Глава 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Весьма специфические формы отечественное предпринимательство приобрело в советский период ( гг.). Дело в том, оно осуществлялось в условиях жёсткого государственного надзора и репрессивного подавления свободы предпринимательской деятельности, в обстановке безраздельного господства государственной собственности, деформированных рыночных связей, отчего почти все виды предпринимательской активности вытеснялись в теневой сектор экономики.

Новый тип экономики – советской – стал формироваться уже в первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. Развивая, идеи марксизма применительно к российским условиям В. И. Ленин большевики , решили создавать социалистическую экономику искусственно, путем её сознательного «строительства». Идея построения социалистического бестоварного хозяйства была изложена во второй программе РКП(б) в марте 1919 г. Ещё раньше, в ноябре 1917 г. начался процесс, который В. И. Ленин назвал «красногвардейской атакой». Прежде всего, это выражалось в мерах по национализации промышленности, финансов, транспорта. Также осуществили национализацию торговли с заменой её принудительным государственно-организованным распределением и установлением прямого товарообмена между городом и деревней. Декретом от 01.01.01 г. узаконивалось установление рабочего контроля над предприятиями посредством создания выборных фабрично-заводских комитетов (фабзавкомов). Фабзавкомы теперь получали доступ к бухгалтерским книгам, складам, контролировали процесс производства, найм и увольнение работников. Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский Совет народного хозяйства (ВСНХ), которому было поручено управлять государственным сектором российской экономики в качестве единого центра, разрабатывать общие нормы регулирования экономической жизни страны, объединять деятельность центральных и местных экономических учреждений, а также органов рабочего контроля. ВСНХ получил также право конфисковывать частные предприятия и т. д. Одновременно в большинстве регионов страны стали создаваться местные органы управления экономикой – советы народного хозяйства (совнархозы).

По Декретам от 01.01.01 года и 24 марта 1918 года, все недвижимое имущество в городах было сначала изъято из торгового обращения, а затем передано в государственную собственность. В апреле 1918 года было запрещено покупать, продавать и сдавать в аренду торговые и промышленные предприятия, в мае 1918 года отменено право наследования. Ни одна из этих мер не была продиктована насущной экономической необходимостью. Все это делалось с целью лишения граждан их экономической и политической самостоятельности. Таким образом, наступление на частную собственность осуществлялось путем насильственной конфискации собственности промышленной, торговой, финансовой буржуазии в пользу государства.

Блоги пользователей

Fashion Pandia.ru
Страна: Россия Город: Сфера деятельности:

Музыка
Страна: Россия Город: Сфера деятельности:

Girls and Girls
Страна: Россия Город: Сфера деятельности:

В феврале 1918 года был принят Закон о социализации земли, который провозгласил переход земли из частной собственности в общенародную. Один из декретов 1919 г. предписывал «На все виды единоличного землепользования… смотреть как на преходящие и отживающие», а взамен следовало создать «Единое производственное хозяйство страны».




Одновременно с этим был взят курс на ликвидацию денег, замену их некими, специально разрабатываемыми, учётными трудовыми и энергетическими единицами. Результатом становилась натурализация хозяйственных отношений в сфере производства и потребления. Это было закреплено декретами Совнаркома (декабрь 1920 г.) «О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления», «О бесплатном отпуске населению продовольственных товаров», «Об отмене платы за всякого рода топлива».

В совокупности перечисленные мероприятия составили экономическую политику, принятую называть «военным коммунизмом». Эта политика была попыткой решения возникающих в ходе Гражданской войны хозяйственных задач, стремлением спасти остатки хозяйственных связей. В действительности она приводила к сужению сферы товарно-денежных отношений, свертыванию рынка и свободной торговли, переходом к бестоварному продуктообмену. Политика «военного коммунизма» стала наиболее последовательной попыткой перехода к новой системе хозяйствования, противоположной капитализму с его товарно-денежными отношениями.

Поэтому после прихода к власти большевиков торговле, как явлению, не вписывающемуся в планы социалистического переустройства, была объявлена беспощадная, но малоэффективная война. Уличные торговцы в городах арестовывались и штрафовались, а крестьянам предлагалось ссыпать хлеб на склады продовольственных комитетов в обмен на «квитки», по которым они могли получить в уездном городе оплату по твердым ценам. Неудобство и невыгодность этой процедуры обусловили массовое уклонение от нее. Система «военного коммунизма» так и не стала абсолютно господствующей, ей не удалось полностью подавить свободный рынок, который, несмотря на суровые законы военного времени, оказался очень жизнеспособным. Дело в том, что национализация торговли в условиях отсутствия действенного государственного аппарата для организации товарообмена ввергла движение товаров в хаос. При национализации частных магазинов и складов были расхищены или испорчены огромные запасы продовольствия, вследствие чего население столиц впервые испытало настоящий голод. Не обращая внимания на ликвидацию частной торговли, «мешочники» и «чёрный рынок» продолжали функционировать. Мелкое хозяйство демонстрировала удивительную живучесть вопреки попыткам правительства монополизировать производство и распределение. В условиях развала налаженного рынка продовольствия и предметов массового спроса, обесценивания денег, нежизнеспособности централизованных распределительных систем, падения авторитета объятой хаосом власти волей-неволей к квазирыночной торговле обратились все слои населения: взрослые и дети, интеллигенты и обыватели, солдаты и рабочие, представители бывшей и новой элиты, горожане и сельские жители. Следствием этого стала невероятная пестрота по большей части непрофессионального рынка - «толчка», ставшего своеобразным символом революционной России. К тому же советская власть оказалась в двусмысленном положении: если строго запрещать частную торговлю, то это обрекало городское население на голодную смерть, так как государственное распределение не могло обеспечивать его продовольствием в нужном объёме. По всей стране беспрестанно осуществлялась нелегальная торговля, происходил обмен продовольствия на промышленные товары. Источниками снабжения «чёрного рынка» были: продукция частных «подпольных» предприятий; часть продукции госпредприятий, нелегально обмениваемой на сырье, продукты и проч.; не изъятые в деревне излишки продуктов и сырья; выдача рабочим «натурой» за их труд, а не денежной зарплатой. Пышным цветом процветала спекуляция. В подавляющей массе мешочничество имело индивидуальный, бытовой характер, нацеленность на поиск продовольствия для собственного потребления. Но одновременно сформировалось также мешочничество профессиональное, организованное, правда тоже действовавшее полуподпольно. Так или иначе, распространение самодеятельной торговли, угрожающей продовольственной политике властей, понуждало их принимать репрессивные меры, вплоть до расстрела мешочников на месте.

Хозяйственная разруха, вызванная Гражданской войной и мобилизацией всего хозяйства на обслуживание военных нужд, привела к тому, что товарные запасы в стране Советов практически отсутствовали. Налицо был серьёзный дисбаланс в экономике, что порождало серьёзную социальную напряжённость и угрожало сохранению власти в руках большевиков. Вкупе с другими причинами это стало толчком к введению в 1921 г. новой экономической политики - нэпа. Для обеспечения растущего спроса населения решили привлечь частный капитал в производство предметов потребления, для чего осуществили частичную денационализацию предприятия мелкой промышленности и вернули их прежним владельцам. Одновременно было разрешено открывать частные мастерские и предприятия с наёмными рабочими численностью до 20, а в ряде исключительных случаев, до 100 человек. Тем самым открывались возможности для приложения частнопредпринимательской инициативы.

Кроме того власти стимулировали развитие кооперации: потребительской, сельскохозяйственной, кредитной, промысловой и др. Для этого снимались ограничения в области заготовки и сбыта продуктов сельского хозяйства , производства кустарных и ремесленных изделий. Деятельность кооперативных объединений финансировалась заново воссозданной сетью кооперативных и коммерческих банков.

Также одной из новых форм хозяйственных отношений стала аренда. В нёё сдавались государственные мелкие и некоторые средние предприятия, производящие преимущественно потребительские товары. Арендодателями выступали ВСНХ и его местные органы (районные и губернские), которые передавали кооперативам, товариществам и частным лицам предприятия с числом работников до 20 человек. На них производилось 3 % всей валовой продукции промышленности. Всего в аренду было сдано 4860 (по другим данным – 6481) предприятия, причём частным лицам – 52,6 %.

Дополнительно советское правительство прибегнуло к практике концессий, когда государство предоставляло иностранным капиталистам предприятия или территорию для разработки её ресурсов и осуществляло контроль за их использованием, не вмешиваясь в хозяйственные и административные дела. Концессии облагались теми же налогами, что и государственные предприятия . Часть полученной прибыли (в виде продукции) отдавалась в качестве уплаты государству, а другая часть могла быть реализована за границей. Всего за период гг. поступило 2400 концессионных предложений, но в действительности было заключено только 178 договоров (7,4 % к числу поступивших предложений). Приоритетной сферой приложения концессионного капитала являлись обрабатывающая промышленность и торговля. В целом доля концессий в общем производстве промышленной продукции была ничтожна – около 0,5 % , и лишь в ряде отраслей добывающей промышленности (свинцово-рудной, марганцевой, меднорудной) была заметна. Концессии и аренда частными лицами государственных предприятий представляли формы государственно-капиталистического уклада в экономике страны.

В некоторой степени в сферу предпринимательства вовлекались госпредприятия. Фабрики и заводы, главным образом лёгкой промышленности , снимались с государственного содержания и переводились на хозяйственный расчёт (самоокупаемость). Это выражалось в том, что предприятия получили самостоятельность в деле заготовки сырья, топлива и реализации готовой продукции. Одновременно однородные предприятия, подчинённые ВСНХ, объединялись в хозяйственные тресты, деятельность которых должна была строиться на строго хозрасчётных принципах, самофинансировании и самоокупаемости. В целях планомерной организации сбыта продукции, обеспечения предприятий сырьём и материалами однородные тресты объединялись в синдикаты. Взаимоотношения между собой они должны были устанавливать строго на договорной основе. Приспосабливаясь к законам рынка, государственная промышленность вынуждена была использовать принцип конкуренции как инструмент для удержания рынка в собственных руках.

Важнейшим мероприятием, знаменовавшим начало новой экономической политики, стало разрешение крестьянам свободно реализовывать излишки сельскохозяйственной продукции, которые оставались у них после уплаты сельхозналога. Это подразумевало развитие местного товарообмена. Но развитие свободного обмена весной 1921 г. вызвало новое оживление «мешочничества», когда в хлебопроизводящие губернии хлынула огромная масса индивидуальных заготовителей. Происходило лихорадочное возобновление хозяйственно-коммерческой деятельности, что стало неожиданностью для советского правительства и оно вынуждено было санкционировать свободу торговли. Поскольку государственная торговля не могла обеспечить рост товарооборота, то частный капитал также был допущен в сферу торгового и денежного обращения. С разрешением частной торговли страна превратилась в гигантский базар. Оживилась как городская, так и деревенская торговля. Торговцы, подобно остальным мелким производителям, должны были выкупать патенты и уплачивать прогрессивный налог. К середине 1920-х годов развёртывается стационарная торговля – создаётся широкая сеть магазинов, занимающихся розничной торговлей, где главной фигурой был частник. Порой частники фактически монополизировали торговлю определённым ассортиментом товаров. Например, в торговом обороте Москвы в руках частников находилось 96 % всей торговли, 90 % – хлебофуражом, 96 % – кожевенно-резиновыми изделиями, 93 % – химическими и москательными товарами, 96 % – металлическими изделиями.

Пришлось, в качестве альтернативы частнику, развивать государственную и кооперативную торговлю, для чего государство выделяло необходимые товарные фонды и денежные средства. Введение хозрасчёта на основе самоокупаемости сделало тресты самостоятельными субъектами оборота. Тем самым было положено начало государственной торговле, что способствовало расширению торговой сети и товарооборота. Правда, на первых порах тресты и синдикаты поддались чрезмерному увлечению чисто торговой деятельностью, что привело к участию в их операциях большого числа частных посредников. Усилению частного торгового посредничества способствовали также известная неразборчивость трестов в выборе клиентуры и слабость сбытового аппарата трестов и синдикатов. Это провоцировало рост спекуляции, особенно, на так называемых, «чёрных биржах». Стали появляться акционерные общества (всего было зарегистрировано до 90 объединений), которые представляли собой объединения преимущественно государственного или смешанного капитала. Но уже в 1923 г. было запрещено частное посредничество в сделках между госорганами. Тем самым было положено начало размежеванию двух рыночных секторов – обобществлённого и частного.

В условиях многоукладной экономики имущественный оборот по своей структуре состоял из: государственного планового оборота (где преобладали методы централизованного регулирования), государственного товарного оборота (где взаимоотношения между госпредприятиями строились на договорной основе), частного товарно-потребительского (мелкие товаропроизводители и потребители), частного капиталистического оборота. В оптовой торговле преобладали государственные и кооперативные предприятия. Проходили торговые выставки, формировалась система госторгов (ГУМ, Мосторг), государственных и смешанных торговых обществ («Хлебопродукт», «Кожсырьё» и т. д.).

Снова стали работать ярмарки, число которых в гг. достигло более 600. Наиболее крупными являлись Нижегородская, Киевская, Бакинская, Ирбитская ярмарки. С 1921 г. стали возрождаться, упразднённые в период «военного коммунизма», биржи как пункты обращения товаров массового характера и заключения оптовых сделок.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 266.