1. Беседа. Повторение материала предыдущего урока.
Что узнали об авторе рассказа?
Как вы поняли выражение «сибирский характер»?
Кто из русских писателей родом из Сибири? (для любознательных) О чем они писали?
2. Работа с текстом произведения. Беседа. Анализ эпизода. Природа в рассказе.
Какой увидели сибирскую природу в рассказе?
Как относятся к тайге члены семьи Васютки? Любят ли они лес?
Что знает Васютка о тайге?
Как приобрел он эти знания? Чему научил мальчика дед?
Конкурс знатоков текста: Соберём копилку знаний о лесе.
О каких правилах поведения в тайге вы узнали из рассказа?
«Страшное в жизни часто начинается очень просто», - пишет автор.
Анализ эпизода. Проследим, как Васютка заблудился (чт. с.189, 190 от слов «Васютка же, как назло, не позвал с собою Дружка» до слов «…пел, что на ум приходило»).
Как автор изобразил азарт мальчика?
Как проявляется охотничье мастерство?
Что можно сказать о характере героя?
Что почувствовал герой, когда понял, что заблудился? (с.191)
Анализ эпизода «Васютка в лесу».
Как ведет себя герой в тайге?
Что помогло ему найти озеро? Почему на берегу озера впервые заплакал?
Что помогает ему справиться со страхом?
Какое открытие сделал мальчик, оказавшись у озера? Что подтвердило его догадку?
Какие знания о лесе можем добавить в нашу копилку?
Что помогло Васютке найти верную дорогу?
Анализ эпизода «Спасение мальчика».
Что чувствует мальчик, выйдя к Енисею? (чтение с.203, 204)
Как автор передает радость героя?
Когда смелость и упорство оставили его? (подробный пересказ)
Как поведение мальчика доказывает, что за прошедшие дни он многое пережил и испытал?
Почему в конце рассказа Астафьев называет Васютку «заправским провожатым»?
Подведение итогов.
Какие качества характера помогли Васютке справиться с чрезвычайными обстоятельствами?
Почему озеро назвали Васюткиным?
Какую роль сыграло оно в жизни героя?
Как перекликаются между собой начало и конец рассказа? Найдите предложение, которое, на ваш взгляд, выражает авторское отношение к событиям рассказа.
4. Сравнение финала «Кладовой солнца» и начала рассказа «Васюткино озеро».
Что объединяет эти два произведения? В чем различие?
5. Домашнее задание: задание В вопр. 2 по учебнику литературы (с.212); задание Г с.212: подготовиться к сочинению.
Петрова Наталия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Каменниковская сош Рыбинский район
Ролевая игра (на 2-ом уроке)
Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Группа – «Художники»
Задание: выделите в тексте описание тайги – природу, птиц, деревья и т.д. Зачем автор даёт нам такое подробное описание тайги?
Группа – «Учёные-исследователи»
Вопрос: какие открытия в тайге (согласно тексту) можно сделать?
Ответ:
- «Кедровка – птица полезная; она разносит по тайге семена кедра».
- «Почти голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а глее ветвей побольше – юг».
- Чтобы убить глухаря, надо пользоваться крупной дробью; мелкой – только ранишь.
- «Заполярная тайга не страшна зверьём».
- «Коротка августовская ночь в Заполярье».
- В тайге водятся птицы: кедровка, дятел, желна, синичка, сойка, гагары.
- В тайге водятся животные: олень, белки, медведи.
- «Лиственный лес обычно тянется по берегам реки».
- Трава растёт обычно вблизи водоёмов.
- и т.д.
Группа – «Спасатели»
Задание: определите правила поведения в тайге. Сделайте вывод: тайга – это друг или враг?
Ответ:
- «От затесей далеко не отходи - сгинешь».
- «Идёшь в лес – бери еду, бери спички».
- Если идёшь один – бери с собой собаку.
- «Тайга хлипких не любит!».
- Нельзя отчаиваться, паниковать, метаться.
- и т.д.
Группа – «Психологи»
Задание: подчеркните в тексте слова и выражения, характеризующие состояние Васютки, когда он заблудился. Какое состояние у него было в тот момент?
Ответ:
- «Васютка не сразу пришёл в себя…»
- «оцепенение длилось до тех пор…»
- «Он вскрикнул и кинулся бежать…»
- «спотыкался, падал, вставал и снова бежал…»
- «отчаяние охватило его, и сразу не стало сил…»
- «отрешённо подумал…» и т.д.
Щегловская Тамара Николаевна,
учитель русского языка и литературы
гимназия №1 г.Углич
Дата: 2019-03-05, просмотров: 264.