Определение индивидуально-психологических особенностей личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личность – это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения.

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности советским психологом А.Н. Леонтьевым. Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.

А.В. Петровский даёт следующее определение личности:  «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» [40].

А.Г. Ковалёв определил понятие личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений.
А.Г. Асмолов рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке [3].

Таким образом, исходя из всех определений личности, отечественными психологами, в качестве исходного принимаем:

1) подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н. Леонтьев);

2) подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В. Петровский), в общении с другими людьми (М.И. Лисина).

Личность, по У. Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное - это реорганизация основных строительных блоков, предоставленных природой и измененных эволюцией.

Г.У. Олпорт сформулировал известное определение личности:  «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление» [38]. Таким образом, он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему. Термин  «психофизические»  позволяет показать, что личность есть  «ни нечто исключительно ментальное, ни нечто исключительно нервное». Под  «организацией» Олпорт понимал единство в личности телесного и психического. Он считал, что в такую сложную структуру, как личность, включены детерминирующие тенденции, во многом определяющие индивидуальное поведение.

Психологическая структура личности очень сложна и многогранна. Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п.- составные компоненты духовной жизни личности. Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее “Я”, руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими [31].

В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г. Ковалёв, В.А. Крутецкий, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, А.И. Щербаков).

Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К. Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:

1. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности).

2. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение).

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов.

4. Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).

Характер – это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях.

Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т.п [49].

Каждое свойство характера есть тенденция в определенных условиях определенных поступков (А.Г. Асмолов, Е.И. Фейгенберг) [55].

Иными словами, давая определение характеру, можно сказать, что это совокупность свойств личности, определяющая типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках.

По мнению Б.Г. Ананьева, характер  «выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий» [4]. Слово «характер» в переводе с греческого означает «признак», «особенность».

Очень часто характер понимают как нечто, почти совпадающее с личностью или отличающееся от личности по критерию того, что к характеру относится все индивидуальное, а личность – это только общее. У нас бытовали такие взгляды в 40-е, 50-е и 60-е гг. На самом деле это, конечно же, не так. Есть такая шуточная типология, которую приводит в одной из своих книг Б.С. Братусь:  «Хороший человек с хорошим характером, хороший человек с плохим характером, плохой человек с хорошим характером и плохой человек с плохим характером» [51]. С точки зрения здравого смысла такая типология соответствует действительности, она работает. Это говорит, прежде всего, о том, что личность и характер – это не одно и то же, они не совпадают.

В характере личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Сегодня существует множество классификаций типов личности, но в основном ученые сходятся в том, что она складывается из следующих ключевых характеристик:

· Поведение человека подчиняется определенной логике и очевидному порядку. В разных ситуациях люди ведут себя одинаково или хотя бы похожим образом.

· Индивидуальные особенности влияют на поведение и реакции человека в обычных, а также необычных обстоятельствах.

· Хотя личность представляет собой психологический феномен, большое влияние на нее оказывают биологические факторы.

· Поведение – не единственный аспект, отображающий качества личности человека. Личность также проявляется во взаимоотношениях и взаимодействии с окружающими людьми и в эмоциональном выражении [19].

В психологии различают личность в широком и узком смысле слова, и характер находится за пределами личности в узком смысле слова. Под характером понимают такие характеристики человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях. Применительно к характеру используются такие понятия, как  «экспрессивные характеристики» (характеристики внешнего проявления, внешнего выражения человека) или  «стилевые характеристики». Вообще понятие  «стиль» довольно близко по своей сути понятию  «характер», но об этом чуть позже.

Черту личности понимают как устойчивую предрасположенность к определенному поведению, сложившуюся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу наличия определенных привычек, установок (стилевые характеристики) [50].

Прежде всего отметим важные психологические черты личности, ее убеждения и идеалы, направленность. Они окрашивают, придают общественный смысл всем другим чертам характера. В эту группу входят черты, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и обществу в целом. Это общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и другие. Мы назвали положительные черты этой группы. Но встречаются и отрицательные качества – эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.

В следующую группу качеств личности включаются черты характера, которые отражают отношение человека к самому себе. На самом деле, ведь человек не просто общается с другими людьми, учится и работает, иными словами, действует в окружающем мире. Мы еще и задумываемся над тем, как мы это делаем, сравниваем себя с другими людьми, сопоставляем собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение, самооценку мы производим и своим внешности, способностям... Иными словами, мы с детства учимся оценивать себя. Так возникает то, что обозначается личным местоимением  “Я”. Получается уже знакомая нам интересная ситуация: человек как бы раздваивается – одна его половина действует, разговаривает, решает задачи, делает авиамодели, играет в футбол, читает книги, а другая – оценивает, сравнивает, контролирует. Отсюда личность может быть довольна собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, психологических качеств и места среди других людей [6].

Самооценка предполагает оценку своих способностей, качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения. Самооценка является важнейшим регулятором поведения личности. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка личности тесно связана с уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха в различных видах деятельности.

Люди с низкой самооценкой ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достичь, преувеличивают значение неудач. Им свойственны такие черты, как нерешительность, боязнь, обидчивость, придирчивость, чрезмерная совестливость, конфликтность. Однако человек с низкой самооценкой, как отмечает М.К. Тутушкина [52], легче поддается влиянию других людей и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой.

Люди с завышенной самооиенкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достичь. Уровень их притязаний превышает реальные возможности. К себе они не критичны. Считают себя самыми хорошими людьми, умными, добрыми. К окружающим пренебрежительны. С оценкой, которую им дают окружающие, не соглашаются, часто бывают причиной конфликтных ситуаций в коллективе. Чертами их характера становятся зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, неуважительное, грубое отношение к окружающим.

Адекватная самооценка личностью своих способностей и возможностей обеспечивает и соответствующий адекватный уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению.

Чаще всего люди оценивают себя неадекватно, они не знают, за что себя следует уважать и что в себе надо развивать [36].

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их значении для его потребностей и мотивов деятельности.

Все, что побуждает индивида к активности, образует его мотивационную сферу. Это могут быть мотивы, интересы, потребности, нужда, цели. Иногда (например, в деятельностной концепции мотивов) к мотивационной сфере относят всю совокупность мотивов, формирующуюся и развивающуюся в онтогенезе.

Мотивационная сфера личности – динамичная система. А динамичность определяется изменением силы и приоритетности мотивов, потому как в зависимости различных факторов меняется внутреннее отношение человека к своим потребностям – какие-то побуждения начинают доминировать, другие уходят на второй план.

Потребность – объективная необходимость субъекта (организма) в чем-то внешнем, обладающим предметным содержанием. А.Н. Леонтьев: потребность – нужда. Объем потребности – количество благ, необходимых для ее удовлетворения. Разделяют постоянный и актуальный объем потребностей [31].

С.Л. Рубинштейн: потребность должна быть представлена психически. Ее отражение – эмоция. Эмоция – отражение потребности, ее актуального состояния.

То, что направляет деятельность – предмет потребности. Мотив – предмет потребности, направляющий деятельность. Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность. Основные функции мотива: 1) связь мотива и потребности – мотив, как ее предмет, который передаетей свою побуждающую силу. Функция – побуждение. 2) действие – процесс, мотив и цель которого не совпадают. Смысл – отношение мотива к цели. Функция – смыслообразование. Мотив придает смысл конкретным целям [15].

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [24]. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты [12].

Аффект – это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели) или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

«Особенность эмоций, – отмечал в своей книге “Деятельность. Сознание. Личность” замечательный психолог А.Н. Леонтьев, – состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта».

Довольно важным фактором в эмоциональной сфере личности, является восприятие своего образа тела. Образ тела - восприятие человеком эстетики и сексуальной привлекательности своего собственного тела. [58]

В большинстве исследований понятие  «образ тела» рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Р. Бернс, М.О. Мдивани, Р.И. Меерович, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, Е.Т. Соколова и др.).

Само понятие  «образ тела» ввел П. Шильдер, определив его как  «субъективное переживание человеком своего тела «, т.е. как психический пространственный образ, который, по его мнению, складывается в межличностном взаимодействии.

Это своеобразная система представлений человека о физической стороне собственного  «Я», о своем теле - телесно-психологическая  «карта». При этом образ тела не является пассивным и  «застывшим», раз и навсегда заданным. Напротив, он динамичен и субъективен, так как формируется самим человеком в процессе активной деятельности [26].

Именно в процессе развития индивида происходит разделение себя от объекта, а с формированием абстрактного мышления образ тела обретает четкие границы. На последующих этапах развития к ним присоединяется социальное воздействие, проявляющееся в реакциях со стороны окружающих на внешний облик индивида [23].


Дата: 2019-04-23, просмотров: 275.