Основные понятия маркетинга.
Потребность – это нужда в чем либо, требующая удовлетворения.
Желание – это потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида; иногда называется конкретизированной потребностью.
Спрос – это желание, конкретная потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Продукт – это всё, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления, с целью удовлетворения определенных потребностей.
Обмен – акт получения от кого-то желаемого продукта путем предложения ему чего-либо взамен.
Сделка – торговая операция между 2-мя сторонами, включающая, по крайней мере, 2 субъекта интереса и соглашение об условиях, сроках и месте её реализации.
Рынок – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов; место, где совершаются сделки.
Маркетинг – это вид человеческой деятельности по удовлетворению спроса на материальные и нематериальные, социальные ценности посредством взаимовыгодного обмена.
Цели маркетинга и его виды.
Маркетинг — это общественная дисциплина, поэтому затрагивает великое множество людей.
Ø Основными целями маркетинга являются следующие:
1. Максимизация возможно высокого уровняпотребления —фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).
2. Максимизация потребительской удовлетворенности, т. е. цель маркетинга — выявить существующие потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.
3. Максимизация выбора. Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора.
Да и некоторые потребители при избытке определенных товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.
4. Максимизация качества жизни. Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. е. товар «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают, что повышение качества жизни — цель благородная, и в то же время это качество трудно измерить, потому порой рождаются противоречия.
Ø Виды маркетинга:
1. Конверсионный. Данный вид связан с негативным спросом. Негативный спрос — это такая ситуация, когда на рынке все или многие потребители отвергают какой-то конкретный вид товара (услуги).
Основной задачей данного вида маркетинга является разработка конкретного плана, способствующего зарождению спроса на такие товары, с возможной перспективой развития.
2. Стимулирующий. Этот вид связан с безразличием потребителей к определенным товарам. Безразличие отсутствия спроса бывает, во-первых, когда товар теряет свою ценность в глазах покупателей; во-вторых, товары не имеют ценность на данном рынке; в-третьих, когда рынок не готов к появлению этого товара. Основной задачей маркетинга является стимулирование спроса посредством определенных методов.
3. Развивающий. Связан с начавшимся формированием спроса на товары.
Главная задача — выявить потенциальный спрос и создать соответствующий товар.
4. Ремаркетинг — это изыскание новых путей маркетинга с целью создать новый жизненный цикл товара, на который упал спрос.
5. Синхромаркетинг предназначен для изменения структуры спроса.
6. Поддерживающий — это маркетинг, ориентированный на поддержание имеющегося полного спроса путем сохранения необходимого объема продаж, стимулирования сбытовой деятельности, а также контроля за издержками.
7. Демаркетинг – это маркетинг, который решает проблему чрезмерного спроса с помощью повышения цены на товар, прекращения стимулирования продаж и т.д.
8. Противодействующий – призван ликвидировать или снижать спрос на товары, которые вредят общественному благосостоянию (алкогольные напитки, табачные изделия).
Жизненный цикл товара.
Типичный жизненный цикл товара состоит из нескольких стадий: 1) разработка и внедрение; 2) рост; 3) зрелость; 4) насыщение и упадок.
После того как фирма разработала и создала свой товар, она выводит его на рынок. Принимает все возможные меры, чтобы сформировать спрос на него и пытается завоевать доверие покупателей. На данном этапе фирма несет высокие издержки.
Стадия роста характеризуется восприятием рынком товара, ростом спроса на него, ростом продаж и прибыли.
Стадия зрелости — это достижение фирмой максимального объема продаж и прибыли вследствие того, что товар воспринят покупателями и на него есть спрос; появляются товары-конкуренты.
Насыщение и упадок — это резкое снижение объемов продаж и прибыли, товар снимают с производства и (или) заменяют его более совершенным; уход товара с рынка.
Достаточно сложно определить, где кончается одна стадия и начинается другая, поэтому определенную стадию принято различать по ярко-выраженным показателям каждой стадии, т. е. когда, например, увеличивается либо уменьшается объем сбыта, прибыли и т. д.
Виды сегментации рынка.
Сегментацию делят на следующие виды:
1. В зависимости от характера сегментации:
1)макросегментация — делит рынки по степени индустриализации, регионам, странам;
2)микросегментация — делит потребит-й в рамках одной страны по более детальным критериям;
3)сегментация вглубь — процесс сегментирования начинается с широкой группы потребителей, а затем ее поэтапно углубляют (суживают) в зависимости от классификации конечных потребителей какой-либо группы товара (услуги);
4)сегментация вширь — процесс сегментирования начинается с узкой группы потребителей и постепенно расширяется в зависимости от сферы применения и использования товара (услуги);
5)предварительная сегментация — изучение максимально возможных рыночных сегментов;
6)окончательная сегментация — завершающая стадия рыночных исследований; здесь определяются самые оптимальные для фирмы сегменты для рынка, на которых в дальнейшем она будет разрабатывать свою рыночную стратегию.
2. В зависимости от типа потребителей:
1)процесс сегментирования потребителей потребительских товаров (услуг);
2)сегментация, потребителей товаров производственно-технического назначения;
3)сегментация потребителей двух типов товаров. Однако на практике не используют каждый вид сегментации рынка по-отдельности. Как правило, маркетологи рынка при анализе пользуются комбинацией этих видов.
Типы рынков.
В основе понятия «маркетинг» лежит термин «market» — рынок.
С маркетинговой точки зрения рынок — это совокупность лиц и организаций с их нуждами и потребностями, которые необходимо удовлетворить.
Виды ценовой стратегии.
В зависимости от новизны товара на совершенно новые товары устанавливаются следующие виды цен:
1. Цены «снятия сливок» - отличается тем, что на новые товары устан-ются высокие цены. Позже волна сбыта уменьшается, спрос падает и, чтобы привлечь покупателей, устанавливается новая, более низкая цена.
2. Цены «внедрения на рынок» - устанавливается низкая цена на новинку и преследуется цель – завоевать большую долю рынка. При такой цене падает рентабельность. При назначении низких цен производитель должен рассчитывать на возможные последствия: реакция конкурентов может быть однозначной – понижение цен на данный товар на рынке. При анализе внедрения на рынок должно быть реально существенным снижение цены на данный вид товара 30-50%.
3. «Престижные» цены - устанавливаются на драгоценности, шубы из ценного меха, деликатесные продукты, легковые машины класса люкс. Если продажа престижных товаров будет проводиться по низким ценам – они потеряют свою привлекательность для рынка и престижных покупателей, поэтому для таких товаров устанавливают цены выше уровня, сложившегося на рынке. Это стимулирует спрос у покупателей, рассчитывающих на демонстрационный эффект приобретаемого дорогого товара.
4. Цены с возмещением издержек производства.
Психологические цены.
Спрос, предложение, цена.
Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
В условиях рынка действует так называемый закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.
Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. На рис. 3 графически изображена зависимость между ценой костюма и величиной спроса на него в магазине. Изменение величины спроса — это движение по кривой спроса.
Рис. 3. График спроса: Р— цена;
Q — величина спроса.
К неценовым факторам относятся:
• изменения в доходах населения;
• изменения в структуре населения;
• изменение цен на другие товары;
• изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.
Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.
Закон предложения: при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.
Рис. 4. График предложения: P—цена; Q —величина предложения.
неценовые факторы, влияющие на предлож-е:
• изменение издержек фирмы;
• изменение количества фирм в отрасли;
• природные катастрофы, войны.
Равновесная (рыночная) цена устанав-ся под воздействием спроса и предложения. На рис. 5 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.
Рис. 5. Равновесие на рынке: Р— равновесная цена; Q — равновесный объем продаж.
Цена — это способность товара, выраженная в денежных единицах.
Цена — это способность при определении конкурентоспособности товара, учитывающая размер затрат, необходимых для его приобретения и эксплуатации.
Демонстрация товара.
Конкурсы.
8. Установление предельного срока — предложение остается в силе только определенное количество времени.
9. Альтернатива «да»-«нет». В этом случае на упаковку наклеивается вопрос с заведомо положительным ответом, причем слово «да» печатается большими красочными буквами, а слово «нет» — маленькими и невзрачными.
Природа маркетинга и его роль в современной экономике.
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.
Цель курса: освоение основ этой дисциплины студентами для подготовки к принятию квалифицированных решений в сфере маркетинга. Взаимосвязь курса “Маркетинга” с другими дисциплинами представлена на рис.1.
Рис.1. Основные взаимосвязи курса “Маркетинг” с другими дисциплинами.
По определению основоположника теории маркетинга, американского ученого, Филиппа Котлера, маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
2. Эволюция маркетинга.
Эволюция маркетинга связана с этапами развития рынка и рыночной ориентацией деятельности фирмы.
Первый этап связан с ориентацией на производство (длился примерно до 1930-х гг.), т.е. деятельность фирмы направлена на использование производственных возможностей. Так, в это время спрос намного превышает предложение, и поэтому любой производитель может продать свой товар (важную роль играет количество товара, а не его качество). Существует конкуренция между покупателями.
Другой характерной особенностью данного периода времени является монопольный рынок. В определенный момент монополия конкретного товара становится тормозом развития своего рынка, поэтому либо вмешивается государство (антимонопольная политика), либо фирма вынуждена переориентировать свою деятельность, препятствуя падению покупательского спроса. В результате появляется маркетинговая концепция совершенствования производства, где основной недостаток — узость товарного ассортимента.
Второй этап связан с ориентацией на сбыт (1930—1959 гг.). Главной идеей этой концепции являлось то, что необходимо прилагать значительные усилия по сбыту, чтобы товар пользовался спросом. Фирмы стали применять различные методы реализации своей продукции — от агрессивных (принуждения к разовой покупке) до ориентации потребителя на долговременные покупки. Задачей производителя было произвести как можно больше товара и как можно изощреннее его продать. Все это привело к тому, что рынок перенасытился узким товарным ассортиментом, а усиление конкуренции заставило компании применять концепцию «совершенствование товара».
В последующем появляется «потребительская концепция» (конец 1970-х гг.), основанная на желаниях и предпочтениях потребителя. И сбыт будет успешен, если производству предшествует изучение конъюнктуры и потребностей рынка. Ориентация фирмы на сиюминутные потребности индивидуума часто противоречили долгосрочному благосостоянию всего общества, что привело к необходимости ориентации на социально-этический маркетинг (1980-е гг.). Данная концепция характерна тем, что если производство товара вызывает негативные процессы в природе или каким-то образом вредит обществу, то такое производство должно быть ликвидировано или модифицировано. Все это возможно лишь в обществе с развитым рынком, прошедшим многолетний этап массовой ориентации на маркетинг.
Каждая из вышеперечисленных концепций имеет свои плюсы и минусы. Соединить конструктивные элементы попыталась концепция маркетинга, предложенная Дж. Маккарти. Эта система включает в себя пять направлений рыночной деятельности фирм:
1) продавцы и покупатели (people);
2) товар (product);
3) цена (price);
4) стимулирование сбыта (promotion);
5) позиционирование товара на рынке (place).
Основные понятия маркетинга.
Потребность – это нужда в чем либо, требующая удовлетворения.
Желание – это потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида; иногда называется конкретизированной потребностью.
Спрос – это желание, конкретная потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Продукт – это всё, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления, с целью удовлетворения определенных потребностей.
Обмен – акт получения от кого-то желаемого продукта путем предложения ему чего-либо взамен.
Сделка – торговая операция между 2-мя сторонами, включающая, по крайней мере, 2 субъекта интереса и соглашение об условиях, сроках и месте её реализации.
Рынок – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов; место, где совершаются сделки.
Маркетинг – это вид человеческой деятельности по удовлетворению спроса на материальные и нематериальные, социальные ценности посредством взаимовыгодного обмена.
Цели маркетинга и его виды.
Маркетинг — это общественная дисциплина, поэтому затрагивает великое множество людей.
Ø Основными целями маркетинга являются следующие:
1. Максимизация возможно высокого уровняпотребления —фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).
2. Максимизация потребительской удовлетворенности, т. е. цель маркетинга — выявить существующие потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.
3. Максимизация выбора. Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора.
Да и некоторые потребители при избытке определенных товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.
4. Максимизация качества жизни. Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. е. товар «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают, что повышение качества жизни — цель благородная, и в то же время это качество трудно измерить, потому порой рождаются противоречия.
Ø Виды маркетинга:
1. Конверсионный. Данный вид связан с негативным спросом. Негативный спрос — это такая ситуация, когда на рынке все или многие потребители отвергают какой-то конкретный вид товара (услуги).
Основной задачей данного вида маркетинга является разработка конкретного плана, способствующего зарождению спроса на такие товары, с возможной перспективой развития.
2. Стимулирующий. Этот вид связан с безразличием потребителей к определенным товарам. Безразличие отсутствия спроса бывает, во-первых, когда товар теряет свою ценность в глазах покупателей; во-вторых, товары не имеют ценность на данном рынке; в-третьих, когда рынок не готов к появлению этого товара. Основной задачей маркетинга является стимулирование спроса посредством определенных методов.
3. Развивающий. Связан с начавшимся формированием спроса на товары.
Главная задача — выявить потенциальный спрос и создать соответствующий товар.
4. Ремаркетинг — это изыскание новых путей маркетинга с целью создать новый жизненный цикл товара, на который упал спрос.
5. Синхромаркетинг предназначен для изменения структуры спроса.
6. Поддерживающий — это маркетинг, ориентированный на поддержание имеющегося полного спроса путем сохранения необходимого объема продаж, стимулирования сбытовой деятельности, а также контроля за издержками.
7. Демаркетинг – это маркетинг, который решает проблему чрезмерного спроса с помощью повышения цены на товар, прекращения стимулирования продаж и т.д.
8. Противодействующий – призван ликвидировать или снижать спрос на товары, которые вредят общественному благосостоянию (алкогольные напитки, табачные изделия).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 260.