Научные подходы к изучению проблемы модификаций тела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Преобразование внешнего облика – важная практическая задача бытия человека, связанная как с удовлетворением социально-психологических потребностей личности, так и с социальной регламентацией жизни человека в обществе. Практики преобразования внешнего облика многообразны. В различные исторические эпохи, в разных культурах и обществах они выполняли функции, отличающиеся по своему значению и направленности (А.К. Байбурин, М. Бахтин, Б. Дубин, Н.М. Каминская, И.С. Кон, К. Леви-Стросс, Е.Л. Омельченко, Д. Паке, М. Фуко) [37].

Под модификациями тела подразумеваются искусственные изменения тела, осуществляемые по эстетическим, социально-идентификационным, религиозным или психологическим мотивам [42, 43]. Эти изменения могут осуществляться самостоятельно либо с помощью специалистов в области модификаций тела. К модификациям тела относят такие традиционные формы декорирования тела, как пирсинг, татуирование, шрамирование, клеймение и более радикальные способы изменения своего внешнего облика(например, введение искусственных имплантов под кожу для изменения поверхности тела). Будучи культурными практиками, связанными, в частности, с ритуалами перехода и исцеления, модификации тела рассматриваются как социально рискованные практики трансформаций телесности [14].

Ретроспективная оценка роли модификаций тела в культурном и социальном контекстах позволяет говорить о трансгрессивном характере изменений субъектом своего внешнего облика– «использовании себя в качестве инструмента для достижения самого себя». Право на телесные модификации связывается с морфологической свободой, декларируемой трансгуманистами, т.е. правом изменять, трансформировать собственное тело[66].

С.Н. Яременко, исследуя проблему внешности человека в культуре, отмечает, что сущность человека и его индивидуальность не исчерпываются только внутренними, психологическими, духовными началами. По мнению ученого, для жизни в мире человек должен быть воплощен в нем, занимать определенное пространство, быть осязаемым, зримым, телесным [59].

При изучении оформления внешности в отечественной психологии используются разные методологические подходы: социально-перцептивный подход (А.А. Бодалев, В.А. Лабунская, Я.Б. Наровская, В.Н. Панферов, Н.В. Родионова,  Е.Б. Перелыгина, Е.А. Петрова и др.); подхода с позиции визуальной психосемиотики (Е.Я. Басина, Л.Т. Баранская, И.В. Бондаренко, Е.А. Петрова, Р.А. Степучев и др.) [5, 8, 37, 48].

Оформление внешности в психологии, выступая характеристикой внешнего облика, является формой объективизации внутреннего мира личности (А.А. Бодалев, В.А. Лабунская, Е.А. Петрова), обусловленной потребностями в самовыражении и самореализации (М.И. Килошенко).

Исследования, проведенные учеными в различных направлениях в зарубежной психологии, позволяют сделать вывод о том, что оформление внешности (система элементов: одежда, обувь, прическа, украшения и др.) является проявлением невербальной коммуникации, характеризующейся трансляцией в общество собственных индивидуально-психологических особенностей, приемом и передачей людьми друг другу определенных культурных образцов, ценностей, назначение которых не всегда понятно.

Современная антропологическая психология, рассматривающая человека в качестве открытой психологической системы, открывает новые возможности для рассмотрения проблемы оформления внешности человека как проявление самореализации личности.

По словам К.А. Абульхановой-Славской, источником активности становится гармоничное соотношение выбранной социальной роли своей внутренней позиции, своему “Я”. «Так, осуществляясь личностью в действенном плане жизни, активность приобретает форму самореализации, во временном плане – форму актуализации своих действий, т. е. саморегуляции, в ценностном плане – форму самовыражения (самолюбия) как проявления своего “Я” в жизни» [2].

Довольно часто самореализация рассматривается в связи с проблемой раскрытия собственных потенциалов, возможностей, развития задатков [16] в профессиональной деятельности [9].

За рубежом проблема самореализации связывается с гуманистическим подходом в психологии, основателем которого является А. Маслоу [33]. Гуманистическая психология, по мнению психолога, должна изучать высшие человеческие потребности, саморазвитие, знание, понимание, т.е. самоактуализированную личность. Фундаментальной характеристикой самоактуализированного человека является креативность. А. Маслоу включает в это понятие способ мироощущения, который такой человек может проявить в любой деятельности. К. Роджерс считает, что в качестве движущей силы функционирования личности выступает стремление к самоактуализации, потребность человека реализовать собственные врожденные возможности [47].

По мнению В.Е. Клочко и Э.Г. Галажинского самореализация имеет системную детерминацию и трактуется как форма самоорганизации человека, понимаемого в качестве открытой психологической системы [10]. В. Франкл считает, что самоактуализация происходит спонтанно и перестает существовать, когда становится целью [53]. В отечественной психологии к проблеме анализа понятий «самореализации» и «самоакуализации» обращается Д.А. Леонтьев [32]. По его мнению, самореализация обозначает процессы личностного развития и трансляции в общество личностного содержания через созидательные и коммуникативные процессы. Л.А. Коростылева определяет самореализацию как самоосуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск утверждения своего особого пути в мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени [27].

Полагаясь на данное понимание, мы определяем  «оформление внешности» как, являющуюся проявлением самореализации, деятельность по подбору системы элементов (одежда, обувь, украшения, аксессуары, прическа, модификации тела: татуировки, пирсинг, шрамирование).

Современная антропологическая психология, позволяюет представить проблему оформления внешности как проекцию в вещный мир смыслов и ценностей человека, детерминирующих самореализацию. Оформляя свою внешность, человек презентирует во внешнюю среду и особенности ценностно-смыслового устройства своего жизненного мира. Поскольку противоречие между образом мира и образом жизни понимается в теории психологических систем как движущая сила саморазвития человека, то оформление внешности не может не отражать специфические моменты этого противоречия. Образ жизни должен проявляться и в оформлении внешности так же, как в нем должна проявляться система отношений человека к миру и самому себе. Это означает, что человек выбирает способы оформления внешности, соответствующие его ценностям, смыслам. Они могут противопоставляться традиционным ценностями общества.

В современной анропологической психологии проблема оформления внешности может быть рассмотрена и в плане транскоммуникации (В.И. Кабрин). С этой точки зрения оформление внешности человека является процессом кодирования определенных знаковых параметров, например, переживая чувство одиночества, страха или обиды, человек трансформирует собственное оформление внешности и таким образом транслирует смысловое содержание. Вступая в коммуникативную ситуацию (имеющую смыслообразующую природу), человек может одновременно или последовательно быть генератором коммуникативной ситуации как смыслового пространства, человеком, вовлекающимся в смысловое пространство другого субъекта, предметом или темой общения и комплексом знаков, жестов, с помощью которых до партнера доносится какое-либо смысловое содержание [18].

Одежда, обувь, прическа, татуировки, пирсинг, аксессуары являются видимым проявлением образа жизни и образа мира; знаками, указывающими на принадлежность к группе, несущими информацию о личности человека, его отношении к себе, окружающим, традициям и т.д.

Внешнее сходство является проекцией сходных потребностей в молодежных субкультурах.

Молодежь выбирает тот образ жизни, который определяет ее развитие, а оформление внешности представителей молодежных субкультур связывается с ценностно-смысловыми основаниями их образа мира.
Специфика оформления внешности в молодежных субкультурах такова, что некоторые элементы оформления внешности ее представителей заимствованы из разных культур. Так, ношение дисков в нижней губе, нанесение шрамов на лицо в племенах Африки получило распространение среди представителей разных возрастных групп и субкультур мира в виде модификаций тела, таких, как «пирсинг», «шрамирование», «татуировка» и др.

В.В. Абраменкова [1] рассматривает татуировку как знак потребности в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своего отношения к миру представителей молодежных субкультур. Ношение татуировок, пирсинга, подрезов подростками связывается с желанием быть дизайнером собственного тела, ощущать свою уникальность и возможность проявить творческий потенциал.

Н.А. Польская рассматривает модификации тела с позиции медицинской психологии и относит их к разряду самоповреждающего поведения [44].

В последние годы, в связи с усилившимся интересом к психологии инновационного поведения, в рамках данного подхода актуальными становятся исследования инициативного, творческого, сверхадаптивного поведения личности, в основе которого находится стремление личности к самореализации.

Таким образом, в результате изучения феноменологии психологической детерминации самореализации можно сделать вывод, что для одних людей оформление внешности будет являться проекцией ценностей, а для других - смыслов. По мнению В.Е. Клочко и Э.В. Галажинского, суверенная личность способна самостоятельно и без посредников выходить к культуре и брать из нее основания для сохранения самой себя [21]. В этой связи анализ распространенного специфического оформления внешности в среде молодежи позволяет сделать вывод, что оформление внешности может проявляться на разных уровнях самореализации личности детерминированным доминированием текущих потребностей, наличных возможностей, и актуальных смыслов и ценностей. Из всех возможных способов реализации своих потенций (самовыражение, самоутверждение, сверхадаптивность), проявляющихся в оформлении внешности, человек может выбрать именно тот вариант, который будет являться отражением его индивидуальных смыслов, ценностей, обеспечивающих самореализацию.

Трансформируя собственное оформление внешности, создавая оригинальное оформление внешности, модифицируя собственное тело (татуировки, пирсинг, шрамирование), тем самым актуализируя творческие мотивы, человек может открывать новые возможности самореализации высшего уровня.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 279.