У России не было таких традиционных для западных стран источников первоначального накопления капитала, как заморские колонии, работорговля, спекуляции на бирже, меньшую роль играла внешняя торговля, не происходило ничего подобного английскому огораживанию. К началу XVIII в. в торговле были сосредоточены относительно крупные капиталы, но тенденции их перехода в промышленность не прослеживалось. Насчитывалось порядка 30 мануфактур, в большинстве своем находившихся в собственности казны.
В России первоначальное накопление капитала получило значительное развитие в ходе реформ Петра I и продолжалось по меньшей мере до начала промышленного переворота, т. е. до 20-30-х гг. XIX в. Торговый частный капитал до Петра I существовал и ранее, иностранцы отмечали необычайную коммерческую предприимчивость русских, их интерес к торговле в XVI-XVII вв. Но капитал оставался инертным, направить его в промышленность, тем более в условиях крепостного права, без внешнего импульса не представлялось возможным. Между тем внутренняя и внешняя политическая обстановка требовала создания промышленного производства для обеспечения экономической независимости страны и ее обороноспособности. Территориальные претензии Швеции и Турции, неурегулированность отношений с Польшей и Персией в совокупности с нараставшим отставанием от европейских стран в экономической области грозили обернуться потерей национального суверенитета. Таким образом, необходимость экономических реформ Петра I была вполне объективной и обусловленной ходом мирового экономического развития. Противоречивые оценки вызывают лишь петровские методы преобразований.
К началу XVIII в. Россия отставала от европейских стран по уровню развития техники и промышленных производств, животноводства и технических культур, урожайности сельскохозяйственных культур. Отсутствие выхода к морю мешало торговле. Внешние признаки отставания свидетельствовали о низком уровне развития рыночных отношений, об их задержке на уровне простого рыночного обмена предметами потребления. По-прежнему не существовало рынков экономических ресурсов, что уже имелось в ряде западных стран.
Конкуренция сильных европейских государств не только в экономической, но и в политической сфере поставила Россию перед необходимостью определения собственных общенациональных экономических задач, а именно постановки макроэкономических целей и выработки методов их осуществления. Государство осознавало свою роль в регулировании экономики постепенно, в ходе решения практических задач, главным образом военных. Отсутствие теоретических основ объясняет некоторую непоследовательность реформ.
Стремясь вывести Россию в число ведущих европейских держав, Петр I поставил определенные экономические цели, прежде всего удовлетворение любой ценой новых потребностей государства. Для создания крупных промышленных предприятий требовались новые экономические ресурсы: сырье, рабочая сила, специалисты, капиталы и т. д. Государство было вынуждено заменить управленческие кадры, ввести новую систему экономических стимулов и модифицировать сам механизм управления экономикой.
Таким образом, целью петровских преобразований было реформирование экономической системы: полная перестройка промышленности, замена всех ее составных элементов, а также создание командно-административного механизма регулирования. При этом сохранялся главный тормоз экономики - крепостничество. В результате сформировалась командно-патриархальная система хозяйства.
Особый интерес вызывает деятельность Петра I по развитию рыночных отношений и предпринимательства, которая, не являясь непосредственной целью петровских преобразований, стала косвенным результатом реформ и отразилась на состоянии торговли и промышленности. Петра I нередко именуют создателем русской промышленности. Действительно, получив от предыдущего правления порядка 30 мануфактур, Петр I оставил после себя более 200 мануфактур и заводов, коренным образом изменив структуру экономики.
Государственная политика в промышленности состояла в создании казенных предприятий . В промышленной политике петровского времени выделяются два этапа. На первом этапе (до гг.) основное внимание уделялось потребностям армии, поэтому развивались преимущественно металлургия и горное дело . Для этого периода характерно жесткое командное управление экономикой. На втором этапе ( гг.) значительные успехи были достигнуты в гражданских отраслях. Были предприняты некоторые усилия в деле поощрения крупного частного бизнеса и мелкотоварного производства.
Казенные мануфактуры и заводы организовывались на стратегически важных направлениях, в основном связанных с обеспечением армии. Для создания крупных производств, осуществляемых компаниями (кумпанствами), принудительно объединялись капиталы частных предпринимателей. Регулируя и направляя их деятельность, государство не только контролировало производство, но и предоставляло купцам привилегии: беспроцентные денежные ссуды, бесплатная или на льготных условиях передача земли, леса и других экономических ресурсов.
Во втором десятилетии XVIII в. получила распространение практика передачи казенных предприятий в частные руки. Такие производства работали, как правило, на государственный заказ, и правительство строго следило за качеством продукции и соблюдением технологии производства. Однако полностью удовлетворить государственные потребности частные предприятия пока были не в состоянии, поэтому государство строило предприятия и на бюджетные деньги. В Олонецком крае на Онежском озере в 1703 г. был создан чугуноплавильный и железоделательный завод, при котором возник город Петрозаводск. Несколько казенных железоделательных и медных заводов были построены в Повенце и других местах края. Но главные работы развернулись на Урале. В 1698 г. в Верхотурском уезде был заложен, а в 1701 г. уже дал первую плавку Невьянский казенный завод, переданный затем Демидову. Так было положено начало знаменитой уральской промышленности с центром в Екатеринбурге, где находилось управление крупного горнозаводского округа. Екатеринбург был построен в 1723 г. на берегу реки Исеть управляющим уральских заводов и назван в честь императрицы Екатерины I.
Уже в конце XVII в. на Урале было немало промыслов, кузниц, но мануфактуры и заводы появились только при Петре I. Причем там впервые в России начали производить металл самого высокого качества. В следующие пять лет были построены Каменский, Уктусский, Алапаевский, Пыскорский, Екатеринбургский, два Тагильских и другие (всего не менее 11) металлургические заводы. К концу же царствования Петра I в Екатеринбургском округе насчитывалось 9 казенных и 12 частных заводов, к которым для работы, охраны и обслуживания было приписано более 25 тыс. душ крестьян. Так сложился Уральский промышленный район. В целом же за петровский период было построено 30 металлургических предприятий. Из них 50 % принадлежало государству, 50 % - Демидовым (в том числе Колывано-Воскресенский завод в Алтайском горном округе).
Нужды армии и флота не ограничивались вооружением. Требовались полотно для парусного флота, обмундирование и продовольствие. Соответственно было необходимо расширить производство сырья, а также построить мануфактуры и фабрики, производящие эти изделия.
Россия как есть
Царская Россия
Экзотические торты
Афоризмы мудрых
Изумительные корабли
Так, качественная парусина вырабатывалась на московских и ярославских мануфактурах. Высокое качество обеспечивалось благодаря строгому государственному контролю и льготам.
Излишняя регламентация несколько сдерживала рост производства, но к середине XVIII в. полотняных мануфактур было уже 54. Предпосылкой быстрого роста отрасли служил высокий уровень развития кустарных ткацких промыслов. Известно, что в XVII в. русские ткани даже вывозились, особым спросом пользовались холсты, славившиеся своей прочностью. На базе кустарных промыслов зачастую формировались диффузные мануфактуры, на которых впоследствии стали выдвигаться "капиталистые" крестьяне.
К концу правления Петра I насчитывалось: 10 суконных, 9 полотняных, 7 шелковых, 4 писчебумажные, 3 ленточные и 2 шляпные фабрики, 5 кожевенных, 2 стеклянных, 1 сахарный, 1 красочный завод и т. д. Налаживая производство товаров первой необходимости, правительство руководствовалось чисто меркантилистскими задачами - ограничить трату денежных средств за границей на приобретение предметов роскоши, удовлетворив потребности придворных и дворянства за счет отечественной продукции. Об этом свидетельствуют организация в Петербурге Императорского стеклянного завода, поощрение Плейфера в устройстве московской бумажной мануфактуры по образцу дрезденской. В Москве возникло шелковое производство. На фабриках Шафирова производились парча, бархат, тонкие шелковые ткани, ленты, чулки. Отставая по качеству от лучших заграничных образцов, эти товары тем не менее пользовались значительным спросом, что позволило сократить соответствующую статью импорта.
Сосредоточив основные усилия на крупном производстве, Петр I сделал попытку перестроить по западным образцам и ремесленное производство. В 1722 г. вышел указ о создании цеховой организации ремесла в России. Вводились обязательное деление ремесленников на мастеров, подмастерьев и учеников, ученичество, сдача экзамена и клеймение продукта мастером, который нес ответственность за качество изделий. По сравнению с западноевропейскими цехами производство было менее регламентировано. Попытку ввести в России уже устаревшую к тому времени европейскую цеховую организацию ремесла обычно связывают с увлеченностью западными порядками. Кроме того, ремесло рассматривалось Петром как важный подготовительный этап для перехода к крупной промышленности. С этих позиций введение цеховой организации было своего рода школой подготовки кадров.
Направление промышленной политики государства определялось прежде всего недостатком капитальных ресурсов и неотложными военными потребностями. Петр I проявлял существенную заинтересованность в привлечении частных предпринимателей к промышленной деятельности, что особенно наглядно прослеживается на примере Демидовых. При этом он использовал и силу государственной власти, и различные привилегии.
Освобождение торгово-промышленного населения от власти воевод в 1699 г. сыграло прогрессивную роль. Но основные мероприятия, стимулировавшие развитие частного предпринимательства, пришлись на конец царствования Петра I. В 1720 г. был создан Главный магистрат - высший орган городского управления. Главный документ, регулировавший деятельность этого органа, расширил свободу торгово-промышленной деятельности.
Так, все податное население городов было поделено на две основные категории: регулярные граждане, к которым в соответствии с имущественным цензом и профессиональной принадлежностью относились купцы, и нерегулярные граждане, т. е. работающие по найму и чернорабочие. В купечество могли записываться все сословия, даже дворяне (кроме военных). Все "регулярные граждане", т. е. все городское состоятельное население, за исключением иностранцев, шляхетства, духовенства и "подлых" людей, делились на две гильдии. В первую гильдию входили банкиры, знатные купцы, имеющие значительные отъезжие торги или продающие товары в рядах, городские доктора, аптекари, шкипера купеческих кораблей, ювелиры, живописцы и иконописцы; во вторую - все торговцы мелочным товаром, а также ремесленники. Тем самым государство взяло курс на поощрение зажиточной верхушки и расширило ее, отказавшись от замкнутых высших разрядов: деления на гостей и сотни. Было преодолено несоответствие привилегированного положения гостей их имущественному состоянию.
Произошли переоценка и перераспределение льгот и привилегий, прежде всего, прав на приобретение важнейших экономических ресурсов - земли и рабочей силы между социальными слоями.
С 1724 г. записанные в гильдии купцы, торговый оборот которых превышал 500 руб. в год, получили ряд весьма серьезных льгот, положивших начало их выделению в привилегированное сословие. Купечество быстро пополнялось за счет выходцев из других сословий. Купцы освобождались от рекрутской повинности при условии уплаты в казну 100 руб. с человека. Также, им разрешалось покупать крестьян для приписки к заводам. Был создан принципиально новый тип промышленных предприятий - посессионные мануфактуры.
Афоризмы
Сделано из стекла
Острова-призраки
Мост-гигант
Подземелье в Японии
Посессионные мануфактуры решили проблему рабочей силы для промышленных предприятий в условиях крепостного права. Первоначально правительство недооценило масштаб этой проблемы и планировало ограничиться привлечением свободной рабочей силы. Но свободная рабочая сила тогда была нищенствующей частью населения: сиротами, вдовами, бродягами, беглыми. По всей Европе этих людей стали использовать в промышленности, применяя работные дома, исправительные приюты и пр. Но в России ситуация была иной. Крестьянство, составлявшее основную часть населения, было прикреплено к земле, занималось ее обработкой и имело пусть жалкие, но средства существования. Таким образом, потребность в рабочей силе для промышленности была удовлетворена в России путем приписки крепостных крестьян к заводам и мануфактурам.
Появление посессионных предприятий привело к строгой государственной регламентации мануфактур: правительство взяло под свой контроль и эту сторону процесса первоначального накопления капитала. Мануфактурами ведали приказы, а впоследствии специально созданные Берг-коллегия (1719 г.) и Мануфактур-коллегия (1722 г.). В функции этих ведомств входили распоряжение привилегиями, разрешениями на строительство мануфактур, распределение государственных заказов, регулярные обследования частных предприятий, помощь в обеспечении землей, сырьем, выдача беспроцентных ссуд на строительство предприятий, выполнявших государственные заказы, передача построенных мануфактур в частные руки, принудительное синдицирование (объединение в кумпанства). Все же средства, вложенные самими предпринимателями, в то время были невелики.
Недостаток сырья требовал развития сырьевой базы мануфактурного и заводского производства. Исключительного успеха удалось добиться в горном деле благодаря указу 1700 г. ("Указ о горной свободе"), разрешавшему любому розыск и добычу руд и минералов вне зависимости от собственности на землю, их содержащую. Это привело к расширению добычи железа и меди на Урале, в Олонецкой губернии, близ Тулы. Почти в 3 раза выросло производство соли. Главные солеварни по-прежнему принадлежали Строгановым. Важнейшие промыслы озерной соли в Астрахани были казенными, но отдавались на откуп.
Сельское хозяйство получало мало льгот от государства. Наоборот, по мнению Петра, цены на хлеб должны были оставаться низкими, чтобы побудить население к занятию промышленными видами деятельности . Государство контролировало только получение доходов от производства хлеба и обеспечение армии провиантом.
Жесткая фискальная политика требовала усиления позиций государства и в сфере торговли. Прежде всего, были введены казенные монополии как во внешней, так и во внутренней торговле. Круг объектов государственной монополии постоянно расширялся. На первом этапе к ним были отнесены соль, деготь, сало, поташ, смола, икра, собольи меха, юфть и др. Введение монополий преследовало исключительно фискальные цели: бюджет пополнялся благодаря передаче права торговли на откуп частным лицам. Ограничение свободной торговли сдерживало развитие предпринимательства, но способствовало накоплению капитала в руках откупщиков-монополистов, в числе которых были многие государственные деятели и их приближенные.
Внешнеэкономическая политика при Петре I, основанная на теории раннего меркантилизма, сводилась к установлению высоких тарифов в интересах фиска. Стремясь обойти таможенные барьеры, иностранцы старались выдать себя за русских или действовали через подставных лиц.
Важно иметь в виду, что создание промышленности и ее сырьевой базы сопровождалось усилением меркантилистских тенденций. Государство стало активнее придерживаться политики протекционизма во внешней торговле. Так, в 1714 г. был запрещен вывоз сырых кож с целью поощрения развития отечественной кожевенной промышленности. В 1712 г. для обеспечения суконных фабрик был запрещен вывоз овчин и шерсти. На остальные товары действовали вывозные пошлины в размере 3 % от цены товара. Если русские купцы вывозили продукцию на русских судах, то тариф был еще ниже.
С 1724 г. были установлены высокие импортные пошлины в 25, 50, 75 и даже 100 %, т. е. вплоть до запретительных. Кроме того, некоторые товары ввозить не разрешалось. Так, например, для поощрения шелковых компаний был запрещен ввоз шелковых тканей и чулок, ввоз полотна облагался пошлиной в 50-75 %.
По мнению ряда экспертов, политика протекционизма оказывалась вполне оправданной в период зарождения русской промышленности, имевшей весьма ограниченный рынок сбыта и неспособной на том этапе конкурировать с развитой западной. Однако действенность принятых мер была невелика: процветала контрабанда, кроме того, при ввозе систематически занижалась цена. В качестве меры против занижения цены цолънерам (заведующим таможней) было разрешено покупать товар по объявленной цене с прибавкой 20 %. Но тогда иностранцы стали привозить товар большими партиями, чтобы у таможни не хватало денежных средств на покупку. Со своей стороны цольнеры тоже допускали злоупотребления, выкупая только прибыльные и нужные им товары, игнорируя занижение цен в остальных случаях. Таможни, находившиеся на откупе, даже заменяли высокие пошлины пониженными, более заботясь об объеме товарных поступлений и, соответственно, о валовой сумме таможенных сборов, нежели о защите внутреннего рынка. Все это в годы последующих правлений заставляло неоднократно возвращаться к законам о таможенном регулировании.
Блоги пользователей
Fashion Pandia.ru
Страна: Россия Город: Сфера деятельности:
Музыка
Страна: Россия Город: Сфера деятельности:
Girls and Girls
Страна: Россия Город: Сфера деятельности:
Во внешней торговле России предпочтение отдавалось торговым отношениям с Англией и Голландией. При Петре I примерно половина петербургской торговли находилась в руках англичан. Тогда же впервые было признано право нейтральной торговли в отношениях с Англией и Голландией. Петр I ценил высокое качество и относительную дешевизну английских мануфактурных товаров и гордился прочными связями с голландцами, но стремился не допускать монополии отдельных стран на российских рынках.
Государство способствовало образованию русских торговых компаний. Это не противоречило опыту хозяйственной жизни. Еще в древнейшие времена на Руси торговали артелями. Однако в конце XVII в. в результате вмешательства государства и обострения внутренних конфликтов в купеческом сословии артельные начала стали ослабевать. В 1699 г. был издан Указ о торговых компаниях.
Образование компаний началось в 1700 г. и продолжалось в дальнейшем. При этом компании не ограничивались торговлей, а активно включались в производственную деятельность. Обращает на себя внимание, тот факт, что стимулирование торгово-промышленной деятельности имело форму монопольных привилегий для владельцев компаний, а последние в большинстве своем были представлены видными политическими деятелями и их приближенными.
Важно, что центр русской торговли по сравнению с предыдущим периодом переместился на запад. Отвоеванный выход к Балтийскому морю, создание портов, торгового флота, поощрение русского купечества и купцов иностранного происхождения – все это способствовало повышению международного значения русской торговли и ее активности. Однако действия правительства были весьма противоречивыми. С основанием Петербурга туда из Москвы переместился торговый центр России. Но это произошло не естественным путем, а принудительно. Рабочее население и купцов переселяли насильственно. Для последних это часто означало разорение, так как разрушались сложившиеся деловые отношения, торговые связи, терялись устоявшиеся рынки сбыта.
Созданная в 1705 г. в Петербурге биржа, через которую в обязательном порядке должны были проходить товары, приносила в этот период купечеству серьезные убытки. В принципе, биржа могла бы сыграть свою роль в развитии рынка акций, поскольку в условиях недостатка капиталов и активного учреждения компаний именно акционерная форма капитала могла послужить источником инвестиционных ресурсов. Однако общество было еще не готово к такой форме собственности, а Петр I не прибегал к распространению знаний в этой сфере.
Таким образом, товарные потоки принудительно направлялись через западные ворота России. В 1713 г. был издан указ о ведении внешней торговли пенькой, юфтью, икрой, рыбьим клеем, смолой, щетиной и ревенем исключительно через Петербург – новый торговый центр наряду с уже известными Архангельском и Астраханью.
Следует отметить, что перемещение торгового центра вызвало сокращение объемов азиатской внешней торговли. Уменьшились торговые обороты Нижнего Новгорода, Астрахани, Казани. На экспорт в основном шли кожи, пушнина, простое сукно, скот и европейские товары. Ввозились же шелковые ткани, шелк-сырец, чай, фарфор, бархат, золото и серебро в слитках и прочие товары.
Центром внутренней торговли в России продолжала оставаться Москва, что обусловливалось ее географическим положением, большим количеством фабрично-заводских предприятий, наличием развитой инфраструктуры бывшей столицы государства, хотя чрезмерная плотность торговых предприятий в центре Москвы имела и негативные стороны (высокая опасность пожаров).
Хозяйственные реформы Петра I, несмотря на их значительность, не привели к созданию развитого рынка в России, хотя способствовали накоплению крупных капиталов в руках отдельных лиц. Большая часть населения продолжала жить в условиях натурального или преимущественно натурального хозяйства, производя основные предметы потребления в рамках семьи. Местные рынки развивались медленно и главным образом благодаря кустарным промыслам.
Крупная промышленность была создана административно-командными методами, в нее же была вовлечена значительная часть предприимчивого населения. Хотя только 43 % крупных предприятий были созданы на бюджетные средства, строгая регламентация производства сдерживала частную инициативу.
Большое число мануфактур и заводов породило спрос на сырье, рабочую силу, что дало толчок к развитию рыночных отношений. Однако рынок рабочей силы не мог быть создан в условиях крепостного права. В то же время государство пыталось примирить интересы дворян и нарождавшейся буржуазии , предоставив последней ряд привилегий, предупредив тем самым социальный конфликт и отложив решение крестьянского вопроса. Нерыночными методами решалась и проблема обеспечения сырьем. Что касается продукции мануфактур, то она лишь в незначительной степени поступала в рыночный оборот, так как в основном предназначалась для удовлетворения потребностей государства, производилась под его опекой и на его условиях.
Было затруднено и создание рынка капитала. При отсутствии свободы предпринимательства формировалась монополистическая структура в промышленности. При этом монополистами становились, как правило, близкие к императору и правительству люди, т. е. действовали субъективные неэкономические факторы. Отсюда непроизводительное потребление, ощущение неустойчивости, стремление к сиюминутной выгоде, страх все потерять при смене фаворитов и, как следствие, малая заинтересованность в расширении производства и накоплении капитала. Широкое распространение государственной собственности и слабость частного предпринимательства взаимно обусловливались, иначе было бы сложно удовлетворить растущие потребности государства и обеспечить экономическую безопасность. Подобная ситуация породила многочисленный слой государственной бюрократии , управлявшей затем страной после смерти Петра I. Сходный путь экономического развития прошли разные страны в отдельные периоды своей истории (Франция, Германия, Япония).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 266.