Основными нормативно - законодательными документами регулирующие учет в торговом предприятии являются:
1. Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402 ФЗ (в ред. от 28.11.2018) устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета и является правовым основанием для формирования учета на предприятии [3];
- Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[6].
- ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утверждённое Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 28.04.2017), которое устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций в области различных участков учета, в том числе и учета МПЗ [8];
- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 16.05.2016), является документом, устанавливающим правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально – производственных
запасах организации [9];
- ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015), которое содержит основные подходы к формированию доходов в бухгалтерском учете коммерческих организаций при оприходовании излишков производственных запасов, выявленных при инвентаризации [10];
- ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) [11], которое рассматривает основные правила формирования информации о расходах в бухгалтерском учете коммерческих организаций при отпуске производственных запасов в производство;
- План счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) [15], который устанавливает единые подходы к отражению фактов хозяйственной деятельности на бухгалтерских счетах;
2. Отраслевые стандарты в торговле не разработаны.
Отраслевые стандарты разъясняют особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. При этом они не должны им противоречить.
3. Рекомендации по ведению бухгалтерского учета:
- методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли;
- методические указания по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (ред. от 24.10.2016) [16], которые определяют порядок организации бухгалтерского учета и отпуска материалов;
- методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) [17], которые устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов;
4. Стандарты экономического субъекта
- учетная политика торгового предприятия
- рабочий план счетов
На законодательном уровне регулируется осуществление следующих нормативных документов:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 23.05.2016) [1] определяет порядок взаимоотношений при получении и передачи материалов в процессе хозяйственных связей экономического субъекта. Взаимоотношения по приобретению производственных запасов в рамках договора купли-продажи (глава 30 ГК РФ), поступление по договору мены (глава 31 ГК РФ), договор поручения ( глава 49 ГК РФ), договор комиссии (глава 51 ГК РФ), договор агентирования (глава 52 ГК РФ), договор поставки (глава 30 ст. 506 ГК РФ), договор розничной купли – продажи (глава 30 ст.492 ГК РФ), договор купли – продажи (глава 30 ст. 454 ГК РФ);
- Налоговый кодекс Российской Федерации (части 1,2) [2];
- Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) [7];
- Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.08.2015 № 162-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [4], направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации и регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке, утверждении, изменении, отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации,
- Федеральный закон « О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. 29.07.2017) [5] регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям;
- Указы президента
В целях приближения бухгалтерского учета к международным правилам применяется МСФО 2 «Запасы», согласно которому к запасам относят товары, сырьё и материалы производственного назначения, готовая продукция, незавершенное производство.
Таким образом, обзор нормативной базы позволяет сделать вывод, что данная база является обширной и включает в себя большой перечень нормативных актов, регулирующих различные области учета.
1.3. Особенности ценообразования в оптовой торговле
Цена – экономический процесс, который выравнивает соотношение спроса и предложения и является тем компромиссом, который достигается между продавцом и покупателем. Выделяют пять функций цены.
1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда.
Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерение их результатов.
Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли.
В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли.
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
- научно-технический прогресс;
- экономию затрат ресурсов;
- изменение качества продукции;
- изменение структуры производства и потребления.
Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.
Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, обеспечивающие высокую прибыль по сравнению с другими товарами.
3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:
- отраслями экономики;
- различными формами собственности;
- регионами страны;
- различными социальными группами населения [26, c. 604].
В зависимости от ряда экономических признаков все цены группируются по видам и разновидностям.
Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) - цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям.
Прибыль является важнейшим элементом цены. Получение прибыли - главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. В условиях рыночной экономики и конкуренции существует объективная тенденция к получению максимальной прибыли.
Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.
Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена. Трансфертная цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.
Оптовая цена промышленности - цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка - это цена на услугу по снабжению и сбыту. Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
1) предприятие - оптовая торговля;
2) оптовая торговля - розничная торговля;
3) розничная торговля - потребители.
Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:
1) оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;
2) оптовая цена промышленности;
3) розничная цена.
Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом:
Оптовая (отпускная) цена = Издержки + Акциз + НДС + Прибыль (1.1)
Следует подчеркнуть, что на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием – изготовителем товара [26, c. 605].
Дата: 2019-04-22, просмотров: 481.