1.Концептуализация. Пациента спрашивают: "Что общего между яблоком и грушей?" Правильным считают ответ, который содержит категориальное обобщение ("Это фрукты"). Если больной затрудняется или дает иной ответ, ему подсказывают правильный. Потом спрашивают: "Что общего между пальто и курткой?" ... "Что общего между столом и стулом?". Каждое категориальное обобщение оценивается в 1 балл. Максимальный балл в данной пробе - 3, минимальный - 0.
2.Беглость речи. Просят закрыть глаза и в течение минуты называть слова на букву "с". При этом имена собственные не засчитываются. Результат: более 9 слов за минуту - 3 балла, от 7 до 9 - 2 балла, от 4 до 6 - 1 балл, 3 и менее - 0 баллов.
3.Динамический праксис. Больному предлагается повторить за врачом одной рукой серию из трех движений: кулак (ставится горизонтально, параллельно поверхности стола) - ребро (кисть ставится вертикально на медиальный край) - ладонь (кисть ставится горизонтально, ладонью вниз). При первом предъявлении трёх описанных выше серий больной только следит за врачом, при втором предъявлении трёх серий - повторяет движения врача, наконец,
следующие два раза по три серии делает самостоятельно. При самостоятельном выполнении подсказки больному недопустимы.
Результат: правильное выполнение девяти серий движений - 3 балла,
шести серий - 2 балла, трёх серий (совместно с врачом) - 1 балл.
4.Простая реакция выбора. Дается инструкция: "Сейчас я проверю Ваше внимание. Мы будет выстукивать ритм. Если я ударю один раз, Вы должны ударить два раза подряд. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз". Выстукивается следующий ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата: правильное выполнение - 3 балла, не более 2 ошибок - 2 балла, более 2 ошибок - 1 балл, полное копирование ритма врача - 0 баллов.
5.Усложненная реакция выбора. Дается инструкция: "Теперь если я ударю один раз, то Вы ничего не должны делать. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз". Выстукивается ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата аналогично п. 4.
6.Исследование хватательных рефлексов. Больной сидит, его просят положить руки на колени ладонями вверх и проверяют хватательный рефлекс. Отсутствие хватательного рефлекса оценивается в 3 балла. Если больной спрашивает, должен ли он схватить, ставится оценка 2. Если больной хватает, ему дается инструкция не делать этого и хватательный рефлекс проверяется повторно. Если при повторном исследовании рефлекс отсутствует ставится 1, в противном случае – 0 баллов.
Общепринятого подхода к интерпретации результата БТЛД сегодня не существует. По опыту клиницистов результат батареи от 16 до 18 баллов соответствует нормальным когнитивным функциям или лёгким когнитивным нарушениям; 12-15 баллов свидетельствует об умеренной лобной дисфункции в отсутствие деменции, а 11 баллов и ниже характерны для деменции лобного типа. Однако, как и в отношении краткой шкалы оценки психического статуса, результаты теста не следует рассматривать в отрыве от клинических и анамнестических данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Краткая шкала оценки психического статуса
ОЦЕНКА (баллы)
1 .Ориентировка во времени:
Назовите дату (число, месяц, год, день недели, время года) 0 - 5
2.Ориентировка в месте:
Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, комната) 0 - 5
3.Восприятие:
Повторите три слова: лимон, ключ, шар 0 - 3
4.Концентрация внимания:
Серийный счет ("от 100 отнять 7") - пять раз 0 - 5
5.Память:
Припомните 3 слова (см. п.3) 0-3
6.Речь:
Называние (ручка и часы) 0 - 2
Повторите предложение: "Никаких если, и или но" 0-1
3-этапная команда: 0 - 3
"Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите
на стол"
Чтение:
Прочтите и выполните "Закройте глаза" 0 - 1
Напишите предложение 0 -1
Срисуйте рисунок 0 - 1
Общий балл 0 - 30
Инструкции
1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год, день недели и время года. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Таким образом, больной может получить от 0 до 5 баллов.
2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: "Где мы находимся?". Больной должен назвать страну, область, город, учреждение в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). За каждый правильный ответ больной получает 1 балл. Таким образом, за данную пробу пациент также может получить от 0 до 5 баллов.
3. Восприятие. Дается инструкция: "Повторите и постарайтесь запомнить три слова: лимон, ключ, шар". Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. После этого спрашиваем больного: "запомнили слова? Повторите их ещё раз". Если больной затрудняется повторно их повторить, предъявляем слова вновь, пока больной их не запомнит (но не более 5 раз). В баллах оценивается только результат первого повторения. В этой пробе пациент может получить от 0 до 3 баллов.
4. Концентрация внимания. Дается следующая инструкция: "Пожалуйста, отнимите от 100 семь, от того что получится ещё раз отнимите семь, и так сделайте несколько раз. Исследуется пять вычитаний (до результата "65"). За каждое правильное вычитание начисляется один балл. Пациент, таким образом, может получить в данной пробе от 0 до 5 баллов. В случае ошибки, врач должен поправить пациента, подсказав, правильный ответ. Балл за ошибочное действие не начисляется.
5.Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в пункте 3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.
Речь
6.1.Называние. Показывают карандаш и спрашивают: "Что это такое?", аналогично - часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
6.2.Повторение фразы. Просят больного повторить следующую фразу: "Никаких но". Фраза произносится только один раз. Правильное повторение оценивается в один балл.
6.3.3-х этапная команда. Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. "Возьмите лист бумаги правой рукой, сложите его вдвое и положите на стол". Каждое правильное выполненное действие оценивается в один балл.
6.4.Чтение. Даём больному лист бумаги, на котором крупными буквами написано: "ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА". Даётся следующая инструкция: "Прочитайте вслух и сделайте то, что здесь написано". Больной получает один балл, если после правильного прочтения вслух он действительно закрывает глаза.
6.5.Письмо. Просим пациента придумать и написать какое-нибудь предложение. Пациент получает 1 балл в том случае, если придуманное им предложение является осмысленным и правильным в грамматическом отношении.
6.6.Рисунок. Больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. В том случае, если пациент перерисовывает обе фигуры, каждая из которых содержит 5 углов, линии пятиугольников соединены, и фигуры действительно пересекаются, пациент получает 1 балл. Если хотя бы одно из условий не соблюдено (хотя бы в одной фигуре меньше или больше 5 углов, угловые линии не соединяются, фигуры не пересекаются) балл не начисляется.
Общий результат теста получается путем суммации результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит.
По данным разных исследователей, результаты краткой шкалы оценки психического статуса могут быть интерпретированы следующим образом:
•28-30 баллов - нет нарушений когнитивных функций или лёгкие
когнитивные нарушения
•25-27 баллов - умеренные когнитивные нарушения
•20-24 балла - деменция легкой степени выраженности
• 11-19 баллов -деменция умеренной степени выраженности
•0-10 баллов - тяжелая деменция
Следует учитывать, что на результат выполнения краткой шкалы оценки психического статуса оказывает влияние уровень образования. В целом, одним из основных условий диагностики когнитивных нарушений является наличие до болезни более высокого уровня когнитивных способностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Основные правовые вопросы деятельности клинического психолога («медицинского психолога» в соответствии со штатным расписанием учреждений Министерства здравоохранения)
1) Клинический (медицинский) психолог (в т. ч. нейропсихолог), это специалист с высшим психологическим образованием по специальности «Клиническая психология», в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования: специальность 022700 — «Клиническая психология», с квалификацией: Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 2.03.2000. № 686; либо специалист с другим высшим психологическим образованием по специальности "Психология" и получивший профессиональную переподготовку на факультете последипломного образования по клинической психологии в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию и государственную аккредитацию.
2) Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" были обозначены должностные обязанности и требования к компетенциям медицинского психолога.
Должностные обязанности. Медицинский психолог проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного. Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств. Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных. Выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей. Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии. Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
Медицинский психолог должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан; Декларацию прав и свобод человека; медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику); методы психологического консультирования; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности; психологию труда; деонтологию; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы.
3) Медицинский психолог при работе в реабилитационной команде получает запрос на консультацию пациента от врача-реабилитолога, врача-невролога, врача-реаниматолога, врача-психиатра в зависимости от специализации учреждения и организации внутреннего распорядка согласно должностным инструкциям
4) Медицинский психолог обязан соблюдать этические принципы, изложение которых представлено в изданиях «Этические принципы психологов» (Ethical principles of psychologists) и «Этические принципы проведения исследований с людьми» (Ethical principles in the conduct of research with human participants) Американской психол. ассоц. (АРА), в т. ч. соблюдать принцип неразглашения личной информации пациента, полученной в ходе консультации.
5) Медицинский психолог в своей работе несет личную ответственность за содержание заключения, приобщенного к истории болезни пациента
6) Медицинский психолог, имея психологическое образование, не осуществляет медикаментозной коррекции в диагностике, реабилитации и лечении пациента.
Пример документа для внутреннего приказа учреждения.
Функциональные обязанности клинического психолога (нейропсихолога) на разных этапах реабилитации детей с приобретенными поражениями центральной нервной системы.
Общие положения
1.1. Нейропсихолог – клинический (медицинский) психолог, специалист с высшим психологическим образованием по специальности «Клиническая (медицинская) психология», в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования: специальность 022700 — «Клиническая психология», с квалификацией: Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 2.03.2000. № 686; либо специалист с другим высшим психологическим образованием по специальности "Психология" и получивший профессиональную переподготовку на факультете последипломного образования по клинической (медицинской) психологии в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию и государственную аккредитацию.
1.2. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
1.2.1. В своей работе руководствуется:
- Конституцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 г. и вступившей в силу для СССР 15.09.90.;
- Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 19.08.1993, № 33, ст. 1318),
- Законом Российской Федерации РФ № 3802 от 3 июля 1998 г «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 Декабря 1998 г. N 383 "О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций";
- Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 года № 3185-1.
1.2.2. Клинический психолог - нейропсихолог, работающий в системе здравоохранения и занимающийся реабилитацией детей, должен знать:
- клиническую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психотерапию, психодиагностику, психологическое консультирование), а также возрастную психологию;
- методы нейропсихологической диагностики, коррекции, восстановительного обучения;
- а также основы детской неврологии, анатомии, нейрохирургии.
2. Функциональные обязанности клинического психолога – нейропсихолога в острый период течения заболевания (на этапе ранней реабилитации в условиях отделений реанимации и интенсивной терапии, профильных отделений стационара (нейрохирургических, неврологических)):
Клинический психолог - нейропсихолог в медицинской реабилитации участвует в командной работе, наряду с другими специалистами участвует в:
- определении реабилитационного потенциала пациента и прогноза восстановления (когнитивного),
- постановке реабилитационных целей при командной форме работы.
Также проводит:
1) первичную оценку состояния высших психических функций детей в зависимости от степени нарушения сознания:
а) оценку уровня сознания и мониторинг восстановления сознания с помощью нейроповеденческих шкал;
б) первичную нейропсихологическую диагностику нарушений высших психических функций (праксиса, гнозиса, речи в т. ч письма и чтения, памяти, мышления в т.ч. счетных операций) при возможности невербального/вербального контакта с пациентом;
2) мониторинг динамики регресса/прогресса выявленной нейропсихологической симптоматики нарушений высших психических функций.
3) индивидуальные занятия нейропсихологического восстановительного обучения
4) повторную нейропсихологическую диагностику с оценкой динамики восстановления высших психических функций;
5) нейропсихологическую диагностику перед и после нейрохирургических вмешательств.
6) нейропсихологическую диагностику с оценкой влияния медикаментозной терапии в лечебном процессе.
7) мониторинг с оценкой эффективности проводимых реабилитационных мероприятий (когнитивных).
Клинический психолог-нейропсихолог составляет заключение по результатам нейропсихологической диагностики с отражением динамики при восстановительном обучении и рекомендациями родителям.
3. Функциональные обязанности клинического психолога – нейропсихолога в промежуточный период течения заболевания (в промежуточном, позднем восстановительном периоде в условиях реабилитационных отделений/центров):
Клинический психолог - нейропсихолог в медицинской реабилитации участвует в командной работе, наряду с другими специалистами участвует в:
- определении реабилитационного потенциала пациента и прогноза восстановления (когнитивного),
- постановке реабилитационных целей при командной форме работы
Также проводит:
1) первичную оценку состояния высших психических функций детей (праксиса, гнозиса, речи в т. ч письма и чтения, памяти, мышления в т.ч. счетных операций) и мотивационной сферы;
2) индивидуальные занятия нейропсихологического восстановительного обучения;
3) групповые занятия нейропсихологического восстановительного обучения (мини-группы);
4) повторную нейропсихологическую диагностику в конце цикла когнитивной реабилитации
5) нейропсихологическую диагностику с оценкой влияния медикаментозной терапии в лечебном процессе.
Клинический психолог-нейропсихолог консультируют родителей по вопросам дальнейшего образовательного маршрута ребенка, по проблемам адаптации в быту в зависимости от степени нарушений высших психических функций;
Клинический психолог-нейропсихолог составляет заключение по результатам нейропсихологической диагностики с отражением динамики при восстановительном обучении и рекомендациями родителям и специалистам сферы образования.
4. Функциональные обязанности клинического психолога – нейропсихолога в отдаленный период течения заболевания (в позднем восстановительном периоде в условиях дневного стационара. амбулаторно-поликлинической службы и помощи с выездом на дом):
Клинический психолог-нейропсихолог проводит:
1) первичную оценку состояния высших психических функций детей (праксиса, гнозиса, речи в т. ч письма и чтения, памяти, мышления в т.ч. счетных операций) иногда с дифференциальной диагностикой установочных тенденций (симуляция, диссимуляция, аггравация, сюрсимуляция, метасимуляция);
2) индивидуальные и групповые занятия нейропсихологического восстановительного обучения;
3) индивидуальные и групповые занятия, направленные на компенсацию когнитивного дефекта с обучением использованию вспомогательных средств (в т.ч. технических)
Клинический психолог-нейропсихолог осуществляет самостоятельно или совместно с другими специалистами (социальными работниками, педагогами. эрготерапевтами) работу по восстановлению социальных навыков или их компенсации с учетом когнитивного дефекта.
Клинический психолог-нейропсихолог определяет возможности и ограничения процесса обучения ребенка и консультируют родителей по вопросам дальнейшего образовательного маршрута ребенка, по проблемам адаптации в быту в зависимости от степени нарушений высших психических функций;
Клинический психолог-нейропсихолог составляет заключение по результатам нейропсихологической диагностики с отражением динамики восстановления.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 218.