Развитие частных банков и банкирские дома
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таким образом, начиная с учреждения в 1733 г. первого банка в России (Монетной конторы) и на протяжении 130 лет, жестко централизованная система кредитных учреждений страны обслуживала главным образом интересы казны и господствующего дворянского сословия, закрепостив не только труд, но и капиталы. Но было бы неверным считать, что частная инициатива в банковской сфере в России не имела никакого места. Политика казенной опеки и ограничение свободы предпринимательства в банковской сфере исключали любые возможности частного банкирского промысла. И тем более удивительно, что попытки такого рода предпринимались неоднократно, начиная со второй половины XVIII в. Известен, к примеру, факт, что в годы царствования Екатерины II, а именно в 1788 г., в Вологде был учрежден первый в России частный банк, кредитовавший торговые начинания.

Афоризмы

Сделано из стекла

Острова-призраки

Мост-гигант

Подземелье в Японии

В царствование Екатерины II крупнейшим и наиболее известным придворным банкиром был голландский подданный Иван (Иоганн) Фредерике, основавший в Санкт-Петербурге частный банкирский дом «Велден, Векстер и Фредерике». Именно Фредерике помог Екатерине II получить в 1769 г. крупный заем (50 млн руб.) у амстердамских банкиров. Под поручительство Фредерикса русскому правительству удалось также получить крупные займы в других странах Европы. После смерти Фредерикса крупнейшим придворным банкиром стал английский коммивояжер Ричард Сутерланд. Он не только кредитовал все возраставшие потребности русского правительства, но и охотно субсидировал нужды придворной знати, а также купцов-экспортерщиков, за что в 1788 г. был удостоен баронского титула. В баронское звание Павлом I были возведены придворные банкиры Воут, Велио, Раль, а в последующие годы – Юнкер, Амбургер, Ливио, Бетлинг и др. Самой знаменитой династией, придворных банкиров были братья Штиглицы, особенно сын одного из них, Людвига, – Александр, который впоследствии возглавил Государственный банк России. Институт придворных банкиров, заняв прочное место на высших этажах кредитной системы России, просуществовал вплоть до великих реформ 60-х гг. XIX в.

В 40-е – первой половине 50-х гг. XIX в. в Министерство финансов от русских предпринимателей и чиновников, а также от иностранцев поступали многочисленные заявки на открытие частных банковских учреждений, однако большинство из них было отклонено. Опасаясь конкуренции, государство цепко и бдительно оберегало свою монополию в кредитном деле.

Ситуация радикально изменилась в ходе и после Великих реформ. Вслед за учреждением Госбанка в стране стали возникать частные кредитные учреждения двух видов: в форме общественных заемщиков, связанных круговой ответственностью и в акционерной форме.

Первым частным кредитным учреждением, основанным на взаимности, стало Санкт-Петербургское городское кредитное общество, которое начало деятельность в 1863 г. Оно специализировалось главным образом на одной операции – выдаче ссуд под залог городской недвижимости, поэтому его неправомерно именовать банком.

Банкирские дома – частные кредитные учреждения, не имеющие утвержденных правительством уставов, принадлежащие отдельным банкирам или группе банкиров (партнёров), объединённых в товарищества с неограниченной ответственностью. Нередко партнерство является формальным, т. к. в нём участвуют лишь члены семьи, родственники или служащие банкира.

В России появление банкирских домов было связано с деятельностью придворных банкиров - выходцев из немецкой или французской иммиграции, операциями иностранных банкирских домов в России (Baring Brothers, Rotschilds), а также, позднее, с появлением собственных купцов-банкиров с появлением собственных купцов – банкиров с последующим преобразованием их предприятий в банкирские конторы.

Учредив Госбанк, русское правительство на протяжении нескольких лет главную ставку в деле удовлетворения бурно возрастающих потребностей в капиталистическом кредите делало на учреждения частно-семейного типа, основанные на принципе круговой поруки и ответственности. Оно по-прежнему с настороженностью и недоверием относилось к акционерным формам банковского предпринимательства, небезосновательно полагая, что акционерные общества, являясь незаменимым средством концентрации громадных капиталов, в то же время таят в себе массу соблазнов для нечистых на руку махинаторов. Правительство больше доверяло частным банкирским фирмам, поэтому во второй половине XIX в. бурно расцвел такой вид банкирского промысла, как банкирские дома (банкирские конторы, торговые дома), которые до конца XIX в. играли весьма значительную роль в финансовой и экономической жизни России. А такие владельцы банкирских фирм, как Майер, Кайгер, Вогау, Гинцбурги и др., не только «делали погоду» на финансовом рынке, но и в значительной мере оказывали воздействие на экономическую политику в целом.

Признанными центрами частного банкирского промысла в России были обе столицы, а также Варшава, Вильно, Бердичев, Рига и, конечно же, Одесса, которая со времени своего основания (1795 г.) и вплоть до Великих реформ «служила денежным и кредитным рынком для всех черноморских и азовских портов, а частью и для Москвы». Одесские банкиры Ф. Родонакки, Д. Рафалович, И. Эфрус нередко сравнивались с Ротшильдом, Блейхредером и другими финансовыми воротилами Европы. Широкую известность в деловых кругах страны получили провинциальные банкирские заведения «Братья Джангаровы», «Захарий Жданов», «Т. Лесин» и др.

В период формирования модернизированной финансово-кредитной системы России – а это были 60-70-е гг. XIX столетия – именно банкирские дома и конторы играли ведущую роль в финансовой жизни России, в определении биржевой конъюнктуры, контролировании денежного рынка, железнодорожном строительстве, в создании акционерных коммерческих, земельных, ипотечных банков.

Первый в России акционерный коммерческий банк был основан в Санкт-Петербурге 14 июля 1864 г. (приступил к операциям 1 ноября 1864 г.), и назывался он - Петербургский Частный Коммерческий Банк. Инициатором его учреждения и первым директором был председатель Петербургского биржевого комитета Е. Е. Брандт, в числе учредителей – Г. Елисеев и Р. Клеменц, а «крестным отцом» – управляющий Госбанком А. Л. Штиглиц, который оказал всемерную поддержку акционерному начинанию. Это благодаря Штиглицу Петербургского Частного еще до его официального открытия была сформирована разветвленная корреспондентская сеть из банкирских домов Берлина, Лондона, Вены, Парижа, Амстердама.

Блоги пользователей

Fashion Pandia.ru
Страна: Россия Город: Сфера деятельности:

Музыка
Страна: Россия Город: Сфера деятельности:

Girls and Girls
Страна: Россия Город: Сфера деятельности:

 

Основной капитал банка исчислялся 2 млн руб. (8 тыс. акций по 250 руб.), его актив состоял преимущественно из учетно-ссудных операций, а расчеты с клиентами производились чеками. Первый год существования Частного Коммерческого банка принес 251 тыс. прибыли, в 1866 г. этот показатель составил 500 тыс., в 1867 – 592 тыс.; дивиденды акционерам выплачивались в размере 8,6, 10,2, 11,4 %.

Несомненный успех первого в России акционерного банка означал, что казенная монополия в банковском деле, не способная удовлетворить потребности развивающегося народного хозяйства, стала рушиться и пришла пора уступить место банковским детищам российского третьего сословия, среди которых первую скрипку призваны были сыграть акционерные банки.

Через год, в 1865 г., был учрежден Московский Купеческий банк, главной задачей которого являлось кредитование торговых оборотов. Торгово-промышленный мир Москвы с энтузиазмом включился в создание «своего» кредитного учреждения. Среди его учредителей – известнейшие к тому времени московские предприниматели: Н. П. Сущев, Т. С. Морозов, П. М. Третьяков, С. П. Малютин, И. А. Лямин, В. А. Кокорев, И. Ф. Мамонтов, М. А. Горбов. Наряду с москвичами вкладчиками нового банка стали известные петербургские банкиры А. Л. Штиглиц и И. Ф.Утин, варшавские банкирские дома, а в числе пайщиков – писатели, артисты, ученые, в том числе известные экономисты и идеологи предпринимательских сословий - профессора Московского университета И. К. Бабст, Ф. В. Чижов, П. С. Гольцев. Пайщиками Московского Купеческого банка стали также крупные столичные чиновники, в том числе министр финансов Е. И. Ламанский.

Идея учреждения данного банка возникла в начале 60-х гг., т. е. задолго до создания Петербургского Частного, однако к ней насмешливо и враждебно отнеслись «московские немцы», утверждая, что российским предпринимателям банкирское дело не по плечу. Между тем Купеческий банк уже с первых шагов своей деятельности добился поразительных успехов. Начав с основным капиталом около 2 млн руб., он уже через два года довел его до 5 млн, стянув к себе 30 млн руб. «чужого» капитала; дивиденды акционеров составили (по годам) 12 и 17,08 %.

Решающим этапом в становлении акционерных коммерческих банков стали 90-е гг. – поистине «золотое десятилетие» в истории экономического развития России. Их капиталы, все пассивы выросли почти вдвое, учеты векселей, кредиты под товары и векселя возросли почти в два с половиной раза. Обеспечивая кредитование быстро увеличивающегося товарооборота, акционерные банки с середины 90-х гг. все активнее устремляли свою деятельность в финансирование промышленных предпринимательских начинаний. Процесс сращивания финансового и промышленного капиталов, несколько затормозившийся в период кризиса гг., получил затем стремительное ускорение, что привело к формированию в России мощных финансово-промышленных групп, монополизировавших развитие целых направлений и даже отраслей промышленности.

Первоначально в пореформенное время российское законодательство запрещало прямую деятельность иностранных банков на территории Российской империи. Исключение было сделано только одному из крупнейших французских банков – Credit Lyonnais. Это заставляло иностранных банкиров искать обходные пути для проникновения на русский финансовый рынок. В 1880-е годы разворачивается тесное сотрудничество и учреждение консорциумов российских, преимущественно петербургских, банков с европейскими банками в операциях по выпуску облигаций внешних займов железнодорожных обществ, обеспечения государственных займов. Но русские банки играли в этих консорциумах преимущественно второстепенную роль посредников.

Процессы концентрации и монополизации в самом начале ХХ в. не обошли стороной банковскую сферу. Концентрацию финансового рынка во многом России ускорил экономический кризис и депрессия гг. Аналогичные процессы в промышленности также вынуждала действовать в этом ключе. Конкурентная борьба толкала банки пойти по пути объединения и заключения разного рода соглашений о совместных действиях на рынке банковских услуг, т. е. образовывать банковские консорциумы. Порою происходило слияние нескольких банков в один. Так в 1910 г. Северный банк объединился с Русско-Китайским, в результате чего возник крупнейший в империи Русско-Азиатский банк. Другими крупными банками являлись Петербургский, Международный, Азовско-Донской, Русский для внешней торговли, Русский-Торгово-Промышленный, Сибирский Торговый и Соединённый банк. Усилилось присутствие иностранного капитала в российских банках, который нередко брал их под свой контроль. Это видно из того, что к 1914 г. в составе основного капитала 18 лидирующих банков России 42,6 % принадлежало зарубежному капиталу, а именно: Германии – 17,7 %, Франции – 21,9 %, Англии – 3 %. В ряде банков иностранный капитал безусловно преобладал. Русско-Азиатский состоял на 72 % иностранного капитала (из них французского – 60 %); Сибирский – соответственно 60 и 40 %; Рижский коммерческий имел 50 % немецкого капитала, Московский частный – 56 % французского капитала.

С началом нового экономического подъёма перед Первой мировой войной банковские структуры не ограничивались уже сугубо финансовой областью, а стали контролировать целые отрасли промышленности. Достаточно сказать, что под контролем 12 банков находилось 50 % металлургии, 60 % добычи угля, 80 % электротехнической промышленности.

Наметилось даже два типа банкиров, главным образом столичных, различающихся по направленности интересов и методов деятельности. В Москве основном типом финансового деятеля был торговец или промышленник, который взялся за банкирское ремесло в интересах обеспечения торгово-промышленного оборота своих предприятий. Среди петербургских банковских деятелей преобладали профессионалы, связанные с фондовой биржей, правительственными канцеляриями и европейскими финансовыми партнёрами. Петербургские банкиры в основном играли акциями на бирже, в то время как московские – не просто занимались эмиссией акций, но и патронировали фабрично-заводскую промышленность.

К началу переломного для нашей страны 1917 г. в России действовало 52 акционерных коммерческих банка, из них 15 – в Санкт-Петербурге, 7 – в Москве и 30 – в провинции. В России сформировался немногочисленный, но высокопрофессиональный слой финансовой буржуазии, которая играла доминирующую роль в экономическом развитии страны.

С началом Первой мировой войны был расширен правительственный надзор за выдачей банками коммерческого кредита.

Итак, в то время, когда в развитых странах Запада частные коммерческие банки заняли доминирующее положение в экономике, кредитная система России продолжала функционировать как государственное учреждение под неусыпным контролем со стороны правительства.

В постсоветской России произошёл возврат к принципам дореволюционной двухуровневой банковской системы, которую олицетворяет Центральный банк РФ и сеть акционерных коммерческих банков, которые возникли как альтернатива государственным. Современные банки различаются по: 1) принадлежности уставного капитала и способу его формирования (акционерные с ограниченной ответственностью, с участием иностранного капитала); 2) видам операций (универсальные, специализированные); 3) территории деятельности (республиканские, региональные); 4) отраслевой ориентации. Подобно дореволюционным временам характерной особенностью является неравномерность размещения банковских учреждений по территории России. В середине 1990-х в Москве было сконцентрировано почти 2/5 коммерческих банков, 44 % от общего числа располагалось в Центральном экономическом районе. Но в ряде областей страны, прежде всего в автономных округах, почти нет нормально функционирующих финансовых учреждений. Данное обстоятельство не отвечает интересам экономического развития России на современном этапе.




ГЛАВА 5. ИСТОРИЯ И ЭТАПЫ

РОССИЙСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоги, будучи основной формой доходов государства, являются одним из важных компонентов экономических отношений в рамках различных способов производства. Налоги представляют из себя обязательные сборы, взимаемые государством с граждан и хозяйствующих субъектов (подчас в принудительном порядке) по ставке, установленной законодательством, и идут на покрытие государственных расходов. Налоговая система также используется для экономического воздействия государства на общественное производство, а именно на его динамику и структуру.

В зависимости от способов взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые – это налоги, взимаемые с каких-либо объектов, вещей или иных предметов, дающих их владельцу доход. Они взимаются непосредственно с дохода и размеры таких налогов известны точно.

Косвенные являются надбавки, которыми облагаются предметы массового потребления. Тем самым они включаются государством в цену товаров и услуг.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным относятся поземельный, подомовой, промысловый и налог на ценные бумаги. Личные включают в себя: подоходный налог, налог на прибыль фирм, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, налог с наследства и дарений, поимущественный, подушный.

Косвенные налоги существуют в виде таможенных пошлин, акцизов, государственных фискальных монополий. Таможенные пошлины взимаются с импортных товаров. Акцизы возлагаются на товары массового потребления и включаются в цену соответствующего товара или плату за услуги, а также на некоторые сделки и операции. Акцизы, в отличие от таможенных пошлин, взимаются как с ввозимых, так и с местных однородных товаров. По способу взимания они подразделяются на индивидуальные, т. е. возлагаемые на конкретный вид товара, и на универсальные, например, на добавленную стоимость.

Отличительной особенностью косвенных налогов является то, что они приносят государственной казне доход, который увеличивается естественным путем, без изменения налоговых ставок, в результате роста численности населения и его благосостояния, подъема промышленности, расширения торговли и т. д.

В начальный период существования государства у восточных славян (конец IX – первая половина X вв.) первичной формой прямого налога выступала дань, которая образовывалась из военных контрибуций, накладывавшихся победителями на покоренные племена. Дань собиралась прежде всего мехами, а чуть позже она стала взиматься звонкой монетой иностранного, преимущественно арабского, происхождения. Процедура сбора дани происходила в виде полюдья, когда ежегодно властитель самолично вместе со своей дружиной объезжал подвластные ему земли.

В 945-947 гг. княгиня Ольга осуществила административно-налоговую реформу, т. е. произвела реорганизацию полюдья. Были введены фиксированные размеры дани, что позволяло в какой-то мере избегать злоупотреблений при сборе полюдья, а следовательно, снижало конфликтность между подвластными племенами и центром. Вместо личного объезда правителем русских земель сбор дани был передоверен местным властям, которым вменялась в обязанность доставка собранного в специально созданные пункты. Тем самым полюдье заменялось повозом, дань превратилась в регулярный налог. Определена также была исходная единица налогообложения, правда, еще несколько размытая. Налоги теперь брались с рала (плуга), т. е. с крестьянского земледельческого хозяйства, или с дыма - дома, имеющего очаг. Возможно, так учитывалось различие между типами хозяйствования: земледельческим, скотоводческим, охотничье-промысловым.

На протяжении XI-XII вв., по мере формирования феодальной земельной собственности, так называемого «обояривания» земель, т. е. превращения земельных княжеских пожалований в вотчину, устанавливаются частновладельческие сборы с подвластного населения.

Что касается косвенных налогов, то они во времена Киевской Руси выступали преимущественно в виде торговых, таможенных, проезжих и судебных пошлин.

Со второй трети XII в. до начала XV столетия Русь переживает период феодальной раздробленности. Рост феодальной собственности на землю привёл к захвату феодалами права взимания дани с населения в свою пользу. Тем самым дань эволюционирует в феодальную ренту. Проживавшие во владениях феодалов крестьяне должны были выплачивать своему владельцу подати в форме исполнения какой-либо из разновидностей феодальной ренты: натуральной, отработочной, реже денежной. Во многих удельных княжествах князья вплоть до начала XIII в. использовали полюдье для сбора налогов. Таким образом, можно говорить, что раздробленность привела к некоторой примитивизации в данной области экономической жизни. Какого-то однообразия в единицах налогообложения – окладах – в русских княжествах не было. Подчас право сбора какого-либо вида пошлины или подати на основе жалованной грамоты предоставлялось частному лицу – феодалу или церкви. Некоторые частновладельческие или монастырские земли также освобождались от выплаты государственных налогов на основе феодального иммунитета. Такие владения именовались «тарханы» и имели особую охранную грамоту. Иногда вне государственного тягла оказывались целые городские районы и поселения, называемые «белыми» слободами.

С середины XIII в. развитие отечественной системы налогов было усложнено наложением на нее внешнего налогообложения, которое появилось после установления татаро-монгольского владычества над Русью. Помимо прямого грабежа русских земель татары начали повсеместно и регулярно с них взимать дань. Базовая ставка ежегодного ордынского налога составляла 1/10 часть от всего имущества каждого хозяйствующего субъекта. Кроме того, все мужчины, независимо от возраста, должны были выплачивать поголовный налог. С целью исправного исчисления и сбора дани, начиная с пятидесятых годов XIII в., на Руси проводятся переписи людей, а само население разбивается по сотенно-десятичному принципу: на условные «десятки», «сотни», «тысячи». Первоначально дань на основе откупов собиралась откупщиками-бесерменами из среднеазиатских купцов, которые поддерживали вооруженные экспедиции баскаков (специальных уполномоченных ордынского хана). Дачи сперва были натуральными, но затем стали браться в деньгах. Однако после крупных восстаний в XIV в. ответственность за сбор дани переложили на русских князей.

Исходной единицей налогообложения выступала подплужная подать, или соха, собираемая с каждого хозяйского двора. В ней сочетались элементы посошного (учет количества рабочей силы) обложения и прямого поземельного налога, когда «в сохе числиша два мужи работники». Что касается размера денежного сбора, то в XIV-XV вв. он был фиксирован - по полугривне с сохи. Ежегодно только северо-восточные русские княжества должны были платить татарам от 5 до 8,5 тысяч рублей, что в весовом эквиваленте составляло более тонны серебра.

Еще одним прямым налогом был ям – обязанность поставлять подводы и лошадей для ордынских чиновников. К этому добавлялись экстраординарные выплаты: откуп от набегов, содержание ханских посольств, подарки ханам, их семьям и приближенным и т. д. В совокупности все собранное для Орды называли «царевой данью» или просто «выходом». По современным оценкам, эти суммы достигали 100 тысяч рублей в год (крупное село с крестьянами и хорошо налаженным барским хозяйством тогда стоило 20-30 рублей).

Кроме этого татаро-монголы в свою пользу собирали таможенно-торговую пошлину – тамгу.

В условиях ордынского господства взимание прямых налогов в пользу казны собственно русских государственных образований представлялось мало возможным. Поэтому главным источником пополнения княжеской казны являлись косвенные налоги. При этом сохранялись многие старинные таможенные и торговые пошлины, такие как мыт (плата за провоз товаров через таможенные заставы), явка (извещение о намерении торговать), гостиное (найм помещения), весчее (при взвешивании товара) и пр. К ним добавились новые пошлины: с серебряного литья, клеймения лошадей, соляных варниц, рыбных ловлей, сторожевая, медовая, с заключаемых браков и т. д. Таким образом, подавляющая масса простолюдинов была под грузом двойного налогообложения, что сказывалось на возможностях деловой активности, поскольку значительная часть оборотных средств уходила на непроизводственные нужды.

Существенные перемены в налогообложении происходят в период образования Российского единого централизованного государства (XV-XVI вв.). Это было связано с тем, что после прекращения уплаты ордынского выхода в 1478 г. при Иване III началось создание общегосударственной налогово-финансовой системы на основе единых правил. Применительно к черносошным крестьянам и посадским людям, проживающим в «черных слободах» (т. е. находившихся в непосредственном владении великого князя Московского), прежняя феодальная частновладельческая рента вытесняется государственными прямыми налогами. Многие натуральные повинности были заменены денежным оброком. Расширение территории Московского царства и централизация власти диктовали необходимость упорядочения сбора налогов на единообразной основе. Совокупность прямых налогов получила название «данные деньги».

Главным объектом прямого обложения оставалась земля, причем на складывание новой системы налогов оказало влияние наследие Золотой Орды. Конкретно это проявилось в использовании посошного обложения, а для более четкого расклада налогов проводились кадастровые переписи и составлялись писцовые книги.

В середине XVI в. правительство Ивана Грозного в качестве основной единицы налогообложения ввело «большую соху». Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли, которое варьировалось в зависимости от качества почвы, а также социального положения владельца. Московская «соха» для служилых дворян составляла 800 четвертей «доброй» земли, 1000 четвертей «средней» или 1200 четвертей «худой» земли; для церквей и монастырей – соответственно 600, 700, 800 четвертей; для дворцовых и «черных» крестьянских земель – 500, 600, 700 четвертей (четь = 0,5 десятины). В центрах ремесленного производства разверстка налогов стала осуществляться не на основе земли, а «по животам и промыслам». К сохе подверстывались налогооблагаемые торговые лавки, солеварни и иные ремесленные предприятия и промыслы. Посадскую (слободскую) «соху» составляли 40 дворов «лучших» торговых людей, 80 средних, 160 «молодших» посадских людей, 320 беднейших слободских. Для тех, кто одновременно занимался и земледелием, и предпринимательской деятельностью применялась своего рода «комбинированная» соха. Для четкого сбора налогов стали составляться подробные описания территорий – писцовые книги, земельный кадастр с указанием владельцев, размера взимаемых выплат, сколько чего и где выращивается или производится.

У нерусских народов Поволжья, Севера и Сибири с каждого человека в зависимости от его социального статуса брался ясак мехами.

Также стало практиковаться взимание целевых налогов, доходы от которых шли на конкретные государственные нужды: пищальные деньги (на производство пушек), на городовое и засечное дело (для строительства городских и пограничных укреплений), ямские деньги (на содержание почтово-ямской службы), подати стрелецкая (для обеспечения стрелецкого войска), полоняничная (для выкупа русских людей из татарской неволи) и пр. Особый вид подати составляло пожилое – плата при переходе крестьянина от своего владельца к другому, приуроченная к Юрьеву дню.

В моменты финансовых затруднений правительство нередко прибегало к введению экстраординарных налогов, преимущественно на военные нужды, в виде единовременного сбора в определенном размере. Так, сразу после Смуты установили пятину – сбор в 1/5 от движимого имущества и доходов налогоплательщика.

Зависимое население продолжало оплачивать косвенные налоги в казну и нести натуральные и денежные оброки в пользу своего владельца. Новой косвенной пошлиной стал питейный (кабацкий) сбор, реализуемый при продаже алкоголя, что являлось казенной монополией. Общей тенденцией со второй половины XVI в. стали увеличение денежной составляющей при сборе налогов и уменьшение доли натуральных платежей и личных повинностей.

Ради скорого наполнения казны широко использовалась сдача сбора таможенных пошлин в откуп. Откупа в территориальном плане подразделялись на генеральные (охватывающие всю территорию государства) и областные (распространяющиеся только на конкретную часть страны).

Вместе с тем власти пытались уменьшить злоупотребления при взимании податей на основе кормлений. Поэтому в 1556 г. в ходе реформы местного самоуправления произошла отмена прямых кормлений и замена их «кормленичим окупом» – новым видом денежного налога, который затем распределялся между феодалами, выходящими на военно-административную службу. В тоже время изменилась организационная система сбора податей. Были учреждены земские избы во главе с выборными земскими старостами. Городской посад или локальная крестьянская община при этом распределяла размер налогов между своими членами с учетом их имущественного состояния и иных обстоятельств.

Одновременно с этим в 1551 г. правительство осуществило пересмотр иммунитетных грамот и отменило освобождение тарханных владений от основных налогов и пошлин.

Особенностью отечественной налоговой организации было то, что если в Золотой Орде налоговая система была выстроена в жесткую вертикальную структуру, то в России, после обретения независимости, за сбор налогов отвечало несколько ведомств. Основным органом, взимающим прямые налоги был Приказ большого прихода. Кроме того, обложением населения занимались территориальные приказы - Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, выполнявшие как бы функции приходных касс, а также Казанский и Сибирский приказы, бравшие ясак с нерусских народов Поволжья и Сибири. Приказ большого двора взимал налоги на царских землях. Приказ большой казны занимался сборами с городских промыслов. Специализированными сборами ведали функциональные приказы – Стрелецкий, Полоняничный, Ямской и прочие. Чтобы лучше осуществлять финансовый контроль, был создан Счетный приказ.

Что касается пошлин на возимые из-за рубежа иностранные товары, то нередко иноземные купцы в силу политических обстоятельств оказывались в привилегированном отношении, нежели отечественные.

Дальнейшее развитие налоги получают в период абсолютной монархии (вторая половина XVII – середина XIX вв.). Создание бюрократического аппарата управления, регулярной армии и военного флота, многочисленные войны, растущие расходы на содержание пышного царского двора и дворцовое хозяйство вынуждали усиливать налоговое бремя.

Постепенно многие натуральные сборы и повинности (например, ямская, стрелецкий хлеб) заменялись денежной формой. В правление царя Алексея Михайловича во время проведения посадской реформы (1649 г.) были ликвидированы «белые» слободы, а проживающее в них городское ремесленное и торговое население переведено в государственное тягло.

Несколько позднее, в 1679 г., была осуществлена крупная налоговая реформа. Соха как единица измерения налога была отменена. Взамен установили подворное обложение прямым налогом. Тем самым фискальный интерес переносился с обезличенной территории на конкретный субъект, налоговое обложение все больше приобретало персональный характер. По сути дела, подворный налог выступил единой податью, заменившей собой многие другие прямые налоги (ямской, стрелецкий, полоняничный). По Соборному Уложению феодалы-вотчинники были ответственны перед правительством за уплату налогов крестьянами, ставшими вечными крепостными своих землевладельцев. Чтобы обеспечить исправность поступления выплат и взыскивания недоимок применялась процедура правежа. Всех задолжавших простолюдинов во всякий будний день собирали вместе и выстраивали в ряды перед съезжей избой. Затем «праведчики», проходя по рядам от одного края до другого, всех поочередно били длинной тростью по икрам. Так было каждый день от восхода солнца до 10 часов утра. По закону можно было бить только в течение месяца (если должник не заплатит раньше) и по часу в день. Фактически же должники простаивали на «правеже» иногда и целый год каждый день от восхода до заката солнца. Правеж был отменн только в середине XVIII в. Справедливости ради следует отметить, что государство иногда шло на освобождение населения от части прямых налогов или прощение недоимок в случае крупномасштабных стихийных бедствий или иных кризисных ситуаций, при восшествии на престол очередного монарха.

 

Предложения интернет-магазинов
 
 
alpinabook.ru
 
Крейг Дарден-Фил…
 
(16+) Ваш шанс изменить мир: Практическое п…
 
399 р.
 
Купить
 
 
 
boffo.ru
 
Крейг Дарден-Фил…
 
Книга "Ваш шанс изменить мир: Практическое…
 
350 р.
 
Купить
 
 
 
labirint.ru
 
Дарден-Филлипс К…
 
Ваш шанс изменить мир: Практическое пособие…
 
428 р.
 
Купить
 
 
 
labirint.ru
 
Чапек Владимир Н…
 
Малое предпринимательство в России: организ…
 
134 р.
 
Купить
 
 
 
my-shop.ru
 
Дарден-Филлипс К.
 
Ваш шанс изменить мир. Практическое пособие…
 
461 р.
 
Купить
 
 
 
bookvoed.ru
 
Дарден-Филлипс К.
 
Ваш шанс изменить мир: Практическое пособие…
 
381 р.
 
Купить
 

Рекламная сеть Topadvert

 

Дополнительным источником дохода стало введение налога на имущество: по 3 копейки с каждой четверти переходившей по наследству земли.

По-прежнему большую роль играли косвенные налоги, число которых превышало 20. Доминирующее положение занимали кабацкие сборы и торговые пошлины (с любого акта купли-продажи, перемещения, складирования товара). В середине XVII в. взамен многих мелких налогов была установлена единая пошлина для торговцев: по 5 копеек с рубля оборота, что стимулировало внутренний товарооборот.

Налаживание торговых связей с зарубежными странами обусловило развитие таможенных пошлин. До этого отсутствовали чёткие правила, поэтому размеры пошлин с привозимых в Россию иностранных товаров каждый раз определялись особыми царскими грамотами. Принятый в 1667 г. «Новоторговый устав» разрешал иностранным купцам торговать только в пограничных городах с уплатой 6 % пошлины с продажной цены. За провоз же товаров внутрь страны иноземцы должны были платить в двойном размере. Тем самым в налоговой политике вводился принцип национального предпочтения.

Немалую прибыль казне приносили государственные торговые монополии: на смолу, поташ, рыбий клей, меха, деготь и т. п. Однако отсутствовала теория и продуманная схема налоговой системы, поэтому правительство порой предпринимало в этой области необдуманные шаги, приводившие к тяжким последствиям. Когда в 1646 г. был резко повышен акциз на соль (с 5 до 20 копеек за пуд), начались соляные бунты. В результате уже в 1648 г. этот налог вынуждены были отменить.

Серьезные перемены произошли в налогообложении в ходе радикальных преобразований российской государственности при Петре Великом в первой четверти XVIII в. Длительная Северная война, расходы на армию и военно-морской флот, переустройство государственного аппарата и другие реформы, строительство Санкт-Петербурга, промышленных предприятий, экспедиции для освоения новых территорий требовали немалых денежных средств и вызывали финансовые затруднения. Поэтому налоговая политика Петра I общим вектором имела постоянный поиск новых источников пополнения казны.

Обложение прямыми налогами подверглось коренной реорганизации. Все российские подданные были разделены на две категории. Привилегированное дворянство, чиновничество, духовенство несли «государеву службу» и полностью освобождались от налоговых выплат. Тягловое (податное) население выполняло все повинности и обязано было платить подати. Взамен подворного обложения в 1718 г. была установлена подушная подать, возлагаемая на всех мужчин с 3 и до 70-летнего возраста. При этом никак не учитывались хозяйственные возможности налогоплательщиков. Помещичьи крестьяне должны были платить 74 копейки с души, государственные крестьяне – 1 рубль 14 копеек, горожане – 1 рубль 20 копеек. С целью реализации подушного обложения провели новую перепись населения – «ревизию», за уклонение от которой предусматривались суровые наказания, вплоть до смертной казни. Введение подушной подати почти в четыре раза увеличило поступления в казну и являлось основой прямого налогообложения около полутораста лет.

В 1719 г. введена горная подать – специальный вид налога, взимаемый государством с промышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Данная подать уплачивалась натурой в размере 1/10 доли валовой добычи ископаемых. Императорский указ гласил, что тем, «которые изобретенные руды утаят и доносить об них не будут, или другим в сыскании, устроении и расширении тех заводов запрещать и мешать будут, объявляется жестокий гнев, неотложное телесное наказание и смертная казнь и лишение всех имений».

Также стали использоваться системы гербовых сборов, т. е. особых пошлин, взимаемых при оформлении различных гражданских актов, документов, деловых соглашений, которые следовало заключать и фиксировать на особой гербовой бумаге.

Поскольку возможности увеличения прямых налогов были ограничены, то правительство больше внимания стало уделять введению косвенных налогов. Были даже учреждены специальные должности прибыльщиков - разработчиков новых налогов. Количество целевых косвенных и чрезвычайных налогов при Петре I выросло до 40. Налоговому обложению подвергались самые различные проявления человеческой жизни. Существовали сборы: мукомольный, трубный, соляной, с мостов и переправ, банный, с бород, с дубовых гробов, рекрутский, драгунский и т. д. Нередко взимание таких налогов отдавалось в откуп.

Взамен приказов собиранием налогов теперь заведовали коллегии, а также органы купеческого самоуправления: ратуши, бурмистерские палаты, городские магистраты.

В послепетровское время государственные доходы складывались из двух частей: окладной, состоящей из налогов и сборов, размер которых был известен заранее, и неокладной, исчисление коей не определено было изначально. Развитие российской экономики, возросшие потребности промышленности и внутренней торговли на повестку дня поставили вопрос о модернизации системы таможенных пошлин. Около середины XVIII в. многочисленные внутренние пошлины и «мелочные сборы» (всего – 17) были упразднены. Вместо них устанавливалось единообразная пошлина в 13 % со всех привозимых и вывозимых товаров, которую брали на границах государства. Тем самым экономическое пространство страны становилось по-настоящему единым.

 

Предложения интернет-магазинов

Крейг Дарден-Филлипс

(16+) Ваш шанс изменить мир: Практическое пособие по социал…

399 р.  
 
alpinabook.ru

Крейг Дарден-Филлипс

Книга "Ваш шанс изменить мир: Практическое пособие по социа…

350 р.  
 
boffo.ru

Дарден-Филлипс Крейг

Ваш шанс изменить мир: Практическое пособие по социальному…

428 р.  
 
labirint.ru

Дарден-Филлипс К.

Ваш шанс изменить мир. Практическое пособие по социальному…

461 р.  
 
my-shop.ru

Рекламная сеть Topadvert

 

При Екатерине II было принято несколько таможенных тарифов, должных посредством протекционистских мер ограждать российскую промышленность от конкурентов из-за рубежа. В них запрещался ввоз товаров, «коими в изобилии в собственном государстве довольствоваться можем». Заграничная продукция и предметы роскоши, если аналогичные производились в России, облагались до 3/4 своей стоимости, с тех же, в которых страна нуждалась, следовало уплачивать 25 %. Причем плата бралась только в звонкой золотой или серебряной монете. От пошлин, наоборот, освобождались товары, которых «произращение или заводы в государстве еще не начиналось». Также дифференцированными были пошлины на импорт.

Кроме этого в екатерининское правление значительно увеличилась сумма подушной подати, и она дополнилась хлебным сбором. Одновременно изменили налогообложение купечества. Для купцов были отменены все частные промысловые налоги и подушная подать. Теперь они должны были ежегодно платить гильдейский сбор в размере 1 % от объявленного капитала.

Продолжали расти косвенные налоги, в которых по-прежнему преобладал питейный сбор, составлявший 28 % доходов. Распространенной оставалась практика откупов.

На всем протяжении XVIII в. для оседлых народов Поволжья и Сибири ясак постепенно заменяли подушной податью, хотя он был сохранен у кочевых народов. Правда, в целом ряде случаев натуральный ясак заменялся денежным.

В первой половине XIX в. подушная подать оставалась главной среди прямых налогов. Размер ее существенно вырос. В среде правящей бюрократии возникали проекты отмены подушной подати и перехода к подоходному налогу. Но в условиях крепостничества это оказалось нереальным, так как дворянство не хотело терять своих сословных привилегий. Кроме того, для подавляющей массы населения доход не был формой, отражающей их хозяйственную деятельность. Результаты изменения налоговых ставок коснулись в первую очередь купечества. Налог с капитала достиг 2,5 % для купцов 3-й гильдии и 4 % для купцов 2 и 1-й гильдий. Для промышленных и торговых предпринимателей в 1824 г. был учрежден промысловый налог. В 1812 г. введен процентный сбор с доходов от недвижимого имущества.

Наряду с увеличением ставок по прямым налогам несколько изменился порядок сбора косвенных налогов, вводились надбавки целевого назначения (например, временные надбавки на ускорение выплаты государственных долгов), устанавливались новые сборы (за проезд по шоссе Петербург - Москва, паспортные пошлины и пр.).

Параллельно совершенствовалась система налоговых органов посредством ее централизации и создания представительств на местах.

Во время Великих реформ и в пореформенный период (60-е гг. XIX – начало XX вв.), когда бурными темпами шло развитие российского капитализма, потребовалось преобразовать всю налоговую систему на абсолютно новых, буржуазных принципах, чтобы привести ее в соответствие с изменившейся социально-капиталистической обстановкой.

Главными нововведениями были отмена подушной подати и замена ее подоходным, имущественным, промысловым налогом. Прежние три купеческие гильдии свели к двум, за принадлежность к которым следовало оплачивать гильдейское свидетельство. Причем требуемая для этого сумма существенно снизилась. Так, свидетельство первой гильдии вместо прежних 660 рублей в год теперь стоило только 265. Также надлежало оплачивать свидетельство на право заниматься торговлей и промыслами. В дальнейшем изменился порядок сбора промыслового налога – помимо прежнего фиксированного патентного сбора добавился налог на прибыль по процентным прогрессивным ставкам. Одновременно снижался налог на крупную торговлю и промышленность. Вместо подушной подати городские мещане отныне платили налог с имеющейся недвижимости: за дома, здания, постройки, землю.

В 1875 г. введен поземельный налог, ставки которого были дифференцированы по губерниям в зависимости от климатических поясов. Для каждой губернии сумма данного налога устанавливалась централизованно, исходя из средней ставки. Негативной особенностью организации сбора прямых налогов в сельской местности была круговая порука, когда ответственность за своевременность и исправность сбора податей возлагалась на крестьянскую общину целиком. В ходе осуществления столыпинской аграрной реформы это было отменено.

В пореформенное время центр налогообложения в значительной мере был смещен в сторону косвенных налогов. Поступления от них обеспечивали свыше 60% всех государственных доходов. Часть старых податей (соляная, винные откупа) была отменена. Им на смену приходили новые налоги: на алкогольные напитки и право торговли ими, квартирный, на страхование, передвижение пассажиров и грузов, налоги на акционерные общества, товарищества на паях, обложение акций железнодорожных компаний. Основной доход приносили акцизы, число которых существенно увеличилось. Среди них были пошлины на табак, рафинированный сахар, спички, дрожжи, керосин и другие товары массового потребления. Сбор многих видов акцизов проводился посредством наклейки на облагаемый товар специальных бандеролей. В 1863 г. произошла полная ликвидация откупной системы сбора налогов.

В самом начале ХХ в. налоговую систему дополнили административные сборы – пошлины, взимаемые с юридических и физических лиц за проведенные в их интересах административные действия: выдача паспорта, свидетельства о прописке и пр.

После сформирования в 1860-х г. органов местного самоуправления, в дополнение к общегосударственным, устанавливались местные городские и земские налоги и сборы.

Применительно к таможенным пошлинам, несмотря на их некоторую временную либерализацию в 1860-х гг., в самом конце XIX в. отмечалось наступление периода конвекционных (т. е. защитительных применительно к отечественному производителю) тарифов.

В конечном итоге к 1914 г. структура основных налогов была выстроена так, что объектами налогообложения выступали: 1) физическое или юридическое лицо, владевшее недвижимостью; 2) прочее имущество налогоплательщика; 3) моменты перехода имущества из рук в руки (продажа, передача по наследству, биржевые операции, пошлины на обращение и пр.); 4) общий доход; 5) отдельные источники дохода, как то: земля, строения и дома, промышленные предприятия; 6) акцизы на предметы потребления и т. д.

С началом I мировой войны из бюджета выпали доходы от винно-водочной монополии (поскольку был введен «сухой закон»), значительно сократились таможенные и лесные поступления. Вместе с тем резко выросшие расходы казны вынуждали для покрытия военного дефицита увеличивать ставки прямых и косвенных (в первую очередь, на товары первой необходимости) налогов. Кроме того, был установлен всеобщий подоходный налог, уплачиваемый со всех видов дохода от всякого рода источников. Главной новацией стало введение чрезвычайных налогов: военного (на лиц, освобожденных от воинской повинности); на прирост прибылей, которым облагались не только предприятия, но и члены правлений акционерных обществ; на пассажиров железных дорог и перевозимые грузы. Временное правительство за свой краткий срок пребывания на политической арене продолжило курс на увеличение ставок всех видов налогов. Вдобавок к этому оно, пытаясь стабилизировать экономическую и политическую ситуацию в стране, пересмотрело ставки действующих налогов и ввело дополнительно единовременный налог, которым облагались юридические и физические лица, если их обложенный подоходным налогом налог превышал 10 тысяч рублей.

Радикальным образом были изменены налоговая политика и принципы обложения после установления Советской власти и в годы ″военного коммунизма″. В целом, большевистское правительство исходило из положения Маркса и Энгельса, что коммунистическое общество будет свободно от товарно-денежных отношений, и потому взяло курс на их свертывание в переходную эпоху от капитализма к социализму. Тем самым исключалась возможность существования налогов в денежной форме. Правда, придя к власти, большевики не стали с ходу ломать старую налоговую систему. Более того, в специальном обращении к населению от 5 ноября 1917 г. председатель Совнаркома заявил, что новые налоги пока вводится не будут, а 24 декабря был издан декрет о неукоснительной уплате налогов, установленных царским и Временным правительствами. Летом 1918 г. были отменены два незначительных налога: 1) на лиц, освобожденных от воинской повинности, и 2) налог взамен исполнения воинской повинности натурою. Одним из источников пополнения местных бюджетов явился разовый сбор за розничную торговлю. Разновидностью обложения предпринимателей по обороту стал особый 5 % сбор, который, как замышлялось, должен был способствовать всеобщему кооперированию населения. Но в марте 1919 г. в связи с ликвидацией частной торговли и обязательного кооперирования этот налог был отменен. Также в апреле 1918 г. существенно повысились ставки акцизов на предметы массового потребления, но ввиду натурализации хозяйства их значение для бюджета резко снизилось. В феврале 1920 г. были отменены все косвенные налоги. Их большевики считали несправедливыми по определению. Были упразднены и таможенные сборы из-за отсутствия в тот момент какой-либо внешнеэкономической деятельности.

Еще до революции Ленин писал о необходимости ввести справедливый налог на капиталистов, который мог бы быть заменой экспроприации средств производства. В налоговую сферу был привнесен элемент классового подхода, когда наряду с облегчением налогового бремени для малоимущих слоев населения налог на прибыль предпринимателя мог достигать 95 %. Такими мерами, вкупе с другими мероприятиями, правительство намеревалось осуществить финансовое удушение частного бизнеса. Однако со сбором налогов дело обстояло плохо. Военная ситуация вызвала развал прежней системы; национализация промышленности и ликвидация частной торговли фактически вывели из-под налогообложения буржуазию; государственные предприятия, лишенные хозяйственной самостоятельности, также оказались фактически без средств, могущих быть обложенными. Доходы населения, в первую очередь зарплата, натурализовывались, что не давало возможности взыскивать с них налоги; к тому же население, особенно в деревне, всячески уклонялось от уплаты.

Россия как есть

Царская Россия

Экзотические торты

Афоризмы мудрых

Изумительные корабли

Во время Гражданской войны местные Советы в качестве нового источника доходов стали прибегать к единовременным контрибуциям с буржуазии. И хотя нарком финансов В. Р.Менжинский распространил циркуляр, запрещавший подобную практику, ВЦИК распорядился считать это всего лишь рекомендацией. Впрочем, к подобным мерам подчас обращались и белые армии. Очевидно, такая практика повлияла на центральные власти: в конце 1918 г. они также прибегают к чрезвычайным налогам, в частности к 10-миллиардному «революционному» налогу (контрибуции) на буржуазию.

Ввиду того, что установленный 30 ноября 1918 г. продовольственный налог не дал ожидаемых результатов, 11 января 1919 г. была введена продовольственная разверстка, т. е. принудительное изъятие зерна и сельхозпродукции с одновременной отменой свободной торговли и введением централизованного распределения по классовому принципу. Сама продразверстка тоже была организована исходя из него: с бедняка – ничего, с середняка – умеренно; с богатого – много. Согласно установленным нормам, крестьянам оставлялось только необходимое для личного потребления и посева, зерно и фураж для скота, а остальное в принудительном порядке отчуждалось по твердым ценам под страхом наказания за уклонение. Примерно половину изъятого по разверстке хлеба правительство обещало компенсировать промышленными товарами (которых в реальности не оказалось), за вторую половину платило же обесцененными бумажными деньгами. К уклоняющимся от выплаты или скрывающим зерно применялись суровые меры вплоть до конфискации имущества и лишения свободы. Результатом явилось установление прямого, неэквивалентного продукта обмена между городом и деревней. Жизнь подчас вносила свои коррективы в налогообложение. В обстановке острой социальной и политической борьбы большевистское правительство в апреле 1919 г. прекратило взимание чрезвычайного налога с середняков, а также освободило их от взыскания налога с урожая 1918 г.

14 августа 1918 г. был установлен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев.

В связи с либерализацией экономической жизни при нэпе была осуществлена налоговая реформа. Весной 1921 г. продразверстка заменена натуральным продовольственным налогом, установленным в виде процентного или долевого отчисления продуктов с учетом числа едоков, наличия скота и размера собранного урожая. Размер нового налога был в два раза меньше разверстки. Точнее будет сказать, введено несколько - около десятка - продналогов: на хлеб, мясо, технические культуры и пр. Целью отмены продразверстки было стремление создать у крестьян стимулы к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и продажи сельхозпродукции. Экономический интерес обеспечивался тем, что после уплаты продналога в обязательном размере вся остальная часть произведённого хлеба и иных сельскохозяйственных продуктов оставалась в полном распоряжении крестьян. Размер продналога устанавливался до сева и имел строго дифференцированный по классовому принципу характер: с малоимущих либо ничего не брали, либо взимали по минимуму, с имущих – по полной программе (особенно с тех, кого причисляли к кулакам). В 1922 г. несколько различных продовольственных налогов были заменены единым натуральным налогом, а с 1923 г. сельхозналог начал взиматься деньгами. К 10-й годовщине Октября бедняцкие и маломощные хозяйства (35 % от всех крестьянских) вообще были освобождены от сельхозналога.

Характерной чертой налоговой системы периода нэпа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. Прямые налоги взыскивались как с граждан, так и с юридических лиц. Партийные установки ориентировали на использование налогов в качестве орудия классовой борьбы, которое в первую очередь было направлено против частников и нэпманской буржуазии. Главным видом был подоходно-имущественный налог (введен в 1922 г.), уплачиваемый частными лицами и хозяйствами. Подоходный налог состоял из основного и прогрессивного.

Основной платили все граждане, кроме чернорабочих, подёнщиков, государственных пенсионеров, рабочих и служащих с зарплатой менее 75 руб. в месяц. Прогрессивный платили те, кто получал дополнительную прибыль (предприниматели-нэпманы, частнопрактикующие адвокаты, врачи и пр.). Поэтому с этих слоев населения налог собирался не по пропорциональной шкале, а по прогрессивной. С государственных и кооперативных организаций, а также бедняцких и середняцких крестьянских хозяйств прогрессивный налог брался значительно меньше (если с простого единоличника взималось 18 рублей налога, то с кулака – 172 рублей в год). Налогами и иными платежами государство изымало более половины прибыли частного сектора. Постепенно подоходный налог становится одним из основных видов прямых налогов, взимаемых с доходов физических и юридических лиц.

Также был введен промысловый налог, состоящий из двух платежей: патентного сбора (твердые ставки в зависимости от разряда предприятия) и уравнительного (процент от оборота). Первоначально им облагали ненационализированные предприятия, но затем этот налог распространили и на государственные. В итоге 70 % своей прибыли промышленные предприятия вынуждены были перечислять в казну. По мере налаживания нормального функционирования производства в бюджете начинают преобладать неналоговые поступления от государственной промышленности за счет получаемой прибыли.

Афоризмы

Сделано из стекла

Острова-призраки

Мост-гигант

Подземелье в Японии

Во второй половине 1920-х годов ради вытеснения частного капитала помимо промыслового и прогрессивного подоходного налога был введен налог на сверхприбыль, когда объектом обложения стала прибыль за данный год, превысившая установленную норму. Также повысились тарифы на перевозку частных грузов и прекратилось государственное кредитование частных предприятий.

При сборе налогов проблема заключалась в том, что в начале 1920-х г. не имелось достаточного количества квалифицированных кадров для налаживания хорошо организованного налогового аппарата, чтобы должным образом собирать прямые налоги. Поэтому упор был сделан на косвенные налоги. Установлены были акцизы на соль, спички, вино, чай, табак, гербовой сбор, налог за регистрацию актов гражданского состояния, с доходов от демонстрации кинофильмов и т. д. Предметы роскоши облагались повышенным налогом по сравнению с товарами массового потребления. В дальнейшем, по мере выправления финансовой ситуации, в середине 1920-х гг. некоторые косвенные налоги были отменены (ряд акцизов, железнодорожные тарифы, налоговые и тарифные накидки).

В 1922 и 1924 гг. власти прибегли к применению единовременного общегражданского налога на усиление сбора средств для борьбы с эпидемиями и помощи голодающим от неурожая. В ноябре 1925 г. ради получения дополнительных бюджетных ресурсов на социальное обеспечение инвалидов Гражданской войны был введен военный налог, которым облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию (отменен в 1931 г.).

При образовании СССР (1922 г.) для ЗСФСР, Узбекской и Туркменской республик установлены были налоговые льготы, заключающиеся в том, что все поступления от прямых налогов оставались в их бюджетах. Специфика налоговой системы СССР в эти годы состояла в таком явлении, как самообложение, которое представляло собой форму добровольного участия граждан денежными средствами или безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально-культурному строительству и благоустройству.

Сбором налогов ведал Наркомат финансов, который располагал сетью налоговых комиссий и финансовых инспекторов.

Свертывание нэпа и сформированная индустриализация в гг. обусловили значительную реорганизацию налоговой системы. В гг. была проведена налоговая реформа, которая должна была обеспечить упорядочить взаимоотношения государственных и кооперативных предприятий с бюджетом. Прежде всего устранялась множественность фискальных платежей и осуществлялась их унификация. Вместо множественности ранее существовавших в обобществлнном секторе налогов и прочих изъятий (числом около 60) было установлено два основных сбора: налог с оборота и отчисления с прибыли. Налог с оборота взимался после реализации произведенной промышленным предприятием продукции. Оптовая база, продав эту продукцию, возвращала определенный процент предприятию, часть забирала себе за услуги, а оставшуюся, большую (по ряду товаров, например водке, – 90 % и более) часть перечисляла в бюджет. Налог с оборота фактически заместил упраздненные одновременно с его введением акцизные сборы. На самом деле, система косвенного налогообложения даже усложнилась из-за многообразия индивидуальных ставок для каждого вида товара и учёта географических поясов. Отчисления от прибыли взимались в фиксированном проценте, но фактически забиралась вся прибыль. Предприятию оставлялся лишь необходимый минимум на развитие и социально-бытовые нужды работников. С кооперативных предприятий, поскольку они не были собственностью государства, налог с прибыли не взимался; они платили подоходный налог.

Реформа упростила взаимоотношения государства и предприятий, а главное, позволила сконцентрировать в руках союзного центра значительные средства. Это привело к изменению системы распределения доходов между Союзом, союзными и автономными республиками, а также местными Советами. Последние ранее получали большую часть средств путем местных налогов и сборов. С их отменой, и финансовые средства республики и области стали получать за счет отчисления определенной доли от общегосударственных поступлений. Несмотря на плюсы с точки зрения бюджетной выгоды, новая налоговая система сдерживала развитие самостоятельной инициативы предприятий. Своеобразие перечисленных нововведений заключалось в том, что в общемировой практике налог с оборота эволюционировал в налог на добавленную стоимость. В СССР, напротив, произошло его сближение с акцизами, что привело к отклонению официально установленных цен на товары от их реальной стоимости, препятствовало развитию рыночных связей и хозрасчетных отношений.

Еще одной особенностью проведенной реформы стало разграничение системы обложения обобществленного и частного секторов, что проявилось в четком разделении ранее единого промыслового налога на налог с оборота государственных предприятий и промысловый налог с частных предприятий и промыслов.

В ходе осуществления массовой коллективизации на основании Постановления ЦК ВКП(б) «О льготах для колхозов» (апрель 1930 г.) колхозы и колхозники на два года были освобождены от налога за скот и т. п. В 1933 г. была отменена существовавшая до этого договорная (контракционная) система заготовок сельскохозяйственных культур. Для колхозов и единоличных хозяйств устанавливались твердые обязательства по сдаче государству зерна по государственным ценам. Размер поставок исчислялся с каждого гектара посевной площади. Засеянное и собранное сверх сдачи обязательной доли оставалось в распоряжении колхоза.

Блоги пользователей

Fashion Pandia.ru
Страна: Россия Город: Сфера деятельности:

Музыка
Страна: Россия Город: Сфера деятельности:

Girls and Girls
Страна: Россия Город: Сфера деятельности:

 

В гг. была отменена прежняя система исчисления обязательных мясопоставок государству с поголовья скота в колхозных фермах и установлено исчисление с каждого гектара земельной площади, закрепленной за колхозом.

Несколько иным было обложение совхозов. Они уплачивали 1 % от валового дохода, получаемого за счет продажи сельскохозяйственной продукции. Этот налог брался одновременно с налогом с оборота, тем самым нарушался принцип однократности обложения товара.

Для физических лиц основным обязательным платежом стал подоходный налог с относительно небольшой прогрессией. Прогрессивность в подоходном налогообложении сохранилась только для незначительной части населения, отнесенной к «чуждым элементам»: для крестьян-единоличников, некооперированных кустарей, лиц свободных профессий. В 1938 г. введен государственный налог на лошадей единоличных хозяйств, как было заявлено, для «пресечения использования лошадей, находящихся в личной собственности граждан, в целях спекуляции и наживы». Налог этот отменили только в 1972 г.

Основу системы местных налогов составляли налоги поимущественные, прежде всего со строений и земельная рента.

Помимо отмеченных перемен, постепенно восстанавливались разного рода постоянные и единовременные целевые сборы: единая государственная пошлина за регистрацию актов гражданского состояния, удостоверение различных документов, прописочный, курортный, билетный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства (культжилсбор) и т. д. С развитием внешней торговли вновь стали применяться таможенные пошлины.

В период Великой Отечественной войны продолжали взиматься обязательные платежи из прибыли госпредприятий, установленные в довоенное время. Но огромные расходы на боевые действия заставляли изыскивать новые пути пополнения бюджета. Поначалу была введена 100 % надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, которая в 1942 г. была преобразована в военный налог, возлагаемый на всех граждан СССР. Его ставки были дифференцированы для разных категорий плательщиков.

Для выправления демографической ситуации и экономического стимулирования рождаемости был введен налог за бездетность на холостяков, одиноких и малосемейных граждан в размере 6% от получаемого дохода.

Существенные изменения внесли порядок взимания сельскохозяйственных налогов, доходов от демонстрации кинофильмов и зрелищ, единой государственной пошлины. К ним добавился сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак. Но при этом были отменены налог с наследств и дарений, сборы на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. В годы войны широко были распространены добровольные взносы граждан в Фонд Обороны и Фонд Красной Армии.

В послевоенный период (вторая половина 1940-х – 1950-е гг.) с прекращением боевых действий был отменен военный налог. Также сократилось число категорий граждан, облагаемых налогом за бездетность.

В 1953 г., после принятия «Закона о сельскохозяйственном налоге», подоходное обложение в сельской местности заменилось погектарным, исчисляемым по твердым ставкам с площади земельного участка. Это позволило резко снизить налоговое бремя для личных хозяйств колхозников, рабочих совхозов и прочих граждан, имеющих приусадебные участки в сельской местности. По данному налогу была установлена широкая система льгот для представителей ряда специальностей, работающих на селе. Позднее были отменены обязательные поставки сельхозпродукции с личных подворий, снижены ставки разового сбора на колхозных рынках, сельчане освобождались от дорожных повинностей. Эти мероприятия дали определенный стимул подъему сельского хозяйства.

В 1957 г. упразднено взимание патентного сбора за право деятельности, который возлагался на торговые и производственные предприятия промыслово-потребительской кооперации.

Главным источником поступлений в государственный бюджет по-прежнему оставался налог с оборота, удельный вес которого в доходной части достигал 60 %. Но он взимался с предприятий еще до того, как облагаемая им продукция была реализована конечному потребителю. Тем самым ослаблялось финансовое положение предприятий, поскольку для уплаты данного налога нередко приходилось использовать оборотные средства.

В 1960 - первой половине 1980-х гг. развитие налоговой системы СССР шло посредством совершенствования и оптимизации имеющейся базы. Наиболее крупное нововведение было связано с попыткой провести в середине 1960-х гг. хозяйственную реформу, направленную на повышение эффективности народного хозяйства и усиление экономического стимулирования производства. Прежде всего был изменен порядок распределения прибыли с государственных предприятий, участвующих в эксперименте. Если раньше платежи в бюджет из прибыли производились в размере ее свободного остатка, остающегося сверх потребностей предприятия, то теперь применялся новый подход. Для усиления хозрасчета были установлены: а) плата по твердым ставкам за производственные фонды, взимаемая независимо от выполнения плана по прибыли; б) фиксированные (рентные) платежи - фактическое изъятие части прибыли, получение которой обусловливалось факторами, не зависящими от деятельности трудового коллектива (это использовалось для выравнивания средней рентабельности по отрасли); в) взносы из свободного остатка прибыли, выполнявшие функцию окончательного регулирования взаимоотношений предприятия с госбюджетом. Для предприятий, не затронутых реформой, была сохранена прежняя система налогообложения, в первую очередь налог с оборота. В 1975г. введен подоходный налог с колхозов.

Население продолжало уплачивать подоходный налог по единой ставке в 12 %. В 1972 г. было отменено взимание подоходного налога с заработной платы ниже установленного минимума (70 руб. в месяц) и произошло снижение ставок налога с зарплаты до 90 руб. в месяц. В 1981 г. появился налог с владельцев транспортных средств, ставки которого устанавливались с каждой лошадиной силы или киловатта мощности мотора в зависимости от вида транспортного средства и административного значения местности.

Государственная пошлина за действия или услуги, оказываемые официальными учреждениями физическим или юридическим лицам, была разделена на два вида. Она отныне существовала в простой (взимаемой по твердым ставкам) и пропорциональной (исчисляемой в процентах от суммы договора, иска и т. п.). Сохранялись различные акцизы, местные налоги, таможенные пошлины (ввозные, вывозные, транзитные) формах. Среди новых сборов следует отметить появление пробирной и патентной пошлин, платежей за использование природных ресурсов, портовых и прочих транспортных сборов.

Немалые перемены произошли в налоговой политике и налогообложении в связи с перестройкой ( гг.). Поскольку были расширены масштабы индивидуального предпринимательства, установилась плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. После принятия в 1987 г. Закона «О государственном предприятии (объединении)» была реформирована система обязательных платежей. Фактически принудительные изъятия с государственных предприятий заменялись более рыночно-ориентированной системой, чтобы повысить роль экономической заинтересованности за результаты своей деятельности. Госпредприятия должны были платить за производственные фонды, трудовые и природные ресурсы более облегченный налог с прибыли. Параллельно менялась система налогов для индивидуальных предприятий, кооперативов, предприятий с участием иностранных организаций. В 1990 г. различные законодательные акты по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности были систематизированы в едином Законе «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Им устанавливались следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт-импорт (в 1991 г. он был заменен таможенными пошлинами), налог на фонд оплаты труда, на прирост средств, направляемых на потребление, и пр. В 1991г. введен налог с продаж, получаемый через надбавку к цене товара.

Постоянно менялся порядок взимания подоходного налога с физических лиц. Поскольку был взят курс на развитие деловой активности индивидуальных предпринимателей, то в конечном итоге установились более низкие ставки для этой категории налогоплательщиков в сравнении с другими. Максимальная ставка в этом случае была определена в 35 % против иных платежей с доходов, включая заработную плату рабочих и служащих, доходящих до 50 %. Одновременно произошла поэтапная отмена налога за бездетность.

Для обеспечения лучшего сбора налогов в 1991 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, выделенную в 1991 г. в самостоятельный орган исполнительной власти – Государственную налоговую службу.

С помощью перечисленных мер правительство намеревалось выправить кризисное состояние социально-экономического положения в стране, преодолеть спад производства. Но крах прежней государственной политической системы и развал Советского Союза не принесли ожидаемых результатов.




ГЛАВА 6. КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ

Дата: 2019-04-23, просмотров: 209.