При нарушении управляющих (регуляторных) функций и критичности не допускается:
1. Разрешать самостоятельный прием лекарственных препаратов до определения структуры и степени выраженности расстройств.
2. Разрешать самостоятельно пользоваться колющими, режущими, возгорающимися и другими опасными предметами до определения структуры и степени выраженности расстройств.
3. Разрешать самостоятельно выходить из отделения до определения структуры и степени выраженности расстройств.
4. Оставлять пациента без присмотра при выполнении какой-либо деятельности (например, в эргозоне).
5. Ограничиваться данными первого диагностического обследования (необходимо обследование в динамике не реже 1раз в 2недели).
6. Давать пациентам задания только в устной форме, без использования наглядных схем, пиктограмм, прописанных алгоритмов.
7. Осуществлять контроль за выполнением договоренностей без использования наглядной обратной связи.
ПРОФИЛАКТИКА
Профилактика нарушений управляющих (регуляторных) функций и критичности связана с первичной и вторичной профилактикой заболевания, послужившего причиной развития этих нарушений.
ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ
Часто возникающей проблемой в работе с такими больными является неполное понимание родными и близкими пациента имеющихся расстройств и путей их преодоления. Рекомендуется обеспечивать информацией пациентов и людей, ухаживающих за ними (Варако, Куликова, Даминов, 2009).
Наиболее частые ошибки окружения больного:
1. Гиперопека и, таким образом, торможение перехода к большей самостоятельности (саморегуляции, самоконтролю, целеполаганию и т.д.)
2. Раздражение, обида, агрессия и отчуждение от пациента (т.е. приписывание имеющихся трудностей не болезни, а личностным особенностям)
Необходимые действия психолога:
ü Разъяснение специфики болезни
ü Разъяснение специфики расстройств при нарушении управляющих (регуляторных) функций и критичности.
ü Помощь в выработке адекватных поведенческих стратегий во взаимодействии с больным
ü Снятие психологического стресса, работа с эмоциональными реакциями родных и близких
ЛИТЕРАТУРА
Литература, цитируемая в рекомендациях
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Система методов восстановительного обучения при грубой речевой патологии // Проблемы патологии речи. Отв. редактор В.В. Ковалев. М., 1989, с. 10-12.
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Работа с числовым рядом в восстановительном и коррекционном обучении. // Дефектология, 1993, N.2. – C.47-50
3. Варако Н. А., Куликова И., Даминов В. Нейропсихологическая реабилитация больных с нарушениями программирования, регуляции и контроля деятельности // В кн.: I Международный конгресс "Нейрореабилитация - 2009", Москва, 2-3 июня 2009 г., стр.46. Тезисы докладов.
4. Выготский Л.С. Психология. М., Апрель –Пресс, 2000
5. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. М.,1966
6. Григорьева В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга. М.: УМК «Психология» - МПСИ, 2006.
7. Глозман Ж.М. Мотивационные и личностные аспекты реабилитации больных с афазией. / В кн.: Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983, с. 212-215
8. Захаров В. В., Яхно Н. Н. Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте //Методическое пособие для врачей. М. – 2005. – Т. 71.
9. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., Академия, 2003
10. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. – Изд-во АМН СССР, 1948.
11. Лурия А.Р.. Основы нейропсихологии. М., Академия, 2002
12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., МГУ, 1969
13. Микадзе Ю.В. Некоторые методологические вопросы качественного и количественного анализа в нейропсихологической диагностике. Вестн.Моск.ун-та. Сер.14.Психология. 2012. № 2, с. 96-103
14. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику: психологическое исследование. – Изд-во Моск. ун-та, 1987
15. Проблемы афазии и восстановительного обучения. / Л.С. Цветкова (ред.) М.: Изд-во МГУ, 1979, с. 162.
16. Цветкова Л.С., Глозман Ж.М., Калита Н.Г., Максименко М.Ю., Цыганок А.А. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией. М.: Изд-во МГУ, 1980, 82 с.
17. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. - СПб.:Питер, 2007.
18. Adamovich B. B., Henderson J. A., Auerbach S. Cognitive rehabilitation of closed head injured patients: A dynamic approach. – San Diego, CA : College-Hill Press, 1985.
19. Akhutina T.V., Glozman J.M., Moskovich L.I. Short glossary of Lurian terminology. In: A.R. Luria and Contemporary Psychology: Festschrift celebrating the centennial of his birth. Akhutina T.V., Glozman J.M., Moskovich L.I., Robbins D. (Eds.) N.Y.: Nova Publishers, 2004, p. 199-200.
20. Burgess P. W., Alderman N. Executive dysfunction //Clinical neuropsychology: A practical guide to assessment and management for clinicians. 2004. – С. 185-210.
21. Haarbauer-Krupa J., Henry K., Szekeres S. F. fit Ylvisaker, M.(1985). Cognitive rehabilitation therapy: Late stages of recovery //Head injury rehabilitation: Children and adolescents. – С. 311-346.
22. Fleming J. M., Strong J., Ashton R. Self-awareness of deficits in adults with traumatic brain injury: how best to measure? //Brain Injury. – 1996. – Т. 10. – №. 1. – С. 1-16.
23. Cicerone, K., Levin, H., Malec, J., Stuss, D., & Whyte, J. Cognitive rehabilitation interventions for executive function: moving from bench to bedside in patients with traumatic brain injury. Journal of Cognitive Neuroscience, 18(7), 2006, p.1212-1222.
24. Norman, D. A., & Shallice, T. Attention to action: Willed and automatic control of behavior. In R. Davidson, G. Schwartz, & D. Shapiro (Eds.), Consciousness and Self Regulation: Advances in Research and Theory. 1986, (Vol. 4). New York: Plenum Press
25. Shallice, T., & Burgess, P. The domain of the supervisory process and temporal organisation of behaviour. Philosophical Transactions: Biological Sciences. 1996, 351, 1405–1412.
26. Wesolowski M. D., Zencius A. H. A practical guide to head injury rehabilitation: A focus on postacute residential treatment. – Springer, 1994
Литература, используемая в рекомендациях
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Восстановительное обучение при грубой сенсомоторной афазии. //Актуальные проблемы логопедической практики. /Под ред. М.Г. Храковской. - Спб.: “Акционер и К°”, 2004. – C.92-115
2. Варако Н.А., Корсакова Н.К. О детерминантах формирования нейрокогнитивных расстройств при артериальной гипертензии в позднем возрасте. Вестник МГУ. Серия 14, психология. 2005, 4, с. 16-24
3. Глозман Ж.М., Калита Н.Г., Цыганок А.А. Об одном методе групповой реабилитации больных с афазией. / Асмолов А.Г., Ахутина Т.В., Битова А.Л., Герасименко О.А., Глозман Ж.М., Дименштейн Р.П., Константинова И.С. (Ред). Нейропсихолог в реабилитации и образовании. – М.: Теревинф, 2008, с.44-51
4. Глозман Ж.М., Пылаева Н.М., Сильвестре К. О некоторых подходах к восстановлению зрительной памяти при афазии. / Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С.Корсакова, 1989, 9, с. 103-108.
5. Калита Н.Г. Методы восстановления номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии. / Цветкова Л.С. (ред.) Проблемы афазии и восстановительного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1975, с. 183-195.
6. Калита Н.Г., Пылаева Н.М. Аудиовизуальная методика восстановления речи у больных с комплексной височной и семантической афазиями. / Цветкова Л.С. (ред.) Проблемы афазии и восстановительного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1975, с. 157-171.
7. Камаева О.В., Полина Монро, Буракова З.Ф. и др. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных: Методическое пособие. Часть 1. Организация Инсультного Блока / Под ред. А.А. Скоромца. – СПб., 2003
8. Камаева О.В., Полина Монро, Буракова З.Ф., Зычкова О.Б., Иванова А.А., Сорокоумов В.А., Тищенко М.Е. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных. Методическое пособие. Часть 6. Эрготерапия.— Санкт-Петербург, 2003.
9. Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте //Вестник МГУ. Сер. – 1995. – Т. 14. – С. 18-23.
10. Полонская Н.Н. Методика восстановления устной речи при комплексной моторной афазии средней степени выраженности. Вестн. МГУ. 1987, №1, с.40-46.
11. Полонская Н.Н. Применение метода фишек для восстановления устной фразовой речи при эфферентной моторной афазии. Проблемы афазии и восст. обуч., 1975, 171-176.
12. Цветкова Л.С., Глозман Ж.М., Калита Н.Г., Цыганок А.А. Групповые занятия с больными с афазией (Методические рекомендации). М.: Изд-во МЗ СССР, 1981, 30 с.
13. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Москва-Воронеж, 2004
14. Levine B. et al. Rehabilitation of executive functioning: An experimental–clinical validation of goal management training //Journal of the International Neuropsychological Society. – 2000. – Т. 6. – №. 03. – С. 299-312.
15. Lezak M. D. Neuropsychological assessment, 1983.
16. Prigatano G. P. Principles of neuropsychological rehabilitation. – Oxford University Press, 1999.
17. Wilson B. A. Towards a comprehensive model of cognitive rehabilitation //Neuropsychological rehabilitation. – 2002. – Т. 12. – №. 2. – С. 97-110.
18. Wilson B. A. Neuropsychological rehabilitation //Annual Review of Clinical Psychology. – 2008. – Т. 4. – №. 1. – С. 141-162.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Протокол комплексного нейропсихологического обследования
Ф.И.О.______________________________________________________дата обследования_________
Дата заболевания_______ № истории болезни_______________
Клинический диагноз__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Беседа
Автобиографические данные
Возраст Дата рождения (собств., детей, родителей.) Адрес
Биография (окончание школы, ВУЗ, последняя специальность)
Ориентировка: время (дата, время года, суток, продолжительность обследования)
Место: (больница, город)
Жалобы (психосенсорные расстройства, ВПФ (память, речь, праксис), эмоционально-личностная сфера, степень активности)
Критичность в обследовании (к болезни, к ошибкам)
ПЛО (Предпочитаемая рука, левшество в роду; слух, глаз, нога)
__________________________________________________________________________________
Гнозис
I . Зрительный гнозис
1. Предметный гнозис: узнавание изображений предметов: (петух гребешок шпоры ; ножницы ;
велосипед руль спицы ; гриб ;
ремень пряжка .
Называние серий (дерево-велосипед-мяч; шуба-змея-очки)
Показ предметов по названию: (чайник ; очки , лампа , змея , фуражка )
Фигуры Поппельрейтера (ведро, )
2. Буквенный и цифровой гнозис: (ш т ; зеркальн.: Е , З , 6, 9, IV , VI .
наложенные: 1. 2. 3. 4. 5. ) число 2659
3. Лицевой гнозис: (называние персон: 1- 4,
показ повторов: 1. 2. 3. )
А, б. Цветовой гнозис
( называние цветов 1-4; желтый круг , синий квадрат , зеленый треугольник.).
II . Слуховой гнозис
Слухо-моторные координации
а. оценка: II II II III III III II II IIбыстр. III III IIIб
б. выполнение по образцу: II II II III III III I¹¹ ¹¹ I I¹¹ ¹¹ I II¹¹¹
в. выполнение по инструкции II II II III III III
Узнавание предметных звуков (скрип, шуршание, звон ключей …)
__________________________________________________________________________________
III . Соматосенсорный гнозис:
Тактильный гнозис
Чувство Ферстера: левая рука: крест , треугольник ,3 .
правая рука: квадрат , круг , 5 .
_______________________
Пальцевой гнозис:
Узнавание пальцев. левая рука: 1 , 2 , 3 , 4 , 5
правая рука: 1 , 2 , 3 , 4 , 5
___________________________________________________________________________
Дата: 2019-03-05, просмотров: 197.