Анализ современного состояние рынка мебели в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мебельное производство России – это высокотехнологичная социально значимая подотрасль деревообрабатывающей промышленности, производящая товары народного потребления. Годовой объём мебели в России составляет 10% общего годового объёма товарной продукции лесопромышленного комплекса. Предприятия мебельной промышленности занимают 1,7% в отраслевой структуре промышленности Саратовской области. Рост объёмов производства мебельных предприятий обусловлен расширением спроса внутреннего рынка, а также введением нового жилья на территории области. На данный момент в экономике региона сложилась такая ситуация, что на предприятиях практически всех отраслей наблюдается неуклонный рост конкуренции.

Это вызвано, во-первых, тем, что ряд предприятий, используя избыточные производительные площади и мощности, начинают осваивать новые технологические процессы, ориентированные на создание продукции для всех групп населения. Во-вторых, на рынках появляются новые конкуренты из ближнего и дальнего зарубежья и других регионов России.

В деле создания конкурентоспособности мебельного предприятия основное внимание уделяется анализу затрат на производство продукции, так как от этого зависит запас ее конкурентоспособности, ценовая политика в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Создание и организация конкурентоспособного производства на мебельном предприятии являются залогом успешного его развития, благодаря которому возможно осуществление выпуска высококачественной продукции, пользующейся повышенным спросом.

Для создания новой продукции либо совершенствования выпускаемых изделий с целью повышения их уровня качества и расширения их реализации на товарном рынке разрабатывается бизнес-план, который предназначается для решения следующих задач:

• на основе маркетингового анализа установить перспективы и емкость мебельного рынка по реализации продукции, т. е. определить, что и как будет пользоваться спросом, в каком количестве и для кого производить;

• проанализировать затраты, необходимые для изготовления и реализации продукции, соизмерить их с ценами, сложившимися на рынке для определения запаса конкурентоспособности, потенциальной их рентабельности;

• определить, какова производственная мощность действующего мебельного предприятия, какие необходимо осуществить мероприятия для повышения его конкурентоустойчивости;

• установить сферы деятельности, по которым возможно улучшить сложившееся положение на предприятии с целью осуществления мероприятий по разработке и внедрению нового проекта технических систем (ТС) с применением методов инжиниринга и реинжиниринга с последующей рекламной компанией по обеспечению имиджа мебельного предприятия с позиций его конкурентоустойчивости.

Если проанализировать ситуацию, сложившуюся в мебельной промышленности можно отметить, что на макроуровне на конкурентоспособность оказывают воздействие как позитивные, так и негативные факторы. К числу факторов, способствующих увеличению конкурентных преимуществ мебельных предприятий на рынке будут способствовать: высокое качество продукции; выпуск продукции, пользующейся спросом, как на внешнем, так и на внутреннем рынках; гибкость технологических процессов, позволяющих переходить на другие виды продукции; наличие высококвалифицированной управленческой команды, имеющей большой опыт в отрасли и сумевшей обеспечить стабильную работу предприятия; отлаженная работа по сбыту продукции, осуществляемая через сеть дилеров и торговых агентов; система организации рекламы на телевидении, радио, в периодической печати и на выставках.

Однако реализацию конкурентных преимуществ на макроуровне затрудняют следующие негативные факторы: отсутствие информационной базы по проблеме конкурентоспособности и качества; отсутствие реальных механизмов получения предприятиями отрасли среднесрочных и долгосрочных кредитов на приемлемых условиях; высокая зависимость от темпов развития других отраслей, что в свою очередь обуславливается уровнем платежеспособного спроса населения.

Устойчивый рост объёмов выпуска отечественной мебели за последние несколько лет обеспечиваются предприятиями, добившимися стабилизации и развития производства на основе инвестирования собственных и привлечённых средств. Безусловными лидерами являются акционерные общества «МК «Шатура», «Москва», «Электрогорскмебель», «Интерьер, «Кузьминки», «Москомплектмебель», «Мебель Черноземья» (г.Воронеж), «МКО Севзапмебель», «Первая мебельная фабрика» (г.Санкт-Петербург), «Ивановомебель», «Заречье» (г.Тюмень), «Энгельсская мебельная фабрика». Эти предприятия отличаются лучшими технико-экономическими показателями, динамикой снижения издержек производства, новыми формами услуг для клиентов и покупателей.

В настоящее время в России резко сократился выпуск недорогой мебели: столов, диванов, кроватей, детских кроватей. Основными причинами резкого падения производства мебели явилась:

- низкая конкурентоспособность большинства изделий мебели по дизайну, качеству, производственным затратам, ценам;

- тяжёлое экономическое положение в стране, неплатежи, высокие налоги и высокие ставки кредитов;

- плохо организованная маркетинговая и рекламная деятельность;

- несовершенный механизм торговли мебелью.

Проведенный анализ показывает, что в настоящее время в России очень быстро развивается рынок мягкой мебели (с 2002 по 2005 год доля рынка мягкой мебели в общей структуре мебельного рынка выросла с показателя 8 до 15 процентов). Объем производства мягкой мебели (по всему ассортиментному ряду в целом) в 2005 году вырос на 25,7 процентов в общих показателях по сравнению с предыдущим годом.

Производство корпусной мебели (включает: мебель для гостиных, мебель для спален, детскую мебель, мебель для прихожих) является самым объемным, по данным исследований его доля занимает около 50 процентов в общей структуре мебельного рынка. В 2004 году эксперты обратили внимание на снижение темпов роста продаж на рынке корпусной мебели, ощущается стагнация торговли, связанная с реализацией мебели для гостиных.

Рынок кухонной мебели для российских производителей в 2005 году особенно не возрос, так как велика конкуренция со стороны западных производителей, доля которых составляет от 50 до 60 процентов (в разных ценовых сегментах).

По итогам 2005 года, можно сказать, что положительные тенденции по темпам роста имеет рынок офисной мебели, его рост составляет около 15-20 процентов в год, но по замечаниям продавцов мебели, серьезная ценовая конкуренция исходит от китайских производителей.

Специализированную мебель можно выделить в самостоятельную долевую нишу, которая по оценкам экспертов составляет около 5 процентов мебельного рынка. Наиболее активно растущие направления - это мебель для гостиниц, кафе, ресторанов, кинотеатров, медицинская мебель, мебель для аптек.

Заметим, что, несмотря на рост реализации мебели в 2005 году (в денежном выражении), с учетом инфляционных коэффициентов, значительного увеличения объема рынка не случилось.

Нужно отметить, что активность западных производителей мебели усиливается, поскольку они работают не только в среднем и высоком ценовом диапазоне, а стараются осваивать и более низкие ценовые ниши.

По оценке отдела развития лесопромышленного комплекса Департамента промышленности Минпромэнерго России[27], в настоящее время в мебельной промышленности России работает 5770 предприятий, среди которых более 500 крупных и средних, на которых занято 157,9 тыс. человек. Основной объём продукции производится крупными и средними специализированными предприятиями.

По мнению большинства экспертов, одна из основных проблем на мебельном рынке – это отсутствие достоверной статистики по производству и потреблению мебели.

По данным официальной статистики, объем производства мебели на начало 2005 года составил около 33 млрд. руб., или $ 1,15 млрд. Однако большинство экспертов рынка утверждают, что эти данные существенно занижены: реальные значения объемов производства выше официальных в 1,5 – 2,5 раза.

По оценкам аналитиков компании «Экспресс-обзор», реальный объем производства мебели в России в 2004 году составил 47,9 млрд. руб., или $ 1,7 млрд. (табл. 2.1). При этом около 80 процентов производства пришлось на крупные и средние предприятия, а 20 процентов – на мелкие. Интересно заметить, что доля мелких предприятий в общем объеме производства выросла с 11 процентов в 2000 году до 20 процентов в 2004-м. Скорее всего, это связано не только с развитием этой категории предприятий, но и с ростом открытости экономических данных по группе мелких предприятий.



Таблица 2.1.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 296.