Социально-экономическая характеристика оптовой торговли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Торговля – особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляет собой совокупность специфических, технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.

Торговля делится по признаку расположения торгового предприятия в рамках страны на внутреннюю и внешнюю, внутренняя, деятельность которой анализируется в рамках ВКР, в свою очередь также имеет подразделение, что отражено на рисунке 1.1.[19, c. 420].

Торговля

 

 

Розничная

 

Оптовая


 

Рыночная

                                                                                                                        

                                                                     

Комиссионная


Мелкооптовая

 

Мелкорозничная

 

 


Рисунок 1.1 - Виды внутренней торговли

Как видно, две основные группы внутренней торговли – оптовая и розничная - характеризуются достаточно углубленным делением, формирующим специфические особенности торгового предприятия. ГОСТ Р 51303-99 определяет:

- оптовую торговлю;

- розничную торговлю как торговлю товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Принципиальные различия оптовой и розничной торговли определяются отношением предприятия к товару, то есть целью его приобретения и использования.

Оптовая торговля – это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи или в иных целях не связанных с личным, семейным, домашним использованием.

Правовой основой является договор поставки и договор комиссии.

Оптовая торговля может осуществляться:

- коммерческо-посреднические формы;

- оптовые базы;

- оптовые магазины;

- управление производственно-технической комплектацией;

- торговые дома;

- аукционы;

     - ярмарки;

- лизинговые компании;

- товарные биржи;

- брокерские конторы (фирмы, брокеры);

- дилерские конторы (фирмы, дилеры);

- торговые и промышленные агенты;

- торговые палаты.

Каждое из вышеуказанных предприятий выполняют соответствующие функции, различаются по степени специализации.

Общая структура оптовой торговли, функционирующей в настоящее время в России, включает следующие направления:

- оптовая торговля сырьем;

- оптовая торговля готовой продукцией и полуфабрикатами;

- оптовая торговля продовольственными товарами;

- оптовая торговля непродовольственными товарами;

- оптовая торговля средствами производства;

- оптовая торговля потребительскими товарами.

Оптовая торговля имеет две основные формы: складская и транзитная.

Транзитный товарооборот принимается с участием расчетов, а второй товарооборот без участия базы в расчетах.

При организации транзитного оборота оптовая база выполняет посредническую роль между поставщиками и получателями за отдельную плату.

При этом она заключает с поставщиком и получателем продукции договоры, контролирует выполнение договоров. Трудоёмкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден для оптовых баз. Обоснованием для транзитной отгрузки товаров является наряд, который выписывается оптовым предприятиям и адресуется конкретному поставщику-изготовителю, а копия высылается в адрес покупателя - клиента базы [22, c. 363].

При складской форме торговли используются следующие методы оптовой продажи товаров со склада:

1. Личная отборка товаров покупателями, практикуется по изделиям сложного ассортимента (автомобили, меха, новейшие модели швейных изделий, мебель и т.п.), когда нужен выбор с учетом цвета, модели, рисунка.

2. Продажа товаров через передвижные комнаты товарных образцов, которые оборудуются в кузовах автомашин, оснащаются выдвижными ящиками, витринами с образцами, рекламными альбомами, каталогами, бизнес - картами, на базе которых товаровед оформляет заявки на доставку товаров покупателям.

3. Продажа товаров через автосклады, которые загружаются товарами на базе и, выезжая по графику, отпускают товары магазинам.

4.Посылочная торговля, обеспечивает население в форме индивидуальной или розничной торговли через магазины мелкооптовой посылочной торговли.

5.Подборка товаров в соответствии с заявками, заказами, оформленными письменно, по телефону, телеграфу, телефаксу со стороны потребителей.

6. Привлечение при формировании портфеля заказов многочисленных торговых агентов или коммивояжеров.

Эффективность оптовой торговли характеризуется количеством и качеством услуг, оказываемых оптовым предприятием своим клиентам - покупателям и поставщикам товаров.

Мелкооптовая торговля – это разновидность оптовой торговли, связанная реализацией товара покупателю минимальная партия которых равна или меньше одной транспортной упаковки изготовителя или поставщика.

Оптовая торговля занимает важное место в экономике рыночных государств, так как имеет ряд преимуществ для производителей:

а) поставляет товары без существенного изменения их внешнего вида – переработчикам, агентам по перепродаже и крупным потребителям;

б) разгружает органы сбыта производителя, так как нет необходимости оформлять множеством накладных, счетов, бухгалтерских документов и писем и другую документацию;

в) снижаются затраты, связанные с реализацией продукции, поскольку вместо большого количества мелких розничных торговцев, поставки осуществляются в адрес небольшого перечня крупных оптовых торговцев [18, c. 56].

Функции оптовой торговли можно подразделить на два вида:

 -традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирования, хранения запасов, преобразования ассортимента товаров, их транспортировка);

-новые – возникающие под влиянием развития рынка. Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий. Например, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень специализированных услуг входят консультации по эксплуатации товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.

Организация оптовой купли-продажи является одной из важнейших функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную под отрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а, предлагая товары покупателям, они действуют от лица производителей.

Специализация оптовой торговли на выполнении контрактной функции обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обуславливает уменьшение числа контрактов. В результате покупатель, то есть розничная торговля экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.

Общеизвестным фактом является то, что хранение запасов в опте обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети. Особенно большое значение имеет хранение оптовыми предприятиями товаров, производство и спрос на которые носят сезонный характер. К сожалению, пропорции размещения запасов в оптовой и розничной торговле в РФ далеко не оптимальные. Рассматривая в этой связи опыт хранения товаров в зарубежных странах, следует отметить, что оптовому звену принадлежит ведущая роль в накоплении товарных запасов. Оптовые организации более приспособлены для специализированного выполнения функций хранения. Розничные предприятия, укрепив связи с оптовыми поставщиками, освобождаются от операций по содержанию значительной части товарных запасов. При этом сокращаются размеры подсобных помещений магазинов, следовательно, увеличивается площадь торговых залов, снижается численность персонала, обслуживающего раннее при магазинные склады.

Передача на хранение оптовым предприятиям готовой продукции, сырья, материалов выгодна и промышленным компаниям, особенно имеющим сезонный цикл производства.

С функцией хранения продукции связана функция преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной функции, входят:

- подсортировка товаров, их комплектация;

- дробление и укрупнение партий продукции, ее стандартизация.

Таким образом, оптовые предприятия преобразуют промышленное предложение товара в ассортиментные группы, соответствующие спросу отдельных покупателей.

Потребность в выполнении данной функции особенно актуальна в современных условиях, когда из-за развития специализации производство эффективно лишь при выпуске массовых партий товаров, а потребление все в большей степени характеризуется ростом номенклатуры при небольших объемах закупок отдельных товаров.

Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции опта проявляется при доставке товаров со складов предприятий в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона [24, c. 318].

 

 




Дата: 2019-04-22, просмотров: 411.