Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Урок внеклассного чтения по «Легенде о Томасе Лермонте»

Цель урока: выяснить, за какие нравственные качества народ сделал Томаса Лермонта героем своих легенд.

Аннотация содержания урока: урок внеклассного чтения, включающий в себя анализ сюжета, проблематики, закрепление знаний, полученных при изучении темы "Легенда". Урок предполагает небольшой исторический комментарий, связанный с историей рода М.Ю.Лермонтова.

Урок проводится с использованием ИКТ.

1. Вступительное слово учителя. Исторический комментарий.

Легенда о Томасе Лермонте – произведение устного народного творчества. По преданию, в 13 веке в Шотландии в замке Эрсилдун жил поэт Томас Лермонт, прозванный Рифмачом за то, что умел писать стихи. В те времена искусство писать стихи было внове, а поэта считали причастным к тайнам волшебства и провидцем. Именно Томаса Лермонта Вальтер Скотт считает создателем поэмы о Тристане и Изольде – одной из величайших историй любви.

Нам имя Лермонта должно напоминать о великом русском поэте М.Ю.Лермонтове, чьи предки были выходцами из Шотландии. Является ли Лермонтов потомком Томаса Рифмача, точно неизвестно, но оба они обладали величайшим даром – «жечь сердца людей» поэтическим словом.

Сегодня мы подумаем, почему Томас Лермонт стал героем легенды.

2. Работа с понятийным аппаратом. Повторение понятия «легенда».

Какие особенности присущи легенде?

О ком слагали легенды? Кого мы называем историческим героем, а кого литературным? Приведите примеры.

Томас Лермонт – исторический или литературный герой?

3. Работа с текстом произведения. Беседа. Характеристика Томаса Лермонта.

В какой обстановке мы впервые встречаемся с Томасом? Что празднуют шотландцы? Чем гордятся и чего стыдятся?

Найдите описание героя. Какую черту его портрета можно назвать главной? Как она характеризует героя?

Как вы понимаете выражение «глядеть сквозь людей»?

Почему Томас не весел? В чем причина его печали?

Как произошла встреча Томаса и королевы фей? Найдите ее описание.

Какую клятву дает Лермонт королеве фей?

Почему Томас не отказался от своего слова, когда королева утратила красоту?

4. Путешествие в страну фей.

С какими чудесами сталкивается герой на пути в страну фей? (три дороги, реки крови).

Как описаны Путь правды и Путь лжи? Почему по Пути правды идти труднее?

Почему реки полны воды?

Что чувствует Томас, путешествуя с королевой?

Похожи ли эти чудеса на сказочные? В чем отличие?

5. Томас в королевстве фей.

Опишите королевство фей. Кем оно населено?

Как чувствуют себя здесь люди? Как изменяется их жизнь, когда они попадают в королевство фей? Почему? Можно ли назвать жизнь в королевстве безмятежной?

С какими чудесами знакомит Томаса королева? Что узнает он о феях?

В каком состязании принимает участие герой? Почему он побеждает?

Похожи ли приключения Томаса Лермонта на приключения сказочного героя?

Почему он вынужден покинуть королевство и вернуться на землю?

Какими дарами наградила королева Томаса? Почему он называет их «страшными»? Нужны ли они в мире людей?

6. Подведение итогов беседы.

Один из героев легенды лорд Дуглас сказал: «До сих пор думал я, что певец должен только увеселять пиры, но не таков ты, Томас Лермонт». Что имел в виду Дуглас?

О чем заставляет задуматься рассказ Томаса Рифмача?

За какие качества народ сделал Томаса героем легенды?

Как переплелись в этом произведении правда и вымысел? Почему это легенда? Как бы вы охарактеризовали жанр этой легенды? (историко-мистическая)

7. Сравнение легенды и стихотворения М.Ю.Лермонтова «Желание».

Прочитайте юношеское стихотворение М.Ю.Лермонтова «Желание». Некоторые исследователи утверждают, что оно навеяно легендой о Томасе Лермонте. О чем размышляет поэт, вспоминая историю своего рода?

 

ЖЕЛАНИЕ

Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной?Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? На запад, на запад помчался бы я, Где цветут моих предков поля,Где в замке пустом, на туманных горах, Их забвенный покоится прах. На древней стене их наследственный щит И заржавленный меч их висит.Я стал бы летать над мечом и щитом, И смахнул бы я пыль с них крылом; И арфы шотландской струну бы задел, И по сводам бы звук полетел;Внимаем одним, и одним пробужден, Как раздался, так смолкнул бы он. Но тщетны мечты, бесполезны мольбы Против строгих законов судьбы.Меж мной и холмами отчизны моей Расстилаются волны морей. Последний потомок отважных бойцов Увядает среди чуждых снегов;Я здесь был рожден, но нездешний душой... О! зачем я не ворон степной?..

29 июля 1831, Середниково.

8. Домашнее задание.

Подумайте, как могла бы выглядеть история Томаса Рифмача, если бы она была не легендой, а сказкой. Запишите эту сказку.

Приложение к уроку – компьютерная презентация.

 

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель сош№71 г.Ярославль

Дата: 2019-03-05, просмотров: 227.