Большую роль на рынке играла потребкооперация, которая была отделена от Наркомата продовольствия и превратилась в широко разветвлённую сеть, охватывающую всю страну
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таким образом, во внутренней торговле участвовали государственные, кооперативные и частные предприятия. Они дополняли друг друга, а конкуренция, возникавшая между ними, ещё более стимулировала рост товарооборота. К 1924 г. сочетание свободного рынка с системой основных государственных монополий уже достаточно хорошо обслуживало хозяйственные связи в экономике.

В целом, предоставление возможностей для реализации предпринимательской активности в рамках нэпа дало положительные результаты. Было восстановлено несколько тысяч мелких предприятий, что способствовало развитию рынка товаров и укреплению экономических связей между городом и деревней; были созданы дополнительные рабочие места, арендная плата увеличивала материально-финансовые ресурсы государства, отчасти был удовлетворён спрос населения в предметах повседневной необходимости. Однако за весь период проведения новой экономической политики рынка в традиционном его понимании не существовало, поскольку отсутствовала свобода конкуренции. Денационализировалась и передавалась в частные руки только незначительная часть хозяйственных объектов. «Командные высоты», как тогда выражались, остались в руках государства, т. е. решающие отрасли хозяйства: крупная промышленность, прежде всего тяжёлая, земля, банки, транспорт, внешняя торговля. Хотя численно вырос слой мелких и средних предпринимателей-нэпманов: владельцев торговых заведений, мастерских, булочных, кафе, ресторанов, но «новые капиталисты» были полностью лишены политических прав, находились под жёстким налоговым прессом. Как только ситуация в экономике несколько выправилась, власти взяли курс на свёртывание НЭПа и частного предпринимательства. Уже с конца 1924 г. сдача госпредприятий в аренду стала сокращаться и полностью прекращена была в 1928 г. Точно также, несмотря на принятие СНК СССР в 1928 г. специального постановления об активизации концессионной политики, уже в 1930 г. было ликвидировано 20 концессий, а к 1933 г. все концессии, кроме японских на Дальнем Востоке прекратили существование. В 1937 г. исчезли последние концессии, а вместе с ними был упразднён Главконцеском. Параллельно шёл процесс неуклонного вытеснения из торговли частного капитала, особенно когда XII съезд ВКП(б) (1923 г.) взял курс на замену частного капитала кооперацией. На частников обрушиваются репрессии, выражавшиеся в арестах, конфискации имущества, высылке в отдалённые регионы страны. Тем самым к исходу 1920-х годов почти повсеместно самостоятельное предпринимательство было уничтожено.

Курс на форсированную индустриализацию, взятый в конце 1920 - начале 1930-х годов, привёл к нарушению эквивалентности обмена между промышленностью и сельским хозяйством, между отраслями промышленности тяжёлой и лёгкой. Кроме того, согласно Постановлению ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. тресты потеряли хозрасчётную самостоятельность, хотя формально входившие в тресты предприятия должны были функционировать на принципах хозрасчёта. Но в новых условиях он сводился лишь к учёту себестоимости продукции и стимулированию её снижения. Сами предприятия не имели собственных оборотных средств, не участвовали в распределении прибыли, которая почти полностью изымалась в государственный бюджет и уж из него в централизованном порядке перераспределялась между хозяйствующими субъектами. В результате прибыль перестала быть стимулом производства. Предприятия были теперь заинтересованы прежде всего в получении бюджетных ассигнований, которые могли превышать прибыль. Помимо этого в управлении производством и экономикой возобладал административно-командный принцип, что привело к сокращению договорных отношений между предприятиями. Таким образом возникало особого рода государственное предпринимательство, при котором не действовали рыночные отношения и механизмы, т. е. существовал псевдорынок. Что касается индивидуального предпринимательства, то оно официально допускалось в узком секторе мелкого кустарно-ремесленного производства и частично в сфере услуг. Эта деятельность подвергалась мощному ограничению, в первую очередь – с помощью налоговых рычагов и отсечения частников от источников сырья, транспорта, сбыта и т. д. Численность кустарей на протяжении 1930-первой половины 1960-х годов была примерно на уровне 150 тыс. человек. В середине 1930-х гг. сняли запреты с базарной торговли и расширены возможности для ведения приусадебного хозяйства колхозников. Но, с другой стороны, над головой предпринимателей-индивидуалов постоянно висел дамоклов меч уголовной репрессии. Основная часть традиционных форм мелкого предпринимательства клеймилась как спекуляция и трактовалась как уголовное преступление или административное правонарушение, поскольку в таком ключе можно было квалифицировать почти любую частнопредпринимательскую деятельность.

Во время Великой Отечественной войны в 1944 г., поскольку распределительная карточная система далеко не в полной мере удовлетворяла потребности трудящихся и для получения дополнительных денежных средств от населения на военные расходы, был введён режим «особой торговли». Возникли, так называемые, коммерческие магазины где продукты питания и массового спроса продавались по завышенным ценам. На промышленных предприятиях для снабжения рабочих продовольствием создавались хозрасчётные подсобные хозяйства.

В послевоенное время рост товарных фондов, отмена карточной системы, денежная реформа 1947 г. и снижение цен на товары массового потребления способствовали резкому увеличению объёма товарооборота. В середине 1960-х гг. была предпринята хозяйственная реформа, призванная заново возродить принципы хозрасчёта. Цены и платежи из прибыли перестраивали так, чтобы рентабельность отражала результаты работы предприятия, чтобы служить основой для стимулирования и развития производства. Но реформа проводилась некомплексно, непоследовательно, была слишком растянута во времени, не подкреплена соответствующими изменениями в планировании и материально-техническом снабжении. Продолжал сохраняться административный диктат в управлении, показателем чего служит Указ ВС СССР «О строгой дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности должностных лиц за невыполнение планов и заданий по поставкам продукции в другие экономические районы», принятый в конце 1950-х гг. С принятием в 1962 г. Программы строительства коммунизма в СССР началась новая волна гонений на легально действующих индивидуальных предпринимателей, в результате чего их число к 1973 г. сократилось до 10 тыс. человек. Только в середине 1970-х гг. произошла некоторая «реабилитация» индивидуальной деятельности в личном подсобном хозяйстве, что было закреплено в ст. 17 Конституции СССР 1977 г. К концу 1980-х гг. в финансовых органах было зарегистрировано около 6,5 тыс. граждан, занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, 3,5 частнопрактикующих лиц, около 150 тыс. человек, сдающих в наём помещения.

Перекосы в экономике, отсутствие подлинно рыночных механизмов привели к тому, что не были известны реальные запросы потребителей, постоянно возникал дефицит тех или иных товаров. Всё это порождало теневую экономику, основанную на нелегальном (скрытом) предпринимательстве. Питательной средой для таких явлений служили несбалансированность спроса и предложения, т. е. колоссальный дефицит в предоставлении товаров и услуг населению. Главным образом индивидуальная либо артельная предпринимательская деятельность проявлялась в занятиях извозом, осуществлении строительно-ремонтных работ, ремонте легковых автомобилей, бытовой техники, телерадиоаппаратуры, оказании бытовых или медицинских услуг, нелицензированном изготовлении и продаже товаров, сдаче в наём жилья, репетиторстве, самогоноварении т. д. При этом большая часть произведённых нелегальным предпринимательством товаров или услуг объективно была востребованной и полезной обществом. Согласно прикидкам известного экономиста Н. Шмелёва 83 % населения СССР регулярно приобретало товары и услуги на теневом рынке, а около 40 % жилья построено было бригадами левых рабочих-«шабашников».

К началу 1990-х гг. оборот теневого предпринимательства специалисты оценивали в 50-55 миллиардов рублей, а число участников - в 30-40 миллионов человек. Специфичным было то, что в советских условиях частным предпринимателем являлся человек, который в большинстве случаев не превращал нелегальную экономическую деятельность в основной источник дохода. Обычно, он параллельно был работником или служащим на государственных предприятиях, организациях, учреждениях.

Теневая экономика часто оказывалась тесно связанной с криминалитетом, экономической преступностью. Прежде всего это проявлялось в спекуляции дефицитом, особенно в розничной торговле. Развитие спекуляции провоцировалось политикой твёрдых цен в условиях товарного дефицита и роста покупательной способности населения. Те, кто занимался спекуляцией, должны были внимательно изучать и отслеживать торговую конъюнктуру, чтобы иметь возможность вызвать ажиотаж - повышенный спрос потребителей на какие-либо товары, взвинтить цены на «чёрном рынке» и на этом получить доходы, многократно превышающие затраты. Нередко спекуляция сопровождалась хищениями в торговле и на предприятиях, так как теневые дельцы часто паразитировали на государстве, которое выступало их своеобразным снабженцем. Например, водителям государственных автомашин бензин и прочее горючее отпускали по талонам бесплатно, а частным автовладельцам реализовывали за деньги. Поэтому водители государственного автотранспорта всячески экономили и крали бензин для дальнейшей перепродажи.

В 1970-х и особенно в 1980-х годах теневое предпринимательство вышло на более высокий уровень. В это время происходил интенсивный рост организованной экономической преступности. Ранее одиночные подпольные цехи и мастерские стали объединяться в своеобразные «сети», включающие в свой состав подпольных организаторов, менеджеров-управленцев, снабженцев, охрану, транспортников. Также происходило сращивание «теневиков» с коррумпированной партийно-советской номенклатурой и правоохранительными органами. Часто нелегальные цехи создавались или нелегальная продукция выпускалась на базе государственных предприятий, что сопровождалось кражей сырья, материалов, незаконным использованием оборудования и рабочего времени.

Государство всячески пыталось бороться с нелегальной предпринимательской деятельностью. Для этого использовалось уголовное наказание за спекуляцию, а в 1961 г. даже ввели смертную казнь за хищения госимущества в особо крупных размерах. Эксперты полагают, что в послевоенный период в СССР не менее 8 тысяч человек были казнены за нелегальную предпринимательскую деятельность.

Возрождение нормального предпринимательства в нашей стране началось со времён «перестройки». С принятием Закона «О кооперации» (1986 г.) и Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1988 г.) произошла легализация частной предпринимательской деятельности.

Закон «О государственном предприятии» (1987 г.) был нацелен на ломку излишне централизованной отраслевой системы управления. Была расширена хозяйственная самостоятельность предприятий за счёт введения хозрасчёта, возможности самостоятельно формировать производственные и сбытовые планы, определять штаты работников и размеры зарплаты. Произведённую сверх госзаказа продукцию можно было реализовывать по своему усмотрению и свободно распоряжаться остатком прибыли. Кроме того, трудовые коллективы могли выбирать директоров предприятий. В дальнейшем законы «О предприятиях в СССР» (1990 г.), «О собственности в СССР» (1990 г. «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (1991 г.) признали правомочными помимо государственной также собственность граждан, коллективную и смешанные формы, а в качестве хозяйствующих субъектов следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, акционерные и иные хозяйственные общества или товарищества, принадлежащие общественным или региональным организациям. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.) разрешил гражданам заниматься предпринимательством, а также устанавливал организационно-правовые формы предприятий, соответствующие характеру рыночных отношений. Законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1990 г.) устанавливали частную собственность на землю для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства. Тем самым возникали предпосылки для свободного предпринимательства, осуществляемого на принципе экономической выгоды. Государство, таким образом, разрешило открыто заниматься частнопредпринимательской деятельностью, с которой дотоле бескомпромиссно боролось на протяжении семидесяти с лишним лет, безжалостно стремясь вытравить не только из реальной жизни, но даже из сознания людей. Быстрыми темпами стали появляться индивидуальные частные предприятия, различного рода кооперативы, частные магазины, кафе, рестораны. Активно создавались акционерные общества, смешанные предприятия, коммерческие банки и т. п. К маю 1991 г. в Государственном реестре было зарегистрировано 700 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а число частных коммерческих банков в конце того же года превысило 1300. Тогда же опять стали появляться товарные и фондовые биржи.

 

Предложения интернет-магазинов
 
 
alpinabook.ru
 
Крейг Дарден-Фил…
 
(16+) Ваш шанс изменить мир: Практическое п…
 
399 р.
 
Купить
 
 
 
boffo.ru
 
Крейг Дарден-Фил…
 
Книга "Ваш шанс изменить мир: Практическое…
 
350 р.
 
Купить
 
 
 
labirint.ru
 
Дарден-Филлипс К…
 
Ваш шанс изменить мир: Практическое пособие…
 
428 р.
 
Купить
 
 
 
labirint.ru
 
Чапек Владимир Н…
 
Малое предпринимательство в России: организ…
 
134 р.
 
Купить
 
 
 
my-shop.ru
 
Дарден-Филлипс К.
 
Ваш шанс изменить мир. Практическое пособие…
 
461 р.
 
Купить
 
 
 
bookvoed.ru
 
Дарден-Филлипс К.
 
Ваш шанс изменить мир: Практическое пособие…
 
381 р.
 
Купить
 

Рекламная сеть Topadvert

 

Но расширяя легальные социально-правовой гарантии для предпринимательства, власти стремились чётко описать пределы ее роста, дабы гарантировать общество от капиталистической трансформации. Законодательство того периода содержало следующие ограничения: 1) допускались лишь строго определенные виды индивидуальной трудовой деятельности, числом около 30; 2) ограничивался срок, на который выдавался патент на занятие индивидуально-правовой деятельностью; 3) категорически запрещалось использовать наёмный труд.

Кроме того, в мае 1986 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами». Оно гласило, что «самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью», а также «кормление скота хлебом» влечет за собой наказание от денежного штрафа до пяти лет лишения свободы с конфискацией имущества. При претворении этого постановления в жизнь нередкими были случаи ущемления прав и произвола по отношению к мелким предпринимателям, особенно со стороны местных властей. В некоторых регионах милиция тракторами сносила теплицы, уничтожала ранние посевы с овощами на личных огородах, урезала садовые участки. Был также запрещен перевоз продуктов из одного региона в другой, что резко негативно отразилось на существовавшем в стране колхозном рынке.

Но серьёзных изменений в экономике и не произошло, поскольку отсутствовала подлинно рыночная инфраструктура. Трудовые коллективы, получив больше прав влиять на хозяйственную политику предприятия, выступали против сокращения рабочих мест и одновременно ратовали за увеличение заработной платы. Экономический кризис подхлёстывался тем, что произошло сокращение производства дешёвого ассортимента товаров народного потребления, но вырос выпуск дорогой продукции. Руководство страны не решилось пойти на закрытие нерентабельных предприятий, которые составляли почти 55 % от общего числа хозяйствующих субъектов.

Только после краха Советского Союза в конце 1991 г., новой России начались радикальные экономические реформы, происходила трансформация всей хозяйственной системы, что создавало принципиально новую ситуацию для развития предпринимательства на совершенно иной базе.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 192.