Также различают первичный и вторичный спрос
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Первичный спрос - это спрос на продукт или услуги определенной категории товаров в целом. Например, это может быть спрос на кофе или спрос на страховые услуги. Вторичный (или избирательный) спрос - это спрос на товары определенной марки или фирмы и на услуги определенного вида.  

Кроме того спрос бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным).

Отрицательный спрос - это спрос, возникающий в тех случаях, когда потребители «недолюбливают» товар и поэтому избегают его приобретения.

Отсутствующий спрос - это спрос на товары, которые не нужны на рынке или устарели.

Скрытый спрос - это спрос, ожидаемый в будущем, спрос потенциальных покупателей.

Полноценный спрос - это желаемый спрос, точно соответствующий производственным возможностям и политике предприятия - производителя товара или услуги.

Чрезмерный спрос - это спрос, превышающий возможности предприятия, когда покупатели считают, что предприятие не удовлетворяет их платежеспособные потребности.

Понижающийся спрос - это спрос, имеющий устойчивую тенденцию к снижению, спрос на товары, выходящие из моды или отвечающие потребностям рынка и потребителей. Колеблющийся спрос - это спрос, который изменяется во времени, т.е. и зависимости от сезона, от месяца или даже дня недели и времени суток. Иррациональный спрос - спрос, нежелательный с точки зрения морали общества, например спрос на наркотики. Ажиотажный спрос - это спрос стихийного характера, вызванный, например, дефицитом продукта.

 

Величина спроса - максимальное количество услуги или товара, которое потребитель хочет и может купить по данной цене в данный период времени.

На величину спроса оказывает влияние целый ряд факторов:

1. цена предлагаемого товара;

2. качественные характеристики товара;

3. уровень доходов потребителей;

4. изменение доходов потребителей - обычно повышение доходов потребителей ведет к увеличению спроса на товары, но не всегда;

5. изменение цен на взаимозаменяемые товары;

6. изменение цен на взаимодополняемые товары;

7. изменение вкусов, привычек, моды, пристрастий, потребностей, желаний потребителей, связанное чаще всего с временным фактором, т.е. потребительские предпочтения и потребительские ожидания;

8. изменение количества потребителей на рынке и демографическая ситуация;

9. политические факторы;

10. социально-культурные факторы;

11. насыщенность рынка;

12. общеэкономические показатели - например, ставка рефинансирования и процентные ставки по вкладам (депозитам) населения; если ставки большие, то спрос на товары может снизиться за счет того, что люди предпочтут накапливать деньги.

 

Поведение спроса подчиняется закону спроса. Как правило, самое существенное влияние на спрос оказывает цена товара или услуги. Между ценой товара и количеством товара, на который предъявлен спрос, существует определенная связь, которая отражается в законе спроса.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на величину спроса, неизменны) количество товара, на который предъявлен спрос, возрастает при снижении цены данного товара, и наоборот. Таким образом, спрос на товары находится в обратной зависимости от цены. В основе закона спроса лежат принципы убывающей предельной полезности, эффекта дохода и эффекта замещения.

Для определения чувствительности одного из факторов в результате воздействия на него другого используется понятие эластичности.

Эластичность - (от греч. elasticos - гибкий) - мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 381.