РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. МЕЦЕНАТСТВО. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Путь к благотворительности лежит через предпринимательство. Эти два вида деятельности неразрывно связаны. Можно сказать, что крупное предпринимательство является основой благотворительности. Сначала наживается немалый капитал, а затем уже появляется возможность жертвовать. Так делали наши предки. Обращаясь к истории благотворительности в России, находим множество подтверждений данной закономерности. Не противопоставляя добро и выгоду, следует все же подчеркнуть, что благотворительность часто помогала развитию и укреплению бизнеса. Необыкновенно широкий размах благотворительности в России в период со второй половины XIX в. и до начала I мировой войны как раз и возник из такого сочетания. Все шло от бизнеса. Построив фабрики и заводы, их владельцы вынуждены были строить жилье для рабочих. От работника, прошедшего до фабрики с утра 5-6 км, толку было мало; заболел - нужна больница; женщина, имеющая детей, могла работать только при наличии яслей; старики, отдавшие свой труд производству, жили в богадельне. Крупные предприниматели вели большую социальную работу. Это была и выгода и нравственный долг. На вопрос о том, почему жилые казармы для рабочих бесплатны, владельцы отвечали, что в состоянии покрыть расходы из прибыли от продажи товара, не трогая и без того маленькую зарплату своего персонала. Строили артельные столовые, родильные дома, санатории. Так появлялись целые промышленные городки, где были даже театры и библиотеки, не говоря о специальных учебных заведениях для рабочих и их детей. Городки были у Морозовых, Третьяковых, Рябушинских и других промышленников. Капиталистам нужно было создать условия для своего бизнеса, у которого в то время не было никакой базы. Для получения прибыли им нужны были здоровые, грамотные, непьющие работники. Расчет был точным – улучшая условия их труда и жизни, капиталисты способствовали возникновению рабочих династий, дети работающих шли на ту же самую фабрику. Элита предпринимательства всегда занималась социальным строительством. Здесь сочетались выгода и нравственный долг. Другими словами, одну из основных причин благотворительности российского купечества можно сформулировать следующим образом: крупный капитал начал осознавать роль работника на производстве и для того чтобы иметь квалифицированный персонал вынужден был принимать участие в развитии образования и культуры.

В России к концу XIX в. возникли сотни городков при фабриках, ставших промышленными центрами с развитой инфраструктурой: это Орехово-Зуево, Иваново-Вознесенск, Егорьевск, Кострома и многие другие. Кстати, современная Пресня – бывшее фабричное поселение известной Прохоровской мануфактуры, называемой и сейчас Трехгорной. С таких рабочих городков, ставших образцом благотворительной деятельности, начиналась индустриализация России. В наши дни идея подобного строительства возрождается. Однако такой вариант неприемлем для мегаполисов – слишком дорогая земля. По такому пути пошли предприниматели Сибири и Дальнего Востока. Многие промышленники посредством благотворительности приобретали как в своих кругах, так и в обществе широкую известность и хорошую репутацию. Поддержание высокого престижа личности и семьи предпринимателя-жертвователя имели огромное значение. Благотворитель пользовался особым доверием. Десятки, сотни тысяч и даже миллионы рублей, истраченные на благие цели, были крепким свидетельством процветания бизнеса. При этом происхождением капитала интересовались – на Москве, например, не любили ни ростовщиков, ни откупщиков. Почетным считалось состояние, нажитое собственным трудом. Благотворительные дела велись бережливо и экономно. Все вклады шли через бухгалтерию фирмы и тщательно контролировались. Замечательной чертой предпринимателей прошлого было отношение к объекту своей благотворительности. Строя новое заведение, они считали его как бы еще одним цехом собственной фабрики, учитывая при этом отсутствие будущей прибыли. А в самом строительстве принимали непосредственное участие – находили проектировщиков, покупали оборудование, обустраивали внутренние помещения. После открытия учреждения промышленники пожизненно входили в его попечительский совет, чувствуя свою ответственность за жизнь нового детища.

Мотивы благотворительности

Благотворительность в своих проявлениях и по своей природе чрезвычайно многолика. Разные народы, культуры и политические режимы рождали разнообразие ее видов. Но независимо от исторического или экономического состояния общества благо творили и творят конкретные люди. Особенности же русской благотворительности продиктованы неповторимыми качествами души русского человека. Что заставляло состоятельных людей прошлого жертвовать десятки и сотни тысяч рублей на самые разнообразные нужды? Почему большинство из них считало это своей обязанностью, а некоторые даже делом всей своей жизни? Среди мотивов меценатской деятельности исследователи выделяют: любовь к культуре; национальные традиции; возможность приобрести популярность в глазах общественности; стремление повысить свой престиж в глазах деловых партнеров; стремление приобщиться к элитарным слоям общества, получить пропуск в «высший свет».

В России меценатство, благотворительность также имеет давние традиции. Исследователи считают, что здесь существовало, по крайней мере, три побудительных мотива: норма православной нравственности, ставшей во главу угла христианской благотворительности; патриотизм; желание получить социальные льготы и привилегии. Напомним еще раз, что выходцы из купечества имели религиозное воспитание. Жили они по православным законам, соблюдая заповеди «не укради», «не обмани», «помогай нищим и сирым», почитая сострадание и милосердие постоянной заботой христианской души. Перед обществом за нажитое упорным каждодневным трудом богатство купец никаких угрызений совести не чувствовал. Зато перед Богом, пославшим удачу и процветание, считал себя виноватым за скудость средств, выделяемых бедным. Главным же было необыкновенное чувство удовлетворения от осознания того, что лично твоими деяниями жизнь изменится к лучшему. Промышленники и банкиры считали благотворительную деятельность своей главной сословной обязанностью, которая выливалась в огромную социальную работу. Это была часть инстинкта настоящего хозяина – обустроить разумную жизнь на возможно большей территории, где можно продолжать работать и счастливо жить. Мотивами благотворительности могли быть самые различные обстоятельства, например, семейные. Тяжелая болезнь или смерть близких вызывали желание жертвовать на добрые дела. Так появлялись санатории, больницы, приюты, учреждались учебные заведения. Для увековечивания памяти благотворительные заведения должны были носить имя умерших. Нередко вклады поддерживали авторитет предпринимателя, являясь «делом купеческой чести». Присоединяя свои средства на доброе дело к другим, купец оказывал знак уважения к остальным участникам сбора, показывая тем самым, что дела у него идут хорошо. Частенько во время покупки товара продавец агитировал покупателя пожертвовать некоторую сумму в счет будущих прибылей от покупки. Из уважения к купцу покупатель всегда соглашался. Тем более, что какая-нибудь 1000 рублей не могла стать решающей при оптовых сделках. Толчком к проявлению благодеяния для русского человека могло стать сильное эмоциональное впечатление. Таких случаев приведем два. Известный богач XVII в. премьер-майор Григорий Походяшин, потрясенный речью Н. И. Новикова о страданиях голодных на общественном собрании, отдал на помощь бедным все свое состояние. На его средства в Москве была организована безденежная раздача хлеба. А сам миллионер впоследствии умер в бедности.

Сильнейшим мотивом пожертвований была забота о счастье детей. Ярчайший пример родительской благотворительности оставил в истории Василий Федорович Аршанов. Поняв, что ни один из его сыновей не сможет продолжить торговое дело по велению души, он решил дать им возможность заниматься любимым делом. Для сына, увлекавшегося музыкой, в Саратове была построена консерватория. Здание ее до сих пор поражает своей красотой, а сама она считается одной из лучших в мире. Другому сыну, занимавшемуся геологией, был подарен Научно-исследовательский институт для изучения горных пород и минералов. Сегодня это Научно-исследовательский институт минерального сырья в Старомонетном переулке в Москве. Бездетность часто приводила к решению передать все свое состояние на дело попечения о неимущих. Средства передавались либо при жизни, либо по духовному завещанию. Стимулом к благотворительности был даже технический прогресс. Предок известного нам театрала, Александр Алексеевич Бахрушин финансировал работы по созданию российского воздушного флота, а для построенной им больницы выделил отдельную сумму на оборудование рентгеновского кабинета. На благие дела могла сподвигнуть и великая любовь. Вспомним самого знаменитого российского мецената Савву Тимофеевича Морозова. Этот образованнейший человек, безусловно, любил искусство и театр. Но его благотворительность, оказываемая Московскому художественному театру, была окрашена великой любовью к его звезде Марии Федоровне Андреевой. Морозов вложил в реконструкцию МХАТ в общей сложности руб., мечтая о том, чтобы прима блистала в его новых стенах. Именно по просьбе Андреевой Савва Тимофеевич жертвовал огромные суммы на дела большевиков, что и привело его к гибели. На что же жертвовали состоятельные люди? Благотворительное движение в России на рубеже XIX-XX вв. развивалось по двум направлениям – поддержка культуры и социальной сферы для широких народных масс и покровительство высокому искусству и наукам. Вот неполный список адресов социальной благотворительности:

- раздача денежных пособий бедным гражданам и бедным невестам;

- богадельни и дома призрения;

- учебные заведения;

- больницы, санатории и приюты для сирот;

- храмы;

- поддержание голодающих;

- дома бесплатных квартир неимущим.

Огромные суммы были потрачены на развитие и становление новых направлений национального искусства, градостроительство и развитие науки. При этом меценатство было не занятием, а состоянием души именно по этому поводу известный русский историк В. О. Ключевский говорил: «Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья».

Дата: 2019-04-23, просмотров: 174.