20. Работа и труд всё перетрут.
Выберите нужные пословицы из предложенных для составления Устава школы
1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
2. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
3. Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
4. В детстве не научишься – всю жизнь намучишься.
5. Жизнь дана на добрые дела.
6. Грамоте учиться – всегда пригодиться.
7. Поспешишь – людей насмешишь.
8. По одёжке встречают, а по уму провожают.
9. Семь раз отмерь – один отрежь.
10. Под лежачий камень вода не течёт.
11. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
12. слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
13. Других не суди, на себя погляди.
14. Не плюй в колодец – самому испить доведётся.
15. Голова от книги умнеет.
16. Без наук – как без рук.
17. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
18. Легко чужими руками жар загребать.
19. Не в свои сани не садись.
20. Работа и труд всё перетрут.
Петрова Наталия Николаевна,
учитель Каменниковской сош Рыбинского района
Конференция по итогам апробации учебника литературы 5 кл.
Авторы: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина.
Мая 2009 года
«Репортаж с места событий»
Ведущий (учитель):
- Внимание! Внимание! Телеканал «Камен-TV» рад приветствовать всех собравшихся у экранов телевизоров. Мы проводим прямой репортаж с места событий.
На Ярославской земле в Рыбинском районе в Каменниковской средней школе сегодня проходит важная конференция. Дело в том, что 2008-2009 учебный год для них был очень ответственным. Учащиеся 5 класса, только что вышедшие из начальной школы, стали младшими научными сотрудниками. Их главная задача – апробация нового учебника литературы, предложенного авторами-учёными: Г.В.Москвиным, Н.Н.Пуряевой и Е.Л.Ерохиной. И мы имеем уникальную возможность заглянуть на эту конференцию, а также выйти на связь с нашими внештатными корреспондентами.
- И вот уже первые корреспонденты выходят на связь, добрый день!
1 корр. - Здравствуйте! Я представляю информацию статистов, сопровождавших работу младших научных сотрудников. И надо сказать – задача у ребят была не из лёгких. За этот учебный год им нужно было понять и проанализировать как минимум 14 стихотворений, 3 философские легенды, 1 пьесу, 16 эпических произведений, 4 фольклорные сказки, а также загадки, пословицы, поговорки.
2 корр. Подводя первые итоги работы, участники апробации представили выставку собственных работ: кроссворды, викторины, иллюстрации к изученным произведениям, рисованый фильм «Щелкунчик и Мышиный король», книжки-малышки с загадками и пословицами, поэтические сборники и другие творческие продукты – всё это можно увидеть на выставке в школьном кабинете № 19.
1корр. Конечно, были и собственные пробы сочинительства. Ребята пробовали себя в роли поэтов, писателей, художников. Так был создан Сборник творческих работ учащихся 5 класса, в который вошли: лучшие сочинения, синквейны, басня Грузновой Насти, рассказы и сказки по пословице «Друзья познаются в беде».
2 корр. В конце первого полугодия в классе проведено итоговое занятие «По страницам учебника литературы» с приглашением родителей и классного руководителя.
Показ фильма об этом занятии.
- Дубасов Владим и Давыдова Анастасия. Каменниковская школа, телеканал «Камен-TV».
Ведущий (учитель):
- Спасибо статистам! А я передаю слово экспертам, задача которых была отследить эмоциональное отношение учащихся к урокам литературы и новому учебнику.
1 корр. – Добрый день! Мы проанализировали анкеты, предложенные учащимся 5 класса. Вот что получилось.
2 корр. На вопросы первой анкеты «Учебник литературы» отвечали все ребята – 18 человек.
1 корр. На первый вопрос «Понравился ли тебе учебник литературы, по которому работал в этом учебном году», все ответили «да, очень».
2 корр. На второй вопрос «Чем привлёк он твоё внимание?» мы получили такие ответы: «интересными рассказами, красивой обложкой, иллюстрациями, статьями об авторах, разнообразием произведений, новыми поучительными произведениями, разными интересными вопросами».
1 корр. На вопрос «Хотелось бы тебе учиться по учебнику этих же авторов в следующем учебном году?» ответ отрицательный был только один.
2 корр. В данном учебном пособии мы заметили разнообразие вопросов: вопросы типа А, В, Б, Г, Д и т.д. до Ж, т.е. от самых простых по содержанию до самых сложных – творческих. Ребята ответили вот как: вопрос типа А – 6 учеников, Б – 5, В – 6, Г – 2, Ж – 1.
1 корр. Осветим ещё один вопрос: «Какие произведения произвели на тебя сильное впечатление?». Выбор пал на такие произведения:
2 корр. Произведения-лидеры:
«Робинзон Крузо» - 8 человек
«Васюткино озеро» - 7
«Ночь перед Рождеством» - 6
«Два клёна» - 6
1 корр. По 2 голоса получили такие произведения:
«Щелкунчик и Мышиный король»
«Зелёная лампа»
«Кладовая солнца»
2 корр. И по одному голосу ребята отдали за:
легенду «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова
стихотворение «Берёза» С.А.Есенина
стихотворения «Листок», «Молитва» М.Ю.Лермонтова
стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом» А.А.Фета
1 корр. Не менее интересная информация была получена нами в результате чтения синквейнов ребят. Свои варианты предлагали все ребята, но мы попросим озвучить нескольких из них (подходят с микрофонами, ребята читают синквейны). Как видим – отношение и к урокам и к учебному пособию у ребят положительное, а это радует!
Валдаев Александр и Корелякова Татьяна. Каменниковская школа, телеканал «Камен-TV».
Ведущий (учитель):
- Спасибо нашим корреспондентам. А сейчас я предлагаю заглянуть в научные лаборатории, где как раз сейчас проводятся научные и творческие эксперименты по усвоению программы литературы 5 класса.
Итак, лаборатория № 1. «Портретная галерея» (рассказывают подготовленные дети).
- По историям, рассказанным артистами, догадайтесь, кто сегодня представлен в нашей ожившей портретной галерее (Приложение 1).
- Воспользуюсь сегодняшним положением и задам ребятам несколько вопросов:
1. Появился ли у тебя в этом году литературный герой, на которого хотел бы быть похожим? Почему? А у тебя?
2. По принципам какого литературного героя не хотел бы жить? Почему? А ты?
- Спасибо! Мы переходим в лабораторию № 2. «Зал забытых вещей».
- В этом году у нас в гостях были разные литературные герои. Но, видимо, у нас им было очень хорошо, потому что они забыли некоторые свои вещи. Посмотрите на них и вспомните, кому принадлежат данные вещи, а также вспомните название произведения и автора (Приложение 2).
- А теперь – сюрприз. Готовясь к конференции, семья Валдаевых создала небольшой сборник «забытых вещей» литературных героев по произведениям нашего учебника. Этот творческий проект представляет Саша Валдаев.
- Заглянем в лабораторию № 3. «Служба спасения».
В этой лаборатории в течение года работали экологи, туристы, психологи, спасатели, т.е. научные сотрудники, задача которых состояла в следующем: дать конкретные советы, рекомендации по поведению человека в экстремальных условиях (используя тексты учебника). Выступает представитель лаборатории. Помогите ему вспомнить некоторые из них (Приложение 3).
- Лаборатория № 4 называлась «Философы».
Всем понятно, что именно здесь зарождалась мудрость, шли поиски жизненных уроков, как надо и не надо жить. Что же взяли ребята в свои «копилки мудрости».
Зачитывание фрагментов из произведений или пересказ идеи, ребята вспоминают: кто давал эти «уроки», название и автора произведения (Приложение 4 – «Копилка мудрости»).
- Итак, мы показали вам фрагменты работы, поиска в некоторых научных лабораториях, а теперь – у нас есть уникальная возможность побывать на самой конференции и поучаствовать в диалоге ребят и учёных.
Вопросы: - Скажите, ребята, то, что вам нравятся уроки литературы, мы узнали из анкет, а мне хочется узнать: чем они нравятся?
- А как учебник литературы помогает вам учиться и познавать мир?
- Что ждёте от учебника литературы в следующем учебном году?
Вопросы гостей (учёных, учителей, родителей).
Методические рекомендации
К работе по развитию речи
Разработка Л.М.Бородиновой
1. Работа по развитию речи ведется ежеурочно (традиционно, в соответствии с методикой преподавания литературы).
2. Формы работы по развитию речи разнообразные, соответствующие возрастным особенностям учащихся: все виды пересказа; выразительное чтение, в том числе наизусть; медленное чтение с комментированием; составление ответа на вопрос; составление собственного текста и т.д. (традиционно, в соответствии с методикой преподавания литературы).
3. Обязательное использование учебника, который предоставляет учителю богатый методический аппарат для организации работы по развитию речи. Авторы УМК в содержание заданий заложили основные виды работы по развитию речи учащихся: работа со словом; работа с текстом художественного произведения; работа с иллюстративным материалом; творческая работа; виды письменных работ. Мы дополняем виды письменных работ конкретными предложениями: на материале какого произведения рассматривать ту или иную проблематику (виды работ, устных и письменных, учитель планирует в соответствии с уровнем подготовленности класса).
4. Предлагаем рассмотреть возможность использования материала учебника в виде таблицы. В таблице указано распределение заданий учебника: незаполненные клетки таблицы не означают отсутствие работы по указанному виду; в таблице распределен материал, предлагаемый авторами УМК:
· В, Г, Е, Д, Ж – задания в учебнике по литературе для 5 класса;
· (д/з) – домашнее задание.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.