ГПБП должен обеспечить приемлемый уровень безопасности полетов (ПУБП).
Основная управленческая аксиома: нельзя управлять тем, что нельзя измерить. В любой системе необходимо определить ряд измеряемых показателей результатов деятельности для того, иметь возможность оценить фактическую эффективность осуществления критической для БП деятельности по отношению к существующим средствам организационного контроля.
Цель и функции государства и поставщиков обслуживания
Основная цель государства – обеспечить с помощью своей ГПБП безопасность авиационной деятельности путем определения ПУБП для ГПБП, а также путем контролирования факторов риска для БП в государстве с помощью двух "эксплуатационных компонентов" ГПБП: управления факторами риска для безопасности полетов и обеспечения безопасности полетов.
Целью производственной деятельности поставщика обслуживания является достижение коммерческих целей и обеспечение качественного обслуживания потребителей.
Функции государства и поставщиков обслуживания в управлении безопасностью полетов определяются следующими обязательствами:
а) государство разрабатывает государственную программу по безопасности полетов (ГПБП);
b) государство определяет приемлемый уровень безопасности полетов (ПУБП), который необходимо обеспечить;
с) поставщики обслуживания реализуют систему управления безопасностью полетов (СУБП).
Соблюдение нормативных положений все еще остается основой управления безопасностью полетов для государства, а также для поставщиков обслуживания.
СУБП поставщика обслуживания
Общие положения
СУБП – это управленческий инструмент посредством которого производится системное упреждающее управление безопасностью.
СУБП должна быть одобрена государством и, как минимум:
а) выявлять факторы опасности для безопасности полетов;
b) обеспечивать принятие корректирующих мер, необходимых для поддержания согласованных показателей безопасности полетов;
с) обеспечивать постоянный мониторинг и регулярную оценку показателей безопасности полетов;
d) быть нацеленной на постоянное совершенствование общей эффективности системы управления безопасностью полетов.
Согласно стандартам, изложенными в Приложении 19 «Управление безопасностью полетов» СУБП поставщика обслуживания:
a) создается в соответствии с элементами концептуальных рамок, содержащимися ниже;
b) соответствует масштабам деятельности поставщика обслуживания и сложности предоставляемых им авиационных продуктов или услуг.
В соответствии с Приложением 19 СУБП должна включать:
Концептуальные рамки ИКАО для СУБП
В добавлении 2 Приложения 19 «Управление безопасностью полетов» изложены концептуальные рамки ИКАО для внедрения и поддержания функционирования системы управления безопасностью полетов (СУБП) поставщиком обслуживания воздушного движения.
Примечание. Инструктивный материал по реализации концептуальных рамок для СУБП содержится в Руководстве по управлению безопасностью полетов (РУБП) ( Doc 9859).
Концептуальные рамки ИКАО для СУБП
Для поставщика обслуживания
Требования воздушного законодательства в сфере развития СУБП
Обеспечение безопасности полетов гражданских ВС (Воздушный кодекс РФ, Статья 24.1) |
1. Реализация СУБП гражданских ВС обеспечивается в РФ в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации. |
2. Правительство РФ в рамках обеспечения реализации государственной СУБП гражданских ВС устанавливает порядок разработки и применения СУБП ВС юридическими лицами (поставщиками услуг) –
|
3. В целях управления БП гражданских ВС уполномоченный орган в области ГА в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляет сбор и анализ данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу БП гражданских ВС, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации. |
Правила
разработки и применения СУБП воздушных судов…
(утв. пост. Правительства РФ от 18 ноября 2014 г. N 1215)
Используемые в Правилах термины | |
"Государственная система управле-ния безопасно-стью полетов (СУБП)" | Совокупность осуществляемых на государственном уровне мероприятий по выявлению потенциальных и фактических факторов опасности, по оценке риска их проявления, по разработке и принятию корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня БП, по оценке эффективности мер по управлению БП гражданских ВС |
"Риск" | Прогнозируемые вероятность и тяжесть последствий проявления одного или нескольких факторов опасности; |
"СУБП поставщи-ков услуг" | Совокупность осуществляемых поставщиком услуг мероприятий по выявлению … (см. Гос. СУБП). |
"Фактор опасности" | Результат действия или бездействия, обстоятельство, условие или их сочетание, влияющие на БП гражданских ВС |
Поставщик услуг формирует СУБП с учетом решаемых им задач посредством разработки и утверждения документов, определяющих: | |
1 | Обязанности должностных лиц по организации и обеспечению функционирования СУБП |
2 | Перечень сведений в области БП, порядок их учета и хранения |
3 | Источники данных для получения сведений в области БП |
4 | Порядок выявления факторов опасности |
5 | Порядок сбора данных о факторах опасности |
6 | Порядок анализа данных о факторах опасности и проведения оценки риска |
7 | Порядок разработки мероприятий по снижению риска |
8 | Порядок обеспечения организационными и финансовыми ресурсами мероприятий по снижению риска |
9 | Порядок оценки эффективности реализованных мероприятий по снижению риска |
10 | План внедрения СУБП, включающий в себя назначение сотрудников, ответственных за БП, и установление их обязанностей, ответственности и полномочий |
Поставщик услуг обеспечивает функционирование СУБП | |
1 | Осуществляет сбор и обработку данных о факторах опасности; |
2 | Проводит анализ выявленных факторов опасности и оценку риска; |
3 | Осуществляет разработку и реализацию мероприятий по снижению риска; |
4 | Проводит оценку эффективности функционирования СУБП |
5 | Принимает решения о внесении изменений в СУБП. |
6 | Представляет в ФАВТ данные о факторах опасности и риска, состав и формат которых устанавливается Минтранса России |
ФАВТ в рамках государственной СУБП гражданских воздушных судов получает | |
1 | Данные о факторах опасности и риска - от поставщиков услуг, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, ТО гражданских ВС, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов и подготовку пилотов гражданских ВС в формате, установленном Минтрансом России |
2 | Информацию о техническом состоянии АТ и об особенностях ее эксплуатации - от поставщиков услуг, осуществляющих разработку гражданских ВС в формате, установленном Минтрансом России |
3 | Результаты проведения надзорных мероприятий за исполнением воздушного законодательства РФ - от ФСНСТ в формате, установленном Минтрансом России |
4 | Результаты расследования авиационных событий - в порядке, установленном ПРАПИ-98 |
5 | Добровольные сообщения - в произвольной форме, в т.ч. по адресу электронной почты опубликованному на официальном сайте ФАВТ. |
ФАВТ обеспечивает контроль и регистрацию поступающей информации в базе данных о факторах опасности и риска |
Минтранс России в рамках государственной СУБП гражданских воздушных судов | |
1 | Устанавливает формат данных о факторах опасности и риска, обеспечивающий передачу данных в Международную организацию гражданской авиации в соответствии с международными стандартами |
2 | Организует анализ данных о факторах опасности и риска, разработку и реализацию мероприятий по их снижению. |
Реализация методов активного управления БП
Базовые элементы процесса УБП
Приверженность стар-шего руководства прин-ципам управления БП | Эффективное пред-ставление информа-ции о БП | Расследование событий, связанных с БП | |||
"Нет денег - не будет безопасности полетов" | "Нельзя управлять тем, что нельзя измерить" | "Кто сделал это ?" не так важно, как "Почему это случилось?" | |||
| |||||
Эффективное внедрение стандартных эксплуа- тационных правил |
| Интеграция подготовки эксплуатационного персонала в области БП | |||
"Стандартные правила работают как упражнения в гимнастике" | "Каждый несет ответствен-ность за безопасность полетов" - миф | ||||
Обмен информацией о передовой практике в области БП | Постоянный мониторинг | Постоянное совершенствование общего уровня БП | |||
"Учись на ошибках других и сам не успеешь за свою жизнь все их совершить" | "Держи постоянно руку на пульсе – во время увидишь отклонения" | "Управление БП - это дело не одного дня" |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 414.