НЕДОПУСТИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ УПРАВЛЯЮЩИХ (РЕГУЛЯТОРНЫХ) ФУНКЦИЙ И КРИТИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При нарушении управляющих (регуляторных) функций и критичности не допускается:

1. Разрешать самостоятельный прием лекарственных препаратов до определения структуры и степени выраженности расстройств.

2. Разрешать самостоятельно пользоваться колющими, режущими, возгорающимися и другими опасными предметами до определения структуры и степени выраженности расстройств.

3. Разрешать самостоятельно выходить из отделения до определения структуры и степени выраженности расстройств.

4. Оставлять пациента без присмотра при выполнении какой-либо деятельности (например, в эргозоне).

5. Ограничиваться данными первого диагностического обследования (необходимо обследование в динамике не реже 1раз в 2недели).

6. Давать пациентам задания только в устной форме, без использования наглядных схем, пиктограмм, прописанных алгоритмов.

7. Осуществлять контроль за выполнением договоренностей без использования наглядной обратной связи.

ПРОФИЛАКТИКА

Профилактика нарушений управляющих (регуляторных) функций и критичности связана с первичной и вторичной профилактикой заболевания, послужившего причиной развития этих нарушений.

 

ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ

       Часто возникающей проблемой в работе с такими больными является неполное понимание родными и близкими пациента имеющихся расстройств и путей их преодоления. Рекомендуется обеспечивать информацией пациентов и людей, ухаживающих за ними (Варако, Куликова, Даминов, 2009).

Наиболее частые ошибки окружения больного:

1. Гиперопека и, таким образом, торможение перехода к большей самостоятельности (саморегуляции, самоконтролю, целеполаганию и т.д.)

2. Раздражение, обида, агрессия и отчуждение от пациента (т.е. приписывание имеющихся трудностей не болезни, а личностным особенностям)

 

Необходимые действия психолога:

ü Разъяснение специфики болезни

ü Разъяснение специфики расстройств при нарушении управляющих (регуляторных) функций и критичности.

ü Помощь в выработке адекватных поведенческих стратегий во взаимодействии с больным

ü Снятие психологического стресса, работа с эмоциональными реакциями родных и близких

ЛИТЕРАТУРА

Литература, цитируемая в рекомендациях

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Система методов восстановительного обучения при грубой речевой патологии // Проблемы патологии речи. Отв. редактор В.В. Ковалев. М., 1989, с. 10-12.

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Работа с числовым рядом в восстановительном и коррекционном обучении. // Дефектология, 1993, N.2. – C.47-50

3. Варако Н. А., Куликова И., Даминов В. Нейропсихологическая реабилитация больных с нарушениями программирования, регуляции и контроля деятельности // В кн.: I Международный конгресс "Нейрореабилитация - 2009", Москва, 2-3 июня 2009 г., стр.46. Тезисы докладов.

4. Выготский Л.С. Психология. М., Апрель –Пресс, 2000

5. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. М.,1966

6. Григорьева В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга. М.: УМК «Психология» - МПСИ, 2006.

7. Глозман Ж.М. Мотивационные и личностные аспекты реабилитации больных с афазией. / В кн.: Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983, с. 212-215

8. Захаров В. В., Яхно Н. Н. Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте //Методическое пособие для врачей. М. – 2005. – Т. 71.

9. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., Академия, 2003

10. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. – Изд-во АМН СССР, 1948.

11. Лурия А.Р.. Основы нейропсихологии. М., Академия, 2002

12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., МГУ, 1969

13. Микадзе Ю.В. Некоторые методологические вопросы качественного и количественного анализа в нейропсихологической диагностике. Вестн.Моск.ун-та. Сер.14.Психология. 2012. № 2, с. 96-103

14. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику: психологическое исследование. – Изд-во Моск. ун-та, 1987

15. Проблемы афазии и восстановительного обучения. / Л.С. Цветкова (ред.) М.: Изд-во МГУ, 1979, с. 162.

16.  Цветкова Л.С., Глозман Ж.М., Калита Н.Г., Максименко М.Ю., Цыганок А.А. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией. М.: Изд-во МГУ, 1980, 82 с.

17. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. - СПб.:Питер, 2007.

18. Adamovich B. B., Henderson J. A., Auerbach S. Cognitive rehabilitation of closed head injured patients: A dynamic approach. – San Diego, CA : College-Hill Press, 1985.

19. Akhutina T.V., Glozman J.M., Moskovich L.I. Short glossary of Lurian terminology. In: A.R. Luria and Contemporary Psychology: Festschrift celebrating the centennial of his birth. Akhutina T.V., Glozman J.M., Moskovich L.I., Robbins D. (Eds.) N.Y.: Nova Publishers, 2004, p. 199-200.

20.  Burgess P. W., Alderman N. Executive dysfunction //Clinical neuropsychology: A practical guide to assessment and management for clinicians. 2004. – С. 185-210.

21. Haarbauer-Krupa J., Henry K., Szekeres S. F. fit Ylvisaker, M.(1985). Cognitive rehabilitation therapy: Late stages of recovery //Head injury rehabilitation: Children and adolescents. – С. 311-346.

22. Fleming J. M., Strong J., Ashton R. Self-awareness of deficits in adults with traumatic brain injury: how best to measure? //Brain Injury. – 1996. – Т. 10. – №. 1. – С. 1-16.

23. Cicerone, K., Levin, H., Malec, J., Stuss, D., & Whyte, J. Cognitive rehabilitation interventions for executive function: moving from bench to bedside in patients with traumatic brain injury. Journal of Cognitive Neuroscience, 18(7), 2006, p.1212-1222.

24.  Norman, D. A., & Shallice, T. Attention to action: Willed and automatic control of behavior. In R. Davidson, G. Schwartz, & D. Shapiro (Eds.), Consciousness and Self Regulation: Advances in Research and Theory. 1986, (Vol. 4). New York: Plenum Press

25. Shallice, T., & Burgess, P. The domain of the supervisory process and temporal organisation of behaviour. Philosophical Transactions: Biological Sciences. 1996, 351, 1405–1412.

26. Wesolowski M. D., Zencius A. H. A practical guide to head injury rehabilitation: A focus on postacute residential treatment. – Springer, 1994

 

Литература, используемая в рекомендациях

 

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Восстановительное обучение при грубой сенсомоторной афазии. //Актуальные проблемы логопедической практики. /Под ред. М.Г. Храковской. - Спб.: “Акционер и К°”, 2004. – C.92-115

2. Варако Н.А., Корсакова Н.К. О детерминантах формирования нейрокогнитивных расстройств при артериальной гипертензии в позднем возрасте. Вестник МГУ. Серия 14, психология. 2005, 4, с. 16-24

3. Глозман Ж.М., Калита Н.Г., Цыганок А.А. Об одном методе групповой реабилитации больных с афазией. / Асмолов А.Г., Ахутина Т.В., Битова А.Л., Герасименко О.А., Глозман Ж.М., Дименштейн Р.П., Константинова И.С. (Ред). Нейропсихолог в реабилитации и образовании. – М.: Теревинф, 2008, с.44-51

4. Глозман Ж.М., Пылаева Н.М., Сильвестре К. О некоторых подходах к восстановлению зрительной памяти при афазии. / Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С.Корсакова, 1989, 9, с. 103-108.

5. Калита Н.Г. Методы восстановления номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии. / Цветкова Л.С. (ред.) Проблемы афазии и восстановительного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1975, с. 183-195.

6. Калита Н.Г., Пылаева Н.М. Аудиовизуальная методика восстановления речи у больных с комплексной височной и семантической афазиями. / Цветкова Л.С. (ред.) Проблемы афазии и восстановительного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1975, с. 157-171.

7. Камаева О.В., Полина Монро, Буракова З.Ф. и др. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных: Методическое пособие. Часть 1. Организация Инсультного Блока / Под ред. А.А. Скоромца. – СПб., 2003

8. Камаева О.В., Полина Монро, Буракова З.Ф., Зычкова О.Б., Иванова А.А., Сорокоумов В.А., Тищенко М.Е. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных. Методическое пособие. Часть 6. Эрготерапия.— Санкт-Петербург, 2003.

9. Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте //Вестник МГУ. Сер. – 1995. – Т. 14. – С. 18-23.

10. Полонская Н.Н. Методика восстановления устной речи при комплексной моторной афазии средней степени выраженности. Вестн. МГУ. 1987, №1, с.40-46.

11. Полонская Н.Н. Применение метода фишек для восстановления устной фразовой речи при эфферентной моторной афазии. Проблемы афазии и восст. обуч., 1975, 171-176.

12. Цветкова Л.С., Глозман Ж.М., Калита Н.Г., Цыганок А.А. Групповые занятия с больными с афазией (Методические рекомендации). М.: Изд-во МЗ СССР, 1981, 30 с.

13. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Москва-Воронеж, 2004

14. Levine B. et al. Rehabilitation of executive functioning: An experimental–clinical validation of goal management training //Journal of the International Neuropsychological Society. – 2000. – Т. 6. – №. 03. – С. 299-312.

15. Lezak M. D. Neuropsychological assessment, 1983.

16. Prigatano G. P. Principles of neuropsychological rehabilitation. – Oxford University Press, 1999.

17. Wilson B. A. Towards a comprehensive model of cognitive rehabilitation //Neuropsychological rehabilitation. – 2002. – Т. 12. – №. 2. – С. 97-110.

18. Wilson B. A. Neuropsychological rehabilitation //Annual Review of Clinical Psychology. – 2008. – Т. 4. – №. 1. – С. 141-162.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Протокол комплексного нейропсихологического обследования

Ф.И.О.______________________________________________________дата обследования_________

Дата заболевания_______ № истории болезни_______________

Клинический диагноз__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Беседа

Автобиографические данные                                                                                                       

Возраст                Дата рождения (собств., детей, родителей.)             Адрес

Биография (окончание школы, ВУЗ, последняя специальность)                                                                             

                

Ориентировка:  время (дата, время года, суток, продолжительность обследования)                            

 

Место: (больница, город)                                                                                                                         

Жалобы (психосенсорные расстройства, ВПФ (память, речь, праксис), эмоционально-личностная сфера, степень активности)                     

 

Критичность в обследовании (к болезни, к ошибкам)                                             

 ПЛО (Предпочитаемая рука, левшество в роду; слух, глаз, нога)

__________________________________________________________________________________   

Гнозис

I . Зрительный гнозис

1. Предметный гнозис: узнавание изображений предметов:                                                                          (петух     гребешок      шпоры   ;                                ножницы       ;

велосипед      руль       спицы   ;                                 гриб                ;

ремень        пряжка      .     

Называние серий (дерево-велосипед-мяч; шуба-змея-очки)

Показ предметов по названию: (чайник  ; очки   , лампа    , змея       , фуражка       )

Фигуры Поппельрейтера (ведро,                               )

2. Буквенный и цифровой гнозис: (ш     т   ; зеркальн.: Е , З , 6, 9, IV , VI   .                

наложенные: 1.            2.             3.            4.             5.       )    число 2659                     

 3. Лицевой гнозис: (называние персон: 1- 4,                                                                                   

показ повторов: 1.                2.            3.         )                                                                 

А, б. Цветовой гнозис

( называние цветов 1-4;  желтый круг          , синий квадрат       , зеленый треугольник.).            

II . Слуховой гнозис

Слухо-моторные координации

а. оценка: II II II            III III III           II II IIбыстр.            III III IIIб                 

б. выполнение по образцу:  II II II     III III III     I¹¹         ¹¹ I        I¹¹ ¹¹ I             II¹¹¹                 

               

                                                                               

в. выполнение по инструкции II II II                        III III III      

Узнавание предметных звуков (скрип, шуршание, звон ключей …)                                    

 __________________________________________________________________________________

III . Соматосенсорный гнозис:

Тактильный гнозис

Чувство Ферстера: левая рука: крест    , треугольник       ,3              .                                          

    правая рука: квадрат           , круг             , 5                            .                            

_______________________

Пальцевой гнозис:

Узнавание пальцев.  левая рука: 1         , 2      , 3    , 4     ,       5                      

                                правая рука: 1         , 2      , 3    , 4     ,       5                      

 ___________________________________________________________________________                                                                                                                                     

Дата: 2019-03-05, просмотров: 197.