Уровни исторического сознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Историческое сознание формируется и так сказать стихийно, в процессе его жизни. Это происходит на основании его личного опыта, когда он является очевидцем или даже участником каких-либо событий. Такой тип исторического сознания называется обыденным. Обыденное историческое сознание бессистемно, эмоционально окрашено, часто персонифицировано.

Следующий уровень исторического сознания можно назвать мифологизированным. Он формируется на базе народных (фольклорных) представлений об исторических явлениях, на базе легенд, сказаний, литературных, художественных произведений, исторических анекдотов. Все это составляет неотъемлемую часть духовного богатства каждого народа, отражает содержание и динамику его духовной жизни. Мифологизированные представления назвать неадекватными и совсем не отражающими историческую действительность нельзя, ведь часто они основаны на реальных исторических фактах. При этом отражение истории в сознании людей на этом уровне является преломленным, символизированным, стереотипизированным и упрощенным. Распространение исторического сознания такого уровня в массе позволяет социуму сохранять общность интересов, целей и главного направления развития, несмотря на его социальную дифференцированность, ᴛ.ᴇ. Расслоение на классы и менее крупные социальные группы. «Идеи и мифы - тоже факты. Идеи и мифы, овладевшие массами, исторически весомее любых Колизеев и виадуков… Образ 28 панфиловцев, выкованный в сознании миллионов? Эта легенда стала материальной силой - страшнее и прекраснее любого факта любого реального боя. Ибо в ней воплотилась вся боль и вся мечта советского человека - защитника своей семьи и своей земли…Не видеть в мифе факта - значит перестать быть историком».

Высшим в официальной науке, уровнем исторического сознания является научный, в основе которого лежат научные суждения, гипотезы. Благодаря им, человек не только знает сами исторические факты, но и понимает их взаимосвязи, отражающих общие пути развития человеческого общества в целом и особенности развития своего отечества в частности. По этой причине важнейшим направлением исторических исследований в любой стране является ее отечественная история.

О значении истории недавно написал министр культуры Мединский: «Кто управляет историей, управляет будущим. Так было и во времена Нестора, и Ломоносова, и Покровского, и сегодня. И мы прекрасно осознаем, настоящий историк не просто изучает прошлое, не просто пытается его понять, осмыслить, извлечь и систематизировать уроки прошедшего. Он сквозь призму опыта прошлого осмысливает настоящее. Предлагает программу на будущее. Ибо сказано: БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО».

Конечно, нельзя сводить историю исключительно к этой ее воспитательной функции, пренебрегая достоверностью исторических фактов и их интерпретации. Иначе, рано или поздно, это может послужить дурную службу. Человек, воспитанный на мифах и легендах, столкнувшись с реальными историческими фактами, может разочароваться в тех идеалах, которым он ранее был привержен.

Несмотря на сомнения в способности истории, как науки давать точные прогнозы на будущее развитие человечества, она, тем не менее, представляет собой комплексную научную дисциплину, включающую в себя целый ряд разделов, направлений и вспомогательных наук.

Процесс исторического исследования можно «аллегорически сравнить с работой мастера-мозаичника, который не только должен отобрать камень нужного цвета и размера, но и найти ему место среди других камней, и только тогда из отдельных деталей конкретного рисунка проступит общая картина, которую будет способен воспринять и оценить зритель… Т.е., историк не только констатирует тот или иной исторический факт на основании сохранившихся данных о нем». Он стремится «объяснить его, установить его причины и значение, выявить его последствия, вписать его в исторический контекст времени и места действия».

Правда, в отличие от художника, историк не имеет права «огранить» изучаемый им исторический факт, «подстроить» его под отведенное ему заранее место. Впрочем, к сожалению, история знает немало подобных попыток, когда выдающий себя за ученого-исследователя автор старается специально подбирать факты для доказательства своей концепции, игнорируя и перевирая «незначительные» по его мнению события.

Предмет истории.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предметом изучения исторической науки является совокупность исторических фактов, явлений, событий прошлого в их взаимосвязях и взаимообусловленности. История при этом выступает как упорядоченная совокупность всех знаний и представлений о прошлом.

А основная цель исторической науки– собирание, обобщение и систематизация всех исторических фактов для выявления закономерностей, общего и особенного в историческом процессе отдельных народов, регионов и человечества в целом.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 219.