ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
Институт профессионального развития
Кафедра психологии
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой ________________Е.И. Барышева
« ____ » _____________ 20 ___ г.
ТАРЛЫКОВ ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
специалиста
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТЕЙ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ МОДИФИКАЦИИ ТЕЛА
Специальность: 7.03010201 Психология
Научный руководитель:
ассистент кафедры психологии Афонина Елена Ивановна
Научный консультант:
кандидат психологических наук, доцент Барышева Елена Ивановна
Рецензент:
кандидат педагогических наук, доцент Кирмач Галина Анатольевна
Луганск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТЕЙ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ МОДИФИКАЦИИ ТЕЛА.. 7
1.1 Определение индивидуально-психологических особенностей личности. 7
1.2 Научные подходы к изучению проблемы модификаций тела. 15
1.3 Индивидуально-психологические особенности личностей молодого возраста, использующих модификации тела. 21
Выводы по первому разделу. 25
РАЗДЕЛ 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТЕЙ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ МОДИФИКАЦИИ ТЕЛА.. 28
2.1 Обоснование психодиагностических методик исследования индивидуально-психологических особенностей личностей молодого возраста, использующих модификации тела. 28
2.2 Результаты эмпирического исследования. 35
Выводы ко второму разделу. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 63
ПриложениЯ 69
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к проблематике тела и телесности возник в науке давно: еще в начале XX века французский этнограф Марсель Мосс опубликовал ставшую классической работу «Техники тела», в которой довольно подробно рассмотрел тело и способы его использования, как инструмент передачи разнообразной, в том числе и социокультурной информации о его владельце.
Преобразование внешнего облика – важная практическая задача бытия человека, связанная как с удовлетворением социально-психологических потребностей личности, так и с социальной регламентацией жизни человека в обществе. В различные исторические эпохи, в разных культурах и обществах оно выполняло функции, отличающиеся по своему значению и направленности (А.К. Байбурин, М. Бахтин, Б. Дубин, Н.М. Каминская, И.С. Кон, К. Леви-Стросс, Е.Л. Омельченко, Д. Паке, М. Фуко).
Значение для человека трансформаций внешнего облика рассматривается в работах, выполненных в области медицины, клинической и медицинской психологии (Б.Д. Карвасарский, И.А. Ким, Е.С. Креславский, Н.Д. Лакосина, В.Д. Менделевич, Е.В. Носуля, Н.М. Рудых, Е.Т. Соколова), психиатрии (М.В. Коркина), психологии развития (О.В. Краснова, А.Г. Лидере, А.А. Реан). В них показано, что изменения во внешнем облике человека в зависимости от их интенсивности и характера сопровождаются позитивными или негативными переживаниями разной глубины, влекут за собой корректировку «образа Я», перестройку ценностно-смысловой сферы личности, системы ее отношений.
В большинстве исследований выявлены противоречия личностного уровня между мотивацией обращений к телесным модификациям и личностным смыслом внешних преобразований, замыслом улучшения телесного облика и субъективным восприятием полученных результатов, удовлетворенностью образом тела и самооценкой, уровнями ценностного отношения к социокультурным требованиям к внешности и т. д, Очевидно, что сложность исследуемой проблемы требует мультидисцплинарного теоретико-методологического анализа, интеграции знаний различных областей науки о телесности, человека, о психологии образа тела и его динамике в культурологическом контексте. Актуальность данной проблематики усиливается в связи с вовлечением в «модные» индустрии людей более молодого возраста обоего пола.
В последнее десятилетие в среде юношей и девушек широко распространяются аллопластические трансформации, такие, как специфические виды одежды, татуировка, пирсинг, особые типы причесок. Молодежь стремится к самореализации, осуществляемой в разных сферах жизни, разными путями и средствами (Н.В. Водянова, К.А. Кадетова, О.В. Шелкунова и др.). Одним из которых является оформлении внешности. Самореализация молодежи привлекает внимание ученых (JI.B. Власенко, М.В. Грищук, Ю.М. Пасовец и др.), которые отмечают, что содержание самореализации раскрывается в процессе социальной деятельности, через различные виды активности (общение, увлечения, работа, семья, дружба). Самореализация представителей молодежных субкультур в такой социально значимой деятельности, как оформление внешности, остается за рамками специального изучения.
Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам изучения внешнего вида и телесности позволяет сделать вывод, что не проводилось систематических, регулярных исследований взаимосвязи между определенным внешним видом и социальными характеристиками человека. Научная актуальность проблемы дополняется актуальностью социального заказа: возникает возможность понять, что на самом деле скрывается за оформлением личностью своей внешности.
Актуальность данного исследования обусловлена ещё и тем, что в настоящее время модификации тела приобретают всё большую популярность. И, если раньше, модификации тела считались, чем-то выходящим за рамки нормы, то сейчас данное явление постепенно приобретает все более массовый характер.
Цель работы: исследование индивидуально-психологических особенностей молодых людей, использующих модификации тела.
Объект: индивидуально-психологические особенности личности.
Предмет: индивидуально-психологические особенности личностей молодого возраста, использующих модификации тела.
Гипотеза: молодые люди, прибегающие к модификациям своего тела, имеют схожие индивидуально-психологические особенности личности, а именно – акцентуации характера (демонстративная, шизоидная); повышенный уровень агрессии и аутоагрессии; неадекватную самооценку; повышенный уровень тревожности.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме индивидуально психологических особенностей личности.
2. Изучить научные подходы к проблеме модификаций тела.
3. Эмпирически изучить индивидуально-психологические особенности личностей молодого возраста, использующих модификации тела.
4. Составить выводы по результатам исследования.
Методы исследования: теоретический анализ; опросник уровня агрессивности Басса-Дарки; тест на самооценку Дембо-Рубинштейн; личностный опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда; клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний К. Яхина, Д. Менделевича; анкета.
Научная новизна исследования заключается в дополнении научных знаний об индивидуально-психологических особенностях личностей, прибегающих к модификациям тела, без отнесения поведения по изменению внешнего вида к деструктивным или конструктивным проявлениям.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться в работе практических психологов системы образования, социальных центров и учреждений для установления контакта с молодыми людьми с модификациями тела и построения эффективного взаимодействия.
Структура работы:
Работа состоит из 74 страниц: введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 68 источников используемой литературы,13 таблиц и 5 приложений.
РАЗДЕЛ 1
Выводы по первому разделу
Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, проявлении воли, отражают специфику самосознания. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения.
Исследования, проведенные учеными в различных направлениях психологии, рассматривают модификации тела: как оформление внешности; как форму объективизации внутреннего мира личности; как проявление самореализации личности, как невербальную коммуникацию, характеризующуюся трансляцией в общество собственных индивидуально-психологических особенностей.
РАЗДЕЛ 2
Выводы ко второму разделу
Проведя экспериментальное исследование личностных особенностей людей юношеского и молодого возраста, прибегающих к модификации тела, мы обнаружили следующее.
Результаты анализа анкетных данных респондентов показали, что модификации тела являются, как способом самореализации, так и способами повышения собственной привлекательности и запечатления истории на теле. Здесь стоит отметить, как эстетическую сторону данного явления, так и смысловую. Однако преобладающим мотивом является именно выражение индивидуальности. Осознание человеком себя и своей телесной сущности опосредовано различными потребностями и представляет собой динамическое единство знания и отношения, интеллектуального и аффективного. Такое отношение к своему телу и стремление переделать собственный телесный облик влечет за собой изменение образа «Я» и изменение эмоционально-ценностного отношения к своему телу. Посредством выбора того или иного вида телесной модификации, человек выражает собственную индивидуальность. Изменение своего тела таким образом олицетворяет переход и перемены в мышлении и поведении человека.
Исследование агрессивного поведения, среди людей, использующих модификации тела, показало, что для них характерен повышенный уровень агрессии. Агрессия проявляется в следующих формах: вербальная агрессия, раздражение и физическая агрессия. Обида, негативизм и враждебность также являются характерными формами проявления агрессии для людей использующих модификации тела. Также было выявлено, что к аутоагрессии посредством модификаций тела (татуировке) больше склонны мужчины. Несмотря на то, что для всей выборки характерны выраженные агрессивные тенденции и поведение, для мужской выборки присуще более радикальное проявление агрессии.
Исследование уровня самооценки показало, расхождение между реальной самооценкой по критерию «Уверенность в себе» с уровнем притязаний по данному критерию, среди респондентов из женской и мужской выборки. Для женщин, использующих модификации тела, характерна более высокая самооценка. Для мужской выборки характерна более низкая самооценка. Таким образом, можно предположить, что для мужчин, телесные модификации, в большей степени, выступают инструментом повышения самооценки. Для женщин – это способ подчеркнуть свою индивидуальность. Исследование самооценки также показало, что наивысшим уровнем притязаний является критерий «Внешность». Это говорит об эстетической стороне использования телесных модификаций, где последние выступают инструментом повышения уровня своей внешней привлекательности.
Среди людей, использующих модификации тела, были выявлены определенные типы акцентуаций, которые схожи между собой. Это гипертимность, циклотимность, аффективность и эмотивность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что таких людей, использующих модификации тела, объединяет эмоциональная неустойчивость и подверженность сильным переживаниям. Среди мужчин, гипертимический тип акцентуации оказался доминирующим. Для женщин, в большей степени, характерен аффективный тип акцентуации. Такие люди склонны к спонтанным поступкам. Можно судить о том, что телесные модификации используют люди, которые испытывают потребность в новизне, которые склонны к импульсивным поступкам. Также, использованию модификаций, может способствовать недостаточно серьезное отношение к социальным нормам и к своему телу.
Исследование невротических состояний, показало что мужчины, использующие модификации тела, более подвержены таким состояниям, как невротическая депрессия, истерический тип реагирования и обсессивно-фобические расстройства. Это обусловлено особенностями эмоционального реагирования и тем, что согласно гендерным стереотипам, мужчины должны быть сильными и держать себя, так сказать, в руках. Эмоциональность считается традиционно женским качеством. Женщины более свободны в выражении эмоций, чем мужчины. Различия в эмоциональной экспрессии мужчин и женщин обусловлены особенностями воспитания тех и других. Это дает основание говорить, что сила переживаемых эмоций у мужчин и женщин одинаковая, различна же степень их внешнего выражения. Следовательно, мы делаем вывод о том, что телесные модификации, являются проявлением эмоциональности, способом снятия напряжения либо способом получения ярких эмоций. Для женщин телесные модификации являются способом выразить и подчеркнуть свою индивидуальность.
Однако, не стоит забывать, что любое явление необходимо рассматривать в определенном контексте. В настоящее время, модификации тела, в значительной степени – дань моде. Молодые люди различными способами эстетически модифицируют свое тело для получения эстетического, психологического и духовного удовлетворения. Мы считаем, что тут имеет место интенсивная пропаганда эстетических телесных модификаций в средствах массовой информации. Телесные модификации бывают различными по степени и характеру хирургического вмешательства. Они довольно часто становятся средством достижения благосостояния, что приводит к еще большей популяризации их в социуме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В ходе работы, нами был проведен теоретический анализ литературы по теме индивидуально-психологических особенностей личности. Были определены и описаны структурные компоненты личности. Были раскрыты такие понятия как: характер, черты характера, эмоции, самооценка и др.
Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, проявлении воли, отражают специфику самосознания.
2. Были описаны и проанализированы подходы к изучению проблемы модификации тела, а также теоретические особенности личностей, которые их используют.
Исследования, проведенные учеными в различных направлениях психологии, рассматривают модификации тела: как оформление внешности; как форму объективизации внутреннего мира личности; как проявление самореализации личности; как невербальную коммуникацию, характеризующуюся трансляцией в общество собственных индивидуально-психологических особенностей. Татуировки, как разновидность модификаций тела, рассматриваются как потребность в самовыражении, эпатаже, вызове, демонстрации своего отношения к миру, как самоповреждающее поведение.
3. Было проведено эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей молодых людей, использующих модификации тела и описаны результаты исследования.
4. В результате исследования мы определили, что телесные модификации, преимущественно, выступают в качестве способа проявления индивидуальности. Они также являются средством увеличения собственной привлекательности и сексуальности.
Мы определили, что для людей, использующих модификации тела, характерен повышенный уровень агрессии и аутоагресии. Среди мужчин эти показатели выше.
Мы определили, что люди, использующие модификации тела, имеют схожие акцентуации характера (гипертиминость, циклотимность, аффективность и эмотивность), для которых характерна эмоциональная неустойчивость. Исследование показало, что среди мужчин, использующих модификации тела, преобладает гипертимический тип акцентуации. Среди женщин – аффективный.
Также, мы выяснили, что женщины, использующие модификации тела, более уверены в себе, чем мужчины. Следовательно, мужчины используют телесные модификации в качестве инструмента повышения самооценки. Женщины, в свою очередь, используют телесные для того, что бы подчеркнуть свою индивидуальность. Стоит отметить, что для тех и других, характерен относительно высокий уровень притязаний, касающийся своей внешности.
Мы выявили у людей, использующих модификации тела, склонность к невротической депрессии. Также, мы выяснили, что мужчины, более подвержены невротическим состояниям, чем женщины. Среди мужчин была выявлена тревожность, истерический тип реагирования и обсессивно-фобические нарушения.
Исходя их вышесказанного, можно судить о том, что наша гипотеза, в некоторой степени, нашла свое подтверждение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации / В.В. Абраменкова. – М.: Мир психологии. № 1, 2008. – с 175–189.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник / А.Г. Асмолов. – М.: МГУ, 1990. – 367 с.
4. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов / А.К. Байбурин. – СПб.: Наука, 1993. – 240 с.
5. Баранская Л.Т. Факторы риска расстройств личностной адаптации у пациентов эстетической хирургии: диссер.док.психол.наук: 19.00.04 / Л.Т. Баранская. – Екатеринбург, 2010. – 371с.
6. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению / А.В. Батаршев. – СПб.: Питер, 2005. – 176 с.
7. Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психологии) / Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, Р.В. Рожанец. – Москва: Медицина, 1976 – 186 с.
8. Бондаренко И.В. Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности: диссер.канд.психол.наук: 19.00.01 / И.В. Бондаренко. – М., 2013. – 211 с.
9. Воломеев С.А. Профессия как фактор саморегуляции личности. Автореф. дисс. канд. филос. наук / С.А. Воломеев. – М., 1998 – 154 с.
10. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности / Э.В. Галажинский. Томск: ТГУ, 2002. – 212 с.
11. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н.Ф. Гребень. – М.: Современная школа, 2008. – 496 с.
12. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
13. Екинцев В.И. Девиантное поведение в молодежных субкультурах / В.И. Екинцев, И.В. Бондаренко, И.В. Замарехина. – Чита: ЗабГГПУ, 2007. – 152 с.
14. Жарков Г.В. Рискованные практики построения границ телесности в молодежных субкультурах / Г.В. Жарков. Сер.: Педагогические и психологические науки №29, 2011 – С. 192–196.
15. Зоткин Н.В. Общая психология. Психология мотивации и эмоций / Н.В. Зоткин, М.Е. Серебрякова. – Самара: Универс групп, 2007. – 196 с.
16. Зотов В. В. Взаимосвязь интеллектуального и творческого потенциала в социализации и самореализации личности: автореф. дисс. канд. филос. наук. / В.В. Зотов. – СПб., 1997.
17. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
18. Кабрин В.И. Транскоммуникативная холодинамика психологического универсума личности / В.И. Кабрин. – Томск: Вестник Томского университета № 268,1999. – С. 115–120.
19. Клейман П. Психология. Люди, концепции, эксперименты / П. Клейман. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 272 с.
20. Клочко В.Е. Психология инновационного поведения / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. – Томск: ТГУ, 2009. – 240 с.
21. Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. – Томск: ТГУ, 2000. – 154 с.
22. Клочко В.Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика / В.Е. Клочко // Психология обучения №8, 2008. – С 10–23.
23. Ковалева Т.Я. Особенности восприятие образа собственного тела инвалидами по зрению: выпускная квалификационная работа / Т.Я. Ковалева. – СПб.: СПбГУ, 2018. – 92 с.
24. Коломинский Я.Л. Основы психологии: учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений / Я.Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2010. – 365 с.
25. Короленко Ц.П. Личностные расстройства / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – СПб.: Питер, 2010.
26. Коростелина А.В. Образ тела как психологический феномен / А.В. Коростелина. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
27. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л.А. Коростылева. – СПб.: Речь, 2005. – 222 с.
28. Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы / Ю. Кортнева. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 – 240 с.
29. Краснорядцева О.М. Диагностика мышления в процессах трансформации рутинной деятельности в творческую: учеб. пособие / О.М. Краснорядцева. – Караганда: КарГУ, 1994. – 71 с.
30. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 544 с.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Н.А. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 130 с.
32. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2002. – 343 с.
33. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья / А. Маслоу // пер. с англ. под ред. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Ихтик, 1999. – 240 с.
34. Менделевич В.Д. Психология девиатного поведения. учебное пособие / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
35. МКБ 10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра. URL: http://mkb-10.com (Дата обращения: 11.12.2018)
36. Могилевская А.П. Я всё могу! Позитивное мышление по методу Луизы Хей / А.П. Могилевская. – М.: Эксмо, 2015. – 480 с.
37. Наровская Я.Б. Социально-психологические особенности женщин, преобразующих свой внешний облик: дисс.канд.психол.наук: 19.00.05 / Я.Б. Наровская. – Ростов-на-Дону, 2007. – 329 с.
38. Первин Л. Психология личности: теория и исследования /Л. Первин, О. Джон // пер. с англ. М. С. Жамкочьян; под. ред В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
39. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения: дис. д-ра психол. наук / Е.А. Петрова. – М., 2000. – 402 с.
40. Петровский А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1990. – 112 с.
41. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. – М.: Российский открытый Университет, 1992
42. Польская Н.А. Взаимосвязь склонности к модифика-циям тела с копинг-стратегиями / Н.А. Польская // Вопросы психологии, № 6. – М., 2007. – С. 43–53.
43. Польская Н.А. Акты самоповреждения в ритуальных практиках/ Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, №3. – М., 2011. – С. 88–91.
44. Польская Н.А. К проблеме эмпирического изучения самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. – М., 2010. – С. 714–720.
45. Польская Н.А. Эмоционально-личностные корреляты модификаций тела. / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, № 14. – М., 2014 – С. 84–90.
46. Попова Л.В. Проблема самореализации одаренных женщин / Л.В. Попова // Вопросы психологии, № 2. – М., 1996 – С. 31–41.
47. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение / К. Роджерс // пер. с англ.Т. Рожковой и др. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 506 с.
48. Родионова Н.В. Социальная перцепция аллопластических трансформаций как признаков внешней опасности: диссер.канд. спихол.наук: 19.00.05 / Н.В. Родионова. – Москва, 2001. – 199с.;
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубиншьейн. СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
50. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672 с.
51. Страхов И. В. Психология характера / И.В. Страхов. – Саратов, 1970.
52. Тетушкина М.К. Практическая психология для менеджеров / М.К. Тетушкина. – М.: Филинъ, 1996.
53. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / В. Франкл // пер. с англ. и нем. Л.Я. Гозман. – М.: Прогресс, 1990. – 196 с.
54. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд // пер.с нем. Г. В. Барышникова. – СПб.: Алетейя, 1999. – 455 с.
55. Фейгенберг Е.И. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности / Е.И. Фейгенберг, А.Г. Асмолов // Психол.журн. №6. – М.,1989.
56. Човдырова Г.С. Клиническая психология / Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 247 с.
57. Шaймepдeнoвa Д.C. Heвpoтичecкaя дeпpeccия: пpичины, cимптoмы и лeчeниe этoгo зaбoлeвaния / Д.С. Шаймерденова // URL: http://depressio.ru/nastroenie/47-nevroticheskaya-depressiya.html (Дата обращения: 11.12.2018)
58. Шильдер П. Образ и внешний вид человеческого тела / П. Шильдер. – 1999.
59. Яременко С.Н. Внешность человека в культуре: автореф. дис. канд. филос. наук / С.Н. Яременко. – Ростов н/Д.: ДГТУ, 1997. – 41 с.
60. Carroll S.T. Et al. Tattoos and body piercings as indicators of adolescent risk-taking behaviors / S.T. Carroll. – Pediatrics. Iss. 109, 2002 – P.1021-1027.
61. Lyng S. Edgework: A social psychological analysis of voluntary risk taking / S. Lyng. – Amer. J. Sociol. V. 95. Iss. 4, 1990 – P. 851–886.
62. Maccoby E. The Psychology of Sex Differences / E. Maccoby, C. Jacklin. – Stanford University Press, 1974.
63. Meland E. Et al. Teenagers with piercing and tattooing / E. Meland. – Tidsskr. Nor. Laegeforen. Iss. 124, 2004 – P. 1760–1763.
64. More M. Echnological Self-transformation / M. More. – Extropy № 10. Vol. 4, 1993 – Р. 15-24.
65. Мyers J. Nonmainstream body modification: Genital piercing, branding, burning, and cutting / J. Myers. – J. Contemp. Ethnography. V. 21. Iss. 3, 1992 – Р. 267–306.
66. Roberts T.A. Tattooing and high-risk behavior in adolescents / T.A. Roberts, S.A. Ryan. – Pediatrics. Iss. 110, 2002 – P. 1058-1063.
67. Sandberg A. Morphological Freedom – Why we not just want it, but need it / A. Sandberg // The Transhumanist Reader: Classical and Contemporary Essays on the Science, Technology and Philosophy of the Human Future. – Wiley-Blackwell, 2013. – P. 56–64.;
68. Zuckerman М. Behavioral expressions and biosocial bases of sensation seeking / M. Zuckerman. – N. Y.: Cambridge University Press, 1994.
Приложение 1
Результаты анкетирования
Имя | Возраст | Пол | Кол-во тату на | Первая тату в | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Костя | 25 | м | 2 | 14 | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | + |
Сергей | 28 | м | 3 | 20 | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | - | + | - | - | + | - | + | - | - | - | - | + |
Алина | 21 | ж | 2 | 19 | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | - | - | - | + |
Наталья | 17 | ж | 5 | 16 | + | + | + | + | - | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | - | + | + | + | + | - | + |
Денис | 25 | м | 13 | 18 | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + |
Юра | 27 | м | 3 | 19 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | - | + |
Вадим | 21 | м | 2 | 16 | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + |
Наталья | 24 | ж | 2 | 18 | - | + | + | + | - | - | - | + | - | - | + | - | + | + | + | - | - | + | + | - | + | - | + | - | + | - | - | + |
Илья | 19 | м | 2 | 16 | - | + | - | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + |
Роман | 22 | м | 2 | 19 | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Наташа | 22 | ж | 2 | 21 | + | - | - | - | + | + | - | + | + | + | - | + | - | + | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | - | - |
Максим | 25 | м | 1 | 23 | - | + | - | + | + | - | - | + | - | - | + | + | - | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - |
Владислав | 18 | м | 1 | 18 | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | - | + |
Александр | 24 | м | 2 | 20 | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | - | + | + | + | + | - | + |
Алексей | 25 | м | 4 | 16 | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
Вячеслав | 21 | м | 2 | 16 | - | + | + | + | - | - | - | + | - | - | + | + | + | + | - | + | - | + | + | - | + | + | + | - | + | - | - | + |
Виктория | 23 | ж | 1 | 23 | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | - | - | - | + |
Руслан | 16 | м | 1 | 16 | - | + | + | + | - | + | - | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + |
Артем | 18 | м | 1 | 16 | - | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + | - | + | + | - | + | - | + | + | + | - | - | + |
Анастасия | 25 | ж | 2 | 16 | + | + | + | + | - | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | - | + | + | - | + |
Елена | 19 | ж | 1 | 18 | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + |
Марина | 22 | ж | 1 | 22 | - | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Александр | 22 | м | 2 | 17 | + | - | - | - | - | + | - | - | + | - | - | + | + | + | - | + | + | + | + | - | - | + | + | - | + | + | - | + |
Влад | 21 | м | 3 | 17 | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + |
Георгий | 26 | м | 4 | 16 | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
Алибек | 28 | м | 4 | 18 | + | - | - | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | - | + | + | - | + | - | + | + | + | - | - | - |
Сергей | 24 | м | 4 | 19 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
Дмитрий | 23 | м | 3 | 18 | + | + | + | + | + | + | - | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + |
Наталья | 23 | ж | 1 | 20 | - | - | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + |
Полина | 19 | ж | 1 | 17 | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | - | + | + | - | + |
Приложение 2
Результаты опроса уровня агрессивности Басса-Дарки
Имя | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины | Враждебность | Агрессивность |
Костя | 7 | 3 | 6 | 3 | 7 | 7 | 10 | 5 | 14 | 23 |
Сергей | 7 | 3 | 8 | 3 | 2 | 2 | 10 | 5 | 4 | 25 |
Алина | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 0 | 1 | 4 | 3 | 6 |
Наталья | 3 | 8 | 7 | 3 | 6 | 8 | 9 | 5 | 14 | 19 |
Денис | 9 | 2 | 6 | 3 | 2 | 1 | 4 | 5 | 3 | 19 |
Юра | 7 | 5 | 5 | 1 | 2 | 3 | 7 | 7 | 5 | 20 |
Вадим | 9 | 4 | 8 | 3 | 2 | 8 | 8 | 7 | 10 | 25 |
Наталья | 5 | 5 | 5 | 1 | 5 | 4 | 7 | 1 | 9 | 17 |
Илья | 7 | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 4 | 2 | 1 | 13 |
Роман | 7 | 1 | 2 | 2 | 6 | 5 | 2 | 5 | 11 | 11 |
Наташа | 3 | 3 | 6 | 3 | 5 | 3 | 10 | 4 | 8 | 19 |
Максим | 5 | 2 | 5 | 2 | 5 | 3 | 5 | 5 | 8 | 15 |
Владислав | 10 | 6 | 9 | 3 | 5 | 5 | 9 | 3 | 10 | 28 |
Александр | 9 | 6 | 7 | 4 | 4 | 6 | 9 | 8 | 10 | 25 |
Алексей | 9 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 3 | 7 | 8 | 17 |
Вячеслав | 3 | 5 | 6 | 4 | 2 | 7 | 8 | 5 | 9 | 17 |
Виктория | 1 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 5 | 5 | 5 | 9 |
Руслан | 9 | 4 | 6 | 3 | 4 | 4 | 8 | 1 | 8 | 23 |
Артем | 6 | 4 | 5 | 4 | 6 | 6 | 8 | 5 | 12 | 19 |
Анастасия | 2 | 2 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 6 | 8 | 10 |
Елена | 2 | 5 | 5 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 5 | 11 |
Марина | 4 | 1 | 0 | 1 | 0 | 3 | 1 | 4 | 3 | 5 |
Александр | 9 | 8 | 10 | 2 | 8 | 5 | 10 | 2 | 13 | 29 |
Влад | 9 | 4 | 9 | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 | 9 | 24 |
Георгий | 9 | 8 | 10 | 4 | 3 | 7 | 11 | 2 | 10 | 30 |
Алибек | 7 | 2 | 3 | 0 | 0 | 2 | 5 | 0 | 2 | 15 |
Сергей | 7 | 5 | 9 | 4 | 3 | 6 | 8 | 1 | 9 | 24 |
Дмитрий | 9 | 9 | 9 | 4 | 4 | 7 | 10 | 6 | 11 | 28 |
Наталья | 5 | 6 | 5 | 4 | 6 | 3 | 8 | 7 | 9 | 18 |
Полина | 7 | 8 | 6 | 3 | 5 | 6 | 7 | 6 | 11 | 20 |
Приложение 3
Результаты тестирования на самооценку Дембо-Рубинштейна
Имя | Здоровье | Ум, способности | Характер | Авторитет у сверстников | Умелые руки | Внешность | Уверенность в себе | |||||||
С | П | С | П | С | П | С | П | С | П | С | П | С | П | |
Костя | 57 | 92 | 60 | 87 | 65 | 85 | 62 | 86 | 65 | 87 | 67 | 88 | 62 | 90 |
Сергей | 61 | 83 | 61 | 72 | 57 | 64 | 81 | 85 | 84 | 91 | 72 | 77 | 71 | 78 |
Алина | 72 | 83 | 67 | 78 | 77 | 87 | 61 | 78 | 57 | 63 | 69 | 76 | 58 | 79 |
Наталья | 68 | 78 | 54 | 73 | 86 | 90 | 54 | 67 | 23 | 58 | 84 | 91 | 93 | 93 |
Денис | 50 | 75 | 91 | 100 | 43 | 50 | 87 | 100 | 60 | 74 | 92 | 100 | 50 | 74 |
Юра | 60 | 69 | 65 | 73 | 60 | 66 | 64 | 68 | 57 | 66 | 67 | 71 | 60 | 65 |
Вадим | 54 | 87 | 58 | 94 | 73 | 85 | 67 | 83 | 76 | 92 | 65 | 83 | 69 | 86 |
Наталья | 62 | 84 | 77 | 82 | 76 | 83 | 63 | 74 | 57 | 72 | 70 | 84 | 71 | 82 |
Илья | 58 | 70 | 68 | 74 | 65 | 75 | 69 | 74 | 64 | 72 | 69 | 74 | 57 | 74 |
Роман | 74 | 80 | 71 | 80 | 76 | 81 | 56 | 78 | 70 | 78 | 46 | 75 | 46 | 76 |
Наташа | 65 | 88 | 75 | 81 | 78 | 83 | 73 | 93 | 62 | 75 | 79 | 88 | 78 | 88 |
Максим | 76 | 100 | 68 | 90 | 50 | 50 | 56 | 88 | 44 | 84 | 50 | 84 | 23 | 100 |
Владислав | 70 | 74 | 61 | 73 | 64 | 73 | 48 | 74 | 67 | 75 | 59 | 75 | 46 | 74 |
Александр | 67 | 80 | 59 | 78 | 77 | 81 | 71 | 77 | 56 | 75 | 69 | 73 | 66 | 74 |
Алексей | 77 | 81 | 69 | 79 | 77 | 84 | 65 | 76 | 42 | 74 | 59 | 73 | 46 | 72 |
Вячеслав | 25 | 98 | 78 | 97 | 46 | 51 | 62 | 79 | 55 | 37 | 96 | 97 | 60 | 87 |
Виктория | 70 | 92 | 71 | 88 | 59 | 80 | 75 | 80 | 60 | 76 | 79 | 86 | 81 | 87 |
Руслан | 53 | 62 | 54 | 60 | 55 | 67 | 59 | 71 | 51 | 59 | 70 | 75 | 61 | 75 |
Артем | 52 | 75 | 67 | 69 | 68 | 70 | 70 | 78 | 65 | 76 | 65 | 79 | 66 | 80 |
Анастасия | 63 | 77 | 70 | 75 | 60 | 72 | 77 | 85 | 72 | 80 | 60 | 72 | 63 | 69 |
Елена | 64 | 83 | 65 | 82 | 59 | 77 | 59 | 76 | 56 | 71 | 71 | 85 | 68 | 82 |
Марина | 59 | 70 | 55 | 63 | 73 | 80 | 68 | 74 | 64 | 72 | 67 | 77 | 63 | 71 |
Александр | 55 | 65 | 55 | 64 | 57 | 66 | 55 | 62 | 56 | 66 | 57 | 80 | 59 | 79 |
Влад | 60 | 65 | 69 | 75 | 57 | 68 | 87 | 91 | 65 | 70 | 80 | 85 | 70 | 80 |
Георгий | 68 | 74 | 59 | 65 | 55 | 61 | 80 | 86 | 67 | 70 | 70 | 76 | 88 | 92 |
Алибек | 57 | 58 | 59 | 58 | 62 | 54 | 78 | |||||||
Сергей | 59 | 67 | 58 | 66 | 55 | 67 | 55 | 69 | 47 | 70 | 63 | 74 | 63 | 74 |
Дмитрий | 58 | 93 | 65 | 81 | 72 | 75 | 67 | 72 | 55 | 62 | 57 | 74 | 58 | 81 |
Наталья | 63 | 78 | 59 | 85 | 76 | 76 | 59 | 76 | 95 | 99 | 79 | 85 | 75 | 91 |
Полина | 67 | 72 | 61 | 74 | 56 | 68 | 69 | 73 | 51 | 61 | 63 | 72 | 55 | 65 |
Приложение 4
Результаты личностного опросника Г.Шмишека, К.Леонгарда
Имя | Демонстратив-ный | Застреваю-щий | Педантич-ный | Возбуди-мый | Гипертимичес-кий | Дистимичес-кий | Тревож-ный | Циклотимичес-кий | Аффектив-ный | Эмотив-ный |
Костя | 8 | 16 | 2 | 21 | 21 | 12 | 6 | 12 | 9 | 6 |
Сергей | 16 | 14 | 14 | 9 | 15 | 0 | 0 | 12 | 18 | 12 |
Алина | 10 | 12 | 4 | 15 | 3 | 15 | 9 | 0 | 18 | 9 |
Наталья | 16 | 8 | 16 | 15 | 15 | 3 | 6 | 24 | 12 | 18 |
Денис | 14 | 10 | 4 | 9 | 21 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Юра | 18 | 14 | 8 | 9 | 21 | 9 | 6 | 24 | 21 | 24 |
Вадим | 12 | 14 | 14 | 18 | 24 | 6 | 0 | 24 | 15 | 18 |
Наталья | 12 | 8 | 0 | 12 | 9 | 12 | 3 | 0 | 21 | 9 |
Илья | 10 | 10 | 4 | 12 | 18 | 3 | 3 | 12 | 15 | 15 |
Роман | 10 | 8 | 16 | 9 | 9 | 15 | 15 | 6 | 18 | 21 |
Наташа | 12 | 10 | 4 | 6 | 6 | 6 | 9 | 6 | 15 | 15 |
Максим | 14 | 14 | 16 | 15 | 21 | 12 | 9 | 18 | 18 | 9 |
Владислав | 4 | 20 | 4 | 18 | 18 | 15 | 0 | 18 | 15 | 6 |
Александр | 12 | 14 | 12 | 15 | 9 | 9 | 12 | 12 | 12 | 15 |
Алексей | 4 | 14 | 8 | 15 | 12 | 18 | 3 | 18 | 15 | 15 |
Вячеслав | 16 | 16 | 4 | 12 | 24 | 9 | 6 | 24 | 18 | 6 |
Виктория | 22 | 10 | 16 | 15 | 21 | 6 | 12 | 12 | 21 | 9 |
Руслан | 14 | 12 | 6 | 15 | 9 | 3 | 3 | 6 | 15 | 9 |
Артем | 14 | 12 | 18 | 18 | 24 | 6 | 6 | 24 | 15 | 21 |
Анастасия | 16 | 12 | 10 | 12 | 24 | 12 | 12 | 6 | 24 | 18 |
Елена | 4 | 14 | 14 | 12 | 9 | 15 | 18 | 6 | 21 | 6 |
Марина | 14 | 8 | 6 | 6 | 18 | 6 | 0 | 12 | 18 | 9 |
Александр | 2 | 14 | 6 | 21 | 3 | 18 | 9 | 18 | 3 | 6 |
Влад | 6 | 16 | 6 | 18 | 24 | 18 | 0 | 18 | 18 | 18 |
Георгий | 8 | 14 | 2 | 18 | 18 | 3 | 0 | 12 | 9 | 12 |
Алибек | 8 | 14 | 6 | 9 | 12 | 6 | 0 | 6 | 15 | 9 |
Сергей | 4 | 12 | 2 | 12 | 15 | 9 | 3 | 18 | 6 | 12 |
Дмитрий | 20 | 16 | 18 | 24 | 24 | 12 | 6 | 24 | 18 | 21 |
Наталья | 12 | 14 | 4 | 9 | 21 | 12 | 9 | 24 | 21 | 18 |
Полина | 8 | 14 | 8 | 15 | 24 | 15 | 3 | 24 | 21 | 15 |
Приложение 5
Результаты клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний К.Яхина, Д.Менделевича
Имя | Тревога | Невротическая депрессия | Астения | Истерический тип реагирования | Обсессивно-фобические нарушения | Вегетативные нарушения |
Костя | -2,55 | -3,94 | 2,76 | -3,39 | -2,98 | -3,324 |
Сергей | 0,85 | 2,81 | 7,8 | 5,8 | 4,52 | 4,61 |
Алина | 8,31 | 5,42 | 7,15 | 3,19 | 3,24 | 13,1 |
Наталья | 1,56 | -3,78 | 0,17 | -3,64 | -4,55 | 0,22 |
Денис | -4,95 | -5,38 | -0,8 | -2,05 | 2,39 | -4,22 |
Юра | 1,59 | 2,36 | 3,71 | 2,96 | 2,08 | 4,386 |
Вадим | -8,06 | -3,3 | 4,02 | -1,12 | 1,67 | -1,57 |
Наталья | 5,71 | -1,86 | -0,87 | 2,52 | 4,04 | 6,32 |
Илья | -1,49 | -3 | 3,9 | -0,48 | -0,14 | 2,71 |
Роман | -5,47 | -3,1 | 0,37 | -2,45 | -2,85 | -0,1 |
Наташа | 6,48 | 6,19 | 6,27 | 3,76 | 4,87 | 10,79 |
Максим | 4,29 | -2,53 | 6,5 | 0,73 | -3,8 | 8,33 |
Владислав | -3,9 | -9,03 | 0,68 | -2,63 | -4,52 | 9,68 |
Александр | -6,25 | -10,06 | -0,16 | -5,83 | -7,5 | -0,01 |
Алексей | -2,17 | -9,15 | -2,65 | -4,96 | -4,95 | 9,72 |
Вячеслав | -3,14 | -6,09 | -0,59 | -0,31 | -4,22 | -0,15 |
Виктория | 3,96 | 6,66 | 7,98 | 4,37 | 2,9 | 9,64 |
Руслан | -6,31 | -2,59 | 0,73 | -1,9 | -3.3 | -2,75 |
Артем | 2,97 | -3,65 | 3,41 | 3,71 | -0,52 | 7,38 |
Анастасия | 3,98 | -1,48 | -0,23 | 2,72 | 4,12 | 8,83 |
Елена | 3,3 | 2,81 | 8,36 | 1,06 | 2,25 | 9,63 |
Марина | 2,7 | 1,46 | 4,37 | 3,48 | 3,05 | 8,42 |
Александр | -0,6 | -3,15 | 3,07 | -2,09 | -0,75 | -2,5 |
Влад | 2,96 | -2,7 | 1,55 | -3,57 | -2,23 | -1,35 |
Георгий | 1,44 | -2,74 | 0,8 | -3,03 | 0,19 | 2,83 |
Алибек | 7,98 | 6,96 | 9,67 | 7,03 | 5,72 | 14,97 |
Сергей | -6,79 | -7,09 | 1,32 | -3,69 | -5,36 | -0,38 |
Дмитрий | 4,47 | 4,38 | 5,4 | 4,49 | -1,31 | 11,35 |
Наталья | 2,91 | -4,62 | -1,3 | 3,8 | 3,97 | 6,08 |
Полина | 6,07 | 0,78 | 2,87 | 1,68 | 2,23 | 10,58 |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
Институт профессионального развития
Кафедра психологии
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой ________________Е.И. Барышева
« ____ » _____________ 20 ___ г.
ТАРЛЫКОВ ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
специалиста
Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.