Приемлемый уровень безопасности полетов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГПБП должен обеспечить приемлемый уровень безопасности полетов (ПУБП).

Основная управленческая аксиома: нельзя управлять тем, что нельзя измерить. В любой системе необходимо определить ряд измеряемых показателей результатов деятельности для того, иметь возможность оценить фактическую эффективность осуществления критической для БП деятельности по отношению к существующим средствам организационного контроля.

 

Цель и функции государства и поставщиков обслуживания

Основная цель государства – обеспечить с помощью своей ГПБП безопасность авиационной деятельности путем определения ПУБП для ГПБП, а также путем контролирования факторов риска для БП в государстве с помощью двух "эксплуатационных компонентов" ГПБП: управления факторами риска для безопасности полетов и обеспечения безопасности полетов.

Целью производственной деятельности поставщика обслуживания является достижение коммерческих целей и обеспечение качественного обслуживания потребителей.

Функции государства и поставщиков обслуживания в управлении безопасностью полетов определяются следующими обязательствами:

а) государство разрабатывает государственную программу по безопасности полетов (ГПБП);

b) государство определяет приемлемый уровень безопасности полетов (ПУБП), который необходимо обеспечить;

с) поставщики обслуживания реализуют систему управления безопасностью полетов (СУБП).

Соблюдение нормативных положений все еще остается основой управления безопасностью полетов для государства, а также для поставщиков обслуживания.

 

СУБП поставщика обслуживания

 

Общие положения

СУБП – это управленческий инструмент посредством которого производится системное упреждающее управление безопасностью.

СУБП должна быть одобрена государством и, как минимум:

а) выявлять факторы опасности для безопасности полетов;

b) обеспечивать принятие корректирующих мер, необходимых для поддержания согласованных показателей безопасности полетов;

с) обеспечивать постоянный мониторинг и регулярную оценку показателей безопасности полетов;

d) быть нацеленной на постоянное совершенствование общей эффективности системы управления безопасностью полетов.

 

  Согласно стандартам, изложенными в Приложении 19 «Управление безопасностью полетов» СУБП поставщика обслуживания:

a) создается в соответствии с элементами концептуальных рамок, содержащимися ниже;

b) соответствует масштабам деятельности поставщика обслуживания и сложности предоставляемых им авиационных продуктов или услуг.

     

В соответствии с Приложением 19 СУБП должна включать:

Концептуальные рамки ИКАО для СУБП

 

В добавлении 2 Приложения 19 «Управление безопасностью полетов» изложены концептуальные рамки ИКАО для внедрения и поддержания функционирования системы управления безопасностью полетов (СУБП) поставщиком обслуживания воздушного движения.

Примечание. Инструктивный материал по реализации концептуальных рамок для СУБП содержится в Руководстве по управлению безопасностью полетов (РУБП) ( Doc 9859).

 

 

Концептуальные рамки ИКАО для СУБП

Для поставщика обслуживания

1. Политика и цели обеспечения безопасности полетов: 1.1 Обязательства и ответственность руководства. 1.2 Иерархия ответственности за безопасность полетов. 1.3 Назначение ведущих сотрудников, ответственных за БП. 1.4 Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки. 1.5 Документация по СУБП. 2. Управление рисками для безопасности полетов: 2.1 Выявление источников опасности. 2.2 Оценка и уменьшение рисков для БП. 3. Обеспечение безопасности полетов: 3.1 Контроль и количественная оценка эффективности обеспечения БП. 3.2 Осуществление изменений. 3.3 Постоянное совершенствование СУБП. 4. Популяризация вопросов безопасности полетов: 4.1 Подготовка кадров и обучение. 4.2 Обмен информацией о БП.

 

 

 

 

 

Требования воздушного законодательства в сфере развития СУБП

Обеспечение безопасности полетов гражданских ВС (Воздушный кодекс РФ, Статья 24.1)
1. Реализация СУБП гражданских ВС обеспечивается в РФ в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.
2. Правительство РФ в рамках обеспечения реализации государственной СУБП гражданских ВС устанавливает порядок разработки и применения СУБП ВС юридическими лицами (поставщиками услуг) –
  • разработчиками и изготовителями гражданских ВС,
  • юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки,
  • юридическими лицами, осуществляющими техническое обслуживание гражданских ВС,
  • юридическими лицами, осуществляющими аэронавигационное обслуживание полетов ВС,
  • образовательными организациями и организациями, осуществляющими подготовку пилотов гражданских ВС,
  • операторами сертифицированных аэродромов ГА в отношении ВС, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляется указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, образовательными учреждениями.
3. В целях управления БП гражданских ВС уполномоченный орган в области ГА в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляет сбор и анализ данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу БП гражданских ВС, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.


Правила
разработки и применения СУБП воздушных судов…

(утв. пост. Правительства РФ от 18 ноября 2014 г. N 1215)

Используемые в Правилах термины

"Государственная система управле-ния безопасно-стью полетов (СУБП)"  Совокупность осуществляемых на государственном уровне мероприятий по выявлению потенциальных и фактических факторов опасности, по оценке риска их проявления, по разработке и принятию корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня БП, по оценке эффективности мер по управлению БП гражданских ВС
"Риск"  Прогнозируемые вероятность и тяжесть последствий проявления одного или нескольких факторов опасности;
"СУБП поставщи-ков услуг"  Совокупность осуществляемых поставщиком услуг мероприятий по выявлению … (см. Гос. СУБП).
"Фактор опасности"  Результат действия или бездействия, обстоятельство, условие или их сочетание, влияющие на БП гражданских ВС

 

 

Поставщик услуг формирует СУБП

с учетом решаемых им задач посредством разработки и утверждения документов, определяющих:

1 Обязанности должностных лиц по организации и обеспечению функционирования СУБП
2 Перечень сведений в области БП, порядок их учета и хранения
3 Источники данных для получения сведений в области БП
4 Порядок выявления факторов опасности
5 Порядок сбора данных о факторах опасности
6 Порядок анализа данных о факторах опасности и проведения оценки риска
7 Порядок разработки мероприятий по снижению риска
8 Порядок обеспечения организационными и финансовыми ресурсами мероприятий по снижению риска
9 Порядок оценки эффективности реализованных мероприятий по снижению риска
10 План внедрения СУБП, включающий в себя назначение сотрудников, ответственных за БП, и установление их обязанностей, ответственности и полномочий

 

 

Поставщик услуг

обеспечивает функционирование СУБП

1 Осуществляет сбор и обработку данных о факторах опасности;
2 Проводит анализ выявленных факторов опасности и оценку риска;
3 Осуществляет разработку и реализацию мероприятий по снижению риска;
4 Проводит оценку эффективности функционирования СУБП
5 Принимает решения о внесении изменений в СУБП.
6 Представляет в ФАВТ данные о факторах опасности и риска, состав и формат которых устанавливается Минтранса России

 

ФАВТ

в рамках государственной СУБП гражданских воздушных судов получает

1 Данные о факторах опасности и риска - от поставщиков услуг, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, ТО гражданских ВС, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов и подготовку пилотов гражданских ВС в формате, установленном Минтрансом России
2 Информацию о техническом состоянии АТ и об особенностях ее эксплуатации - от поставщиков услуг, осуществляющих разработку гражданских ВС в формате, установленном Минтрансом России
3 Результаты проведения надзорных мероприятий за исполнением воздушного законодательства РФ - от ФСНСТ в формате, установленном Минтрансом России
4 Результаты расследования авиационных событий - в порядке, установленном ПРАПИ-98
5 Добровольные сообщения - в произвольной форме, в т.ч. по адресу электронной почты опубликованному на официальном сайте ФАВТ.

       ФАВТ обеспечивает контроль и регистрацию поступающей информации в базе данных о факторах опасности и риска

 

 

Минтранс России

в рамках государственной СУБП гражданских воздушных судов

1 Устанавливает формат данных о факторах опасности и риска, обеспечивающий передачу данных в Международную организацию гражданской авиации в соответствии с международными стандартами
2 Организует анализ данных о факторах опасности и риска, разработку и реализацию мероприятий по их снижению.

 

 

Реализация методов активного управления БП

    Базовые элементы процесса УБП

 

Приверженность стар-шего руководства прин-ципам управления БП   Эффективное пред-ставление информа-ции о БП   Расследование событий, связанных с БП
"Нет денег - не будет безопасности полетов"     "Нельзя управлять тем, что нельзя измерить"   "Кто сделал это ?" не так важно, как "Почему это случилось?"
     
8 БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЦЕССА УБП

   
Эффективное внедрение стандартных эксплуа- тационных правил  

 

  Интеграция подготовки эксплуатационного персонала в области БП
"Стандартные правила работают как упражнения в гимнастике"     "Каждый несет ответствен-ность за безопасность полетов" - миф
           
Обмен информацией о передовой практике в области БП   Постоянный мониторинг   Постоянное совершенствование общего уровня БП
"Учись на ошибках других и сам не успеешь за свою жизнь все их совершить"   "Держи постоянно руку на пульсе – во время увидишь отклонения"   "Управление БП - это дело не одного дня"

 

 




Дата: 2019-04-23, просмотров: 355.