- Назовите запомнившиеся события из жизни В.П. Астафьева.
- Происходили ли с вами истории, подобные Васюткиной?
- Как вы нашли выход из ситуации?
4. Домашнее задание: перечитать понравившиеся эпизоды, составить план рассказа.
Индивидуально: чтение в лицах эпизода встречи Васютки с ботом. Вопрос № 7 в учебнике- хрестоматии автора-составителя В.Я. Коровиной и др.
Уважаемая Надежда Николаевна! Я не разобралась с этим уроком, поэтому на Ваше усмотрение.
К МА: это разработка Царевой?
Юмор в рассказе М.М.Зощенко «Золотые слова»
Ход урока
Беседа.
- Сегодня мы поведем разговор о юморе в рассказах М.М.Зощенко. На прошлом уроке мы говорили с вами о двух рассказах: «Елка» и «Калоши и мороженое».
- Что в рассказах смешно, а что – грустно?
- У М.М.Зощенко много смешных историй. Я хочу рассказать вам «Глупую историю», которая произошла с мальчиком. Он утром никак не мог встать на ноги, все время падал и падал. Родители решили, что он болен. Они вызвали врачей, но и те не могли помочь. Все оказалось очень просто – он обе ноги засунул в одну штанину, поэтому не мог стоять. Вот такая глупая история произошла в одной семье.
История смешная. Таких историй, глупых и смешных, в рассказах писателя встречается немало.
2. Работа с текстом произведения. Найдите в рассказе «Золотые слова» те строчки, в которых вы увидели юмор.
3. Творческое задание.
- У вас было еще одно задание – вспомнить забавные истории, которые произошли с вами.
4. Лексическая работа. Работа с литературоведческим словарем. Юмор -… Ирония -…
Подбирают однокоренные слова (юмористический, юморина, юморист…)
Беседа.
- Каким должен быть юмор? (дружеским, забавным, добрым….).
- Какой герой часто встречается в разных смешных историях?
- Что же стоит за юмором в рассказе «Золотые слова»? Вспомните известные вам пословицы и поговорки о юморе.
- Почему рассказ так называется?
- Почему Леля и Минька попали в неприятную ситуацию за столом?
- Какую позицию по отношению к детям заняли взрослые? Чья позиция вам нравится, чья – нет? Почему?
- Почему дети второй раз попали в затруднительную ситуацию?
- Ответьте на вопросы №3.4 учебника литературы на с.245.
- Какие слова в этом рассказе названы золотыми?
Обучение выразительному чтению.
Выбрать эпизод.
Беседа.
- В рассказе есть такие строчки: «Никого нельзя назвать счастливым ранее его смерти». У человека вся жизнь может быть счастливой, а потом вдруг случается несчастье. Это очень серьезные выводы. Зачем же писателю понадобились смешные истории?
- Вы почувствовали настроение рассказа М.М.Зощенко?
- М.М.Зощенко почувствовал многое, даже предсказал, что ему не простят юмора над начальниками и чиновниками, но все равно иначе не мог поступать, потому что владел ситуацией и понимал, как и что говорить людям, чтобы жизнь стала лучше. В русском языке есть такое выражение «смех сквозь слезы». За смешным стоит и серьезное, и очень грустное. Многие русские писатели говорили об очень грустных вещах через смешные стороны жизни. Вспомните И.А.Крылова. Помочь людям увидеть то, что мешает жить лучше, избавиться от дурного помогали писатели. Такой талант был и у М.М.Зощенко.
8. Творческое задание: придумать ситуацию, в которой следование пословице (один ум хорошо, а два – лучше; Гусь свинье не товарищ и т.д.) происходило без учета «изменившейся обстановки». Можно составить список золотых слов, которые они слышали от взрослых.
Итоговая беседа.
- Какие выводы о взаимоотношениях детей и взрослых можно сделать?
10. Домашнее задание: учебник с.246 вопрос «Г».
Система уроков внеклассного чтения
Методический комментарий авторов или методиста: определение понятий; выбор именно этих произведений; авторская концепция как выражается через подбор именно этих произведений; цель уроков внеклассного чтения
Дата: 2019-03-05, просмотров: 227.