Когда ребенок поступает в детское учреждение, он всегда сталкивается с определёнными психологическими трудностями.
Особенностями дошкольных учреждений являются:
1) длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей.
2) определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребёнка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребёнок, с удовольствием посещающий ДОУ.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. В их жизни меняется все кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
- четкий режим дня;
- отсутствие родных рядом;
- длительный контакт со сверстниками;
- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
- резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
- особенности нового пространственно-предметного окружения.
Вопрос адаптации детей к условиям детского сада существовал с момента создания подобных заведений. Разные ее аспекты изучались в большей или меньшей степени. Например, проблема эмоционального развития и процесса психологической адаптации ребенка исследовалась такими выдающимися психологами и педагогами, как Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.В. Костяк и др.
Возраст и здоровье ребенка как факторы, влияющие на протекания вхождения ребенка в детский сад, выделяли многие исследователи (Н.М. Аксарина, Н.А. Ноткина, Н.П. Жукова, В.И. Добрейцер, А.В. Оноприенко, Е.О. Смирнова и др.).
Е. Е. Алексеева выделяет «три вида адаптации: лёгкую (15-30 дней), средней тяжести (30-60 дней) и тяжёлую (от 2 до 6 месяцев)» [3;58].
В процессе адаптации ребенка в ДОУ используются следующие «формы и способы адаптации: элементы телесной терапии (обнять, погладить); исполнение колыбельных песен перед сном; релаксационные игры (песок, вода); сказкотерапия; музыкальные занятия и развитие движений; игровые методы взаимодействия с ребенком» [3;5].
«Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми – одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей» [34; 9].
В период поступления детей в детский сад с семьями будущих воспитанников должна быть проведена предадаптационная работа.
В период адаптации должны быть учтены психические и физические особенности ребенка, его эмоциональное настроение и состояние здоровья.
Для комфортного пребывания ребенка в детском саду должны быть созданы благоприятные условия.
Безусловно, в проведении процесса адаптации главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 175.