Урок внеклассного чтения по «Легенде о Томасе Лермонте»
Цель урока: выяснить, за какие нравственные качества народ сделал Томаса Лермонта героем своих легенд.
Аннотация содержания урока: урок внеклассного чтения, включающий в себя анализ сюжета, проблематики, закрепление знаний, полученных при изучении темы "Легенда". Урок предполагает небольшой исторический комментарий, связанный с историей рода М.Ю.Лермонтова.
Урок проводится с использованием ИКТ.
1. Вступительное слово учителя. Исторический комментарий.
Легенда о Томасе Лермонте – произведение устного народного творчества. По преданию, в 13 веке в Шотландии в замке Эрсилдун жил поэт Томас Лермонт, прозванный Рифмачом за то, что умел писать стихи. В те времена искусство писать стихи было внове, а поэта считали причастным к тайнам волшебства и провидцем. Именно Томаса Лермонта Вальтер Скотт считает создателем поэмы о Тристане и Изольде – одной из величайших историй любви.
Нам имя Лермонта должно напоминать о великом русском поэте М.Ю.Лермонтове, чьи предки были выходцами из Шотландии. Является ли Лермонтов потомком Томаса Рифмача, точно неизвестно, но оба они обладали величайшим даром – «жечь сердца людей» поэтическим словом.
Сегодня мы подумаем, почему Томас Лермонт стал героем легенды.
2. Работа с понятийным аппаратом. Повторение понятия «легенда».
Какие особенности присущи легенде?
О ком слагали легенды? Кого мы называем историческим героем, а кого литературным? Приведите примеры.
Томас Лермонт – исторический или литературный герой?
3. Работа с текстом произведения. Беседа. Характеристика Томаса Лермонта.
В какой обстановке мы впервые встречаемся с Томасом? Что празднуют шотландцы? Чем гордятся и чего стыдятся?
Найдите описание героя. Какую черту его портрета можно назвать главной? Как она характеризует героя?
Как вы понимаете выражение «глядеть сквозь людей»?
Почему Томас не весел? В чем причина его печали?
Как произошла встреча Томаса и королевы фей? Найдите ее описание.
Какую клятву дает Лермонт королеве фей?
Почему Томас не отказался от своего слова, когда королева утратила красоту?
4. Путешествие в страну фей.
С какими чудесами сталкивается герой на пути в страну фей? (три дороги, реки крови).
Как описаны Путь правды и Путь лжи? Почему по Пути правды идти труднее?
Почему реки полны воды?
Что чувствует Томас, путешествуя с королевой?
Похожи ли эти чудеса на сказочные? В чем отличие?
5. Томас в королевстве фей.
Опишите королевство фей. Кем оно населено?
Как чувствуют себя здесь люди? Как изменяется их жизнь, когда они попадают в королевство фей? Почему? Можно ли назвать жизнь в королевстве безмятежной?
С какими чудесами знакомит Томаса королева? Что узнает он о феях?
В каком состязании принимает участие герой? Почему он побеждает?
Похожи ли приключения Томаса Лермонта на приключения сказочного героя?
Почему он вынужден покинуть королевство и вернуться на землю?
Какими дарами наградила королева Томаса? Почему он называет их «страшными»? Нужны ли они в мире людей?
6. Подведение итогов беседы.
Один из героев легенды лорд Дуглас сказал: «До сих пор думал я, что певец должен только увеселять пиры, но не таков ты, Томас Лермонт». Что имел в виду Дуглас?
О чем заставляет задуматься рассказ Томаса Рифмача?
За какие качества народ сделал Томаса героем легенды?
Как переплелись в этом произведении правда и вымысел? Почему это легенда? Как бы вы охарактеризовали жанр этой легенды? (историко-мистическая)
7. Сравнение легенды и стихотворения М.Ю.Лермонтова «Желание».
Прочитайте юношеское стихотворение М.Ю.Лермонтова «Желание». Некоторые исследователи утверждают, что оно навеяно легендой о Томасе Лермонте. О чем размышляет поэт, вспоминая историю своего рода?
ЖЕЛАНИЕ
Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной?Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? На запад, на запад помчался бы я, Где цветут моих предков поля,Где в замке пустом, на туманных горах, Их забвенный покоится прах. На древней стене их наследственный щит И заржавленный меч их висит.Я стал бы летать над мечом и щитом, И смахнул бы я пыль с них крылом; И арфы шотландской струну бы задел, И по сводам бы звук полетел;Внимаем одним, и одним пробужден, Как раздался, так смолкнул бы он. Но тщетны мечты, бесполезны мольбы Против строгих законов судьбы.Меж мной и холмами отчизны моей Расстилаются волны морей. Последний потомок отважных бойцов Увядает среди чуждых снегов;Я здесь был рожден, но нездешний душой... О! зачем я не ворон степной?..29 июля 1831, Середниково.
8. Домашнее задание.
Подумайте, как могла бы выглядеть история Томаса Рифмача, если бы она была не легендой, а сказкой. Запишите эту сказку.
Приложение к уроку – компьютерная презентация.
Чекаурова Светлана Станиславовна,
учитель сош№71 г.Ярославль
Дата: 2019-03-05, просмотров: 279.