Ценовая эластичность как базовая характеристика спроса и предложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эластичность — это безразмерная величина, характеризующая чувствительность спроса (или предложения) к колебаниям какого-либо рыночного параметра: цены, расходов на рекламу, дохода и т.д. Эластичность показывает, в какой степени (на сколько процентов) изменяется объем покупок или продаж при увеличении или сокращении целевого параметра на 1%.

Ценовая эластичность спроса показывает, насколько изменится величина спроса при изменении цены товара на 1%:

где AQ% —процентное изменение величины спроса; АРх% —процентное изменение цены товарах

Например, если ценовая эластичность спроса равна (-2), то это можно трактовать так: при увеличении цены на 1% объем продаж со стороны спроса падает на 2% либо при сокращении цены на 1% величина спроса будет расти на 2%.

Поскольку, как мы знаем, цена и величина спроса изменяются в противоположных направлениях, ценовая эластичность спроса по определению должна быть значением отрицательным. Но с отрицательными числами сложно оперировать. И экономисты приняли решение оценивать ценовую эластичность спроса по абсолютному значению (модулю). Следовательно, всегда, когда мы видим положительное значение ценовой эластичности спроса, это не означает ошибку автора, поскольку данное выражение есть результат договоренности, даже при отсутствии прямого упоминания об этом в тексте. Однако нужно иметь в виду, что данная договоренность имеет отношение исключительно к ценовой эластичность спроса. Для всех прочих видов эластичностей, как спроса, так и предложения, знак получаемой величины играет существенную (определяющую) роль!

Анализ спроса и предложения позволяет выявить общие направления изменения спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов и сформулировать базовый закон спроса и предложения.

Однако часто исследователю недостаточно знать, что рост цены вызывает сокращение объёма спроса, необходима более точная количественная оценка, поскольку сокращение может быть быстрым или медленным, сильным или слабым.

 

Чувствительность рынка к изменению цен отражается в показателе эластичности. Концепция эластичности в экономической теории появилась поздно, но стала одной из фундаментальных. Общее понятие эластичности пришло из естественных наук. Экономическое определение эластичности было дано А. Маршаллом в 1895 году.

 

Эластичность — это мера реакции одной переменной на изменение другой. Это понятие применяют для характеристики функций спроса и предложения.

Эластичность спроса по цене — это относительное изменение величины спроса на товар, деленное на относительное изменение цены данного товара. Она показывает, как количественно (на сколько процентов, или на какую долю) изменится величина спроса на товар, если цена товара изменится на один процент (одну долю).

(4)

где Р1цена до изменения; Р2 — цена после изменения; Q1 — количество спроса до изменения; Q2 — количество спроса после изменения.

 

Коэффициент эластичности — это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

 

Эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 224.