наивное воззрение: "Христиа­нин, и особенно священник или епископ, стоящий перед необходимостью найти в том или ином случае решение, согласное с волей Божией, внутренно отказывается от всех своих познаний <...> желаний, планов, и свободный от всего "своего", внимательно в сердце молится Богу, и первое, что родится в душе после этой молитвы (а не вопроса на исповеди - д. П. С.), принимает как указание свыше".

Итак, в нужде и скорби молитва ведёт к познанию Воли при условии, если Господь благословит молящегося предвестниками даров очищения ума от помыслов (3-я ст.) и сведения ума в сердце (4-я ст.). Только тогда освободившийся от всего своевольного на внимательной молитве получает познание Воли. Софроний как-то извинялся перед родной сестрой: я долго не отвечал тебе на письма, поскольку занят выяснением воли Божией, теперь это трудно, не то, что от старца Силуана её узнавать. Даже такой духоносец, как отец Софроний, познание Воли получал не наскоро. Второй подход не вполне безопасен, требует перепроверки.

Харизматисты предлагают иной, лёгкий путь: ища волю Божию, помолись и первую мысль, которая по молитве придёт, принимай как от Бога. Первый помысел подтверждается дальнейшим ходом дела. Если дело пошло как по маслу - значит Бог помогает, мысль была от Него. Если дело не идёт из-за препятствий - значит мысль от... Бога, а бес мешает творить волю Его. Как ни крути, всё выходит в пользу первой мысли. Поэтому разгорячённому искателю Воли опытный советует: "Не стремитесь так усиленно узнавать волю Божию в вашем деле, чтоб не принять за волю Божию горячность собственного сердца" (игумения Арсения (Себрякова)).

Подход третий. По-настоящему надёжный подход к познанию Воли связан не с предвестниками даров разных ступеней, а с самими дарами. Надёжный путь узок, он простирается до (сверхъ)естественной прозорливости. Он сопряжён с даром хранения ума от помыслов (3-я ст.), "предваряется навыком постоянно молиться, держа внимание в сердце (4-5-я ст. - д. П. С.). Чтобы достовернее услышать голос Божий в себе, человек должен совлечься своей воли (6-я ст. - д. П. С.) и быть готовым на всякую жертву". Подвижник, поборов страсти, переживает смерть своеволия и воскрешение души к жизни в Боге и познаёт Волю в прямом водительстве Божием (7-я ст.). По такому пути аскет восходит под неусыпным руководством благодатного старца. Отношения спутников складываются через послушание, а это подвиг чисто монашеский. Здесь надо забыть о жизни покомфортней, которую ищут приходящие "погадать на старце".

Волна знамений от икон

Икона уводит нас от соблазна на молитве воображать Христа. Он уже изображён согласно канонам, исключающим мистические фантазии иконописца. Перед иконой происходит личная встреча с тем, кому мы молимся. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил о реликвиях так: "Святые и при жизни исполнены были Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами, и с телами их <...> и со святыми иконами их, - не по существу, но по благодати и действию (энергии)". Это проявляется, в частности, мироточением. Помазанием мира от мощей и икон Господь может подать исцеление и изгнать беса.

На наших глазах появилось чудо массового мироточения. Самое знаменитое началось в 1998 г. в ивановском женском монастыре: от богородичной иконы эстафету мироточенийприняли более 7,5 тыс икон только за первый год, от мира были исцеления. Духовник монастыря, слывущий в народе старцем, высказал свою трактовку чуда: Господу угодно, "чтобы отсюда началось выздоровление всей России". Монастырь стал всероссийским паломническим центром. От известных из истории Церкви случаев мироточения новоявленное чудо отличает то, что в этом случае не истекает, а появляется, не миро, а разнообразная по консистенции влага, не только от икон, а от журналов, фаянсовой чашки. Мироточит "икона Искупителя Николая", ньюэйджевская "икона Божией Матери Воскрешающая Русь". Культ последней сформировал харизматистское движение её почитателей, в котором участвуют две околоправославные секты. Патриарх Алексий в 2004 г. призвал изъять "Воскрешающую Русь" из церковного обращения.

Знаменитое мироточение в Оренбургской области началось с того, что от приложенной к мощам иконы святителя Николая "вышли две светящиеся стрелы. Около двух минут продолжалось свечение". Потом икона стала слезоточить, после замироточила и передала эстафету чудотворения десяткам домашних икон. Из них наибольшую известность получила упомянутая в рассказе о ДПК икона Спаса. Тяжкоболящим хранительница иконы даёт для исцеления прикладываться к "Крови Христа" на иконе. Зимой изба с массовым мироточением промерзает, паломники выпускают на улицу тепло бесконечным открыванием дверей. В городе Клин-9 массовое мироточение превратило квартиру Валентины Ж. в целительский харизматистский центр[15]. Подобный центр действует в доме протоиерея Михаила О. (Краснодарский край). В его семье видели как "благодатный Огонь" сошёл на домашние кресты, и они замироточили. Мироточит и фото ныне здравствующего протоиерея Михаила О. У хранителя мироточивых икон православного юноши Торнике из Грузии сами собой появляются раны, из некоторых идёт не кровь, а миро. А в это время неопятидесятники публикуют фотографии необъяснимого появления масла на своих ногах и руках во время собрания. Они принимают это за помазание от Бога. Харизматисты, и наши, и не наши... сами мироточат, как живые мощи.

Массовое мироточение мы находим в опыте как православных, так и католического диакона-"харизмата" из США А. Уэйлерта (Weilert). Его знакомый в 2003 г. получил в подарок медаль, приложенную к мощам католической святой Элизабет Энн Сетон (miraculous medal - католический аналог наших металлических нательных иконок). Он обнаружил, что медаль источает масло. Домашние святыни, оказавшиеся рядом с медалью, замироточили. Масло с медали посчитали символом присутствия Духа. Благодаря Уэйлерту десятки тысяч святынь замироточили от медали, многие люди от мира исцелялись. Уэйлерт руководит "харизматическим" центром: исцеляет молитвой, помазывает больных маслом от медали. История с Уэйлертом поразительно совпадает с массовыми мироточениями у православных. Та же эстафета мироточений от литургически значимых святынь, те же исцеления. Однако происходит эта история в ходе неопятидесятнической волны, прорвавшейся к католикам.

Волну мироточения с волнами харизматизма объединяет не только опыт Уэйлерта, но и то, как взрыв чудотворства православные увязывают с эсхатологическими ожиданиями. Часто спрашивают: является ли массовое мироточение признаком скорого конца? Отвечает игумен Лукиан: "Знамений в наши дни действительно много. Но это предсказано <...> в книге пророка Иоиля". И приводит стихи о излиянии Духа в последние времена (Иоил 2:28), прибавляя: "Наше время во многом апокалиптично". Да перед нами же (нео)пятидесятнический аргумент о позднем дожде! Массовое мироточение для некоторых православных годится на ту же роль, какую сыграло массовое "крещение Духом" для "харизматов". "Крещение Духом" связано с исцелениями, изгнаниями бесов, молитвой на языках, пророчествами. Всё перечисленное наблюдается при массовых мироточениях у православных, кроме говорения на языках. Правда, в современных "волнах Святого Духа" оно и не считается обязательным. Пережившие "Кре­щение Духом" передают свой опыт другим, также и ревнители мироточений устраивают эстафеты мироточений, выискивают подтёки влаги на иконах по храмам, побуждают священников помазывать прихожан и отслеживать слухи об исцелениях, предавая чудо огласке.

Неизбежные выводы

Мы живём во время триумфа всевозможных подделок. На пакетах с порошковым молоком красуется обманчивая реклама: молоко натуральное цельное, ведь человек, наливающий из пакета молочно-белую жидкость, хочет настоящего молока. В религиозной жизни то же самое. Не каждое издание с надписью "православ­ное" является таковым. Но тут распознать замаскированную ложь посложнее, чем с молоком - не все мы знаем Православие на вкус. И всё же есть общий для всех подделок признак: сверхдешевизна. Подделки предлагаются по цене ниже себестоимости настоящих продуктов. А поддельная харизма, лжеблагодатное переживание гарантируется после внутренних и внешних усилий, несопоставимых с настоящим православным подвижничеством.

Выше мы имели много возможностей убедиться в этом. Среди православных книг, журналов, газет и листовок мы встречали компоненты харизматистской духовности неопятидесятников, богородичников, маргинальных католиков, лжекатакомбников, имитации исихастской духовности. Увидели, что харизматизмом могут страдать и либералы, и консерваторы. Наблюдали, как под знаменем борьбы за православную духовность создаются харизматистские общины, основанные на лжестарчестве и лжепослушничестве, царебожии, массовых мироточениях и отчитках, "Альфа-курсе" и особенно на движении против кодов.

Слава Богу, кроме бесчисленных харизматистских подделок есть традиционная православная духовность, тысячелетиями опробованная на опыте многих. Православие из рук аввы Дорофея, преподобного Иоанна Лествичника, святителя Феофана Затворника, старца Силуана Афонского, митрополита Антония Сурожского, архимандрита Иоанна (Крестьянкина)... Вкушать подлинное христианство мы можем в Русской Православной Церкви, держась образа жизни, на какой мы призваны Богом, семейный он или монашеский. Не стоит притязать на что-то великое, давать простор затаённой гордости. Путь духовного восхождения пролегает не через созерцание и совершение чудес, а через покаяние и борьбу со страстями. Все подвижники шли этим путём. И поиски лучшего пути приведут нас к злокачественной подделке под лучшее. Зачем нам это надо? От добра добра не ищут. Если бы мы в своих поисках добра следовали народной мудрости, вошедшей в поговорку, то статью "Православие и харизматизм" не пришлось бы затевать.

Поэтому нам нужно извлечь из вышеприведённых фактов уроки и не путать Православие с подделками под него, какими бы притягательными (бескорыстными и сверхдуховными) они ни казались. Важно помнить про тщательную проверку духовного опыта, этого требует христианская осмотрительность. Исихасты считают её добродетелью трезвения, харизматисты же объявляют еёгрехом маловерия. Если основательной проверке опыта сопротивляются, то ясно, что опыт приобретён духовно незаконным путём, а, значит, чреват прелестью и харизматизмом. От чего избавь нас, Господи, по великой Своей милости!

Сержантов Павел, диакон

[1]Старец Силуан Афонский. М., 1996.С. 27.

[2]Там же. С. 416.

[3]Там же. С. 402-403.

[4]Святитель Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. Уроки из деяний и словес Спасителя. М., 1998. С. 155.

[5]См. Сидоров А. Преподобный Макарий Египетский и проблема "Макарьев­ского корпуса" // Альфа и Омега. 1999. № 3(21). С. 103-115.

[6] Старец Силуан Афонский. С. 22-26, 38-43.

[7]Пауэр-ивэнджелисм - от англ. power ‘сила, мощь, ткж власть' и evangelism ‘евангелизация, изложение Евангелия'. - Ред.

[8] См. о его секте подробную статью А. Дворкина: http://iriney.ru/sects/oprichn/001.htm

[9]Митрополит Мелетий. Печать антихриста в православном Предании. М., 2001. С. 8.

[10]Митрополит Иерофей (Влахос). Православная духовность. СТСЛ, 1999. С. 117.

[11]Митрополит Антоний Сурожский. Беседы на конференции жён священников в Питерборо 11-12 мая 1971 г. // Альфа и Омега. 2006. № 2(46). С. 289-302.

[12]Древний патерик. М., 1991. С. 39-40.

[13]Иеромонах Анатолий (Берестов), Печерская А. Под маской Православия нередко скрываются колдуны, экстрасенсы и псевдоправославные секты. М., 2006. С. 366-388, 243-323.

[14]Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 1993. С. 46. Древний патерик. С. 378.

[15]Протоиерей Борис Балашов издал на этот счёт основательную статью "О церковности чудес" (http://vedomosti.meparh.ru/2005_3_4/7.htm).

Сержантов Павел, диакон

Источник: Богослов.Ru

2 июля 2009 г

 

ПРАВОСЛАВИЕ И ХАРИЗМАТИЗМ

Источник: Богослов.Ru

Посвящается моему учителю
Сергею Сергеевичу Хоружему,
без работ которого я не взялся бы за эту тему



Благодатное преемство

Христос наделил Апостолов исключительными духовными дарованиями. Например, Петру простилось отступничество (Ин 21:3-17), даже тень его исцеляла больных (Деян 5:15); он созерцал нетварный Свет Преображения. Сравниваешь свою скудную духовную жизнь с жизнью Церкви апостольских времён — и хочется полноты духовной. Такое желание может привести к самообольщению и бесовскому обольщению. Если упорно искать чудес и найти их в переживаниях на молитве и в сбывающихся сновидениях, то легко счесть себя особо облагодатствованным и не подозревать о своём духовном неблагополучии.

Это состояние прелести. Есть явление, с нею связанное, но к ней не сводящееся: когда прелесть перестаёт быть уделом одиночки, распространяется на группу; передаётся от наставника к ученику, то есть организуется в традицию ложного мистического опыта. Эти традиции прелести я буду называть харизматизмом. Появился он давно: в Деян 8:9-24 апостолы осуждают симонию — харизматисткую практику Симона волхва и его последователей. Харизматизм превращает жажду благодати в идеологию групп потребителей, нацеленных на скорое приобретение сверхъестественных способностей, которые обеспечат здоровье, достаток, уважение, чувство эйфории, знание будущего — так подобные группы понимают благодатные дары. Их получают для комфортной жизни с помощью разных обрядов и психотехник. Апостолами небесные дары понимаются иначе: они умножают любовь к Богу и людям, служат средством общения с Богом и людьми.

Гонения начали эпоху мучеников, когда век Апостолов ещё не закончился. Христос предрекал Апостолам благодать мученичества: Когда же поведут предавать вас <...> что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый (Мк 13:11). Апостол Стефан в час мученичества исполнился Духа и созерцал Христа в Его нетварной славе (Деян 7:55). Конец гонений в IV в. породил новое религиозное движение. Ответом на обмирщение христиан было монашеское движение — подвиг бескровного мученичества тех, кто стремился жить по Евангелию. К цепи благодатного преемства прибавилось новое звено: апостольствомученичествомонашество. Духовное средоточие монашеской жизни составляетисихастский подвиг. Влияние его не ограничилось монахами; каждый призывается к нему в свою меру. "Христианин должен быть подвижником", — говорит архимандрит Софроний (Сахаров). Быть, а не выглядеть.

Преподобный монах Иоанн Лествичник описал путь стяжания Святого Духа в виде ступенчатого восхождения от земли до Бога. Ступени соответствуют различным образам жизни христианской, точнее, различным образам соединения действий подвижника с действием Бога. Будучи предметом изменчивым, действия (энергии) с трудом поддаются описанию. И все же нужно хоть как-то знать всю последовательность духовного восхождения. Бывает, что искатель духовности прекращает восхождение, думая, что достиг предельной высоты; переставая восходить, он скатывается вниз. Ни одна ступень не достигается раз и навсегда, на ней нельзя остановиться, перестав действовать. Бывает, что христианин летит на небо через несколько ступеней, хорошо, если опытный подвижник вовремя остановит его. Сверхбыстрого восхождения на пути незаконного подвига ищут харизматисты. И это побуждает нас, не вникая в нюансы, проследить основные ступени духовного восхождения с присущими им дарами.

Ступени с первой по третью

Начинается всё с поворота: отвращения от греха (до ненависти к нему) и обращения к Богу (до самозабвенной любви к Нему). Жизненный путь переориентируется. Цель жизни видится уже не в достижении мирских целей (власть, удовольствия), а в прямом общении с Богом, обожающим человека до обожения. Покаяние есть и 1-я ступень и одновременно бесценный духовный дар[1]. "Лучше тот, кто был удостоен видеть самого себя (покаянным самопознанием — д. П. С.), чем кто был удостоен видеть ангелов" (авва Исаак Сирин). В полноте покаяния печаль по утраченному из-за грехов Богу всегда сменяется радостью по Богу, приходящему освободить от грехов: "Благодать покаяния есть восхищение души к Богу"(архимандрит Софроний).Покаянием делают первый шаг на земном пути, где покаянию нет конца: конец означал бы полноту обожения. Бог наделяет кающегося дарами памяти смертной (она стимулирует частую молитву — память Божию) а также чувств сокрушения (составляет ядро покаяния) и страха Божия (изгоняет малодушную боязливость). Покаянием познаётся истина и отвергается прелесть. "Все виды бесовской прелести <...> возникают оттого, что в основание молитвы не положено покаяние" (святитель Игнатий Брянчанинов). Харизматисты часто сужают покаяние до тривиального сожаления о некоторых поступках. Католичество принижает покаяние, считая сокрушение более радикальным средством. Сокрушение культивируется, оно принимает самые острые формы, на грани с истериками и неврозами. Иллюстрацией нам послужит харизматистское движение флагеллантов (XIII в.), в котором сокрушение связывалось с публичным кровавым самобичеванием.

Покаяние выводит на 2-ю ступень — борьбу со страстями. Здесь своя стратегия и тактика (см. Лествицу). Основные страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордость. Силу страсти может набрать любой повторяемый грех, ставший жизненной потребностью, второй натурой. Побороть страсть означает побороть себя и демоническую силу, разжигающую страсть для того, чтобы через неё порабощать человека. Борьба со страстями связана с исполнением заповедей Божиих, ревностный исполнитель получает дар смиренномудрия. "Чем больше смиришь себя, тем большие получишь дары от Бога"[2]. Исполнение заповедей исихасты трактуют не в привычных нам западных стереотипах: "Возда­яние бывает не добродетели (этический стереотип — д. П. С.) и не труду ради неё (юридический стереотип — д. П. С.), но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны" (авва Исаак Сирин). Заповедь есть энергия Бога, её исполнение соединяет человека с Богом. Исполнение заповедей приводит к смирению перед Богом, в нём — не слабость, а сила для сражения с бесами.

"Вся война идёт за смирение. Враги пали гордостью, и нас влекут в погибель тем же <...> смиренная душа обретает покой и мир"[3]. 3-я ступень — без­молвие или исихия (это понятие дало название исихастской духовности) предоставляет аскету временный покой, затишье после жарких боев невидимой брани. Брань не кончается, а как бы переходит на недоступный прежде уровень. Безмолвник не только борется с грехами делом и словом, он очищает ум от дурных помыслов. Греховный помысел не есть мысль, но неотчетливое настроение, побуждение, мелькнувшая картинка... Помыслы могут подсовывать бесы. Подвижник хранит ум отпомыслов не беседой с помыслом, что опасно, а безмолвнической молитвой к Богу.

Харизматисты предлагают иные пути. В XVI в. протестантизм порождает харизматистское анабаптистское движение. В г. Мюнстере анабаптисты ввели тоталитарный режим. Правила сектантского режима заменяли исполнение заповедей (борьбу со страстями). Анабаптист Мюнцер исповедывал: "Проро­чес­кий дух — ждать видений и доверяться им". Православие судит иначе: из-за хитрости сатаны и нашей неопытности поставлено "законом не принимать никаких видений и не доверяться им" (святитель Феофан Затворник). Лжепророческая ненависть к людям вместо заповеданной ненависти к страстям сделала Мюнцера вождём и идеологом Крестьянской войны; вместо мирного безмолвия пролились реки крови.

Ступени с четвертой по седьмую

Хранение ума чистым от помыслов готовит безмолвника к получению дара, стабилизирующего духовную жизнь — сведению ума в сердце. Сердцем аскеты называют сердцевину нашей природы, средоточие всех действий человека — волевых, интеллектуальных, эмоциональных, физических. Ум уводится из головы в сердце, уходит с периферии человеческой жизни в центр её. Действие ума становится более направленным. Усиливается внимание ума, что бесценно; молитва без внимания мертва. На 4-й ступени живая молитва углубляется, хранение ума переходит в хранение сердца от помыслов. Это дар радикального переустройства человека, поэтому его именуют экстазом (ис-ступлением). Ум, оставляя трудноуправляемый поток сознания, молитвой ступает за обычные пределы, но не в область безумия, а в сердце. Харизматистской альтернативой 4-й ступени является безумный экстаз, в который впадали пророки из секты монтанистов. Так они получали откровение "Духа", которое ставили на порядок выше Евангелия. Экстаз монтанистов типичен для язычества (шаманизм и пр.); при Апостолах не было умоисступлённых пророков[4].

Сведённый в сердце ум исихаста творит молитву и, если Бог благословит, человек восходит на 5‑ю ступень, которая именуется непрестанной молитвой (1 Фес 5:17). Здесь образуется устойчивое взаимодействие внимания и молитвы, оно служит подвижнику при восхождении как бы двигателем. Непрестанная молитвапродолжается и во сне, ей не мешает общение с людьми. Такое чудо стало возможно благодаря краткословной молитве. В отличие от продолжительных, краткая молитва не нуждается в повышенном внимании и лучше укореняется в ум и сердце. Распространена практика краткой Иисусовой молитвы: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Предельно краткий вид её: Господи, помилуй. Молитва служит барометром духовной жизни. Типу молитвы соответствуют ступени восхождения.

На 3-й и 4-й ступени выдвигается задача хранения благодати (хранение ума и хранение сердца). Двигаясь по ступеням, подвижник принимает благодать на благодать (Ин 1:17). 6-я ступень называется стяжанием благодати Божией, синергией. Здесь аскет получает великую благодать. Мало кто её получал, еще меньше тех, кто сумел её сохранить. Стяжание благодати сочетает действия человека (стяжание благодати) и Бога (стяжание благодати). Благодать — благо, данное Богом. Высшее благо, благодать — это Сам Бог, это действие Божие. Гармонию действий человека и Бога на 6-й ступени зовут синергией, совместным действием. Стяжание благодати соединяет с Богом не посредством слова, мысли, чувства, но непосредственно энергией, бытием Божиим, подвижник в доступной ему мере живет жизнью Бога. Православное учение о благодати отметает всякий харизматизм, который предлагает способы форсированного овладения даром Божиим: завоевание (во францисканском движении спиритуалов некоторые, ища визионерства, шантажировали Бога), покупка (кружок Симона волхва), заслуга и истовый труд (пустынножительство мессалиан).

Соработник Бога восходит к 7-й ступени (бесстрастию) нечеловеческой Силой. Здесь победа над страстями гораздо решительней, чем на ступени безмолвия. Навык подвижника творить волю Божию набирает силу, какую имеет страсть у одержимого страстью. Страсти паразитируют на силах человека; силы бесстрастного человека высвобождаются. Происходит переориентация сил: злопамятство, обращённое на людей, ослабляло молитву, а злопамятство, переключённое на демонов, обеспечивает безопасность от их прилогов (авва Макарий). На пути к Богу страсть является самой серьёзной преградой, значит, освобождение от страстей означает небывалое общение с Богом и бесстрастие воспринимается "как полнота любви Божией" (архимандрит Софроний). Но свобода от страстей не окончательна, положение меняется в зависимости от действий бесстрастного. Псевдомонашеская харизматистская ересь мессалиан предлагала альтернативную непрестанную молитву и бесстрастие[5]. Первая выливалась в отказ от работы и не совершалась во сне, второе переживалось как ощутимое вхождение "Духа" в аскета, после чего он мог без греха... сожительствовать с женщинами. Православие не числит блуд делом духовно безразличным для некой благодатной элиты. Исихасты отказывались выделять безгрешную элиту: до кончины никого не ублажай, и до смерти ни в ком не отчаивайся. Православное бесстрастие является несовершаемым совершенством (Лествичник). Оно несовершаемое, то есть неокончательное: выше что-то есть, но оно совершенство, то есть не просто новая ступень за 7-й: им завершается определенный ряд ступеней.

Высшие ступени и вопросы духовной безопасности

Путь восхождения делится на два ряда ступеней. Первым рядом идёт аскеза, то есть духовные упражнения, делание; в аскезе преобладают действия человека при воздействиях Божиих. Второй ряд составляет мистика, то есть созерцание Бога; здесь преобладают действия Божии. Активность исихаста здесь преобразуется в бдительность, но не в пассивность. Аскеза и мистика по отдельности немыслимы: аскеза без мистики лишена цели, мистика без аскезы чревата прелестью. Иногда в аскезе могут присутствовать мистические события, но лишь отчасти.

Сердце подвижника очищается на нескольких ступенях подвига — в покаянии, в борьбе со страстями, в безмолвии и в бесстрастии. Чистое сердце бесстрастного зрит Бога на 8-й ступени чистой молитвы (см. Мф 5:8), которая выше молитвенного делания, потому что на 8-й ступени "не молитвою молится ум". Здесь молитва не разворачивается в молитвословие, выходит из потока времени. Созерцательная чистая молитва подводит к 9-й ступени — созерцанию нетварного Света. Бог приходит к исихасту Светом, то есть нетварной энергией, которая совершает обожение человека.

Восхождение к высшим ступеням даётся очень непросто даже Божиим избранникам. Силуан на Афоне принес глубочайшее покаяние за всю жизнь (1-я ст.). Господь простил его, непрестанная молитва вошла в его сердце (4-5-я ст.). Ещё неискусный в хранении от помыслов (3-4-я ст.) монах созерцал странный свет. Пришёл помысел: прими, это благодать. Силуан недоумевал, сокрушение отступило в нем настолько, что на молитве пришёл смех. Он ударил по лбу кулаком, смех пропал, но дух покаяния не возвратился. Тогда он осознал себя в прелести. Силуан месяц за месяцем устрожал аскезу, непрестанно молился (5-я ст.). Внезапно Христос восхитил его в созерцание Бога вне образов мира (8-9-я ст.), но авва не нашёл разума и сил понести дар; для этого потребовалось ещё 15 лет подвигов. Трезвение (3-я ст.) и хранение сердца непрестанной молитвой (4-5‑я ст.) привили ему рассуждение о действиях помыслов, он смирялся, отсекая свою волю (6-7-я ст.). И прямо посреди борения с бесами Христос явился старцу второй раз и указал путь к чистой молитве (8-я ст.). Итак, мнимоблагодатный свет поверг Силуана в прелесть, но он опознал и поборол её, а после удостоился взойти на высшие ступени[6]. В другой судьбе созерцание мнимоблагодатного света обернулось больше чем прелестью. Обратившись в Православие Сергей Журавлёв в 1988 г. созерцал прельщающий свет, и положил этот опыт в основу своей духовности. Несколько лет служил настоятелем храма, а потом организовал псевдоправославную неопятидесятническую секту. Подчеркнем: опыт, порождающий харизматизм, исихастами был испытан лично и выбракован как мнимая духовность.

О следующих за 9-й ступенях восхождения размышлять невозможно, дальше следуют события эсхатологической действительности: святость, преображение, воскресение. Заметим, что на всех девяти ступенях не ставятся и остаются в стороне харизматистские установки на чудотворства (видения, пророчества, исцеления, изгнания бесов). Но даже восхождение исихаста постоянно находится под угрозой. Безопасность начинается на ступени чистой молитвы(святитель Феофан). Таким образом гарантии духовной безопасности даже при законном подвиге нет вплоть до высшей ступени. И не удивительно, что по ходу церковной истории встречается харизматизм — в кругах энтузиастов, в сектах и в религиозных движениях. Поворотным пунктом здесь является Реформация, с её помощью харизматизм превратился в массовое явление. Протестантизм порушил остатки системы духовной безопасности, упразднил хранилище аскезы — монашество. Подмена аскезы протестантской этикой сильно ослабила духовный иммунитет. А ведь протестанты, читая Новый Завет, собирались восстанавливать жизнь древней Церкви. Подъём на мистические вершины апостольства без аскетической подготовки превращал протестантов в харизматистов уже в XVI в. (ана­баптистское движение), но главное оставалось впереди.

Генератор волн харизматизма

Англиканин Дж. Уэсли создал неопротестантскую общину методистов. Он искал методично организованной жизни на трёх ступенях духовного роста: 1. Обращение. 2. В результате нравственной жизни — возрождение. 3. Освящение возводит человека по степеням совершенства. Методистское учение о 3 ступенях и практика собраний вне церковных стен сыграли ключевую роль в популяризации харизматизма. XVIII в. открыл новую эру харизматизма, когда американцы организозовались в движение за духовное возрождение — ревивализм. С этого харизматистского движения началась серия харизматистских волн. На смену ревивализму в середине XIX в. пришло движение святости. Следом за ним выросла волна пятидесятничества (начало XX в.). 1960 годом запущена волна неопятидесятничества. Двадцать лет спустя возникла волна пауэр-ивэнджелисма[7]. Каждая последующая волна пыталась поднять уровень харизматизма, восстановить гаснущую энергию предыдущей, опиралась на неё и делила её на два полюса: поспокойнее и повозбуждённее. Возбуждённые вливались в новую волну, но и сравнительно спокойные не избегали её влияния. Современное харизматистское движение образует силовое поле, многократно превышающее возможности самых крупных отдельных сект, оно оказывает большое влияние на общины, которые сектами не назовешь. Границы этого движения, подобно границам шторма, трудно установить. В нём участвуют по разным оценкам от 120 до 300 млн исповедающих себя христианами. Число их растет.

Миссионерский успех ревивализм имел благодаря кэмп-митингам (собраниям на природе). Духовная атмосфера кэмп-митинга культивируется и в последующих четырех волнах. Опишем ее словами Феофана Затворника: народ "вздыхает, или вскрикивает, или делает жесты, руки и глаза поднимает быстро к небу, или падает ниц стремительно, или искривляет черты лица и т. п. Эти движения и в домашней молитве не хороши, а тем более <...> в церкви". Святитель предупреждает: конвульсии и падения не суть дары Божии, а неврологические феномены; бурное непроизвольное проявление чувств, входя в привычку, совершается для возобновления их или для показа чувств, которых нет. В итоге выходит фиглярство, а не духовное возрождение. Мистика ревивалистов, основанная на воображении духовных видений, слывёт у исихастов кумиротворением.

На кэмп-митингах боролись с бесконечными случаями блуда. Опытный пастор-организатор митингов замечает тут сложность: "Религиозная страсть заключает в себе все другие страсти; вы не можете возбудить первую, не расшевелив вместе с тем и других". Связь с блудной страстью обнажает корни прелести у ревивалистов: один из двух видов прелести происходит от сладострастия, бес непотребства представлет прельщаемым лица и слова святых, внушает лжепророческое слово (преподобный Григорий Синаит).

Движение святости сделало важное открытие: оказывается освящение (высшая ступень согласно Уэсли) мгновенно достижимо через переживание внутреннего кризиса. Это многим открыло доступ к высотам нездоровой мистики. Отдельные "святые" переживали освящение как "крещение Духом Святым" и говорили языками, именно этот опыт лёг в основу следущей волны. Пятидесятники сделали общеобязательной традицией опыт "крещения Духом", непременно подтверждаемый знамением (чаще всего говорением на языках). Согласно святителю Игнатию Брянчанинову жела­ющие совершать знамения движимы страстями, хотя бы и считали, что руководятся ревностью к делу Божию, в таком же состоянии самообольщения находятся и те, которые хотят видеть знамения. Апостолы говорением на языках проповедовали Христа иностранцам, а пятидесятники миссионерствуют с помощью переводчиков. Говорение языками у них выливается в безумный экстаз, он достигается психотехниками, вроде тех, которые практикуются у спиритов.

Пятидесятническая волна создала традицию получения чуда, чем была запущена цепная реакция харизматизма. Неопятидесятники (они же «харизматы») поставили чудотворение на конвейери завалили чудотворческой продукцией разные христианские исповедания: неопротестантов (баптистов и др.), протестантов ("харизматы" духовно разрушили англиканство) и даже католиков. Уже через несколько лет после своего возникновения "ха­риз­маты" молились о православных, чтобы "Дух охватил эту Церковь так же, как он охватил католическую". И не только молились. Архимандрит Евсевий (Стефану) 40 лет проповедует харизманию православным американцам. Отметим, что для неопятидесятников "обновить Духом" христианскую общину важнее, чем присоединить часть её к своей секте. "К сожалению, оказалось, что Православная Церковь не обладает абсолютным иммунитетом против неопятидесятничества <...> в ближайшем будущем мы можем столкнуться с феноменом неопятидесятничества и в Православной Церкви", — признаёт А. Дворкин. Судите сами, сейчас в России 300 тыс пятидесятников и «харизматов». Большинство из них по своим корням — православные.

Ведущие «харизматы» берут на вооружение духовный опыт движения Нью эйдж (из псевдоиндуистских и псевдобуддийских источников), а нью­эйджеры обращаются за энергетической подпиткой к «харизматам». «Харизматы» как и положеногнушаются языческими религиями за их связь с демонами, но применяют их способы связаться с духовной реальностью — не к падшим духам, а к «Духу Святому». Среди действий «Духа» неопятидесятники помимо говорения языками и исцеления числят "святой смех" (тот самый смех на молитве, который отверг старец Силуан) и "слово знания" (ясновидение). На первый план выдвинулась теология процветания, согласно которой дары Божьи гарантируют христианам преуспевание в земных делах. Радикальные теологи процветания доходят до самообожествления, издеваются над крестным обнищанием Господа, изгоняют «духа бедности» из банкротов, как будто финансовый неуспех — это признак действия бесов.

Пауэр-ивэнджелисм базируется на том, что все духовные дары принадлежат общине верующих и находятся в распоряжении каждого, а проповедь знамением действеннее, чем проповедь словом. Меж тем у Апостолов "знамения свидетельствовали о силе и значении слова. Существенный деятель — слово <...> Слово действует непосредственно на ум и сердце; знамения действуют на ум и сердце посредством телесных чувств" (святитель Игнатий). На чувства плотского человека и ориентирован харизматизм, у духовного человека знамение не стоит на первом плане.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 166.