Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОО и семьи по организации адаптации детей к детскому саду
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

          За последние годы значительно возрос научный и практический интерес к развитию социальной адаптации в раннем детстве. Возникло много вопросов - каково нормальное течение периода адаптации, степень проявления возникших трудностей этого периода, индивидуальные различия в реакции детей и причины этого различия. Возникающие в период адаптации заболевания, нарушения поведения и снижения темпа развития у ряда детей определили необходимость разработать практические мероприятия по предупреждению и своевременному преодолению таких нарушений в состоянии здоровья и развитии детей.

      Ч. Дарвин определил, что эволюция всех живых существ, происходит посредством эволюции их адаптации к окружающей среде. С данного периода в науке установилось утверждение, что адаптация - это нечто внутреннее и данное заранее живым организмам, однако всегда появляется и формируется под влиянием трех главных факторов эволюции - наследственности, естественного отбора и изменчивости.

    Над изучением проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ работали Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, В.П. Дуброва, А.Н. Леонтьев, Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева, А.В. Меренков, Р.Ш. Хабибуллина и другие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Они рассматривают необходимость поиска решения проблем таких, как взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

          Проблема адаптации стала объектом многочисленных исследований, особенно там, где совершенствуются формы общественного воспитания.
Психическое развитие детей раннего возраста наиболее успешно изучалось в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, С.Л. Новоселова, Л.Н. Галигузова и др.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова, Н. И. Добрейцер, Н.М. Аксариной,  Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика, Р.В. Ямпольской, Л.Г. Голубевой, Н.Д. Ватутиной и др.).
Современными исследователями особенностей воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ являются: Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е., Белкина В.Н., Белкина Л.В., Давыдова О.И., Майер А.А., Оверчук Т.И., Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г., Чиркова Т.И. и многие др.
Костяк Т.В. изучает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Авторы подтверждают мысль о том, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его совместной работе с семьёй ребёнка.

       По мнению А.А.Майер и О.И.Давыдовой, проблема адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.

      Исследователями (Н.М. Аксарина, А.В. Запорожец, М.И. Лисицина, Н.Д. Ватутина и др.) установлено, что характер и особенности процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению тесно связаны с предшествующими условиями воспитания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенка в детском саду пытаются вовлечь в общение, содержание и формы которого, не отвечают его опыту и потребностям.

      Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогической жизни детского сада, однако, на наш взгляд, на первое место должно выйти определение содержания взаимодействия между родителями и детским садом.

      Содержанием взаимодействия семьи и детского сада должна выступать совместная деятельность родителей, педагогов-психологов и воспитателей по проектированию индивидуального пути развития ребенка, основанного на возрастных и индивидуальных особенностях ребенка с учетом пожеланий родителей и возможностей ДОО.

       Так, согласно с Законом РФ «Об образовании» и новыми федеральными государственными требованиями, одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения – это «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».






Дата: 2019-04-23, просмотров: 193.