Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
- Вы прочитали рассказ до конца. Какое впечатление произвёл на вас рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»?
- Как развивался сюжет? Сколько частей вы выделили, какие подобрали заголовки? (Ответы учащихся).
· Тревожная ночь.
· Поиски Енисея.
· Ночлег на берегу озера.
· Поиски дома продолжаются.
· Родная река.
· Спасение.
- Вы хорошо справились с заданием. А теперь поделитесь впечатлениями о главном герое рассказа.
2. Беседа с учащимися о главном герое рассказа.
- Как Васютка собирался в тайгу? Он идёт просто за шишками, почему он так основательно готовится?
- Как случилось, что Васютка заблудился в тайге? Можно ли его назвать непослушным?
- Как он ведёт себя в тайге? Какие мысли и поступки Васютки соответствуют наказу его отца и деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»?
- Приведи примеры из текста, свидетельствующие о том, что маленькому Васютке было всё же одиноко и страшно в тайге? Можно ли его назвать трусом?
- Как знание природы, опыт родителей помогли Васютке самостоятельно найти путь к спасению?
- Васютка думал не только о себе, но и о рыбаках. Чем он помог им? Почему они назвали озеро его именем?
- Какое отношение сложилось у тебя к Васютке? Хотелось бы тебе иметь такого друга? Почему? (Обобщение о характере героя).
Работа с текстом произведения.
Задание: сравните «Кладовую солнца» М.М.Пришвина и « Васюткино озеро» В.П.Астафьева.
· Чем похожи события, о которых рассказывается в этих произведениях?
· Чем похожи герои?
· Какова роль природы в этих произведениях?
· Что помогло героям справиться с трудностями?
· Объясните, почему М.М.Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью, а В.П.Астафьев «Васюткино озеро» - рассказом?
· Скажите, переживания героев, оказавшихся наедине с природой, знакомы вам, или вы никогда не попадали в подобные ситуации?
4. Домашнее задание: составить рассказ «Как я заблудился». Приходилось ли вам терять дорогу в лесу? Может быть, кто-то из членов вашей семьи когда-нибудь заблудился? Подготовьте об этом небольшой рассказ, а может, вы выберете жанр сказки? Обязательно опишите состояние человека, осознавшего сложность положения, расскажите, кто помог в трудной ситуации?
Царева Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
сош№76 г.Ярославль
Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро».
Урок первый. Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу.
1. Слово учителя. Работа с учебником литературы.
Слово о писателе.
2. Беседа. Автобиографическая основа рассказа.
- Как вы понимаете значение слова биография?
- Кто такой автор? Что означает слово «автобиография»? (записи в тетради: автобиографическое произведение и автобиографичное).
- Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным?
Делаем вывод: В.П.Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.
3. Работа с текстом произведения.
Выразительное чтение рассказа (учитель читает первый абзац, задавая общий тон. Ученики продолжат чтение. По ходу чтения учитель комментирует непонятные слова и выражения).
4. Составление композиционного плана рассказа.
Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
Беседа.
- Что помогло Васютке спастись?
- Какими знаниями и умениями владел Васютка?
- Откуда Васютка берет эти многочисленные знания и умения?
- Какими художественными приемами воспользовался писатель, чтобы показать богатство знаний и умений Васютки?
- Можно ли сказать, что Васютка был один в тайге?
- Чьи слова он вспомнил,когда ему стало плохо?
- Какие черты характера обнаружились в мальчике?
- Какие же «затеси» спасли Васютку?
ВЫВОД. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.
6. Домашнее задание.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 382.