Экономическая теория
1. Граница экономической теории
2. Экономическая теория как инструмент познания
3. Микроэкономика и макроэкономика
4. Экономическая система и экономические агенты
5. Проблема экономического выбора
6. Ресурсы и результаты: кривая производственных возможностей
7. Спрос в микроэкономике
8. Предложение в микроэкономике
9. Равновесие на продуктовом рынке
10. Преимущества рыночного обмена
11. Государственное регулирование рынка: «поток» и «пол» цен
12. Ценовая эластичность как базовая характеристика спроса и предложения
13. Потребитель как объект микроэкономического анализа
14. Фирма как особый экономический агент
15. Производственная функция и ее свойства
16. Продукт фактора производства
17. Анализ издержек фирмы
18. Оптимум фирмы как минимизация ее издержек
19. Траектория роста фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
20. Оптимум фирмы как максимизация ее прибыли
21. Предложение конкурентной фирмы
22. Предложение конкурентной отрасли
Граница экономической теории
Если роль административных границ в современной мировой экономике имеет тенденцию к ослаблению, то роль экономических границ не так однозначна.
В чем состоит феномен экономической границы? Обычно под феноменом любой границы понимают двойственный характер её функционирования, то есть барьерность и контактность. Барьерность реализуется через административные и экономические методы контроля и регулирования внешних связей. Контактность выражается в прозрачности национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов и так далее. Иначе говоря, формируется зона экономического сотрудничества. Таким образом, феномен границы сводится только к функциям границы, при этом речь в основном идет о границах государств. При этом, если контактность характерна для соседних государств, то проявление барьерности может иметь место и в иных случаях.
Термин «экономическая граница» может быть понят в широком и узком смысле слова. В широком смысле, т.е. самом абстрактном, экономическая граница - это предел экономической власти субъекта в экономическом пространстве. Но такое определение порождает ряд вопросов: чем, какими обстоятельствами обусловлен данный предел; справедливо ли подобное определение для макро- и микроуровня; как соотносятся экономическая и административная границы. Таким образом, необходима конкретизация понятия в узком смысле.
Иначе говоря, невозможно судить о феномене явления по одним лишь результатам, необходимо исследовать также процесс и условия, которые привели к этому результату.
Экономическую границу нельзя рассматривать в отрыве от экономической территории и экономического пространства и конкретного времени. Чтобы понять феномен экономической границы надо разграничить понятие экономической территории и экономического пространства.
При этом, необходимо различать экономическую границу административно оформленной территории и экономическую границу экономического пространства отдельного экономического субъекта. Экономическая граница территории устанавливается административными или экономическими методами и, как правило, совпадает с административными границами.
Спрос в микроэкономике
Спрос - это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране.
Анализ издержек фирмы
Издержки фирмы — это денежное выражение затрат факторов производства, необходимых для производства товаров и услуг.
Анализ Издержек — анализ, позволяющий определить и классифицировать уровень затрат на производство и реализацию.
Виды издержек по экономическому содержанию издержек различают:
1.Издержки общества — это совокупность всех общественных затрат, связанных с созданием продукта и доведением его до потребителя. Они делятся на издержки производства и издержки обращения товаров.
2.Издержки предприятия — это непосредственно оплачиваемая им часть издержек общества. Сумма затрат конкрентного предприятия на производство и реализацию товара составляет его себестоимость. Превышение доходов над затратами предприятия составляет его прибыль.
Различают также явные (фактические) денежные и альтернативные издержки.
Любое решение о производстве какого-либо блага в условиях ограниченных ресурсов вызывает необходимость отказа от использования тех же ресурсов для производства каких-то иных товаров.
Альтернативные издержки - это сравнительная выгодность принятия наилучшего из возможных решений. Эти издержки возникают из возможности выбора между теми или иными экономическими решениями. Например, владелец предприятия может потратить деньги на расширение производства, вложить их в акции других фирм или израсходовать их на потребление. Или фирма использует принадлежащее ей здание, никому не платя за это. При этом она отказывается от возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.
Явные (фактические) издержки- это реальные (бухгалтерские) затраты фирмы на производство и реализацию производимых товаров и услуг.
2. Виды издержек по функциональной форме:
1.Постоянные издержки - не зависят от объема выпускаемой продукции и существуют при нулевой производственной программе действующего предприятия, т.е. фирма несет эти издержки даже тогда, когда ничего не производит. Это стоимость тех ресурсов, которые не могут быть изменены в процессе их применения за короткий период. Менеджеры их часто называют накладными расходами. Постоянные издержки включают расходы по содержанию предприятия (амортизация, ремонт и эксплуатация), страховые платежи, арендную плату, жалование управляющего и минимального количества работающих, налоги, оплата предыдущих обязательств предприятия, содержание охраны и другого персонала.
2.Переменные издержки - зависят от объема производимой продукции и складываются из ряда элементов, важнейшие из которых:
а) затраты на материальные условия производства (здания, станки, сырье, энергия);
б) затраты на заработную плату работников данного предприятия.
3. Валовые (общие, совокупные) - сумма постоянных и переменных издержек. Это общее число расходов, необходимых для производства определенного объема продукции.
При "нулевом" объеме производства (т.е. даже когда фирма ничего не производит) валовые издержки равны постоянным. Таким образом, при незначительном объеме производства совокупные или валовые затраты фирмы непосредственно зависят от величины постоянных издержек. При увеличении объема производства в структуре валовых издержек начинают преобладать переменные издержки, т.е. объем валовых издержек зависит в основном от переменных издержек. Доля постоянных издержек в составе валовых снижается. В этом проявляется эффект масштаба производства: при значительном объеме производства появляется возможность экономии на постоянных издержках или так называемых "накладных расходах".
4. Средние валовые издержки определяются делением валовых издержек на количество произведенной продукции.
5. Средние постоянные издержки определяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции.
С ростом объема производства средние постоянные издержки имеют постоянную тенденцию к снижению, что также является одним из проявлений "эффекта масштаба производства".
6. Средние переменные издержки образуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции. С увеличением объема производства они могут и увеличиваться, и снижаться.
Каждая фирма должна постоянно рассчитывать соотношение между денежным выражением издержек производства и тем или иным количеством производимой продукции. Это необходимо для оптимизации объема производства, минимизации издержек и максимизации прибыли.
Предельные или маржинальные издержки - прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции. Так как постоянные издержки не меняются с изменением объема выпуска продукции фирмы, то предельные издержки определяются ростом лишь переменных издержек в результате выпуска дополнительной единицы продукции:
Предельные издержки — это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска.
3. Условия максимизации прибыли. Понятие предельных издержек необходимо производителю для определения объема производства, при котором можно получить максимальную прибыль. До тех пор, пока предельные издержки меньше средних издержек, средние издержки имеют тенденцию к уменьшению. Это происходит до тех пор, пока последний прирост издержек меньше, чем средний всех предшествующих. Минимум средних издержек достигается в том случае, если предельные и средние издержки равны. Как только предельные издержки превышают средние издержки, последние начинают возрастать. Следовательно, минимизация издержек (а, следовательно, максимизация прибыли) достигается при таком объеме производства, при котором предельные издержки равны средним.
Прибыль фирмы будет возрастать при превышении цены за последнюю проданную единицу товара над предельными издержками этой последней единицы товара.
В условиях совершенной (немонополистической) конкуренции прибыль фирмы будет максимальной, когда не будет дополнительной прибыли, которая может быть получена от производства дополнительного количества продукции. Последний произведенный и проданный товар сбалансирует предельные издержки и цену за единицу товара. Наиболее прибыльным будет производство и реализация такого объема продукции, при котором, как минимум, имеется равенство рыночной цены и предельных издержек.
Фирмы будут стремиться к максимальной прибыли при производстве тех товаров, предельные издержки которых ниже рыночной цены, и прекращать производство товаров, имеющих превышение предельных издержек над рыночной ценой.
Издержки фирмы показывают стоимость ресурсов, которые она применяет в процессе производства. В отличие от производственной функции, которая учитывает только физические объемы капитала и труда, при подсчете издержек принимаются во внимание также и цены ресурсов. За цену единицы труда берется заработная плата работника. Под ценой единицы капитала понимается величина арендной платы за здания и сооружения, которые фирма использует.
Деятельность торгового предприятия связана с момента его создания с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По своему характеру эти затраты подразделяются на два основных вида – текущие и долговременные.
Текущие затраты торгового предприятия представлены в основном его издержками обращения. Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности предприятия.
Издержки обращения характеризуются следующими основными показателями:
1) абсолютной суммой издержек обращения;
2) уровнем издержкоемкости торговой деятельности;
3) уровнем издержкоотдачи;
4) уровнем рентабельности издержек обращения;
Критерием экономичности текущих затрат торгового предприятия выступает минимизация уровня издержкоемкости его торговой деятельности. Низкий уровень издержкоемкости позволяет торговому предприятию получать определенные конкурентные преимущества. Но издержки не должны влиять на необходимое качество обслуживания. Поэтому основной целью управления издержками обращения на торговом предприятии является оптимизация их суммы и уровня, обеспечивающая достижение предусмотренных объемов товарооборота и прибыли.
Издержки классифицируют:
1) по степени эластичности к объему товарооборота выделяют переменные и постоянные;
2) по степени целесообразности понесенных затрат выделяют полезные и бесполезные издержки обращения;
3) по возможности отнесения на конкретные результаты торговой деятельности выделяют прямые и непрямые издержки обращения;
4) по экономическому содержанию затрачиваемых ресурсов выделяют: материальные расходы; расходы на оплату труда; отчисления на социальные мероприятия; амортизация основных фондов и нематериальных активов; другие расходы;
5) по конкретным видам затрат выделяют отдельные статьи издержек обращения: расходы на перевозку; расходы на оплату труда; расходы на аренду и содержание основных фондов; амортизационные отчисления; износ и содержание МБП; расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд; расходы на хранение; подсортировку, обработку, упаковку; расходы на рекламу; проценты за кредит; потери товаров в пределах норм естественной убыли; расходы на тару; отчисления на социальные мероприятия; расходы на обязательное страхование имущества, прочие расходы.
Процесс управления издержками обращения на предприятиях торговли связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Факторы принято разделять на две группы: зависящие от конкретного торгового предприятия (внутренние факторы), не зависящие от деятельности торгового предприятия (внешние факторы).
Внутренние факторы: - объем товарооборота. При увеличении товарооборота происходит рост переменных издержек. Но постоянные издержки на определенном уровне резко возрастают. Это связано с вовлечением дополнительных ресурсов для обеспечения прироста реализации; - состав товарооборота – различные виды товарооборота (розничный, мелкооптовый, оптовый) имеют разный уровень издежкоемкости; - групповая структура товарооборота. Разным группам товаров присущ различный уровень издержкоемкости; - скорость обращения товаров – чем ниже период обращения товаров, тем ниже издержки на хранение; - уровень производительности труда работников; - состояние используемых основных фондов; - обеспеченность собственными оборотными активами. | Внешние факторы: - темпы инфляции в стране; - уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка; - изменение уровня государственных арендных ставок; - изменение видов ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек обращения. |
Рис. 1. Траектория роста фирмы
В краткосрочном периоде у фирмы нет возможности увеличить постоянный фактор производства. Поэтому объем капитала будет оставаться на уровне Ку Увеличить производство можно только за счет переменного ресурса. Фирма наймет больший объем трудового ресурса. Ее новое положение окажется в точке ?2 при объеме труда Ь2.
В долгосрочном периоде фирма может действовать более эффективно, изменяя соответствующим образом количества всех используемых ресурсов. При неизменных ценах факторов новая изокоста будет получена параллельным перемещением первоначальной линии вверх. Новый долгосрочный оптимум будет достигнут в точке Еу Здесь фирма применяет оптимальные объемы капитала К3 и труда 13.
В силу выпуклости изоквант изокоста, проходящая через точку Е2 (точку краткосрочного роста фирмы), расположена дальше от начала координат, чем изокоста, соответствующая долгосрочному оптимуму Еу А так как каждая изокоста характеризует уровень затрат фирмы, то затраты долгосрочного роста окажутся ниже издержек краткосрочного расширения производства. Тем самым мы еще раз убедились в том, что график 12.3 верен. Соотношение средних кратко- и долгосрочных издержек таково, что кроме одной точки (исходного равновесия) при данном уровне капитала краткосрочные затраты всегда будут превышать долгосрочные издержки. Последние являются огибающей для функций краткосрочных затрат при всех допустимых объемах постоянного фактора.
Экономическая теория
1. Граница экономической теории
2. Экономическая теория как инструмент познания
3. Микроэкономика и макроэкономика
4. Экономическая система и экономические агенты
5. Проблема экономического выбора
6. Ресурсы и результаты: кривая производственных возможностей
7. Спрос в микроэкономике
8. Предложение в микроэкономике
9. Равновесие на продуктовом рынке
10. Преимущества рыночного обмена
11. Государственное регулирование рынка: «поток» и «пол» цен
12. Ценовая эластичность как базовая характеристика спроса и предложения
13. Потребитель как объект микроэкономического анализа
14. Фирма как особый экономический агент
15. Производственная функция и ее свойства
16. Продукт фактора производства
17. Анализ издержек фирмы
18. Оптимум фирмы как минимизация ее издержек
19. Траектория роста фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
20. Оптимум фирмы как максимизация ее прибыли
21. Предложение конкурентной фирмы
22. Предложение конкурентной отрасли
Граница экономической теории
Если роль административных границ в современной мировой экономике имеет тенденцию к ослаблению, то роль экономических границ не так однозначна.
В чем состоит феномен экономической границы? Обычно под феноменом любой границы понимают двойственный характер её функционирования, то есть барьерность и контактность. Барьерность реализуется через административные и экономические методы контроля и регулирования внешних связей. Контактность выражается в прозрачности национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов и так далее. Иначе говоря, формируется зона экономического сотрудничества. Таким образом, феномен границы сводится только к функциям границы, при этом речь в основном идет о границах государств. При этом, если контактность характерна для соседних государств, то проявление барьерности может иметь место и в иных случаях.
Термин «экономическая граница» может быть понят в широком и узком смысле слова. В широком смысле, т.е. самом абстрактном, экономическая граница - это предел экономической власти субъекта в экономическом пространстве. Но такое определение порождает ряд вопросов: чем, какими обстоятельствами обусловлен данный предел; справедливо ли подобное определение для макро- и микроуровня; как соотносятся экономическая и административная границы. Таким образом, необходима конкретизация понятия в узком смысле.
Иначе говоря, невозможно судить о феномене явления по одним лишь результатам, необходимо исследовать также процесс и условия, которые привели к этому результату.
Экономическую границу нельзя рассматривать в отрыве от экономической территории и экономического пространства и конкретного времени. Чтобы понять феномен экономической границы надо разграничить понятие экономической территории и экономического пространства.
При этом, необходимо различать экономическую границу административно оформленной территории и экономическую границу экономического пространства отдельного экономического субъекта. Экономическая граница территории устанавливается административными или экономическими методами и, как правило, совпадает с административными границами.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 209.