в женской выборке (выраженность в %)
Тип Уровень | Демонстративный | Застревающий | Педантичный | Возбудимый | Гипертимический | Дистимический | Тревожный | Циклотимический | Аффективный | Эмотивный |
Акцентуация | 10,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 40,00 | 0,00 | 0,00 | 30,00 | 60,00 | 0,00 |
Тенденция | 30,00 | 30,00 | 30,00 | 40,00 | 20,00 | 30,00 | 10,00 | 0,00 | 30,00 | 50,00 |
Норма | 60,00 | 70,00 | 70,00 | 60,00 | 40,00 | 70,00 | 90,00 | 70,00 | 10,00 | 50,00 |
Таким образом, можно говорить о том, что телесные модификации используют люди, которые испытывают потребность в новизне, которые склонны к импульсивным поступкам. Модификации могут быть обусловлены недостаточно серьезным отношением к социальным нормам и к своему телу.
Для понимания того, что же объединяет людей с данными акцентуациями, приведем краткую характеристику типов их поведения.
Гипертимический тип. Приподнятое настроение сочетается с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, тенденцией постоянно отклонятся от темы разговора. Характеризуется большой подвижностью, общительностью, выраженностью невербальных компонентов общения. Везде вносят много шума, стремятся к лидерству. Имеют высокий жизненный тонус, хороший аппетит и здоровый сон. Самооценка повышена, характеризуются недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям.
Аффективный тип. Это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний, иногда без видимых внешних причин. Для них характерно очень изменчивое настроение, яркая выраженность, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
Циклотимический. При данном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз — гипертимической и дистимической. Они не выражаются резко, обычно кратковременны и могут перемежаться длительными перерывами. Человек с циклотимической акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от подъёма и спада их общего состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на гипертимов.
Эмотивный тип. Характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Этот тип близок аффективному, но проявления его не столь бурные. Для людей с таким типипом акцентуации характерны эмоциональность, чувствительность, сопереживание людям, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу. Данному типу свойственны обостренное чувство долга, исполнительность.
Людей с данными типами акцентуаций объединяет спонтанность и эмоциональная неустойчивость. Таким образом, можно сделать вывод, что применение телесных модификаций – является, в первую очередь, проявлением эмоций. Телесные модификации могут выступать, как способом снятия эмоционального напряжения, так и способом получения ярких эмоций.
Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний К.Яхина, Д.Менделевича. Ответы респондентов сведены в таблицу, которая представлена в приложении 5.
Как показали результаты исследования, невротическим состояниям в большей степени подвержены респонденты из мужской выборки (таблица 2.13).
Наиболее выраженным состоянием является невротическая депрессия, которая была выявлена у 80,00% респондентов из мужской выборки.
В женской выборке данное состояние было выявлено у 40,00% респондентов.
Также, в мужской выборке, были выявлены высокие показатели по таким состояниям, как истерический тип реагирования – 55,00% и обсессивно-фобические нарушения – 55,00%.
Таблица 2.13
Результаты выявления и оценки невротических состояний (выраженность в %)
Уровни выраженности | Тревога | Невротическая депрессия | Астения | Истерический тип р-я | Обсессивно-фобические нар-я | Вегетативные нар-я |
Мужская выборка | ||||||
Высокие показатели (здоровье) | 35,00 | 20,00 | 60,00 | 25,00 | 25,00 | 50,00 |
Средний уровень | 10,00 | 0,00 | 35,00 | 20,00 | 20,00 | 20,00 |
Низкие показатели (патология) | 55,00 | 80,00 | 5,00 | 55,00 | 55,00 | 30,00 |
Женская выборка | ||||||
Высокие показатели (здоровье) | 100,00 | 50,00 | 60,00 | 80,00 | 90,00 | 90,00 |
Средний уровень | 0,00 | 10,00 | 30,00 | 10,00 | 0,00 | 10,00 |
Низкие показатели (патология) | 0,00 | 40,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 0,00 |
Контингент респондентов из женской выборки характеризуется довольно высокими показателями (здоровье) по всем состояниям, кроме показателя невротической депрессии, которое было выявлено у 40% респондентов данной выборки. Для женской выборки характерны высокие показатели (здоровье) по состояниям: «Тревога» - 100%, «Невротическая депрессии» - 50%, «Астения» – 60%, «Истерический тип реагирования» - 80%, «Обсессивно-фобические нарушения» - 90%, «Вегетативные нарушения» - 90%.
Для мужской выборки характерна совершенно иные результаты. Высокие показатели (здоровье) были выявлены лишь по состоянию «Астения» - 60% и по состоянию «Вегетативные нарушения» - 50%. Низкие показатели (патология) были выявлены по следующим состояниям: «Тревога» - 55%, «Невротическая депрессии» - 80%, «Истерический тип реагирования» - 55%, «Обсессивно-фобические нарушения» - 55%.
Невротические реакции связаны с недостаточностью физических и психических ресурсов индивидуума для реализации мотивированного поведения в определенной ситуации. Блокада мотивированного поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей, которая лежит в основе невротических явлений, обычно обозначается термином «Фрустрация».
При формировании невротических расстройств наибольшее патогенное значение имеют не пассивные препятствия, мешающие удовлетворению актуальной потребности, а невозможность реализации мотивированного поведения в связи с наличием сравнимых по силе, но разнонаправленных потребностей. В этом случае неадаптивное поведение, связанное с затруднением выбора одной из одновременно существующих и конкурирующих программ, представляет собой выражение интра-психического конфликта.
Шкала тревоги. Тревога, возникая как субъективное отражение нарушенного психовегетативного (нейро-вегетативного, нейрогуморального) равновесия, служит наиболее интимным механизмом психического стресса и лежит в основе большей части психопатологических проявлений. Клинически тревога проявляется ощущением неопределенной угрозы, характер и (или) время возникновения которой не поддаются предсказанию, диффузными опасениями и тревожным ожиданием. Однако собственно тревога представляет собой центральный, но не единственный элемент в группе расстройств, которые можно назвать явлениями тревожного ряда. Наименее выраженное расстройство этого ряда - ощущение внутренней напряженности, готовность к возникновению какого-то неожиданного явления, которое, однако, не оценивается еще как угрожающее. Нарастание чувства внутренней напряженности часто приводит к затруднению в выделении сигнала из фона, т.е. в дифференцировании значимых и незначимых раздражителей. Клинически это выражается появлением неприятного эмоционального оттенка ранее индифферентных раздражителей. Дальнейшее нарастание выраженности тревожных расстройств приводит к возникновению собственно тревоги (свободно плавающей тревоги, неопределенной тревоги), которая обычно сменяется страхом, т.е. ощущением уже не неопределенной, а конкретной угрозы, а в наиболее выраженных случаях - ощущением неотвратимости надвигающейся катастрофы [7].
Невротическая депрессия. Heвpoтичecкaя дeпpeccия (нeпcиxoтичecкaя, нeэндoгeннaя, peaктивнaя или cитуaциoннaя) – этo пcиxичecкoe эмoциoнaльнoe paccтpoйcтвo, вoзникaющee нa фoнe пepeнeceннoгo cтpecca, и coчeтaющee в ceбe пpизнaки дeпpeccивнoгo paccтpoйcтвa и нeвpoзa. B oтличиe oт дpугиx видoв дeпpeccии: пcиxoтичecкoй, эндoгeннoй, мacкиpoвaннoй и мaниaкaльнoй, нeвpoтичecкaя чaщe вceгo paзвивaeтcя нa фoнe пoлнoгo пcиxичecкoгo здopoвья, у чeлoвeкa c нeoтягoщeннoй нacлeдcтвeннocтью из-за cлишкoм cильнoгo нepвнoгo пoтpяceния или тяжeлoй cтpeccoвoй cитуaции [57].
При этом состоянии проявляется значительная, связанная с культурой вариабельность. Выделяются два основных типа состояний, в значительной степени перекрывающих друг друга. Главной характерной чертой первого типа являются жалобы на повышенную утомляемость после умственной нагрузки, с которой часто связано некоторое снижение производственных показателей или продуктивности в повседневных делах. Умственная утомляемость описывается человеком как неприятное возникновение рассеянности, ослабления памяти, невозможности сосредоточиться и неэффективности умственной деятельности. При другом типе расстройства основной упор делается на ощущение физической слабости и изнеможения даже после минимальной нагрузки, сопровождаемых ощущением мышечных болей и невозможностью расслабиться. Оба типа отклонений характеризуются рядом общих неприятных физических ощущений, таких, как головокружение, напряженная головная боль и ощущение общей нестабильности. Общими чертами являются также беспокойство по поводу снижения своих умственных и физических способностей, раздражительность, утрата способности радоваться и незначительно выраженная депрессия и тревога. Сон часто нарушен в своей начальной и средней фазе, но может также быть выраженной и сонливость [35].
Астения. Состояние психического и физического истощения, возникающее вследствие соматического заболевания, психиатрического расстройства или хронического нервно-психического перенапряжения. В отличие от обычного, физиологического утомления, болезненное чувство бессилия не исчезает после достаточного отдыха, обычного активирующего лечения и включает в себя, кроме того, некоторые симптомы, не свойственные нормальному, адаптивному состоянию активности (чрезмерная истощаемость, эмоциональная нестабильность, сниженное настроение, излишняя впечатлительность, чрезмерная раздражительность, упадок работоспособности, нарушение способности концентрировать внимание и др.) [56].
Истерический тип реагирования. Истерический тип реагирования личности в целом характеризуется высоким уровнем эмоциональности, эгоцентризмом, аффективной логикой и извечной зависимостью общения. Основные защитные механизмы этого типа – вытеснение, регрессия, инстинктуализация, отрицание, фантазирование, конверсия, механизм примитивной идеализации, перенос, механизм реактивных образований, диссоциация и расщепление.
Истерическое расстройство личности — это психическое расстройство, при котором больной крайне эмоционален, требует постоянного внимания к своей персоне и не может правильно реагировать на окружающий мир. Такой человек оценивает себя слишком высоко, не считая невротические расстройства заболеванием. В психоанализе истерическое расстройство личности это такое состояние человека, обладающего истерическим типом личности, который находится на пограничном уровне личностной организации.
Движения человека, страдающего истерией, резкие, голос очень громкий, иногда невнятный. Поведение — наигранное, неестественное. Например, психолог Кернберг называет людей, страдающих таким видом расстройством личности, импульсивными и поверхностными. А. Ясперс говорит, что истерик испытывает потребность казаться перед другими и самим собой больше, чем он является на самом деле. Такие симптомы истерического расстройства личности присущи всем больным.
Эти люди ощущают себя постоянно «на сцене», при описании самых обыденных событий они прибегают к активной жестикуляции, театральным жестам. Для них основное — быть в центре внимания, для этого они ведут себя провокационно и вызывающе, ярко одеваются. При этом они легко поддаются влиянию окружающих. Основная цель этих людей — привлечь к себе всеобщее внимание, для достижения этого они постоянно меняются, пытаясь произвести впечатление. На самом деле, они могут просто не понимать, что они собой представляют, у них нет собственных взглядов на жизнь, не хватает зрелости и серьезности. Основная их задача — это получить одобрение и похвалу окружающих, «жажда внимания». Они эгоистичны, тщеславны и очень назойливы, ведь не могут откладывать на длительное время получение удовольствия. Некоторые даже пытаются совершить суицид, но лишь для того, чтобы манипулировать окружающими. Эти люди малосодержательные, пустые, для них самое важное — это внешние впечатления, они драматизируют самые обычные ситуации. Если люди, страдающие этим заболеванием не находятся в центре всеобщего внимания, то ощущают себя неуютно [25]
В классификации неврозов отдельно рассматривают обсессивно-фобические нарушения, т.е. расстройства импульсивные. Проблема объединяет обсессии и фобии, возникающие в виде панической атаки с последующим переходом к умеренным переживаниям. Обсессивно-фобический невроз может проявляться в нескольких формах. Образной. Отвлеченной. Для образной формы характерным признаком являются навязчивые картины прошедших событий, сопровождающиеся яркими воспоминаниями, сомнениями, опаской. К отвлеченной относят постоянные попытки вспомнить факты, имена, фамилии, лица, счета, а также прокручивание в голове несовершенных действий. Навязчивое состояние проявляется компульсией в моторно-физическом аспекте, фобией в эмоциональном и навязчивостью в интеллектуальном. Все эти составляющие тесно связаны и поочередно запускают друг друга
Вегетативные нарушения. Вегетативным неврозом называются различные нарушения работы вегетативной нервной системы человека. А симптомы вегетативного нервоза наиболее характерны нарушениями работы парасимпатической и симпатической ее частей. Вегетативный невроз является весьма «загадочным» заболеванием, так как медицинская диагностика которого, как правило, не выявляет нарушений в работе органов, на которые жалуются пациенты. Это связано с тем, что вегетативная нервная система человека является только частью всей нервной системы и выступает связующим звеном для всех органов и систем организма. Все проявления вегетативного невроза условно имеют нейросоматическую или психопатологическую соматику.
Нейросоматический вегетативный невроз наиболее часто проявляется в нарушениях работы сердечнососудистой системы, дыхательной и мочеполовой систем, а также в работе органов пищеварения. Нарушения функции движения, функции речи, потеря чувствительности, продолжительные мигрени, нервные анорексичные расстройства, дискинезии
Психопатологический вегетативный невроз ярко выражен следующими психологическими нарушениями: астения, ипохондрия, депрессия, наличие ряда фобий и т.д.
Наиболее характерным нарушением, среди личностей использующих модификации тела, является невротическая депрессия. Она является следствием нарушений в эмоциональной сфере, причиной которых могут быть потеря близкого человека, неуверенность, проблемы в личной жизни и на работе и так далее. Люди с истерической структурой личности характеризуются высоким уровнем тревоги, напряженности и реактивности, особенно в межличностном плане. Это сердечные, «энергичные» и интуитивно «человечные» люди, склонные попадать в ситуации, связанные с личными драмами и риском. Из-за высокого уровня тревоги и конфликтов, от которых они страдают, их эмоциональность может казаться окружающим поверхностной, искусственной и преувеличенной. Многие исследователи считают, что истерически организованные люди являются напряженными, гиперчувствительными и социофилическими личностями. Обсессивно-фобические расстройства - это навязчивые состояния: мысли, идеи, действия. Возникают у людей со сверхконтролем, с тревожно-мнительными чертами характера.
Результаты исследования говорят о том, что мужчины гораздо более подвержены патологическим расстройствам в эмоциональной сфере личности. Это обусловлено особенностями эмоционального реагирования и обусловлено тем, что согласно гендерным стереотипам, мужчины должны быть сильными и держать себя, так сказать, в руках. Эмоциональность считается традиционно женским качеством.
Женщины более свободны в выражении эмоций, чем мужчины. Различия в эмоциональной экспрессии мужчин и женщин многие психологи связывают с особенностями воспитания тех и других. Согласно К. Юнгу, у мальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют. Для мужчин открытое проявление эмоций достойно насмешек и позора. Это дает основание говорить, что эмоциональность (т. е. сила переживаемых эмоций) у мужчин и женщин одинаковая, различна же степень их внешнего выражения.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что телесные модификации для мужчин, являются одним из способов проявления эмоций. Своеобразным «криком души».
Для женщин телесные модификации являются способом выразить и подчеркнуть свою индивидуальность.
Выводы ко второму разделу
Проведя экспериментальное исследование личностных особенностей людей юношеского и молодого возраста, прибегающих к модификации тела, мы обнаружили следующее.
Результаты анализа анкетных данных респондентов показали, что модификации тела являются, как способом самореализации, так и способами повышения собственной привлекательности и запечатления истории на теле. Здесь стоит отметить, как эстетическую сторону данного явления, так и смысловую. Однако преобладающим мотивом является именно выражение индивидуальности. Осознание человеком себя и своей телесной сущности опосредовано различными потребностями и представляет собой динамическое единство знания и отношения, интеллектуального и аффективного. Такое отношение к своему телу и стремление переделать собственный телесный облик влечет за собой изменение образа «Я» и изменение эмоционально-ценностного отношения к своему телу. Посредством выбора того или иного вида телесной модификации, человек выражает собственную индивидуальность. Изменение своего тела таким образом олицетворяет переход и перемены в мышлении и поведении человека.
Исследование агрессивного поведения, среди людей, использующих модификации тела, показало, что для них характерен повышенный уровень агрессии. Агрессия проявляется в следующих формах: вербальная агрессия, раздражение и физическая агрессия. Обида, негативизм и враждебность также являются характерными формами проявления агрессии для людей использующих модификации тела. Также было выявлено, что к аутоагрессии посредством модификаций тела (татуировке) больше склонны мужчины. Несмотря на то, что для всей выборки характерны выраженные агрессивные тенденции и поведение, для мужской выборки присуще более радикальное проявление агрессии.
Исследование уровня самооценки показало, расхождение между реальной самооценкой по критерию «Уверенность в себе» с уровнем притязаний по данному критерию, среди респондентов из женской и мужской выборки. Для женщин, использующих модификации тела, характерна более высокая самооценка. Для мужской выборки характерна более низкая самооценка. Таким образом, можно предположить, что для мужчин, телесные модификации, в большей степени, выступают инструментом повышения самооценки. Для женщин – это способ подчеркнуть свою индивидуальность. Исследование самооценки также показало, что наивысшим уровнем притязаний является критерий «Внешность». Это говорит об эстетической стороне использования телесных модификаций, где последние выступают инструментом повышения уровня своей внешней привлекательности.
Среди людей, использующих модификации тела, были выявлены определенные типы акцентуаций, которые схожи между собой. Это гипертимность, циклотимность, аффективность и эмотивность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что таких людей, использующих модификации тела, объединяет эмоциональная неустойчивость и подверженность сильным переживаниям. Среди мужчин, гипертимический тип акцентуации оказался доминирующим. Для женщин, в большей степени, характерен аффективный тип акцентуации. Такие люди склонны к спонтанным поступкам. Можно судить о том, что телесные модификации используют люди, которые испытывают потребность в новизне, которые склонны к импульсивным поступкам. Также, использованию модификаций, может способствовать недостаточно серьезное отношение к социальным нормам и к своему телу.
Исследование невротических состояний, показало что мужчины, использующие модификации тела, более подвержены таким состояниям, как невротическая депрессия, истерический тип реагирования и обсессивно-фобические расстройства. Это обусловлено особенностями эмоционального реагирования и тем, что согласно гендерным стереотипам, мужчины должны быть сильными и держать себя, так сказать, в руках. Эмоциональность считается традиционно женским качеством. Женщины более свободны в выражении эмоций, чем мужчины. Различия в эмоциональной экспрессии мужчин и женщин обусловлены особенностями воспитания тех и других. Это дает основание говорить, что сила переживаемых эмоций у мужчин и женщин одинаковая, различна же степень их внешнего выражения. Следовательно, мы делаем вывод о том, что телесные модификации, являются проявлением эмоциональности, способом снятия напряжения либо способом получения ярких эмоций. Для женщин телесные модификации являются способом выразить и подчеркнуть свою индивидуальность.
Однако, не стоит забывать, что любое явление необходимо рассматривать в определенном контексте. В настоящее время, модификации тела, в значительной степени – дань моде. Молодые люди различными способами эстетически модифицируют свое тело для получения эстетического, психологического и духовного удовлетворения. Мы считаем, что тут имеет место интенсивная пропаганда эстетических телесных модификаций в средствах массовой информации. Телесные модификации бывают различными по степени и характеру хирургического вмешательства. Они довольно часто становятся средством достижения благосостояния, что приводит к еще большей популяризации их в социуме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В ходе работы, нами был проведен теоретический анализ литературы по теме индивидуально-психологических особенностей личности. Были определены и описаны структурные компоненты личности. Были раскрыты такие понятия как: характер, черты характера, эмоции, самооценка и др.
Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, проявлении воли, отражают специфику самосознания.
2. Были описаны и проанализированы подходы к изучению проблемы модификации тела, а также теоретические особенности личностей, которые их используют.
Исследования, проведенные учеными в различных направлениях психологии, рассматривают модификации тела: как оформление внешности; как форму объективизации внутреннего мира личности; как проявление самореализации личности; как невербальную коммуникацию, характеризующуюся трансляцией в общество собственных индивидуально-психологических особенностей. Татуировки, как разновидность модификаций тела, рассматриваются как потребность в самовыражении, эпатаже, вызове, демонстрации своего отношения к миру, как самоповреждающее поведение.
3. Было проведено эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей молодых людей, использующих модификации тела и описаны результаты исследования.
4. В результате исследования мы определили, что телесные модификации, преимущественно, выступают в качестве способа проявления индивидуальности. Они также являются средством увеличения собственной привлекательности и сексуальности.
Мы определили, что для людей, использующих модификации тела, характерен повышенный уровень агрессии и аутоагресии. Среди мужчин эти показатели выше.
Мы определили, что люди, использующие модификации тела, имеют схожие акцентуации характера (гипертиминость, циклотимность, аффективность и эмотивность), для которых характерна эмоциональная неустойчивость. Исследование показало, что среди мужчин, использующих модификации тела, преобладает гипертимический тип акцентуации. Среди женщин – аффективный.
Также, мы выяснили, что женщины, использующие модификации тела, более уверены в себе, чем мужчины. Следовательно, мужчины используют телесные модификации в качестве инструмента повышения самооценки. Женщины, в свою очередь, используют телесные для того, что бы подчеркнуть свою индивидуальность. Стоит отметить, что для тех и других, характерен относительно высокий уровень притязаний, касающийся своей внешности.
Мы выявили у людей, использующих модификации тела, склонность к невротической депрессии. Также, мы выяснили, что мужчины, более подвержены невротическим состояниям, чем женщины. Среди мужчин была выявлена тревожность, истерический тип реагирования и обсессивно-фобические нарушения.
Исходя их вышесказанного, можно судить о том, что наша гипотеза, в некоторой степени, нашла свое подтверждение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации / В.В. Абраменкова. – М.: Мир психологии. № 1, 2008. – с 175–189.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник / А.Г. Асмолов. – М.: МГУ, 1990. – 367 с.
4. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов / А.К. Байбурин. – СПб.: Наука, 1993. – 240 с.
5. Баранская Л.Т. Факторы риска расстройств личностной адаптации у пациентов эстетической хирургии: диссер.док.психол.наук: 19.00.04 / Л.Т. Баранская. – Екатеринбург, 2010. – 371с.
6. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению / А.В. Батаршев. – СПб.: Питер, 2005. – 176 с.
7. Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психологии) / Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, Р.В. Рожанец. – Москва: Медицина, 1976 – 186 с.
8. Бондаренко И.В. Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности: диссер.канд.психол.наук: 19.00.01 / И.В. Бондаренко. – М., 2013. – 211 с.
9. Воломеев С.А. Профессия как фактор саморегуляции личности. Автореф. дисс. канд. филос. наук / С.А. Воломеев. – М., 1998 – 154 с.
10. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности / Э.В. Галажинский. Томск: ТГУ, 2002. – 212 с.
11. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н.Ф. Гребень. – М.: Современная школа, 2008. – 496 с.
12. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
13. Екинцев В.И. Девиантное поведение в молодежных субкультурах / В.И. Екинцев, И.В. Бондаренко, И.В. Замарехина. – Чита: ЗабГГПУ, 2007. – 152 с.
14. Жарков Г.В. Рискованные практики построения границ телесности в молодежных субкультурах / Г.В. Жарков. Сер.: Педагогические и психологические науки №29, 2011 – С. 192–196.
15. Зоткин Н.В. Общая психология. Психология мотивации и эмоций / Н.В. Зоткин, М.Е. Серебрякова. – Самара: Универс групп, 2007. – 196 с.
16. Зотов В. В. Взаимосвязь интеллектуального и творческого потенциала в социализации и самореализации личности: автореф. дисс. канд. филос. наук. / В.В. Зотов. – СПб., 1997.
17. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
18. Кабрин В.И. Транскоммуникативная холодинамика психологического универсума личности / В.И. Кабрин. – Томск: Вестник Томского университета № 268,1999. – С. 115–120.
19. Клейман П. Психология. Люди, концепции, эксперименты / П. Клейман. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 272 с.
20. Клочко В.Е. Психология инновационного поведения / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. – Томск: ТГУ, 2009. – 240 с.
21. Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. – Томск: ТГУ, 2000. – 154 с.
22. Клочко В.Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика / В.Е. Клочко // Психология обучения №8, 2008. – С 10–23.
23. Ковалева Т.Я. Особенности восприятие образа собственного тела инвалидами по зрению: выпускная квалификационная работа / Т.Я. Ковалева. – СПб.: СПбГУ, 2018. – 92 с.
24. Коломинский Я.Л. Основы психологии: учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений / Я.Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2010. – 365 с.
25. Короленко Ц.П. Личностные расстройства / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – СПб.: Питер, 2010.
26. Коростелина А.В. Образ тела как психологический феномен / А.В. Коростелина. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
27. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л.А. Коростылева. – СПб.: Речь, 2005. – 222 с.
28. Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы / Ю. Кортнева. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 – 240 с.
29. Краснорядцева О.М. Диагностика мышления в процессах трансформации рутинной деятельности в творческую: учеб. пособие / О.М. Краснорядцева. – Караганда: КарГУ, 1994. – 71 с.
30. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 544 с.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Н.А. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 130 с.
32. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2002. – 343 с.
33. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья / А. Маслоу // пер. с англ. под ред. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Ихтик, 1999. – 240 с.
34. Менделевич В.Д. Психология девиатного поведения. учебное пособие / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
35. МКБ 10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра. URL: http://mkb-10.com (Дата обращения: 11.12.2018)
36. Могилевская А.П. Я всё могу! Позитивное мышление по методу Луизы Хей / А.П. Могилевская. – М.: Эксмо, 2015. – 480 с.
37. Наровская Я.Б. Социально-психологические особенности женщин, преобразующих свой внешний облик: дисс.канд.психол.наук: 19.00.05 / Я.Б. Наровская. – Ростов-на-Дону, 2007. – 329 с.
38. Первин Л. Психология личности: теория и исследования /Л. Первин, О. Джон // пер. с англ. М. С. Жамкочьян; под. ред В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
39. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения: дис. д-ра психол. наук / Е.А. Петрова. – М., 2000. – 402 с.
40. Петровский А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1990. – 112 с.
41. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. – М.: Российский открытый Университет, 1992
42. Польская Н.А. Взаимосвязь склонности к модифика-циям тела с копинг-стратегиями / Н.А. Польская // Вопросы психологии, № 6. – М., 2007. – С. 43–53.
43. Польская Н.А. Акты самоповреждения в ритуальных практиках/ Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, №3. – М., 2011. – С. 88–91.
44. Польская Н.А. К проблеме эмпирического изучения самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. – М., 2010. – С. 714–720.
45. Польская Н.А. Эмоционально-личностные корреляты модификаций тела. / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, № 14. – М., 2014 – С. 84–90.
46. Попова Л.В. Проблема самореализации одаренных женщин / Л.В. Попова // Вопросы психологии, № 2. – М., 1996 – С. 31–41.
47. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение / К. Роджерс // пер. с англ.Т. Рожковой и др. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 506 с.
48. Родионова Н.В. Социальная перцепция аллопластических трансформаций как признаков внешней опасности: диссер.канд. спихол.наук: 19.00.05 / Н.В. Родионова. – Москва, 2001. – 199с.;
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубиншьейн. СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
50. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672 с.
51. Страхов И. В. Психология характера / И.В. Страхов. – Саратов, 1970.
52. Тетушкина М.К. Практическая психология для менеджеров / М.К. Тетушкина. – М.: Филинъ, 1996.
53. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / В. Франкл // пер. с англ. и нем. Л.Я. Гозман. – М.: Прогресс, 1990. – 196 с.
54. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд // пер.с нем. Г. В. Барышникова. – СПб.: Алетейя, 1999. – 455 с.
55. Фейгенберг Е.И. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности / Е.И. Фейгенберг, А.Г. Асмолов // Психол.журн. №6. – М.,1989.
56. Човдырова Г.С. Клиническая психология / Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 247 с.
57. Шaймepдeнoвa Д.C. Heвpoтичecкaя дeпpeccия: пpичины, cимптoмы и лeчeниe этoгo зaбoлeвaния / Д.С. Шаймерденова // URL: http://depressio.ru/nastroenie/47-nevroticheskaya-depressiya.html (Дата обращения: 11.12.2018)
58. Шильдер П. Образ и внешний вид человеческого тела / П. Шильдер. – 1999.
59. Яременко С.Н. Внешность человека в культуре: автореф. дис. канд. филос. наук / С.Н. Яременко. – Ростов н/Д.: ДГТУ, 1997. – 41 с.
60. Carroll S.T. Et al. Tattoos and body piercings as indicators of adolescent risk-taking behaviors / S.T. Carroll. – Pediatrics. Iss. 109, 2002 – P.1021-1027.
61. Lyng S. Edgework: A social psychological analysis of voluntary risk taking / S. Lyng. – Amer. J. Sociol. V. 95. Iss. 4, 1990 – P. 851–886.
62. Maccoby E. The Psychology of Sex Differences / E. Maccoby, C. Jacklin. – Stanford University Press, 1974.
63. Meland E. Et al. Teenagers with piercing and tattooing / E. Meland. – Tidsskr. Nor. Laegeforen. Iss. 124, 2004 – P. 1760–1763.
64. More M. Echnological Self-transformation / M. More. – Extropy № 10. Vol. 4, 1993 – Р. 15-24.
65. Мyers J. Nonmainstream body modification: Genital piercing, branding, burning, and cutting / J. Myers. – J. Contemp. Ethnography. V. 21. Iss. 3, 1992 – Р. 267–306.
66. Roberts T.A. Tattooing and high-risk behavior in adolescents / T.A. Roberts, S.A. Ryan. – Pediatrics. Iss. 110, 2002 – P. 1058-1063.
67. Sandberg A. Morphological Freedom – Why we not just want it, but need it / A. Sandberg // The Transhumanist Reader: Classical and Contemporary Essays on the Science, Technology and Philosophy of the Human Future. – Wiley-Blackwell, 2013. – P. 56–64.;
68. Zuckerman М. Behavioral expressions and biosocial bases of sensation seeking / M. Zuckerman. – N. Y.: Cambridge University Press, 1994.
Приложение 1
Результаты анкетирования
Имя | Возраст | Пол | Кол-во тату на | Первая тату в | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Костя | 25 | м | 2 | 14 | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | + |
Сергей | 28 | м | 3 | 20 | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | - | + | - | - | + | - | + | - | - | - | - | + |
Алина | 21 | ж | 2 | 19 | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | - | - | - | + |
Наталья | 17 | ж | 5 | 16 | + | + | + | + | - | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | - | + | + | + | + | - | + |
Денис | 25 | м | 13 | 18 | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + |
Юра | 27 | м | 3 | 19 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | - | + |
Вадим | 21 | м | 2 | 16 | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + |
Наталья | 24 | ж | 2 | 18 | - | + | + | + | - | - | - | + | - | - | + | - | + | + | + | - | - | + | + | - | + | - | + | - | + | - | - | + |
Илья | 19 | м | 2 | 16 | - | + | - | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + |
Роман | 22 | м | 2 | 19 | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Наташа | 22 | ж | 2 | 21 | + | - | - | - | + | + | - | + | + | + | - | + | - | + | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | - | - |
Максим | 25 | м | 1 | 23 | - | + | - | + | + | - | - | + | - | - | + | + | - | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - |
Владислав | 18 | м | 1 | 18 | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | - | + |
Александр | 24 | м | 2 | 20 | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | - | + | + | + | + | - | + |
Алексей | 25 | м | 4 | 16 | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
Вячеслав | 21 | м | 2 | 16 | - | + | + | + | - | - | - | + | - | - | + | + | + | + | - | + | - | + | + | - | + | + | + | - | + | - | - | + |
Виктория | 23 | ж | 1 | 23 | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | - | - | - | + |
Руслан | 16 | м | 1 | 16 | - | + | + | + | - | + | - | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + |
Артем | 18 | м | 1 | 16 | - | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + | - | + | + | - | + | - | + | + | + | - | - | + |
Анастасия | 25 | ж | 2 | 16 | + | + | + | + | - | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | - | + | + | - | + |
Елена | 19 | ж | 1 | 18 | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + |
Марина | 22 | ж | 1 | 22 | - | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Александр | 22 | м | 2 | 17 | + | - | - | - | - | + | - | - | + | - | - | + | + | + | - | + | + | + | + | - | - | + | + | - | + | + | - | + |
Влад | 21 | м | 3 | 17 | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + |
Георгий | 26 | м | 4 | 16 | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
Алибек | 28 | м | 4 | 18 | + | - | - | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | - | + | + | - | + | - | + | + | + | - | - | - |
Сергей | 24 | м | 4 | 19 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
Дмитрий | 23 | м | 3 | 18 | + | + | + | + | + | + | - | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + |
Наталья | 23 | ж | 1 | 20 | - | - | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + |
Полина | 19 | ж | 1 | 17 | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | - | + | + | - | + |
Приложение 2
Результаты опроса уровня агрессивности Басса-Дарки
Имя | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины | Враждебность | Агрессивность |
Костя | 7 | 3 | 6 | 3 | 7 | 7 | 10 | 5 | 14 | 23 |
Сергей | 7 | 3 | 8 | 3 | 2 | 2 | 10 | 5 | 4 | 25 |
Алина | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 0 | 1 | 4 | 3 | 6 |
Наталья | 3 | 8 | 7 | 3 | 6 | 8 | 9 | 5 | 14 | 19 |
Денис | 9 | 2 | 6 | 3 | 2 | 1 | 4 | 5 | 3 | 19 |
Юра | 7 | 5 | 5 | 1 | 2 | 3 | 7 | 7 | 5 | 20 |
Вадим | 9 | 4 | 8 | 3 | 2 | 8 | 8 | 7 | 10 | 25 |
Наталья | 5 | 5 | 5 | 1 | 5 | 4 | 7 | 1 | 9 | 17 |
Илья | 7 | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 4 | 2 | 1 | 13 |
Роман | 7 | 1 | 2 | 2 | 6 | 5 | 2 | 5 | 11 | 11 |
Наташа | 3 | 3 | 6 | 3 | 5 | 3 | 10 | 4 | 8 | 19 |
Максим | 5 | 2 | 5 | 2 | 5 | 3 | 5 | 5 | 8 | 15 |
Владислав | 10 | 6 | 9 | 3 | 5 | 5 | 9 | 3 | 10 | 28 |
Александр | 9 | 6 | 7 | 4 | 4 | 6 | 9 | 8 | 10 | 25 |
Алексей | 9 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 3 | 7 | 8 | 17 |
Вячеслав | 3 | 5 | 6 | 4 | 2 | 7 | 8 | 5 | 9 | 17 |
Виктория | 1 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 5 | 5 | 5 | 9 |
Руслан | 9 | 4 | 6 | 3 | 4 | 4 | 8 | 1 | 8 | 23 |
Артем | 6 | 4 | 5 | 4 | 6 | 6 | 8 | 5 | 12 | 19 |
Анастасия | 2 | 2 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 6 | 8 | 10 |
Елена | 2 | 5 | 5 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 5 | 11 |
Марина | 4 | 1 | 0 | 1 | 0 | 3 | 1 | 4 | 3 | 5 |
Александр | 9 | 8 | 10 | 2 | 8 | 5 | 10 | 2 | 13 | 29 |
Влад | 9 | 4 | 9 | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 | 9 | 24 |
Георгий | 9 | 8 | 10 | 4 | 3 | 7 | 11 | 2 | 10 | 30 |
Алибек | 7 | 2 | 3 | 0 | 0 | 2 | 5 | 0 | 2 | 15 |
Сергей | 7 | 5 | 9 | 4 | 3 | 6 | 8 | 1 | 9 | 24 |
Дмитрий | 9 | 9 | 9 | 4 | 4 | 7 | 10 | 6 | 11 | 28 |
Наталья | 5 | 6 | 5 | 4 | 6 | 3 | 8 | 7 | 9 | 18 |
Полина | 7 | 8 | 6 | 3 | 5 | 6 | 7 | 6 | 11 | 20 |
Приложение 3
Результаты тестирования на самооценку Дембо-Рубинштейна
Имя | Здоровье | Ум, способности | Характер | Авторитет у сверстников | Умелые руки | Внешность | Уверенность в себе | |||||||
С | П | С | П | С | П | С | П | С | П | С | П | С | П | |
Костя | 57 | 92 | 60 | 87 | 65 | 85 | 62 | 86 | 65 | 87 | 67 | 88 | 62 | 90 |
Сергей | 61 | 83 | 61 | 72 | 57 | 64 | 81 | 85 | 84 | 91 | 72 | 77 | 71 | 78 |
Алина | 72 | 83 | 67 | 78 | 77 | 87 | 61 | 78 | 57 | 63 | 69 | 76 | 58 | 79 |
Наталья | 68 | 78 | 54 | 73 | 86 | 90 | 54 | 67 | 23 | 58 | 84 | 91 | 93 | 93 |
Денис | 50 | 75 | 91 | 100 | 43 | 50 | 87 | 100 | 60 | 74 | 92 | 100 | 50 | 74 |
Юра | 60 | 69 | 65 | 73 | 60 | 66 | 64 | 68 | 57 | 66 | 67 | 71 | 60 | 65 |
Вадим | 54 | 87 | 58 | 94 | 73 | 85 | 67 | 83 | 76 | 92 | 65 | 83 | 69 | 86 |
Наталья | 62 | 84 | 77 | 82 | 76 | 83 | 63 | 74 | 57 | 72 | 70 | 84 | 71 | 82 |
Илья | 58 | 70 | 68 | 74 | 65 | 75 | 69 | 74 | 64 | 72 | 69 | 74 | 57 | 74 |
Роман | 74 | 80 | 71 | 80 | 76 | 81 | 56 | 78 | 70 | 78 | 46 | 75 | 46 | 76 |
Наташа | 65 | 88 | 75 | 81 | 78 | 83 | 73 | 93 | 62 | 75 | 79 | 88 | 78 | 88 |
Максим | 76 | 100 | 68 | 90 | 50 | 50 | 56 | 88 | 44 | 84 | 50 | 84 | 23 | 100 |
Владислав | 70 | 74 | 61 | 73 | 64 | 73 | 48 | 74 | 67 | 75 | 59 | 75 | 46 | 74 |
Александр | 67 | 80 | 59 | 78 | 77 | 81 | 71 | 77 | 56 | 75 | 69 | 73 | 66 | 74 |
Алексей | 77 | 81 | 69 | 79 | 77 | 84 | 65 | 76 | 42 | 74 | 59 | 73 | 46 | 72 |
Вячеслав | 25 | 98 | 78 | 97 | 46 | 51 | 62 | 79 | 55 | 37 | 96 | 97 | 60 | 87 |
Виктория | 70 | 92 | 71 | 88 | 59 | 80 | 75 | 80 | 60 | 76 | 79 | 86 | 81 | 87 |
Руслан | 53 | 62 | 54 | 60 | 55 | 67 | 59 | 71 | 51 | 59 | 70 | 75 | 61 | 75 |
Артем | 52 | 75 | 67 | 69 | 68 | 70 | 70 | 78 | 65 | 76 | 65 | 79 | 66 | 80 |
Анастасия | 63 | 77 | 70 | 75 | 60 | 72 | 77 | 85 | 72 | 80 | 60 | 72 | 63 | 69 |
Елена | 64 | 83 | 65 | 82 | 59 | 77 | 59 | 76 | 56 | 71 | 71 | 85 | 68 | 82 |
Марина | 59 | 70 | 55 | 63 | 73 | 80 | 68 | 74 | 64 | 72 | 67 | 77 | 63 | 71 |
Александр | 55 | 65 | 55 | 64 | 57 | 66 | 55 | 62 | 56 | 66 | 57 | 80 | 59 | 79 |
Влад | 60 | 65 | 69 | 75 | 57 | 68 | 87 | 91 | 65 | 70 | 80 | 85 | 70 | 80 |
Георгий | 68 | 74 | 59 | 65 | 55 | 61 | 80 | 86 | 67 | 70 | 70 | 76 | 88 | 92 |
Алибек | 57 | 58 | 59 | 58 | 62 | 54 | 78 | |||||||
Сергей | 59 | 67 | 58 | 66 | 55 | 67 | 55 | 69 | 47 | 70 | 63 | 74 | 63 | 74 |
Дмитрий | 58 | 93 | 65 | 81 | 72 | 75 | 67 | 72 | 55 | 62 | 57 | 74 | 58 | 81 |
Наталья | 63 | 78 | 59 | 85 | 76 | 76 | 59 | 76 | 95 | 99 | 79 | 85 | 75 | 91 |
Полина | 67 | 72 | 61 | 74 | 56 | 68 | 69 | 73 | 51 | 61 | 63 | 72 | 55 | 65 |
Приложение 4
Результаты личностного опросника Г.Шмишека, К.Леонгарда
Имя | Демонстратив-ный | Застреваю-щий | Педантич-ный | Возбуди-мый | Гипертимичес-кий | Дистимичес-кий | Тревож-ный | Циклотимичес-кий | Аффектив-ный | Эмотив-ный |
Костя | 8 | 16 | 2 | 21 | 21 | 12 | 6 | 12 | 9 | 6 |
Сергей | 16 | 14 | 14 | 9 | 15 | 0 | 0 | 12 | 18 | 12 |
Алина | 10 | 12 | 4 | 15 | 3 | 15 | 9 | 0 | 18 | 9 |
Наталья | 16 | 8 | 16 | 15 | 15 | 3 | 6 | 24 | 12 | 18 |
Денис | 14 | 10 | 4 | 9 | 21 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Юра | 18 | 14 | 8 | 9 | 21 | 9 | 6 | 24 | 21 | 24 |
Вадим | 12 | 14 | 14 | 18 | 24 | 6 | 0 | 24 | 15 | 18 |
Наталья | 12 | 8 | 0 | 12 | 9 | 12 | 3 | 0 | 21 | 9 |
Илья | 10 | 10 | 4 | 12 | 18 | 3 | 3 | 12 | 15 | 15 |
Роман | 10 | 8 | 16 | 9 | 9 | 15 | 15 | 6 | 18 | 21 |
Наташа | 12 | 10 | 4 | 6 | 6 | 6 | 9 | 6 | 15 | 15 |
Максим | 14 | 14 | 16 | 15 | 21 | 12 | 9 | 18 | 18 | 9 |
Владислав | 4 | 20 | 4 | 18 | 18 | 15 | 0 | 18 | 15 | 6 |
Александр | 12 | 14 | 12 | 15 | 9 | 9 | 12 | 12 | 12 | 15 |
Алексей | 4 | 14 | 8 | 15 | 12 | 18 | 3 | 18 | 15 | 15 |
Вячеслав | 16 | 16 | 4 | 12 | 24 | 9 | 6 | 24 | 18 | 6 |
Виктория | 22 | 10 | 16 | 15 | 21 | 6 | 12 | 12 | 21 | 9 |
Руслан | 14 | 12 | 6 | 15 | 9 | 3 | 3 | 6 | 15 | 9 |
Артем | 14 | 12 | 18 | 18 | 24 | 6 | 6 | 24 | 15 | 21 |
Анастасия | 16 | 12 | 10 | 12 | 24 | 12 | 12 | 6 | 24 | 18 |
Елена | 4 | 14 | 14 | 12 | 9 | 15 | 18 | 6 | 21 | 6 |
Марина | 14 | 8 | 6 | 6 | 18 | 6 | 0 | 12 | 18 | 9 |
Александр | 2 | 14 | 6 | 21 | 3 | 18 | 9 | 18 | 3 | 6 |
Влад | 6 | 16 | 6 | 18 | 24 | 18 | 0 | 18 | 18 | 18 |
Георгий | 8 | 14 | 2 | 18 | 18 | 3 | 0 | 12 | 9 | 12 |
Алибек | 8 | 14 | 6 | 9 | 12 | 6 | 0 | 6 | 15 | 9 |
Сергей | 4 | 12 | 2 | 12 | 15 | 9 | 3 | 18 | 6 | 12 |
Дмитрий | 20 | 16 | 18 | 24 | 24 | 12 | 6 | 24 | 18 | 21 |
Наталья | 12 | 14 | 4 | 9 | 21 | 12 | 9 | 24 | 21 | 18 |
Полина | 8 | 14 | 8 | 15 | 24 | 15 | 3 | 24 | 21 | 15 |
Приложение 5
Результаты клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний К.Яхина, Д.Менделевича
Имя | Тревога | Невротическая депрессия | Астения | Истерический тип реагирования | Обсессивно-фобические нарушения | Вегетативные нарушения |
Костя | -2,55 | -3,94 | 2,76 | -3,39 | -2,98 | -3,324 |
Сергей | 0,85 | 2,81 | 7,8 | 5,8 | 4,52 | 4,61 |
Алина | 8,31 | 5,42 | 7,15 | 3,19 | 3,24 | 13,1 |
Наталья | 1,56 | -3,78 | 0,17 | -3,64 | -4,55 | 0,22 |
Денис | -4,95 | -5,38 | -0,8 | -2,05 | 2,39 | -4,22 |
Юра | 1,59 | 2,36 | 3,71 | 2,96 | 2,08 | 4,386 |
Вадим | -8,06 | -3,3 | 4,02 | -1,12 | 1,67 | -1,57 |
Наталья | 5,71 | -1,86 | -0,87 | 2,52 | 4,04 | 6,32 |
Илья | -1,49 | -3 | 3,9 | -0,48 | -0,14 | 2,71 |
Роман | -5,47 | -3,1 | 0,37 | -2,45 | -2,85 | -0,1 |
Наташа | 6,48 | 6,19 | 6,27 | 3,76 | 4,87 | 10,79 |
Максим | 4,29 | -2,53 | 6,5 | 0,73 | -3,8 | 8,33 |
Владислав | -3,9 | -9,03 | 0,68 | -2,63 | -4,52 | 9,68 |
Александр | -6,25 | -10,06 | -0,16 | -5,83 | -7,5 | -0,01 |
Алексей | -2,17 | -9,15 | -2,65 | -4,96 | -4,95 | 9,72 |
Вячеслав | -3,14 | -6,09 | -0,59 | -0,31 | -4,22 | -0,15 |
Виктория | 3,96 | 6,66 | 7,98 | 4,37 | 2,9 | 9,64 |
Руслан | -6,31 | -2,59 | 0,73 | -1,9 | -3.3 | -2,75 |
Артем | 2,97 | -3,65 | 3,41 | 3,71 | -0,52 | 7,38 |
Анастасия | 3,98 | -1,48 | -0,23 | 2,72 | 4,12 | 8,83 |
Елена | 3,3 | 2,81 | 8,36 | 1,06 | 2,25 | 9,63 |
Марина | 2,7 | 1,46 | 4,37 | 3,48 | 3,05 | 8,42 |
Александр | -0,6 | -3,15 | 3,07 | -2,09 | -0,75 | -2,5 |
Влад | 2,96 | -2,7 | 1,55 | -3,57 | -2,23 | -1,35 |
Георгий | 1,44 | -2,74 | 0,8 | -3,03 | 0,19 | 2,83 |
Алибек | 7,98 | 6,96 | 9,67 | 7,03 | 5,72 | 14,97 |
Сергей | -6,79 | -7,09 | 1,32 | -3,69 | -5,36 | -0,38 |
Дмитрий | 4,47 | 4,38 | 5,4 | 4,49 | -1,31 | 11,35 |
Наталья | 2,91 | -4,62 | -1,3 | 3,8 | 3,97 | 6,08 |
Полина | 6,07 | 0,78 | 2,87 | 1,68 | 2,23 | 10,58 |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 229.