Работу с родителями в период организации приема детей нельзя ограничивать сбором сведений. Необходимо проводить индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых родителям сообщают режим дня, соответствующий возрасту ребенка, объясняют, какие привычки являются вредными и почему, как они сказываются на характере поведения детей, рассказывают, какие навыки должен иметь ребенок данного возраста в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Можно вручить родителям памятки, в которых помещены рекомендации по методике кормления, укладывания спать, туалета детей, советы по расширению опыта общения и игровых действий у ребенка.
Поступление ребенка в детский сад является значительным событием как для родителей, так и для сотрудников дошкольного образовательного учреждения. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Поэтому недопустимо процедуру встречи и приема родителей сводить только к деловым контактам с сотрудниками детского сада.
Встречу с родителями необходимо наполнить особым содержанием, направленным на установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого - педагогической культуры родителей с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка к детскому саду.
Работу с родителями целесообразно проводить в двух
формах – письменной и устной. Преимущества личностно - ориентированного общения известны всем, тогда как использование разного рода письменных рекомендаций при взаимодействии с родителями весьма ограничено. Поэтому считаем необходимым специально подчеркнуть преимущества письменной формы.
Во-первых, общение только в устной форме требует много времени.
Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от сотрудников детского сада: заведующей, медицинской сестры, воспитателей и т.д.
И в третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо вначале убедить в этом, предложить определенный алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Так, предоставление родителям определенной информации (требования к одежде ребенка, выполнение режима дня в семье и т.п.) избавляет дошкольных работников от необходимости проявления давления на них и вместе с тем помогает правильно решать важные задачи, связанные со здоровьем ребенка.
Примерный вариант содержательного общения сотрудников детского сада с родителями при поступлении ребенка в детский сад с использованием разных
форм организации общения (индивидуальной и фронтальной) и его содержания (в устной и письменной форме).
Наглядная информация для родителей может включать следующее:
• визитную карточку учреждения с указанием направлений его деятельности и программы работы, дополнительных услуг и т.п.);
• информацию о достижениях (дипломы, грамоты и другие награды, как сотрудников учреждения, так и детей, и даже выпускников);
• стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция оправах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и др.);
• график работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника, его почетных, ученых званий, наград, и даже участие в общественной деятельности района, города и т.п.).
Все стенды должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к оформлению учреждения: единый стиль, хороший вкус, ясная логика.
Основные заголовки должны быть даны крупно и ярко с тем, чтобы они сразу привлекали внимание.
Стенды не должны быть перегружены материалами. При их оформлении не следует злоупотреблять декоративными элементами, наивным изображением матрешек, шариков, игрушек и т.п. Повышенная броскость будет мешать восприятию информации, отвлекать родителей и вызывать у них недоверие к предлагаемому содержанию.
Иллюстративный материал стендов не должен быть мелким. Хорошо воспринимаются крупные фотографии, а более мелкие целесообразно объединить в общий крупный фотомонтаж. Подготовку к встрече с родителями желательно начать с создания соответствующих условий.
Для этого необходимо:
• подготовить гардероб для того, чтобы родители могли
раздеться и оставить свои вещи;
• продумать место для проведения беседы таким образом, чтобы родители почувствовали расположение руководителя к ним, желание разделить их заботы, помочь преодолеть трудности.
Традиционная организация встречи, при которой заведующая в разговоре с родителями восседает за своим столом, а родители находятся рядом, не позволяет им почувствовать себя желанными гостями и создает определенный психологический барьер.
Кроме того, руководителю необходимо иметь в своем распоряжении комплект соответствующих теме встречи документов, а также памяток и рекомендаций родителям с учетом их отношения к процессу адаптации ребенка к детскому саду. Так, для тревожных родителей, которые болезненно реагируют на процедуру предстоящего расставания с ребенком, может быть заготовлена специальная памятка. Цель такой памятки состоит в том, чтобы успокоить их, внушить им доверие к детскому саду и предупредить возможность передачи тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку.
В качестве действенного выхода из этой достаточно сложной ситуации таким родителям могут быть предложены специальные «группы адаптации», в которых организована работа с детьми в присутствии родителей.
Для родителей, безразличных к трудностям адаптации, которые предстоит пережить их ребенку, может быть заранее заготовлена «страшилка». Цель такой памятки в полной мере показать последствия эмоционального стресса ребенка.
В отдельной памятке желательно деликатно и тактично изложить родителям требования к одежде, внешнему виду ребенка. При этом родителям надо объяснить, что в этой простой процедуре заложен глубокий воспитательный эффект, связанный с уважением к личности ребенка, формированием у него уверенности в себе и своих возможностях. Неопрятная одежда может вызвать негативное отношение со стороны сверстников.
Для того чтобы семьи, которые переживают материальные трудности, не ощутили определенного давления, в каждом конкретном случае может быть найден индивидуальный подход.
Содержание беседы заведующей с родителями необходимо построить таким образом, чтобы родители почувствовали, с одной стороны, неподдельный интерес к ребенку, желание сделать все возможное для формирования его здоровья и своевременного развития, а с другой, – необходимо сразу же дать им понять, что успех этой работы целиком зависит от их непосредственного участия в этом. На этапе дошкольного детства их роль так велика и значима, что без участия родителей добиться значительного результата фактически невозможно.
Особое внимание заведующая должна уделить знакомству родителей с медицинским персоналом и со всеми сотрудниками группы, которую будет посещать ребенок.
Было установлено, что характеристика личностных деловых, профессиональных качеств, данная руководителем своим сотрудникам, во многом способствует установлению доверительных отношений воспитателей с родителями. Поэтому заведующей не следует жалеть сил и времени для передачи этой информации.
Продолжением этой работы является непосредственное знакомство родителей со всеми сотрудниками детского сада,
для чего с родителями может быть проведена экскурсия по детскому саду.
Цель проведения экскурсии – показать родителям, что в дошкольном учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для формирования здоровья и развития ребенка.
В результате этого мероприятия родители должны получить информацию о том, как решаются в учреждении вопросы охраны жизни и здоровья детей, как организован режим дня и как соблюдаются воздушный, световой, двигательный и питьевой режим, какие созданы условия для проведения гигиенических процедур. Не менее важно рассказать и о том, как организовано питание.
Во время экскурсии необходимо более подробно остановиться и на том, как организована развивающая среда, какие созданы условия для развития разнообразной детской деятельности, для уединения и психологической разгрузки детей.
Особое значение следует уделить оздоровительным процедурам, которые может предоставить детям данное учреждение.
По окончании заведующая может предложить родителям посетить заседание родительского клуба, где они получат информацию о том, как протекал период адаптации у других детей, какие действия родителей помогли детям, какие были допущены ошибки, и как их можно избежать, какой положительный опыт накоплен в других семьях, и т.п.
Вначале воспитатели знакомятся только с родителями.
Цель встречи –расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребенке.
В процессе индивидуальной беседы воспитатели проявляют заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Выражают желание увидеть его на фотографии, интересуются здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.
Важно выяснить у родителей, каким ласковым именем называли ребенка дома, чем он любит заниматься (играть, смотреть телевизор и т.п.), поинтересоваться, какие особенности поведения ребенка радуют родителей, а какие – огорчают.
Желательно объяснить родителям, что еще до прихода ребенка в детский сад педагоги хотели бы провести заочное знакомств путем визуального обмена информацией.
Для этого надо предложить родителям вместе с ребенком рассмотреть дома фотоальбом, в который помещены фотографии с изображением детского сада, всех помещений группы (раздевальная комната, игровая, спальня, туалет).
Следует подробно проинструктировать родителей, как организовать в семье рассматривание альбома, как привлечь внимание ребенка к игровой среде, заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми.
Особое значение для последующего взаимодействия воспитателей с семьей приобретает работа родителей по созданию альбома о собственном ребенке.
Воспитатели объясняют родителям, что для более близкого знакомства с каждым ребенком им необходимо больше о нем узнать. Для этого родители на отдельных листах или в специальном альбоме должны поместить любую фотографию ребенка, задать ему ряд вопросов, а ответы занести в альбоме.
Педагоги просят родителей изготовление альбомов не откладывать надолго, и вместе с документами (обменной картой, справками и др.) принести в детский сад.
После ознакомления педагогов с содержанием альбома, им необходимо познакомиться с ребенком в домашней обстановке и лично пригласить малыша в детский сад.
МОЯ СЕМЬЯ
МЕНЯ ЗОВУТ
МНЕ ЛЕТ
МОЮ МАМУ ЗОВУТ
МОЕГО ПАПУ ЗОВУТ
ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ
СТРАНА, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ
МОЙ ДОМАШНИЙ АДРЕС
НОМЕР НАШЕГО ТЕЛЕФОНА
ЧТО Я ЛЮБЛЮ:
МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА
МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА
МОЕ ЛЮБИМОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Я ЛЮБЛЮ РИСОВАТЬ (что?):
МОЕ САМОЕ ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ ДОМА – ЭТО
Я РАДУЮСЬ, КОГДА
БОЛЬШЕ ВСЕГО Я ЛЮБЛЮ СМОТРЕТЬ
Я ХОТЕЛ(ЛА) БЫ ИМЕТЬ ДОМА
МОИ ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ
БОЛЬШЕ ВСЕГО Я ХОТЕЛ(ла) БЫ, ЧТОБЫ МНЕ ПОДАРИЛИ
МОЕ ЛЮБИМОЕ БЛЮДО
МОЕГО ЛУЧШЕГО ДРУГА (подругу) ЗОВУТ
МОИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ
МОИ УСПЕХИ:
Я ОЧЕНЬ ХОРОШО (играю, бегаю, танцую, смеюсь и т.п.)
Я УМЕЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО:
Одеваться
Чистить зубы
Есть аккуратно, пользоваться ножом и вилкой во время еды
Завязывать шнурки на ботинках
Без напоминаний убирать игрушки и вещи на место, и другое
Место для рисунка
После ознакомления с содержанием альбома педагогам необходимо познакомиться с ребенком в домашней обстановке и лично пригласить в детский сад.
Посещение семьи
Посещение семьи может осуществлять как один из воспитателей, так и оба. Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.
Время посещения семьи определяют родители. Воспитатель заранее знакомится с содержанием альбома «Я и моя семья». Подбирает игрушку или самоделку в подарок ребенку.
Наблюдения показали, что каждая семья к приему воспитателя относится по-разному. В одних семьях по данному поводу накрывают праздничный стол, а в других – могут не предложить даже раздеться. Но независимо от этого, воспитателям важно помнить, что, посещая семью, они проводят работу по ее изучению. Поэтому, как положительные, так и отрицательные проявления представляют собой определенную ценность для понимания микроклимата, в котором воспитывается ребенок. При этом любой прием не должен повлиять на отношение педагогов к нему, семье, а полученная информация должна носить строго конфиденциальный характер и не разглашаться.
Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагог должен получить следующую информацию:
1. Состав семьи, профессия и образовательный уровень
родителей.
2. Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношении между членами семьи: ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого в семье (нужное подчеркнуть).
3. Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).
4. На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание, подготовке к школе и т.п.
5. Как родители понимают роль дошкольного детства в формировании личности ребенка.
6. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений: наличие определенных знаний и готовность их выполнять; ограниченность знаний и желание их пополнить; низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
7. Система воспитательных воздействий на ребенка:
–участие всех взрослых в воспитании, согласованность действий;
–непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнения воспитательных функций преимущественно одним лицом; отсутствие воспитания.
8. Организация совместных форм деятельности в семье:
–вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
–распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение на ребенка каких-то обязанностей;
–в) разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция дошкольника от домашних событий.
9. Создание развивающей среды в семье: игровой и книжный уголок, наличие пособий, игр и др.
Вся полученная информация (медицинская карта, результаты анкетирования, результаты наблюдений за поведением ребенка в домашних условиях и др.) тщательно анализируются медицинскими работниками и воспитателями под руководством методиста детского сада. По результатам анализа определяются дети и родители, которые в адаптационный период могут испытывать трудности.
Особого внимания потребуют:
•дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений;
•дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность);
•дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность,
заниженную самооценку;
•застенчивые дети.
Вместе с тем, родители именно проблемных детей, как правило, не проявляют активности и заинтересованности во взаимодействии с воспитателями и медицинскими работниками. Они озабочены лишь одним желанием – как можно скорее избавиться от «трудного» ребенка.
Поэтому заведующая, медицинские работники и воспитатели должны заранее быть готовы к этому, и работу с этим контингентом детей и родителей планировать и проводить
как обязательные мероприятия по профилактике дезадаптации ребенка к детскому саду.
Эту работу желательно проводить с родителями, а затем с ними и детьми одновременно в течение одной-двух недель в индивидуальных и групповых формах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детский сад - серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша, а любое испытание - или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии - или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптация детей с полутора до двух лет жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.
В ходе работы, мною были рассмотренные аспекты, доказывающие, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка третьего года жизни к дошкольному учреждению. По моему мнению, педагог - профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малыша в период адаптации, педагог проектирует взаимодействие с родителями своих воспитанников, дает необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.
Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Поэтому первый этап подготовки детей в ДОО необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду - знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.
Главное на этом этапе - это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Таким образом, для успешной адаптации ребенка в ДОО необходимо сплотиться родителям и педагогу. Чем быстрее ребенок станет доверять воспитателю, тем безболезненно будет расставаться с родителями, что позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние. Один из важных моментов — формировать познавательную, социальную сферы, где особенно важно воспитывать самостоятельность и инициативность для успешного развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
2. АксаринаМ. Н. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина. 2007. 304 с.
3. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 2. – С. 58-60.
4. Барышникова, Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – C. 1-5.
5. Белая К. Ю., Доронова Т. Н., Ерофеева Т. И., Короткова Н. А. Приглашает детский сад! (О группах кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении). М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 144 С.
6. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. — Воронеж: “Учитель”, 2006. — 236 с.
7. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия [Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
8. Важнина В. А. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. URL:HYPERLINK "http://www.moi-detsad.ru/metod8-15.htm"httpHYPERLINK "http://www.moi-detsad.ru/metod8-15.htm"://HYPERLINK "http://www.moi-detsad.ru/metod8-15.htm"wwwHYPERLINK "http://www.moi-detsad.ru/metod8-15.htm".HYPERLINK "http://www.moi-detsad.ru/metod8-15.htm"moiHYPERLINK "http://www.moi-detsad.ru/metod8-15.htm"-HYPERLINK "http://www.moi-detsad.ru/metod8-15.htm"detsadHYPERLINK "http://www.moi-detsad.ru/metod8-15.htm".HYPERLINK "http://www.moi-detsad.ru/metod8-15.htm"ruHYPERLINK "http://www.moi-detsad.ru/metod8-15.htm"/HYPERLINK "http://www.moi-detsad.ru/metod8-15.htm"metodHYPERLINK "http://www.moi-detsad.ru/metod8-15.htm"8-15.HYPERLINK "http://www.moi-detsad.ru/metod8-15.htm"htm
9. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. Сада /Под ред. Л. И. Каплан. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с., ил.
10. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.
11. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.: Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
12. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада: Учеб. пособие. М., 2011.
13. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. В. Методическая работа в ДОУ: Эффективные формы и методы. Метод. пособие. М., 2009.
14. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – ЮНЕСКО, 2011. – 177с.
15. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада/Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.:ил.
16. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду (этнопедагогический подход): учеб. Пособие. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. – 160 С.
17. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128с.
18. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб., 2011.
19. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3. – С. 87 – 90.
20. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 510 с. – Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
21. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
22. Дружная семейка. Программа адаптации к ДОУ/Е.О. Севостьянова. – М.: Сфера, 2006. – 121 с.
23. Зубова Г. Арнаутова. Е.. Семейное воспитание детей раннего возраста: Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада - 2004 - Дошкольное воспитание
24. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).(7)
25. Калинина Р. Р. Ребенок пошёл в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 1998. № 4. С. 2-9.
26. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2-е изд., 2006. — 112 с
27. Королева, С.В. Этапы реализации проекта процесса социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ // Изв. Рос. акад. образования. – 2010. - № 2. – С. 117–123.
28. Макаренко А.С. Книга для родителей: к 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 2013 – 304 с.
29. Макшанцева Л. В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ // Вестник МГУ, серия 14. Психология. 2003. № 1. С. 60-67.
30. Микляева Н. В., Лагутина Н. Ф. Содружество. Программа взаимодействия семьи и детского сада. М., 2011.
31. Митрофанова О.Н. Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. - № 2. - С. 44-46.
32. Николаева, Е.И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 9. – С. 67-69.
33. Новоселова С.Л. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И. Пашилите. // Дошкольное воспитание. – 2015. – №9. – с.73-76.
34. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.- http // www/rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
35. Основные направления в организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. URLHYPERLINK "http://pedsovet.org/":http://HYPERLINK "http://pedsovet.org/"pedsovetHYPERLINK "http://pedsovet.org/".HYPERLINK "http://pedsovet.org/"org; 2010.
36. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 9. - С. 34 - 37.
37. Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-3-е изд. – М.: Мозайка-Синтез.- 2016 г.,-103с.
38. Прохорова Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду. М., 2009.
39. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Капла. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с., ил.
40. Родители и ДОУ: тема номера // Управление ДОУ . 2006. № 4.
41. Русаков, А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. Сборник. - СПб.: Речь, 2010. - 128 с.
42. Рыжакова С.Б. Условия успешной адаптации // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб .: Заневская площадь, 2014. — С. 146-147.
43. Севастьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. М.: Сфера. 2006. 96 с.
44. Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации / Под ред. Н.В Микляевой. – М.: ТЦ Сфера,2012. – 128 с. (Библиотека Воспитателя) (9).
45. Соснина, М.С. Индивидуальные особенности социально-психологической адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Соснина Мария Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - Москва, 2011. - 192 с.
46. Томилова, С.А. Шабаева Н.А., Пушкарева В.И. Формирование условий для эффективной адаптации ребенка в ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — 325 с.
47. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю.М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71 - 74.
48. Трофимова, О.В. Волкова Т.М., Галка Н.А. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — 268 с.
49. Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1977. 159 с. с ил.
50. Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С.Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. - С. 82 - 97.
51. Цветкова О. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия // Детский сад. Управление. 2007. № 2.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 228.