Автор, название произведения | Количество часов |
Сказка «Пойди туда, не знаю куда…» | 1 |
В.Гауф. Сказка «Холодное сердце» | 1 |
«Легенда о Томасе Лермонте» | 1 |
Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот» | 1 |
Г.Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю.Лермонтова). И.-В.Гёте. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого) | 1 |
«Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) | 1 |
В программе 5 класса для проведения уроков внеклассного чтения отведено 6 часов. Они распределены следующим образом.
Изучение раздела «Фольклор» завершается работой над русской народной сказкой «Пойди туда, не знаю куда…», «Авторская и литературная сказка» - сказкой В.Гауфа «Холодное сердце», «Легенда» - шотландской легендой о Томасе Лермонте, «Басня» - работой с произведениями Эзопа и Жана де Лафонтена, «Лирическое стихотворение» - анализом поэтических переводов стихотворений Гете и Гейне. В конце учебного года в разделе «Мы помним» происходит знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне.
Некоторые из данных авторов обозначены для изучения Государственным образовательным стандартом 2007 года (Г.Гейне, Б.Окуджава, Р.Гамзатов).
Как видно из перечня произведений большая часть уроков внеклассного чтения посвящена знакомству с зарубежной литературой. Основная цель программы – расширить знания учащихся, полученные в процессе работы над той или иной темой.
Рассмотрим подробнее логику построения системы внеклассного чтения.
Первый урок внеклассного чтения посвящен работе над русской народной сказкой «Пойди туда – не знаю куда…». В процессе анализа учащиеся повторяют типы и особенности строения сказок. Делая вывод о том, что перед ними волшебная сказка, дети находят ее основные элементы: сказочных героев, волшебных помощников, композиционные элементы (зачин, концовка, троекратное повторение и т.д.). Именно сказка становится началом исследования проблемы добра и зла, которая красной нитью проходит через весь курс 5 класса. Думается, что выбор этой волшебной сказки обусловлен популярностью произведения Л.Филатова «Сказка о Федоте-стрельце». Впоследствии учащиеся смогут самостоятельно сделать вывод о влиянии русского фольклора на формирование художественной литературы.
Сказка В.Гауфа «Холодное сердце» завершает изучение сказок, в том числе литературных Это произведение имеет ярко выраженный нравоучительный характер. Центральной становится тема добра и зла. Место действия и главный герой сказки носят реалистичный характер, но вот обстоятельства, в которые попадает Петер фантастичны. Учащиеся уже получили представление о разнообразии сказочных жанров (сказка-пьеса, сказочная повесть, сказка-быль, рассказ-фантазия), для них не составит труда отделить вымысел от реальности. Новым для них станет главный герой, в котором смешались положительные и отрицательные черты характера. Размышляя над проблемой выбора между добром и злом, ребята вместе с героем учатся отделять истинные ценности от ложных. Сказка Гауфа служит хорошим трамплином для перехода к изучению следующей темы – «Легенда».
Третий урок в системе внеклассного чтения посвящен знакомству с шотландской легендой о Томасе Лермонте. Ею завершается изучение большого раздела «Реальность и вымысел». Изучение легенды начинается с разговора об устном народном творчестве как источнике художественной литературы. На уроке проводятся параллели с «Песней о вещем Олеге» Пушкина. Герои обоих произведений – исторические личности, заслужившие признание и уважение своего народа. Объединяет эти произведения тема пророчества, неотвратимости судьбы. В беседе по тексту легенды необходимо заострить внимание на жанровых чертах, взаимопроникновении реальности и вымысла, остановиться на различиях между легендой и сказкой. Важным для дальнейшей работы будет знакомство с понятием «иносказание». Рассказ Лермонта о путешествии в царство фей дает богатый материал для иллюстрации данного понятия. А размышления о сущности и предназначении поэтического дара помогут учащимся в изучении лирических произведений, особенно стихотворений М.Ю.Лермонтова, который считал себя потомком знаменитого шотландца.
Басня – один из любимых жанров 5-классников. Особенно произведения И.А.Крылова. Урок внеклассного чтения, посвященный произведениям Эзопа и Лафонтена, несколько меняет представления учащихся об этом жанре. Общность сюжетов, но их разная трактовка помогают понять различия в национальных характерах, непохожесть культур. Следует отметить серьезный, нравоучительный пафос басен Эзопа и легкость, лиричность произведений Лафонтена. Таким образом, учащиеся получают первое представление о национальном колорите литературы и общечеловеческих ценностях.
Эта тема получает продолжение при изучении произведений Гете и Гейне. Для сопоставительного анализа предлагаются построчные переводы стихотворений немецких авторов и их переводы русских поэтов (М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Тютчева, Ап.Н.Майкова – «На севере диком…», М.Ю.Лермонтова и В.Брюсова – «Ночная песня странника»). Учащиеся уже получили представление о том, как пейзаж раскрывает образ лирического героя. На уроке внеклассного чтения они получают возможность самостоятельно исследовать переводы разных поэтов и сделать выводы об особенностях поэтического восприятия мира лирическим героем. Задания к уроку позволяю не только повторить и закрепить понятие о лирическом стихотворении, но и вспомнить ранее изученные произведения (обращение к творчеству В.Гауфа). Материал урока расширяет представления учащихся о русской и немецкой литературе, показывает влияние великих немецких поэтов на творчество русских поэтов.
Последний раздел учебника называется «Мы помним». В программе он обозначен как урок внеклассного чтения. Литературный материал, включенный в данный раздел, обогащает учащихся знаниями о современной русской литературе. Произведения, рекомендованные для чтения, объединены одной темой – Великая Отечественная война: Б.Окуджава «Ах, война, что ты сделала, подлая…», Р.Гамзатов «Журавли», В.Катаев «Сын полка», А.Твардовский «В пилотке мальчик босоногий», К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Выбор этих произведений не случаен. Они дают возможность вернуться к изученному материалу на новом уровне. Какое звучание приобретает тема детства в этих произведениях? Как ведут себя герои в обстоятельствах военных действий? Модно ли назвать эти обстоятельства чрезвычайными? Почему герои этих произведений – дети? - вот те немногие вопросы, которые могут стать основой для обобщения и повторения материала, изученного в курсе 5-го класса. Кроме того, в разделе собраны и прозаические, и стихотворные произведения, анализ которых имеет свои специфические особенности. Вопросы и задания дают возможность организовать индивидуальную или групповую работу по анализу художественного текста.
В заключение хочется сказать, что система уроков внеклассного чтения имеет целью расширение знаний учащихся о процессе развития мировой и русской литературы. Произведения, отобранные авторами, вызывают живейший интерес у 5-классников, формируют у них навыки осмысленного чтения.
Система уроков внеклассного чтения предусматривает несколько вариантов творческих работ. Например:
· Сочинить сказку об Андрее-стрельце («Пойди туда – не знаю куда…»).
· Составить сборник авторских сказок (В. Гауф «Холодное сердце»).
· Составить рассказ на основе жизненной ситуации (Легенда о Томасе Лермонте, басни).
· Работа с иллюстациями.
Наизусть рекомендованы: басни Эзопа или Лафонтена (по выбору), стихотворение Р.Гамзатова «Журавли.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 222.