Национальная ассоциация по борьбе с инсультом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Национальная ассоциация по борьбе с инсультом

Всероссийское общество неврологов

Союз реабилитологов России

Российское психологическое общество

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НАРУШЕНИЙ УПРАВЛЯЮЩИХ (РЕГУЛЯТОРНЫХ) ФУНКЦИЙ И КРИТИЧНОСТИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Москва 2014

 

Рабочая группа по подготовке текста рекомендаций

 

Ахутина Т. В., д. психол. н., профессор (Москва)

Варако Н. А., к. психол. н. (Москва)

Григорьева В. Н., д. мед. н., профессор (Нижний Новгород)

Микадзе Ю.В., д. психол. н., профессор (Москва)

Скворцов А. А., к. психол. н. (Москва)

Фуфаева Е. В. (Москва)

 

 

 

Научное редактирование: Ахутина Т. В., Микадзе Ю.В.

 

 

Утверждено

Главный внештатный специалист по медицинской психологии МЗ РФ Ю.П.Зинченко

Профильная комиссия по медицинской реабилитации Экспертного Совета МЗ РФ

Председатель Г.Е. Иванова                                           

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение_____________________________________________________ 4-6

Методология__________________________________________________ 7-10

Анатомия и физиология

высших психических функций __________________________________ 10-13

Определение управляющих (регуляторных) функций

и критичности_________________________________________________ 13-14

Диагностика нарушений управляющих

(регуляторных) функций и критичности __________________________ 15-19

Вторичные расстройства при нарушении управляющих

(регуляторных) функций и критичности ___________________________19

Нейропсихологическая реабилитация управляющих

(регуляторных) функций и критичности __________________________ 19-30

Недопустимые действия при нарушении управляющих

(регуляторных) функций и критичности ___________________________ 30

Профилактика_________________________________________________ 30

Обучение пациентов и их родственников __________________________ 30

Литература __________________________________________________ 31-34

Приложения _________________________________________________ 34

Приложение 1________________________________________________ 34-42

Приложение 2________________________________________________ 42-43

Приложение 3________________________________________________ 43-44

Приложение 4________________________________________________ 44-49

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Расстройства когнитивных функций и эмоционально личностные нарушения являются одним из признаков диффузных и очаговых поражений мозга. Они могут наблюдаться при цереброваскулярных, нейродегенеративных, инфекционных и воспалительных заболеваниях, травматических повреждениях, нейроонкологических поражениях головного мозга, дисметаболических и токсических энцефалопатиях, эпилепсии.

 Нарушения психических функций, когнитивные расстройства отличаются значительным многообразием, частота встречаемости и степень их выраженности при различных по этиологии и патогенезу поражениях мозга зависит от ряда факторов: локализации и характера патологического процесса, степени его злокачественности, величины травматического повреждения мозга, возраста пациента, уровня образования и др.

При наличии поражений головного мозга возникает необходимость в оценке состояния отдельных психических функций, определении зоны поражения мозга и описании функционального статуса больного. Такая диагностика направлена на выявление дефекта, возникающего при органическом поражении мозга, степени его выраженности, на оценку ухудшения повседневной активности и является необходимым предварительным этапом для дальнейшего проведения нейрореабилитационных мероприятий.

Оценка состояния психических функций осуществляется в ходе синдромного анализа (см. ниже), с помощью нейропсихологических проб, позволяющих выявить нарушенные компоненты в структуре психических функций. Использование психометрических тестов позволяет провести количественную оценку степени выраженности нарушения отдельных психических функций, описать динамику изменений в их состоянии при проведении лечения и реабилитации, а также дать обобщенную оценку функционального статуса пациента. Функциональный статус определяет возможность пациента осуществлять повседневную активность: обучаться и выполнять свою профессиональную деятельность, осуществлять социальное взаимодействие, навыки по самообслуживанию, инструментальную деятельность (Микадзе Ю.В., 2012; Григорьева В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш., 2006).

Нарушения бытовой, профессиональной и социальной деятельности связаны со стойкими или преходящими нарушениями психических функций, которые могут быть устранены с помощью реабилитационных процедур и приемов, направленных на восстановление как отдельных психических функций, так и на улучшение повседневной активности и эмоционально- личностного статуса пациента.

 

Медицинский психолог (нейропсихолог) проводит первичное скрининговое обследование пациентов согласно региональному медико-экономическому стандарту департамента здравоохранения и внутреннему приказу о функциональных обязанностях в учреждении. Обследование проводится с целью диагностики состояния высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. После первичного скринингового обследования по системе А.Р.Лурия, в ходе которого используются клиническая беседа и пробы, адекватные тяжести состояния пациента, медицинский психолог (нейропсихолог) принимает решение о необходимости

· комплексного нейропсихологического обследования данного пациента (протокол см. Приложение 1)

· специального нейропсихологического обследования по уровню сознания

· специального нейропсихологического обследования по отдельным высшим психическим функциям

· необходимости, сроках и количестве реабилитационных занятий.

 

Категории пациентов, требующих нейропсихологического обследования: больные с повреждениями головного мозга любой этиологии, больные сенильными деменциями различного генеза, дети с нарушениями развития, больные, страдающие нейродегенеративными заболеваниями, больные эпилепсией, шизофренией, онкологическими поражениями головного мозга, имеющие дисметаболические и токсические энцефалопатии, цереброваскулярные нарушения.

 

Клинические рекомендации представляют собой практическое руководство для специалистов по диагностике и реабилитации больных с нарушением управляющих (регуляторных) функций.

Основные правовые вопросы деятельности клинического психолога («медицинского психолога» в соответствии со штатным расписанием учреждений Министерства здравоохранения) изложены в Приложении 4.

Рекомендации прошли процессы авторской разработки, редактирования и рецензирования под руководством Главного внештатного специалиста по медицинской психологии МЗ РФ (утвержден приказом Минздрава России от 21 июня 2013 года N 400) при участии председателя профильной комиссии по медицинской реабилитации Экспертного Совета МЗ.

 

МЕТОДОЛОГИЯ

Методы, использованные для сбора/селекции доказательств:

· поиск в электронной базе данных

· публикации в профильных медицинских журналах, монографиях

Описание методов, использованных для сбора/ c елекции доказательств: доказательной базой для рекомендаций явились публикации, вошедшие в базу данных MEDLINE, PABMED, DiseasesDB, eMedicine. Глубина поиска составила 10 лет.

Методы, использованные для оценки качества доказательств:

· консенсунс экспертов

· оценка значимости в соответствии с рейтинговой схемой

                                                                                             Таблица 1

Рейтинговая схема для оценки силы рекомендаций

 

Уровни доказательств Описание
1++ Мета-анализы высокого качества, систематические обзоры рандомизированных контролируемых исследований (РКИ), или РКИ с очень низким риском систематических ошибок
1+ Качественно проведенные мета-анализы, систематические, или РКИ с низким риском систематических ошибок
1- Мета-анализы, систематические, или РКИ с высоким риском систематических ошибок
2++ Высококачественные систематические обзоры исследований случай-контроль или когортных исследований. Высококачественные систематические обзоры исследований случай-контроль или когортных исследований с очень низким риском эффектов смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной взаимосвязей.
2+ Хорошо проведенные исследования случай-контроль или когортные исследования со средним риском эффектов смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной взаимосвязи
2- Исследования случай-контроль или когортные исследования с высоким риском эффектов смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной взаимосвязи
3 Не аналитические исследования (например: описания случаев, серий случаев)
4 Мнение эксперта

 

Методы, использованные для анализа доказательств:

· обзоры опубликованных мета-анализов

· систематические обзоры с таблицами доказательств

Критичность

Одной из составляющих эмоционально-личностных расстройств, возникающих, преимущественно, при повреждении орбито-фронтальных отделов лобных долей мозга, является нарушение критического отношения пациента к своему заболеванию (анозогнозия). Под критичностью понимают оценку и переживание пациентом своего заболевания, когнитивную и эмоциональную составляющие внутренней картины болезни (Корсакова, Московичюте, 2003; Николаева В.В., 1987).

Нарушение когнитивной составляющей проявляется в отсутствии истинного понимания своей болезни, возникшего дефицита, ограничений, последствий и возможностей, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Такие больные не могут понять суть своей ошибки при выполнении задания даже при понимании того, что что-то сделано не так. Отсутствие когнитивного компонента критичности может проявляться при наличии известной степени переживания своей несостоятельности.

Нарушение эмоциональной составляющей проявляется в отсутствии переживания болезни и своих ограничений, игнорировании существенных последствий заболевания, формальном перечислении симптомов болезни. Как правило, в ситуации неуспеха в ходе выполнения задания больные не расстраиваются, их настроение остается скорее благодушным. Больные пытаются объяснить свою несостоятельность, обесценивая саму необходимость выполнения задания различными внешними факторами.

Рис.1. Схема шагов реабилитационного процесса

1 шаг – осознание имеющихся нарушений - предполагает необходимым столкновение пациента с его собственной несостоятельностью под наблюдением специалиста – нейропсихолога или эрготерапевта. Для этого в эргозонах клиник, реабилитационных центров или при оказании надомной помощи пациентам с повреждениями мозга пациенту предлагается самостоятельно выполнить задание. При этом должны соблюдаться следующие условия: самостоятельность выполнения задания, конкретизация задания (как и что конкретно будет сделано, каков будет результат) и ограничение выполнения задания по времени.

Алгоритм действий специалиста, шаг 1:

1) специалист предлагает пациенту, а пациент сам выбирает для себя задание для самостоятельного выполнения (например, приготовить что-то из еды, загрузить стиральную машину и т.п.)

2) при этом пациент должен утверждать, что сможет выполнить задание самостоятельно

3) пациент должен назвать время, за которое он выполнит выбранное им задание

4) пациент выполняет его самостоятельно

5) специалист, находящийся рядом с пациентом, наблюдает за ним и дает ему возможность допускать ошибки

6) специалист фиксирует ошибки пациента в специализированном бланке

7) специалист включается в процесс выполнения ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ОПАСНОСТИ для жизни и здоровья пациента или окружающих!

8)  специалист дает возможность пациенту НЕ выполнить задание до конца или НЕ уложиться в обозначенное пациентом время

9) Специалист дает пациенту обратную связь: наличие ошибок, невыполнение задания, в том числе, в обозначенные самим пациентом временные рамки.

10) При необходимости, алгоритм повторяется несколько раз, чтобы пациент смог понять границы своих новых возможностей и необходимость реабилитационной работы

2 шаг - разработка программы-алгоритма выполнения заданий и достижения реабилитационных целей. На стадии 2 шага совместно с пациентом и его близкими ставятся реабилитационные цели, которые пациент хочет и может самостоятельно достичь.

3 шаг - составление ориентировочной основы действия с использованием внешних вспомогательных средств. Необходимо составить внешнюю опору формируемого умения. Для этого специалист выделяет системы ориентиров и указаний, учет которых необходим для выполнения действия. Эти ориентиры и указания обязательно прописываются в виде четких алгоритмов, а также, при необходимости, излагаются в виде рисунков, символов, пиктограмм и схем.

4 шаг – обучение следованию программе-алгоритму с использованием внешних вспомогательных средств и внешней речи (проговариванием вслух), т.е. формирование действия в материализованной форме (пациент производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схемы, прописанные алгоритмы и т.д.). Эта стадия может занять длительное время и потребовать корректировки как самого алгоритма, так и вспомогательных средств.

5 шаг – закрепление умения следовать программе-алгоритму с опорой на вспомогательные средства (в том числе и речь), а также, по-возможности, интериоризация этого умения. Пациенты с повреждениями мозга, как правило, затрачивают большое количество времени для формирования умения (возможно, несколько месяцев). Многие из них никогда не смогут интериоризировать эти умения, и выполнение программ останется всегда в развернутом плане с опорой на внешние вспомогательные средства.

6 шаг – контрольная проверка самостоятельного выполнения задания с контролем заранее определенного пациентом и специалистом времени. Необходимо, чтобы в заданных условиях достигался планируемый результат.

Одновременно с работой по достижению реабилитационных целей целесообразно применять различные виды занятий. Burdess и Alderman (2004) предлагают следующую типологию видов занятий:

1) Тренировки произвольного внимания, самонаблюдения и самоконтроля

2) Тренировки навыков сравнения, обобщения, категоризации, абстрагирования, формирования суждений

3) Тренировки структурирования информации

4) Тренинг решения проблем

5) Тренинг планирования и постановки целей

Восстановление произвольного внимания, обучение навыкам самонаблюдения и самоконтроля.

Восстановление способности больного к произвольной концентрации, поддержанию и переключению внимания является непременным условием перехода к более сложным тренировкам навыков планирования и решения проблем (рис.2).

Ранний восстановительный период: тренировка произвольного внимания  
Средний восстановительный период: тренировка произвольного внимания + тренировка навыков самонаблюдения  

 

     
 
Более поздний восстановительный период: тренировка произвольного внимания + тренировка навыков самонаблюдения + тренировка самоконтроля  

 


Рис.2. Восстановление произвольного внимания, самонаблюдения и самоконтроля

 

· Тренировка произвольного внимания. На любых заданиях, в зависимости от тяжести дефекта и преморбидного уровня пациента отрабатывают такие свойства внимания, как концентрация, удержание и переключение.  

Вспомогательные средства. Для этих целей можно использовать настольные игры, карточки разных цветов, форм, размеров, чтение и пересказ текстов, решение математических и логических задач, выполнение бытовых действий. 

· Тренировка навыков самонаблюдения. Задача тренировки навыков самонаблюдения - достижение понимания пациентом своих ошибок и своего импульсивного, несдержанного поведения. Вспомогательные средства:

ü Отмечать крестиком те дела, которые надо было сделать в указанное время;

ü Мысленно проговаривать свои действия;

ü В процессе выполнения действия задавать себе вопросы. Например: «Что мне нужно сделать?», «Как я могу это сделать?», «Действую ли я по плану?», «Хорошо ли, правильно ли я делаю/сделал?»

ü Корректные замечания персонала в процессе выполнения действий;

ü Выполнять действия и одновременно отмечать свои ошибки, отклонения от плана. Параллельно ошибки отмечает и специалист. Затем эти «списки» сравниваются. По-возможности, ведется видеозапись занятия

· Тренировка самоконтроля. Это более высокий уровень, требующий от пациента не только понимания неправильностей поведения, но и контроля, регуляции поведения в виде  торможения ошибочных, импульсивных и несдержанных реакций.

Вспомогательная техника:

ü На этом этапе, когда пациент уже понимает и согласен с тем, что не всегда может правильно регулировать и контролировать свое поведение, специалист вмешивается в процесс выполнения больным задания и дает подсказку каждый раз в тот момент, когда пациент совершает, но не фиксирует свое неадекватное действие.

ü Пациент мотивируется каким-либо вознаграждением на увеличение количества правильно проконтролированных реакций, до того осуществлявшихся ошибочным или нежелательным образом.

ü Затем происходит этап отработки, тренировки навыка замечать и контролировать свои нежелательные реакции без подсказки со стороны специалиста.

ü Проверкой служит самостоятельное безошибочное выполнение задания, действия до полного исключения нежелательного поведения при выполнении этого действия

Рис. 3 «Солнечная диаграмма», применяемая при отработке навыка анализа сообщений (по Haarbauer- Krupa J. и соавт.,1985).

 

 

б) Произвольная регуляция информационного потока

Произвольный контроль за воспринимаемой информацией означает регуляцию объема и скорости ее поступления. Обеспечивая оптимальный для себя объем информационного потока и отсеивая ненужные сигналы, человек получает возможность осмысливать важные для него сообщения по мере их поступления и защищать себя от информационной перегрузки.

У больных с поражением головного мозга навыки восприятия информации часто страдают. Для компенсации этих расстройств их учат сознательно контролировать параметры получаемой информации (скорость поступления, объем, уровень сложности) таким образом, чтобы успешнее усваивать ее (Григорьева В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш., 2006). Так, например, при затруднении в понимании обращенной речи пациенту рекомендуют тотчас же обратиться к собеседнику с просьбой такого рода:

«Пожалуйста, скажите это другими словами»;

«Пожалуйста, говорите чуть медленнее»;

«Пожалуйста, повторите это еще раз»;

«Позвольте мне немного подумать об этом»

«Могли бы вы написать сказанное?» и т.д.

 

Больных учат выражать такие просьбы твердо и уверенно. Это позволяет пациентам компенсировать свой когнитивный дефицит и успешно перерабатывать поступающую информацию. Обучение новому способу общения продуктивнее проводить в группах, чтобы пациенты могли во взаимодействии друг с другом отрабатывать эти навыки.

Восстановительное обучение навыкам решения проблем

Решение любой житейской задачи или научной проблемы в самых общих чертах включает такие этапы, как установление сути проблемы, сбор и изучение относящейся к ней информации, выработка возможных решений, их анализ, выбор оптимального плана действий, его выполнение и оценка эффективности.

Тренинг решения проблем заключается в выполнении самостоятельных упражнений по отработке отдельных компонентов этого процесса: выделение основной идеи, креативное мышление, оценка адекватности информации, планирование и т.д. Так, первый тип упражнений заключается в том, что на примерах различных проблем пациента обучают задавать себе такие вопросы, которые помогают распознать суть этих проблем. Другой тип упражнений включает разделение сложной проблемы на ее отдельные смысловые части. Используется также обучение различным стратегиям решения проблем, например, глобальной (холистической) стратегии и стратегии сканирования. Глобальная стратегия предполагает оценку и реализацию какого-либо способа решения проблемы, выбранного с учетом всей имеющейся у больного информации. Стратегия сканирования предполагает последовательное, пошаговое решение проблемы с использованием, лишь той части информации, которая доступна на данном этапе (Adamovich B.B. et al., 1985).

Обучение решению конкретной проблемы целесообразно проводить по следующей схеме.

· Идентификация проблемы («Вкратце, в чем суть проблемы?»).

· Определение цели («Чего вы добьетесь, решив проблему?»)

· Получение релевантной информации («Что необходимо знать для того, чтобы решить проблему?»)

· Выработка возможных путей решения («Что можно сделать для того, чтобы решить проблему?»)

· Оценка предложенных решений («Что хорошего и плохого содержится в каждой из этих возможностей? «Что случится, если я сделаю это?) Учитываются затраты времени, собственные силы, возможности и желание совершить задуманное, опыт и успешность подобных действий в прошлом, ожидаемый эффект для себя и окружающих.

· Принятие окончательного решения («Что разумнее всего предпринять?»)

· Составление плана («Какова схема действий для достижения цели?»)

· Оценка полученных результатов («Получилось? Я доволен? Что дальше?»).

Методические подходы к этому обучению могут быть разными. В зависимости от характера обсуждаемых проблем и формы занятий, выделяют следующие формы тренинга (Wesolowski M.D., Zencius A.H., 1994)

а) Обсуждение жизненных проблем пациентов

б) Работа с видеозаписями проблемных ситуаций

в) Решение проблем, заимствованных из печати

г) Решение смоделированных ситуационных проблем

Проработка проблем больных с органическим поражением головного мозга проводится в группах численностью от 4 до 6 человек. Обсуждаются ситуации, требующие неотложной помощи, бытовые трудности, сложности при посещении магазинов и др. Специалист выносит на рассмотрение группы типичную проблемную ситуацию, и предлагает участникам группы ее разрешить. Затем, уделив внимание каждому из высказанных мнений, он останавливается на таких важных этапах решения проблемы, как установление ее сути, определение и анализ возможных путей решения, выбор наиболее оптимального из них, с точки зрения соотношения достоинств и недостатков. Подчеркиваются преимущества целенаправленной выработки стратеги решения проблемы.

При индивидуальном обучении решению проблем принципиальная последовательность действий терапевта та же. Он вначале сопровождает пациента на протяжении всего процесса выработки решения, затем делает подсказки лишь по мере необходимости, и, наконец, предоставляет больному полную независимость и возможность решать проблему самостоятельно.

Восстановительное обучение навыкам планирования и постановки целей

Процесс планирования включает выработку альтернативных способов достижения цели, рассмотрение их результатов, выбор одного из способов и определение последовательности составляющих его действий.

В то же время, больные с поражениями головного мозга часто испытывают трудности не только в решении сложных житейских проблем, но и в планировании своих повседневных дел, работы и отдыха. Поэтому тренировки планирования часто выделяют в самостоятельную форму занятий, перенося акцент на довольно мелкие будничные задачи.

Тренинг планирования проводится индивидуально или в группах планирования. Он включает:

а) обсуждение значимости планирования

б) составление планов ближайших действий

в) составление недельных планов

г) составление долгосрочных планов и определение личных целей

Обсуждение значимости планирования действий позволяет мотивировать пациента к дальнейшим занятиям. В ходе такого обсуждения пациенту помогают осознать то значение, которое имеет составление плана поведения для успешного решения задач разного рода.

Обсуждение целесообразно строить на анализе ситуаций. Например, больному демонстрируют два видеосюжета, в первом из которых герой терпит неудачу, приближаясь к своей цели без определенного плана, а во втором добивается успеха, выработав стратегию действий.

После этого пациенту помогают разработать план исполнения какого-либо важного для него дела (например, сдачи в ремонт неисправной бытовой техники). Под конец занятия проводится обсуждение ситуаций, где использование отработанной стратегии уместно и неуместно, а также причин, по которым ее адекватное использование может быть неэффективным.

Больных также просят записывать то, что они сделали за прошедшее между занятиями время для достижения намеченных целей. Это задание важно, так как больные нередко успешно ставят задачи, но не приступают к их реализации.

Каждый больной как минимум дважды в неделю обсуждает на группе поставленные им цели и свои шаги к ним. Это позволяет ему узнать, как воспринимают его планы и действия другие люди. Психолог, в свою очередь, имеет возможность отреагировать на нереалистичные замыслы пациента. Психологу не следует спорить с больным или отвергать поставленные им цели. Основная задача врача заключается в том, чтобы обратить внимание пациента на те слабые и сильные стороны, которые у него есть.

Также в группе отрабатываются навыки общения, направленные на восстановление коммуникативных навыков пациента. Они проводятся в группах численностью по 6-7 человек. Пациента обучают мысленно обозначать тему беседы, плавно переходить от одной темы к другой или к завершению разговора, обучают понимать выражение лица собеседника.

ПРОФИЛАКТИКА

Профилактика нарушений управляющих (регуляторных) функций и критичности связана с первичной и вторичной профилактикой заболевания, послужившего причиной развития этих нарушений.

 

ЛИТЕРАТУРА

Литература, цитируемая в рекомендациях

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Система методов восстановительного обучения при грубой речевой патологии // Проблемы патологии речи. Отв. редактор В.В. Ковалев. М., 1989, с. 10-12.

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Работа с числовым рядом в восстановительном и коррекционном обучении. // Дефектология, 1993, N.2. – C.47-50

3. Варако Н. А., Куликова И., Даминов В. Нейропсихологическая реабилитация больных с нарушениями программирования, регуляции и контроля деятельности // В кн.: I Международный конгресс "Нейрореабилитация - 2009", Москва, 2-3 июня 2009 г., стр.46. Тезисы докладов.

4. Выготский Л.С. Психология. М., Апрель –Пресс, 2000

5. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. М.,1966

6. Григорьева В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга. М.: УМК «Психология» - МПСИ, 2006.

7. Глозман Ж.М. Мотивационные и личностные аспекты реабилитации больных с афазией. / В кн.: Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983, с. 212-215

8. Захаров В. В., Яхно Н. Н. Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте //Методическое пособие для врачей. М. – 2005. – Т. 71.

9. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., Академия, 2003

10. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. – Изд-во АМН СССР, 1948.

11. Лурия А.Р.. Основы нейропсихологии. М., Академия, 2002

12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., МГУ, 1969

13. Микадзе Ю.В. Некоторые методологические вопросы качественного и количественного анализа в нейропсихологической диагностике. Вестн.Моск.ун-та. Сер.14.Психология. 2012. № 2, с. 96-103

14. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику: психологическое исследование. – Изд-во Моск. ун-та, 1987

15. Проблемы афазии и восстановительного обучения. / Л.С. Цветкова (ред.) М.: Изд-во МГУ, 1979, с. 162.

16.  Цветкова Л.С., Глозман Ж.М., Калита Н.Г., Максименко М.Ю., Цыганок А.А. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией. М.: Изд-во МГУ, 1980, 82 с.

17. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. - СПб.:Питер, 2007.

18. Adamovich B. B., Henderson J. A., Auerbach S. Cognitive rehabilitation of closed head injured patients: A dynamic approach. – San Diego, CA : College-Hill Press, 1985.

19. Akhutina T.V., Glozman J.M., Moskovich L.I. Short glossary of Lurian terminology. In: A.R. Luria and Contemporary Psychology: Festschrift celebrating the centennial of his birth. Akhutina T.V., Glozman J.M., Moskovich L.I., Robbins D. (Eds.) N.Y.: Nova Publishers, 2004, p. 199-200.

20.  Burgess P. W., Alderman N. Executive dysfunction //Clinical neuropsychology: A practical guide to assessment and management for clinicians. 2004. – С. 185-210.

21. Haarbauer-Krupa J., Henry K., Szekeres S. F. fit Ylvisaker, M.(1985). Cognitive rehabilitation therapy: Late stages of recovery //Head injury rehabilitation: Children and adolescents. – С. 311-346.

22. Fleming J. M., Strong J., Ashton R. Self-awareness of deficits in adults with traumatic brain injury: how best to measure? //Brain Injury. – 1996. – Т. 10. – №. 1. – С. 1-16.

23. Cicerone, K., Levin, H., Malec, J., Stuss, D., & Whyte, J. Cognitive rehabilitation interventions for executive function: moving from bench to bedside in patients with traumatic brain injury. Journal of Cognitive Neuroscience, 18(7), 2006, p.1212-1222.

24.  Norman, D. A., & Shallice, T. Attention to action: Willed and automatic control of behavior. In R. Davidson, G. Schwartz, & D. Shapiro (Eds.), Consciousness and Self Regulation: Advances in Research and Theory. 1986, (Vol. 4). New York: Plenum Press

25. Shallice, T., & Burgess, P. The domain of the supervisory process and temporal organisation of behaviour. Philosophical Transactions: Biological Sciences. 1996, 351, 1405–1412.

26. Wesolowski M. D., Zencius A. H. A practical guide to head injury rehabilitation: A focus on postacute residential treatment. – Springer, 1994

 

Литература, используемая в рекомендациях

 

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Восстановительное обучение при грубой сенсомоторной афазии. //Актуальные проблемы логопедической практики. /Под ред. М.Г. Храковской. - Спб.: “Акционер и К°”, 2004. – C.92-115

2. Варако Н.А., Корсакова Н.К. О детерминантах формирования нейрокогнитивных расстройств при артериальной гипертензии в позднем возрасте. Вестник МГУ. Серия 14, психология. 2005, 4, с. 16-24

3. Глозман Ж.М., Калита Н.Г., Цыганок А.А. Об одном методе групповой реабилитации больных с афазией. / Асмолов А.Г., Ахутина Т.В., Битова А.Л., Герасименко О.А., Глозман Ж.М., Дименштейн Р.П., Константинова И.С. (Ред). Нейропсихолог в реабилитации и образовании. – М.: Теревинф, 2008, с.44-51

4. Глозман Ж.М., Пылаева Н.М., Сильвестре К. О некоторых подходах к восстановлению зрительной памяти при афазии. / Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С.Корсакова, 1989, 9, с. 103-108.

5. Калита Н.Г. Методы восстановления номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии. / Цветкова Л.С. (ред.) Проблемы афазии и восстановительного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1975, с. 183-195.

6. Калита Н.Г., Пылаева Н.М. Аудиовизуальная методика восстановления речи у больных с комплексной височной и семантической афазиями. / Цветкова Л.С. (ред.) Проблемы афазии и восстановительного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1975, с. 157-171.

7. Камаева О.В., Полина Монро, Буракова З.Ф. и др. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных: Методическое пособие. Часть 1. Организация Инсультного Блока / Под ред. А.А. Скоромца. – СПб., 2003

8. Камаева О.В., Полина Монро, Буракова З.Ф., Зычкова О.Б., Иванова А.А., Сорокоумов В.А., Тищенко М.Е. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных. Методическое пособие. Часть 6. Эрготерапия.— Санкт-Петербург, 2003.

9. Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте //Вестник МГУ. Сер. – 1995. – Т. 14. – С. 18-23.

10. Полонская Н.Н. Методика восстановления устной речи при комплексной моторной афазии средней степени выраженности. Вестн. МГУ. 1987, №1, с.40-46.

11. Полонская Н.Н. Применение метода фишек для восстановления устной фразовой речи при эфферентной моторной афазии. Проблемы афазии и восст. обуч., 1975, 171-176.

12. Цветкова Л.С., Глозман Ж.М., Калита Н.Г., Цыганок А.А. Групповые занятия с больными с афазией (Методические рекомендации). М.: Изд-во МЗ СССР, 1981, 30 с.

13. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Москва-Воронеж, 2004

14. Levine B. et al. Rehabilitation of executive functioning: An experimental–clinical validation of goal management training //Journal of the International Neuropsychological Society. – 2000. – Т. 6. – №. 03. – С. 299-312.

15. Lezak M. D. Neuropsychological assessment, 1983.

16. Prigatano G. P. Principles of neuropsychological rehabilitation. – Oxford University Press, 1999.

17. Wilson B. A. Towards a comprehensive model of cognitive rehabilitation //Neuropsychological rehabilitation. – 2002. – Т. 12. – №. 2. – С. 97-110.

18. Wilson B. A. Neuropsychological rehabilitation //Annual Review of Clinical Psychology. – 2008. – Т. 4. – №. 1. – С. 141-162.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Протокол комплексного нейропсихологического обследования

Ф.И.О.______________________________________________________дата обследования_________

Дата заболевания_______ № истории болезни_______________

Клинический диагноз__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Беседа

Автобиографические данные                                                                                                       

Возраст                Дата рождения (собств., детей, родителей.)             Адрес

Биография (окончание школы, ВУЗ, последняя специальность)                                                                             

                

Ориентировка:  время (дата, время года, суток, продолжительность обследования)                            

 

Место: (больница, город)                                                                                                                         

Жалобы (психосенсорные расстройства, ВПФ (память, речь, праксис), эмоционально-личностная сфера, степень активности)                     

 

Критичность в обследовании (к болезни, к ошибкам)                                             

 ПЛО (Предпочитаемая рука, левшество в роду; слух, глаз, нога)

__________________________________________________________________________________   

Гнозис

I . Зрительный гнозис

1. Предметный гнозис: узнавание изображений предметов:                                                                          (петух     гребешок      шпоры   ;                                ножницы       ;

велосипед      руль       спицы   ;                                 гриб                ;

ремень        пряжка      .     

Называние серий (дерево-велосипед-мяч; шуба-змея-очки)

Показ предметов по названию: (чайник  ; очки   , лампа    , змея       , фуражка       )

Фигуры Поппельрейтера (ведро,                               )

2. Буквенный и цифровой гнозис: (ш     т   ; зеркальн.: Е , З , 6, 9, IV , VI   .                

наложенные: 1.            2.             3.            4.             5.       )    число 2659                     

 3. Лицевой гнозис: (называние персон: 1- 4,                                                                                   

показ повторов: 1.                2.            3.         )                                                                 

А, б. Цветовой гнозис

( называние цветов 1-4;  желтый круг          , синий квадрат       , зеленый треугольник.).            

II . Слуховой гнозис

Слухо-моторные координации

а. оценка: II II II            III III III           II II IIбыстр.            III III IIIб                 

б. выполнение по образцу:  II II II     III III III     I¹¹         ¹¹ I        I¹¹ ¹¹ I             II¹¹¹                 

               

                                                                               

в. выполнение по инструкции II II II                        III III III      

Узнавание предметных звуков (скрип, шуршание, звон ключей …)                                    

 __________________________________________________________________________________

III . Соматосенсорный гнозис:

Тактильный гнозис

Чувство Ферстера: левая рука: крест    , треугольник       ,3              .                                          

    правая рука: квадрат           , круг             , 5                            .                            

_______________________

Пальцевой гнозис:

Узнавание пальцев.  левая рука: 1         , 2      , 3    , 4     ,       5                      

                                правая рука: 1         , 2      , 3    , 4     ,       5                      

 ___________________________________________________________________________                                                                                                                                     

Пробы Хэда

а) одноручные: прав. тыл к подбородку     лев. рука - прав. бровь                                           

правый тыл-левая щека - лев. рука-прав. ухо прав. ладонь - лев. щекалев. тыл - лев. щека

 

б) двуручные: лев.р. пр. щека - пр. тыл лев. локоть   лев. тыл на пр. вертикальный кулак          

лев. рука пр. ухо - пр. тыл лев. щека 

 4.Кинестетический праксис

V .Память

1. Зрительная память                                                                                                                     

Воспроизведение                                                                                                  

Узнавание: 1_____2____3____4____5____6____7____8____9____10____                             

Оценка выполнения: прав.узнав._______; ложное узнав. _____; отсутств. узнав_____;

_______________________________

Слухоречевая память

Слова. 2 группы по три слова;                                                                                              

а) 1. холод рама клин 2. гость риск дождь;   

б) 1. дом лес ночь 2. кот стол мост  

в) 1.рана пена тина 2. мина сено шина

 

Интерференция счетом 100-7=

Отсроченно: 1?                              2?

Оценка выполнения: объем воспр._______; контамин._______; персевер_____; порядок______;

парафазии _____; тормож. ретроакт ____; проактивн ________.                                            

Узнавание                                                                                                                                    

 а) гость  клон    риск  окно   дождь тепло    холод снег рама    кость   клин     рост     .

б) день     кот      роща     стол     ком мост   рот     дом      пост     лес   стул  ночь   .

в) мина   нить    сено   мыло    шина рама рана     шило пена   трава тина    бомба .

Оценка выполнения:  прав.узнав._______; ложное узнав. _____; отсутств. узнав_____;

 

Слова. 5 слов: дом лес кот ночь стол

 Оценка выполнения – кривая запоминания после 3 предъявлений

 Предложения                                                                                                                                

1.В саду за высоким забором росли яблони 2.На опушке леса охотники убили волка

 

Оценка выполнения: объем воспр._______; контамин._______; персевер_____; потеря лексем______;

парафазии _____; тормож. ретроакт ____; проактивн ________.

________________________________                                                                                          

Рассказы                                                                                                                                                 

Для непроизвольного запоминания чтение, затем пересказ

Хитрая лиса, Умная ворона

Для произвольного запоминания

Муравей и голубка. Муравей спустился к ручью, чтобы напиться. Волна захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка, бросила муравью веточку. Он взобрался на нее и спасся.

Охотник расставил сети и поймал голубку. Когда он вынимал голубку из сетей, муравей подполз и укусил охотника за руку. Охотник выпустил сеть и голубка улетела

Галка и голуби. . Галка услыхала, что голубей хорошо кормят, побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли, но она не выдержала и закричала по-галочьи, тогда голуби ее узнали и выгнали. И она полетела к своим, но свои ее не узнали и тоже выгнали.

Оценка выполнения: мораль  ; объем воспр._______; контамин._______; персевер_____;

потеря лексем______; парафазии _____; тормож. ретроакт ____; проактивн ________.

____________________________________________________________________________________

VI .Речь

Слухоречевой гнозис

1.Фонематический слух:                                                                      

Повторение звуков, слов

П- Б, С- З , Д-Т . Коса –коза, половник- полковник                  .

Бочка-почка-мочка-дочка        .                                                                                                                                  _________________________________________________                                                       

2.акустико мнестическая афазия (см. слухоречевая память)

3.амнестическая афазия (см. зрит.предметный гнозис, называние предметов)

__________________________________________________

Семантическая афазия

Понимание предложений с предлогами (ящик и бочка): на, под, перед, за, в.         

Понимание логико-грамматических конструкций:                                                                         

1. клеенка покрыта скатертью;                             2. девочкой спасен мальчик;

3. машиной перевозится трактор;                    4. дотронуться левой рукой до правого уха;

5. дотронуться правой рукой до правой брови; 6. показать ручку карандашом.

_____________________________________________ 

Афферентная моторная афазия

Повторение близких артикулем: м-б-п; д-н-л; с-ш-ж; к-х-г

Повторение слогов, слов и фраз, содержащих сложную артикуляционную структуру: тпру, стро, кораблекрушение, министерство внутренних дел, из-под топота копыт пыль по полю летит.

Прямой ряд + обратный ряд (месяцы, неделя) (отсутствие трудностей переключения при наличии артикуляционных ошибок указывает на наличие афферентной моторной афазии)                                                         7.Эфферентная моторная афазия

Повторение слогов, слов и фраз:  натуральный ряд чисел, четные числа.      

Повторная речь би-ба-бо, ба-би-бо, бо-би-ба                                                                                             

___________________________________________________

Динамическая афазия

Рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок (например «Разбитое окно»)     

Рассказ на заданную тему (например, «Север»)                                                                  

Называние глаголов: копать     , гладить     , рисовать    , вязать      , рубить     . 

_________________________________________________________________________________

VII .Мышление

Решение арифметических задач.                                                                                                   

Оценка выполнения: понимание инструк.; операциональная сторона; удержание промеж.рез-тов, контроль

Исключение предметов или понятий (4-й лишний из нейропсихол.альбома)         .

  1. 2. 3. 4.

Понимание переносного смысла пословиц и метафор

Также см. Счет,

Понимание смысла сюжетной картинки

Решение матриц Равена, вариант А.

Ошибки: пространственные, регуляторные.

______________________________________________________________________________

VIII .Праксис

1.Графическая проба                                                                                                                          

Оценка выполнения: ошибки           , в т.ч. персевер.                                                               

 _________________________________________

2.Реципрокная координация.                                                                       

Оценка выполнения: нормальное  , со сбоями   , поочередное, с уподоблением            , Асимметрия рук: лев/прав: отставание/сбои       , передвижение         , недоведение                 .

________________________________________ 

Также см. Проба на праксис позы пальцев рук с переносом позы, оральный праксис.

Письмо

 «Мишкины шишки», «кораблекрушение», «из-под топыта копыт пыль по полю летит» и др.                                                                        Оценка выполнения: ошибки, в т.ч. персеверации, зрительно-пространственные и др.

____________________________________________________________________

IX .Внимание

Таблицы Шульте 3-5 шт.

Встречные ряды (1,12) 1.                                                                                                                

2.

Оценка выполнения: ошибки           , в т.ч. персевер.         ; простр.ош.        ;                  

_________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Инструкции

1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год, день недели и время года. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Таким образом, больной может получить от 0 до 5 баллов.

2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: "Где мы находимся?". Больной должен назвать страну, область, город, учреждение в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). За каждый правильный ответ больной получает 1 балл. Таким образом, за данную пробу пациент также может получить от 0 до 5 баллов.

3. Восприятие. Дается инструкция: "Повторите и постарайтесь запомнить три слова: лимон, ключ, шар". Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. После этого спрашиваем больного: "запомнили слова? Повторите их ещё раз". Если больной затрудняется повторно их повторить, предъявляем слова вновь, пока больной их не запомнит (но не более 5 раз). В баллах оценивается только результат первого повторения. В этой пробе пациент может получить от 0 до 3 баллов.

4. Концентрация внимания. Дается следующая инструкция: "Пожалуйста, отнимите от 100 семь, от того что получится ещё раз отнимите семь, и так сделайте несколько раз. Исследуется пять вычитаний (до результата "65"). За каждое правильное вычитание начисляется один балл. Пациент, таким образом, может получить в данной пробе от 0 до 5 баллов. В случае ошибки, врач должен поправить пациента, подсказав, правильный ответ. Балл за ошибочное действие не начисляется.

5.Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в пункте 3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.

Речь

6.1.Называние. Показывают карандаш и спрашивают: "Что это такое?", аналогично - часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

6.2.Повторение фразы. Просят больного повторить следующую фразу: "Никаких но". Фраза произносится только один раз. Правильное повторение оценивается в один балл.

6.3.3-х этапная команда. Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. "Возьмите лист бумаги правой рукой, сложите его вдвое и положите на стол". Каждое правильное выполненное действие оценивается в один балл.

6.4.Чтение. Даём больному лист бумаги, на котором крупными буквами написано: "ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА". Даётся следующая инструкция: "Прочитайте вслух и сделайте то, что здесь написано". Больной получает один балл, если после правильного прочтения вслух он действительно закрывает глаза.

6.5.Письмо. Просим пациента придумать и написать какое-нибудь предложение. Пациент получает 1 балл в том случае, если придуманное им предложение является осмысленным и правильным в грамматическом отношении.

6.6.Рисунок. Больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. В том случае, если пациент перерисовывает обе фигуры, каждая из которых содержит 5 углов, линии пятиугольников соединены, и фигуры действительно пересекаются, пациент получает 1 балл. Если хотя бы одно из условий не соблюдено (хотя бы в одной фигуре меньше или больше 5 углов, угловые линии не соединяются, фигуры не пересекаются) балл не начисляется.

Общий результат теста получается путем суммации результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит.

По данным разных исследователей, результаты краткой шкалы оценки психического статуса могут быть интерпретированы следующим образом:

•28-30 баллов - нет нарушений когнитивных функций или лёгкие

когнитивные нарушения

•25-27 баллов - умеренные когнитивные нарушения

•20-24 балла - деменция легкой степени выраженности

• 11-19 баллов -деменция умеренной степени выраженности

•0-10 баллов - тяжелая деменция

Следует учитывать, что на результат выполнения краткой шкалы оценки психического статуса оказывает влияние уровень образования. В целом, одним из основных условий диагностики когнитивных нарушений является наличие до болезни более высокого уровня когнитивных способностей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Основные правовые вопросы деятельности клинического психолога («медицинского психолога» в соответствии со штатным расписанием учреждений Министерства здравоохранения)

1) Клинический (медицинский) психолог (в т. ч. нейропсихолог), это специалист с высшим психологическим образованием по специальности «Клиническая психология», в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования: специальность 022700 — «Клиническая психология», с квалификацией: Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 2.03.2000. № 686; либо специалист с другим высшим психологическим образованием по специальности "Психология" и получивший профессиональную переподготовку на факультете последипломного образования по клинической психологии в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию и государственную аккредитацию.

2) Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" были обозначены должностные обязанности и требования к компетенциям медицинского психолога.

Должностные обязанности. Медицинский психолог проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного. Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств. Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных. Выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей. Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии. Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Медицинский психолог должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан; Декларацию прав и свобод человека; медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику); методы психологического консультирования; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности; психологию труда; деонтологию; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы.

3) Медицинский психолог при работе в реабилитационной команде получает запрос на консультацию пациента от врача-реабилитолога, врача-невролога, врача-реаниматолога, врача-психиатра в зависимости от специализации учреждения и организации внутреннего распорядка согласно должностным инструкциям

4) Медицинский психолог обязан соблюдать этические принципы, изложение которых представлено в изданиях «Этические принципы психологов» (Ethical principles of psychologists) и «Этические принципы проведения исследований с людьми» (Ethical principles in the conduct of research with human participants) Американской психол. ассоц. (АРА), в т. ч. соблюдать принцип неразглашения личной информации пациента, полученной в ходе консультации.

5) Медицинский психолог в своей работе несет личную ответственность за содержание заключения, приобщенного к истории болезни пациента

6) Медицинский психолог, имея психологическое образование, не осуществляет медикаментозной коррекции в диагностике, реабилитации и лечении пациента.

 

Пример документа для внутреннего приказа учреждения.

Функциональные обязанности клинического психолога (нейропсихолога) на разных этапах реабилитации детей с приобретенными поражениями центральной нервной системы.

Общие положения

1.1. Нейропсихолог – клинический (медицинский) психолог, специалист с высшим психологическим образованием по специальности «Клиническая (медицинская) психология», в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования: специальность 022700 — «Клиническая психология», с квалификацией: Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 2.03.2000. № 686; либо специалист с другим высшим психологическим образованием по специальности "Психология" и получивший профессиональную переподготовку на факультете последипломного образования по клинической (медицинской) психологии в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию и государственную аккредитацию.

1.2. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»

       1.2.1. В своей работе руководствуется:

 - Конституцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 г. и вступившей в силу для СССР 15.09.90.;

 - Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 19.08.1993, № 33, ст. 1318),

 - Законом Российской Федерации РФ № 3802 от 3 июля 1998 г «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 Декабря 1998 г. N 383 "О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций";  

 - Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 года № 3185-1.

      1.2.2. Клинический психолог - нейропсихолог, работающий в системе здравоохранения и занимающийся реабилитацией детей, должен знать:

- клиническую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психотерапию, психодиагностику, психологическое консультирование), а также возрастную психологию;

- методы нейропсихологической диагностики, коррекции, восстановительного обучения;

 - а также основы детской неврологии, анатомии, нейрохирургии.

2. Функциональные обязанности клинического психолога – нейропсихолога в острый период течения заболевания (на этапе ранней реабилитации в условиях отделений реанимации и интенсивной терапии, профильных отделений стационара (нейрохирургических, неврологических)):

 

Клинический психолог - нейропсихолог в медицинской реабилитации участвует в командной работе, наряду с другими специалистами участвует в:

- определении реабилитационного потенциала пациента и прогноза восстановления (когнитивного),

- постановке реабилитационных целей при командной форме работы.

 

Также проводит:

1) первичную оценку состояния высших психических функций детей в зависимости от степени нарушения сознания:

а) оценку уровня сознания и мониторинг восстановления сознания с помощью нейроповеденческих шкал;

б) первичную нейропсихологическую диагностику нарушений высших психических функций (праксиса, гнозиса, речи в т. ч письма и чтения, памяти, мышления в т.ч. счетных операций) при возможности невербального/вербального контакта с пациентом;

2) мониторинг динамики регресса/прогресса выявленной нейропсихологической симптоматики нарушений высших психических функций.

3) индивидуальные занятия нейропсихологического восстановительного обучения

4) повторную нейропсихологическую диагностику с оценкой динамики восстановления высших психических функций;

5) нейропсихологическую диагностику перед и после  нейрохирургических вмешательств.

6) нейропсихологическую диагностику с оценкой влияния медикаментозной терапии в лечебном процессе.

7) мониторинг с оценкой эффективности проводимых реабилитационных мероприятий (когнитивных).

Клинический психолог-нейропсихолог составляет заключение по результатам нейропсихологической диагностики с отражением динамики при восстановительном обучении и рекомендациями родителям.

3. Функциональные обязанности клинического психолога – нейропсихолога в промежуточный период течения заболевания (в промежуточном, позднем восстановительном периоде в условиях реабилитационных отделений/центров):

 

Клинический психолог - нейропсихолог в медицинской реабилитации участвует в командной работе, наряду с другими специалистами участвует в:

- определении реабилитационного потенциала пациента и прогноза восстановления (когнитивного),

- постановке реабилитационных целей при командной форме работы

 

Также проводит:

1) первичную оценку состояния высших психических функций детей (праксиса, гнозиса, речи в т. ч письма и чтения, памяти, мышления в т.ч. счетных операций) и мотивационной сферы;

2) индивидуальные занятия нейропсихологического восстановительного обучения;

3) групповые занятия нейропсихологического восстановительного обучения (мини-группы);

4) повторную нейропсихологическую диагностику в конце цикла когнитивной реабилитации

5) нейропсихологическую диагностику с оценкой влияния медикаментозной терапии в лечебном процессе.

Клинический психолог-нейропсихолог консультируют родителей по вопросам дальнейшего образовательного маршрута ребенка, по проблемам адаптации в быту в зависимости от степени нарушений высших психических функций;

Клинический психолог-нейропсихолог составляет заключение по результатам нейропсихологической диагностики с отражением динамики при восстановительном обучении и рекомендациями родителям и специалистам сферы образования.

4. Функциональные обязанности клинического психолога – нейропсихолога в отдаленный период течения заболевания (в позднем восстановительном периоде в условиях дневного стационара. амбулаторно-поликлинической службы и помощи с выездом на дом):

Клинический психолог-нейропсихолог проводит:

1) первичную оценку состояния высших психических функций детей (праксиса, гнозиса, речи в т. ч письма и чтения, памяти, мышления в т.ч. счетных операций) иногда с дифференциальной диагностикой установочных тенденций (симуляция, диссимуляция, аггравация, сюрсимуляция, метасимуляция);

2) индивидуальные и групповые занятия нейропсихологического восстановительного обучения;

3) индивидуальные и групповые занятия, направленные на компенсацию когнитивного дефекта с обучением использованию вспомогательных средств (в т.ч. технических)

 

Клинический психолог-нейропсихолог осуществляет самостоятельно или совместно с другими специалистами (социальными работниками, педагогами. эрготерапевтами) работу по восстановлению социальных навыков или их компенсации с учетом когнитивного дефекта.

 

Клинический психолог-нейропсихолог определяет возможности и ограничения процесса обучения ребенка и консультируют родителей по вопросам дальнейшего образовательного маршрута ребенка, по проблемам адаптации в быту в зависимости от степени нарушений высших психических функций;

Клинический психолог-нейропсихолог составляет заключение по результатам нейропсихологической диагностики с отражением динамики восстановления.

Национальная ассоциация по борьбе с инсультом

Дата: 2019-03-05, просмотров: 209.