Разборы по результатам проверки проводятся в целях:
§ оценки уровня безопасности, регулярности и эффективности полётов;
§ оценки работы проверенного предприятия, организации по вопросам БП;
§ повышения качества работы и взаимодействия в службах, обеспечивающих полёты;
§ совершенствования профессиональной подготовки лётного, диспетчерского состава и инженерно-технического персонала;
§ обобщения и распространения передового опыта работы;
§ разработки мероприятий по профилактике АП и инцидентов;
§ совершенствования организаторской и методической работы командно-руководящего состава.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложения административных взысканий
Инспекторские органы рассматривают дела о правонарушениях и налагают административные взыскания на должностных лиц организаций и граждан за нарушение правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Расследование авиационных происшествий и инцидентов
1. Нормативные положения
Приложении 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» к Чикагской конвенции ИКАО определены общие принципы расследования АП, ответственность и обязанности государств по проведению расследования и предоставлению информации об авиационных происшествиях.
В соответствии с этим документом разработаны Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов (ПРАПИ) с гражданскими воздушными судами в РФ.
Расследование проводит государственная комиссия, созданная государственным уполномоченным органом (ГУО).
Целями расследования АП или АИ являются установление причин соответствующего негативного события и принятие мер по его предотвращению в будущем. Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования.
Причины (факторы) авиационного происшествия или инцидента — действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или инциденту.
Процесс расследования АП или АИ, включающий в себя сбор и анализ информации, проведение необходимых исследований, проводится по принципу многофакторности, предусматривающему выявление отклонений от нормального функционирования авиационной транспортной системы и оценку влияния этих отклонений на исход полета ВС.
В основу расследования АП положены следующие основные принципы: объективность, полнота, глубина, научная доказательность и оперативность.
Успех зависит от глубины расследования
|
Недостаточно просто определить, что ошибка была совершена.
До тех пор, пока неизвестно, что произошло и почему была совершена ошибка, не удастся предотвратить повторение данной ошибки
|
Предварительные работы по расследованию начинаются одновременно с получением первичной информации о происшествии.
Начальник регионального (территориального) управления ГУО ГА, на территории которого произошло авиационное происшествие, после получения первичного сообщения о нем проводит оперативный анализ и оценку ситуации на месте АП (своего рода «экспресс-расследование») и представляет первоначальное донесение заинтересованным ведомствам и организациям. Это донесение содержит сведения, необходимые для организации комиссии по расследованию.
2. Оповещения об авиационном происшествии
Оповещения об АП представлены нижеприведенной схемой передачи информации, где
АСО – Автоматизированная система обеспечения
ВВС – Военно-воздушные силы
ГУО ГА – Государственный уполномоченный орган в области ГА
ГЦ БПВТ – Государственный центр «Безопасность полётов на воздушном транспорте» (ныне АР – Авиарегистр России)
КП ВО – Командный пункт военного округа
МАК – Межгосударственный авиационный комитет
| МВД – Министерство внутренних дел
МИД – Министерство иностранных дел
МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям
ОКБ – Отдельное конструкторское бюро
ПВО – Орган войск противовоздушной обороны
РУ – Региональное управление
ФС – Федеральная служба
ФСБ – Федеральная служба безопасности
|
Федеральное агентство по промышленности
|
Местный орган Генпрокуратуры
|
Дипломатические представительства
|
Исполнительная власть субъекта
|
ФС по надзору в сфере природопользования
|
Первоначаль-ное донесение
|
Предварительная справка
(при задержке)
|
Местные органы
МЧС России
|
Местные органы ФС по надзору в сфере природопользования
|
Информационный отчет
(для АСО БП)
|
Представительство
авиакомпании
|
*) Для случая АП с иностранным ВС
Первоначальное донесение должно, по возможности, содержать следующую информацию:
— вид события, дату, время (местное и UTC), место происшествия ;
— тип, государственный и регистрационный опознавательный знак, заводской номер и принадлежность ВС;
— наименование владельца, эксплуатанта, арендатора, если такой имеется, разработчика и изготовителя ВС;
— метеоусловия в момент происшествия;
— фамилию, имя, отчество командира ВС (проверяющего и его должность);
— характер задания, номер рейса с указанием начального пункта вылета и пункта назначения;
— последний пункт вылета и намеченный пункт посадки;
— местоположение ВС относительно какого-либо легко определяемого географического пункта, широты и долготы;
— физико-географическую характеристику местности, где произошло происшествие;
— обстоятельства АП, достоверно известные к моменту подачи донесения;
— число членов экипажа и пассажиров на борту ВС, в том числе погибших и получивших телесные повреждения, а также число погибших и получивших телесные повреждения лиц, не находившихся на борту ВС;
— гражданство пассажиров;
— наличие и характер опасных грузов на борту;
— степень повреждения ВС;
— данные об организации и проведении поисковых и аварийно-спасательных работ;
— другие достоверные сведения по АП, известные к моменту представления донесения.
В соответствии с Приложением 13 к Конвенции ИКАО Уведомление поступает к авиационным полномочным органам и службам государств регистрации, эксплуатанта, разработчика и изготовителя.
В течение 3 суток с момента прибытия на место АП председатель комиссии по расследованию формирует «последующее донесение», которое должно, по возможности, включать в себя уточнённые сведения первоначального донесения.
Окончательный отчет составляется по результатам расследования АП . Если в течение 30 суток расследование не завершено, составляется Предварительная справка.
3. Комиссия по расследованию АП
В типовом варианте структура комиссии по расследованию АП представлена ниже.
Заместители
председателя комиссии
|
Подкомиссии
Рабочие группы
По составлению схемы (кроков)
|
Поисковых и варийно-спасательных работ
|
УВД и обес-печения полётов
|
Анализа вып.
правил эксплуа-
тации, ТОиР АТ
|
При расследовании АП с ВС иностранного государства на территории РФ участниками расследования могут быть представители государств: регистрации, разработчика, изготовителя, эксплуатанта потерпевшего ВС, а также государства, граждане которого погибли или получили серьёзные телесные повреждения (по запросу).
4. Порядок работы комиссии по расследованию