ПЛАН-КОНСПЕКТ
Проведения занятия по Безопасности жизнедеятельности
ТЕМА: Организация гражданской обороны
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Ознакомление учащихся с организацией гражданской обороны в образовательном учреждении
2. Дать студентам конкретное представление о структуре гражданской организации ГО в образовательном учреждении, распределении обязанностей граждан по защите от последствий ЧС мирного и военного времени;
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Организация и ведение ГО.
2. Организация ГО в учебных заведениях.
3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
4 Основы гражданской обороны страны.
5. Основные задачи в области гражданской обороны.
6. Структура гражданской обороны.
7. Силы гражданской обороны.
8. Российская система гражданской защиты.
9. Организационные основы Российской системы гражданской защиты.
10. Порядок функционирования Российской системы гражданской защиты.
11. Гражданские организации гражданской защиты.
12. Примерная организация некоторых формирований ГО.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: Лекция
ВРЕМЯ:_______
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс
Вводная часть
Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Организация и ведение ГО
Организация и ведение гражданской обороны являются обязательной функцией всех федеральный органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов самоуправления и организаций (учреждений, предприятий, объектов, учебных заведений) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера является одной из важнейших функций государства при обеспечении национальной безопасности и устойчивого развития страны.
В России наблюдается негативная тенденция роста числа и масштабов последствий ЧС природного и техногенного характера. Растет ущерб от этих чрезвычайных ситуаций. В связи с этим проблема предупреждения и ликвидации ЧС, особенно техногенного характера, остается для нашей страны весьма актуальной. Переход России к Концепции управления рисками в техногенной сфере и смягчения последствий стихийных бедствий, как основополагающей системе регулирования безопасности населения и территории, должен обеспечить преодоление негативных тенденций роста числа промышленных аварий и значительно снизить потери от разрушительный сил природы.
На современном этапе основными направлениями государственной политики по обеспечению природной и техногенной безопасности являются:
· выявление опасностей, оценка риска и прогнозирование ЧС;
· уменьшение риска и повышение эффективности защиты населения и территорий;
· государственное регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;
· развитие и совершенствование сил и средств ликвидации ЧС;
· рациональное перераспределение ответственности за состояние защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти и администрациями субъектов Российской Федерации (РФ)
Реализация этих направлении осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в ЧС».
За последние годы выпущено значительное количество правовых и нормативных актов в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в соответствии с требованиями правовых актов и нормативных документов, все предприятия, организации, учреждения, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности должны разработать и подготовить значительный объем документации, включая приказы, распоряжения, различные положения, планы ГО объекта и планы эвакуации с соответствующими приложениями.
МЧС России проводит постоянную практическую работу по совершенствованию нормативной базы по вопросам гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций и приведению ее в соответствие с принятыми правовыми актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Решение задач гражданской обороны является важной обязанностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Основными задачами в области ГО являются: •
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; •
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; •
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; •
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; •
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; •
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; •
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; •
борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; •
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; •
обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; •
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; •
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; •
разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; •
обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
Задачи обучения населения: •
изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; •
изучение порядка действий по сигналам оповещения; •
обучение приемам оказания первой медицинской помощи; •
изучение правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; •
совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО; •
овладение личным составом гражданских организаций ГО приемами и способами действий по защите населения.
Действия населения по сигналам оповещения ГО. 1.
«Первоочередные мероприятия I группы»: •
сбор должностных лиц ГО и организация круглосуточного дежурства, проверка готовности систем управления, оповещения, связи, уточнение плана ГО; •
приведение в готовность защитных сооружений (ЗС) ГО, подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты (СИЗ)1, приборов радиационной химической и бактериологической разведки (РХБ) и дозиметрического контроля; •
приведение в готовность к действиям гражданских организаций ГО; •
проведение подготовительных мероприятий к введению режимов светомаскировки, усилению охраны общественного порядка, противопожарной и другой защиты; •
снижение запасов АХОВ до минимальных размеров, обеспечивающих технологический процесс. 2.
«Первоочередные мероприятия II группы»: •
перевод должностных лиц ГО на круглосуточный режим работы; •
приведение в готовность систем управления, оповещения и связи, ЗС ГО, дооборудование подвальных помещений под укрытия; •
приведение в готовность гражданских организаций ГО; •
выдача персоналу СИЗ и приборов РХБ разведки; •
организация круглосуточного наблюдения за обстановкой; •
уточнение планов эвакуации; •
проведение первоочередных мероприятий по повышению устойчивости объектов; •
снижение запасов взрыво- и пожароопасных веществ до уровня производственной необходимости; •
переход на выпуск продукции, предусмотренной в военное время. 3.
Выполнение мероприятий общей готовности ГО.
Таблица 8.1 Сигнал или обстановка Порядок подачи сигнала Действия персонала «Внимание всем!» Звучание сирены
Включить городскую радиотрансляцию, телевизоры, радиоприемники (УКВ). При аварии на радиационном опасном объекте По радио и телевидению 1.
Отключить вентиляцию, кондиционеры 2.
Загерметизировать окна, двери 3.
Закрыть двери и не покидать помещения 4.
Получить СИЗ 5.
Укрыться в ЗС или покинуть зону заражения 6.
Принять йодистый препарат При аварии на химически опасном объекте По радио и телевидению 1.
Отключить вентиляцию, кондиционеры 2.
Загерметизировать окна, двери 3.
Закрыть двери и не покидать помещения 4.
Получить СИЗ 5.
Укрыться в ЗС или покинуть зону заражения «Воздушная тревога» По радио и телевидению 1.
Отключить электроэнергию, газ, пар, воду 2.
Закрыть окна, двери 3.
Получить СИЗ, документы 4.
Укрыться в ЗС «Отбой воздушной тревоги» По радио и телевидению, средствам связи 1.
Возвратиться к местам работы и проживания 2.
Быть готовым к повторному нападению 3.
Иметь при себе СИЗ
Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу различных категорий населения с территории населенных пунктов.
Рис. 8.2. Классификация эвакуации населения
Эвакуация материальных и культурных ценностей - комплекс мероприятий по их вывозу в безопасные районы.
Структура гражданской обороны.
Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Рис. 8.3. Организация гражданской обороны Российской Федерации
Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.
Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ. Он является начальником гражданской обороны РФ, а Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) - первым заместителем начальника ГО РФ.
Руководство гражданской обороной в субъектах РФ и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург - на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители.
Руководители всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.
В РФ непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).
Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.
В субъектах РФ, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют главные управления, управления, отделы, а на объектах экономики - штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах - отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.
Для координации деятельности территориальных отделов в пределах нескольких субъектов РФ используются региональные центры.
Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.
Силы гражданской обороны. Силы гражданской обороны РФ состоят из войск и гражданских организаций гражданской обороны.
К войскам ГО РФ относятся: отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.
Гражданские организации ГО создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) - первоочередные работы в очаге поражения по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению газа, электроэнергии и воды, по поиску и спасению людей, а также оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае надобности в специализированные медицинские учреждени
Силы гражданской обороны
Силы гражданской обороны РФ состоят из войск и гражданских организаций гражданской обороны.
К войскам ГО РФ относятся: отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолётные отряды, отряды радиационной и химической разведки.
Гражданские организации ГО создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Организация гражданской обороны на промышленном объекте
Гражданская оборона на промышленном объекте (в дальнейшем на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи от него, от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
Защита обеспечивается проведением комплекса мероприятий, позволяющих предотвратить или уменьшить последствия опасных природных явлений, аварий, катастроф, максимально ослабить результаты воздействия ОМП, создать благоприятные условия для работы объекта, проживания и деятельности населения.
Основными задачами ГО на объекте являются:
· защита персонала объекта и населения от ЧС;
· повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС;
· проведение аварийно-спасательных и других неотложных работв очагах поражения и зонах катастрофического затопления.
Задачи гражданской обороны объекта решаются путём проведения комплекса организационных, инженерно-технических, технологических, экономических и экологических мероприятий.
Организационные мероприятия предусматривают разработку и планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава отдела по делам ГОЧС, служб и формирований ГО по защите персонала объекта, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению производства, а также по выпуску продукции на сохранившемся оборудовании.
Инженерно-технические мероприятия ГО — это комплекс мероприятий, осуществляемых инженерно-техническими методами и средствами и направленных на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости работы объекта н чрезвычайных ситуациях, на успешное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения.
Технологические мероприятия предусматривают повышение устойчивости работы объекта путём таких изменений технологических процессов, которые способствовали бы обеспечению бесперебойного выпуска продукции, а также исключали бы возникновение вторичных факторов поражения.
Экономические мероприятия предусматривают такой подход к выполнению всего комплекса работ, который обеспечил бы их эффективность при минимальных капитальных затратах.
Экологические мероприятия представляют собой продолжение комплекса работ данного направления, которые должны вестись каждым объектом с целью максимально возможного уменьшения вредного воздействия продуктов технологического цикла на окружающую среду и рабочие места работающего персонала.
Объём и порядок разработки и проведения рассматриваемых мероприятий регламентируются «Нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны» (ИТМ ГО) и другими нормативными документами по организации и ведению гражданской обороны на промышленном объекте. Введение «Норм проектирования ИТМ ГО» возложено на систему гражданской обороны объекта, и в частности на начальника отдела ГОЧС.
Организация защиты персонала объекта и населения от ЧС возложена на систему гражданской обороны объекта.
Начальником гражданской обороны объекта является его руководитель. Он подчиняется вышестоящему ведомству (министерству, отрасли), а в оперативном отношении начальнику гражданской обороны города (района, префектуры), на территории которого расположен объект.
На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель начальника гражданской обороны, который в мирное время является основным организатором всех подготовительных мероприятий по гражданской обороне.
Кроме штатного заместителя приказом начальника гражданской обороны назначаются заместители: по рассредоточению и эвакуации персонала объекта и членов их семей; по инженерно-технической части; материально-техническому снабжению и др. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих обязанностей.
Заместителем начальника гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации персонала назначается обычно зам. руководителя объекта по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения
работающего персонала и их семей, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей, а также доставку рабочих смен к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.
Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он непосредственно руководит службами (аварийно-технической, противопожарной, убежищ И укрытий), а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.
Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.
На всех объектах, как правило, создаются отделы по делам ГОЧС (в дальнейшем отделы ГО). Численность штатных работников отдели определяется ведомством, в ведении которого находится объект. Отдел ГО является органом управления начальника ГО объекта.
В состав отдела ГО крупного объекта входят: начальник отдела и его заместители (помощники) по оперативно-разведывательной части, боевой подготовке, жилому сектору. В него могут входить различные специалисты и представители общественных организаций. На небольших объектах отделы ГО комплектуются из штатных работников и должностных лиц, не освобожденных от их основных обязанностей.
Должность начальника отдела ГО объекта обычно предусмотрена в штатном расписании предприятия. Являясь первым заместителем начальника ГО объекта, начальник отдела имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и надёжно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО.
Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются следующие службы: оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и химической защиты, материально-технического снабжения, транспорта и др.
Примерная организация некоторых формирований ГО
Спасательная команда (ск) — объектовое формирование общего назначения обычной готовности. Она предназначена для проведения спасательных работ на объекте.
В своем составе ск имеет звено управления и разведки (4 человека), три спасательные группы по 25 человек в каждой и одну сандружину — 23 человека (5 звеньев по 4 человека). Всего в ск — 103 человека, и 1 мотоцикл. Имеются приборы РХР и ручной инструмент для резки металла. За 10 часов работы команда может извлечь из-под завалов и защитных сооружений до 800—1000 человек и оказать пострадавшим первую помощь.
В зависимости от характера выполняемых задач команда усиливается формированиями служб.
Аварийно-техническая команда (атк) — объектовое формирование служб ГО обычной или повышенной готовности. Она предназначена для ведения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства.
В своём составе атк имеет 3 группы по 13 человек (электротехническая, водопроводно-канализационных сетей и газовых сетей). Всего в атк 44 чел. В команду включены специалисты (электромонтёры, сантехники, газопроводчики) и средства механизации (бульдозер, экскаватор, автокран, компрессор и электростанция и др.).
Обычно при проведении АСДНР атк и ск, работая вместе, усиливают друг друга, что ускоряет и облегчает проведение всего комплекса работ в очаге поражения.
Сводная команда (сек) — основное формирование общего назначения. Она предназначена для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В своём составе сек имеет: звено связи и разведки — 6 чел.; две спасательные группы (сг) по 25 чел. в каждой; группу механизации и аварийно-техническую (гм и aм) — 27 чел. (4 звена специалистов: механизации - 7 чел., электротехническое - 7 чел., водопроводно-канализационных сетей - 6 чел., газовых сетей - 6 чел.) и сандружину (сд) — 23 чел. (5 звеньев по 4 чел.). Всего 107 чел.
Команда имеет бульдозер, автокран, компрессор, 2 электростанции, 2 сварочных аппарата, радиостанцию, приборы РХР, 6 грузовых автомобилей, из них 1 — в звене связи, 1 — в сд, 4 — в гм и aм.
Ориентировочные возможности свк за 10 часов работы:
· устройство проезда по завалу шириной 3-3,5 м — до 1 км;
· откопка и вскрытие заваленных убежищ — 3-4 шт.;
· извлечение пострадавших — до 500 чел. и оказание им помощи;
· отключение 5-10 участков разрушенных КЭС;
· установка в 10 колодцах пробок (заглушек);
• возведение убежищ из лесоматериалов на 50-100 чел. — 2-3 шт.При выполнении трудоёмких работ свк может быть усилена инженерной техникой сводной команды механизации работ.
Заключение
Проблема защиты населения и территории от природных, техногенных и военных чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) признана на сегодняшний день одним из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности, составной частью оборонной функции государства. Эта проблема в настоящее время решается в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и системы Гражданской обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)
Система и структура МЧС – это динамичные и эффективные механизмы, требующие постоянного совершенствования. Об этом свидетельствует начавшийся поэтапный процесс интеграции РСЧС и системы ГО.
Законодательной основой создания и функционирования ГО РФ является закон № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», а также закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г, согласно которому в закон «О Гражданской обороне» внесены некоторые изменения и дополнения.
Согласно этим законам Гражданская оборона РФ - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Руководитель занятия преподаватель БЖ Давыденко С.М
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по Безопасности жизнедеятельности
Дата: 2019-04-23, просмотров: 180.