ОПРЕДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЯЮЩИХ (РЕГУЛЯТОРНЫХ) ФУНКЦИЙ И КРИТИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управляющие (регуляторные) функции

В отечественной нейропсихологии традиционно принято называть функции, обеспечиваемые префронтальными отделами лобных долей мозга, функциями программирования, регуляции и контроля психической деятельности (Лурия, 2002). Более широкое понимание нарушений, вызываемых повреждением указанной зоны мозга, включающее в себя и такие составляющие, как критичность к своему заболеванию, текущему состоянию и прогнозу своей жизнедеятельности в будущем, уровень обобщения и метакогнитивные процессы, инициация поведения и деятельности, представил в своих работах А.Р.Лурия, который описал перечисленные расстройства как варианты «лобного синдрома» (Лурия, 1969). В последние десятилетия в зарубежной нейропсихологии для описания нарушения функций лобных долей мозга и связанных с ними структур используется термин executive function, переводимый на русский язык как управляющие функции мозга. Нарушения управляющих функций отмечаются не только при непосредственном повреждении корковых отделов лобных долей мозга, но и иных мозговых структур (подкорковых и глубинных областей головного мозга), а также проводниковой части ЦНС (в российской традиции такого вида нарушения называют «псевдолобным синдромом»). 

В многочисленных исследованиях был выявлен ряд различных компонентов, процессов и подпроцессов в составе управляющих функций. Так, согласно модели Cicerone, Levin, Malec, Stuss, and Whyte (2006),  в составе управляющих функций выделяют четыре сферы:

 1) управляющие когнитивные функции, связанные с контролем и планированием, целенаправленностью деятельности;

2) функции поведенческой саморегуляции, связанные с эмоциональным подкреплением;

3) функции, регулирующие активацию, т.е. обеспечивающие инициативу и активацию поведения;

 4) метакогнитивные процессы

В отношении первой области, связанной с контролем и планированием, существуют различные теоретические модели. Одна из них, модель управления действиями  Norman и Shallice (1986), уточненная позже Shallice and Burgess (1996), включает следующие подпроцессы:

1. подпроцесс планирования, который приводит к возникновению новых, временных схем;

2. рабочая память, которая содержит одновременно необходимую информацию для реализации новых временных схем;

3. система, отвечающая за мониторинг и оценку выполнения, которая разрешает или отклоняет действие в соответствии с программой решения задачи.

В целом, в многочисленных исследованиях функций лобных долей был выявлен ряд различных компонентов и подпроцессов в составе управляющих функций и рабочей памяти. Каждый из подпроцессов может быть оценен относительно независимо от другого соответствующим тестом, что позволяет делать реабилитационный процесс более точным и целенаправленным.

 

Критичность

Одной из составляющих эмоционально-личностных расстройств, возникающих, преимущественно, при повреждении орбито-фронтальных отделов лобных долей мозга, является нарушение критического отношения пациента к своему заболеванию (анозогнозия). Под критичностью понимают оценку и переживание пациентом своего заболевания, когнитивную и эмоциональную составляющие внутренней картины болезни (Корсакова, Московичюте, 2003; Николаева В.В., 1987).

Нарушение когнитивной составляющей проявляется в отсутствии истинного понимания своей болезни, возникшего дефицита, ограничений, последствий и возможностей, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Такие больные не могут понять суть своей ошибки при выполнении задания даже при понимании того, что что-то сделано не так. Отсутствие когнитивного компонента критичности может проявляться при наличии известной степени переживания своей несостоятельности.

Нарушение эмоциональной составляющей проявляется в отсутствии переживания болезни и своих ограничений, игнорировании существенных последствий заболевания, формальном перечислении симптомов болезни. Как правило, в ситуации неуспеха в ходе выполнения задания больные не расстраиваются, их настроение остается скорее благодушным. Больные пытаются объяснить свою несостоятельность, обесценивая саму необходимость выполнения задания различными внешними факторами.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 188.