Глава II. Системы взаимодействия ДОО и семьи в период адаптации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1.  Сбор данных о ребенке, поступившем в дошкольное учреждение……..24

2.2. Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОО……………………………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..36

 

ВВЕДЕНИЕ

          На сегодняшний день одной из самых острых социальных проблем дошкольного образования является адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада. Каждая семья, имеющая детей, желает, чтобы их дите посещал дошкольную образовательную организацию.

        В дошкольных образовательных учреждениях все действия и деятельность по развитию и воспитанию детей организована на научной основе, в строгом соответствии с «Программой воспитания в детском саду», которая предусматривает всестороннее, гармоничное воспитание и развитие детей.

      С момента рождения и до поступления в дошкольное учреждение ребенок воспитывается в семье, в окружении любви, внимания, ласки, заботы, которая глубоко заинтересована ко всем проявлениям и запросам. В «ячейке общества» закладывается нравственное и физическое здоровье ребенка, основа личности будущего гражданина общества.

       В период от рождения до полутора – двух лет организм малыша развивается довольно интенсивно. Важно поэтому правильно организовывать условия развития и воспитания ребенка в семье в этот период, отводя должное место и подготовке его к детскому саду.

       Прежде всего, нужно создать все условия для всестороннего физического развития и закаливания организма ребенка (чистота, проветривание комнат, соблюдение режима сна, питания, двигательной активности, прогулки на свежем воздухе и т. д.). В семье, независимо от ее состава, должен быть ровный психологический климат, заботливые и внимательные отношения, единые требования к воспитанию ребенка с учетом его возрастных особенностей.

        По возможности, необходимо как можно раньше формировать у детей навыки самообслуживания, потребность в самостоятельных действиях, развивать познавательные интересы. Наконец, важным фактором воспитания и особенно подготовки к условиям общественного воспитания является развитие у детей потребности и общении, формирование навыков общения с окружающими как необходимого вида деятельности.

        Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье формируются нормы поведения, закладываются основы нравственности человека, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Признание приоритета семейного воспитания потребовало совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

       Единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития детей. Однако поступление ребенка в ясли, в детский сад нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением активности (речевой, игровой и т. п.) и даже заболеваниями. Это вызывает у родителей сомнения в целесообразности устройства ребенка в детское учреждение, в важности сочетания воспитательных воздействий на ребенка семьи и дошкольного учреждения с первых лет его жизни. Поэтому такое актуальное значение имеет задача создания оптимальных условий для пребывания ребенка в детском саду в период его привыкания, адаптации.

Задача моего исследования — конкретно и по возможности всесторонне рассмотреть именно этот фактор — развитие потребности ребенка в общении, во взаимодействии с окружающими детьми и взрослыми, показать его значение для быстрой и безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада.

      Адаптационный период – серьезное испытание, как для малышей, так и для их родителей. И поэтому так актуален на сегодняшний день комплексный подход к решению проблемы адаптации. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развития.

      Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должны прийти педагоги ДОО. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. Если педагоги и родители начнут взаимодействовать, объединив свои усилия, и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это поспособствует залогом оптимального течения адаптации детей.

       Актуальность исследования  позволили определить выбор темы для ВКР: «Методическое сопровождение интерактивного взаимодействия ДОО и семьи по организации адаптации ребенка к детскому саду». В наше время взаимоотношение родителей с ДОО и организация адаптации детей к детскому саду являются проблемным вопросом, так как родители часто полагаются на ДОУ, что они должны воспитывать их детей. По теме данного исследования занимались Т.Н. Доронова, Е.П. Арнаутова, Е.В.Соловьева, Н. Д. Ватутина.

      Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но, не смотря на многочисленные рекомендации в детских садах эта тема является одной из главной.

Цель исследования: обосновать педагогические условия для реализации интерактивного взаимодействия ДОО и семьи по организации адаптации ребенка к детскому саду.

Объект исследования:  процесс адаптации ребенка к условиям системы ДОО.

Предмет исследования: изучение особенностей систем взаимодействия педагогов и родителей в адаптационный период к условиям ДОО.

Гипотеза исследования: гипотеза моего исследования заключается в том, что если создать комплексную систему сопровождения адаптации ребенка к условиям ДОО, включающую в себя психологическое просвещение родителей, развивающие занятия по формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОО, то адаптация ребенка будет происходить безболезненно.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого – педагогические источники по проблеме исследования;

2. Изучить особенности адаптации к ДОО детей раннего возраста;

3. Изучить взаимодействие ДОО и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОО;

4. Разработать наиболее оптимальные рекомендации для воспитателей и родителей по интерактивному взаимодействию с семьей в период адаптации.

Научно – исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ учебных планов, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.

      Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОО.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 202.