Собственности на природные ресурсы и право природопользования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для подготовки к занятию

1. Эколого-правовые общественные отношения: понятие и структура.

2. Субъекты экологического права, их права и обязанности.

3. Объекты экологического права – понятие и классификация.

4. Право собственности на природные объекты и ресурсы.

5. Вещные права на объекты природы и природные ресурсы.

6. Понятие, виды и содержание права природопользования.

7. Правоохранительные органы как субъекты экологических правоотношений. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

Изучая первый вопрос, следует раскрыть содержание эколого-правовых отношений, для чего следует повторить соответствующую тему из курса Теории государства и права.

Второй и третий вопрос касается субъектов и объектов экологического права. Следует, прежде всего, перечислить субъектов экологического права, затем раскрыть их права и обязанности, определить их правовой статус.

При изучении объектов экологического права и их особенностей, необходимо знать, что такое объект экологического права, дать классификацию объектов, а также постараться осветить различные точки зрения по данному вопросу.


Рассматривая четвертый вопрос необходимо повторение соответствующих институтов гражданского права. Структура ответа обучающегося должна иметь следующий вид: понятие и содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы, особенности и ограничения реализации права собственности на них, основания возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных вещных прав на природные ресурсы.

В рамках пятого вопроса необходимо показать знание иных, отличных от права собственности, вещных прав на природные объекты и ресурсы, для чего необходимо обратиться к соответствующим институтам гражданского права.

При изучении шестого вопроса необходимо усвоить понятие права природопользования, указать на возможные ограничения права природопользования, указав, с чем это может быть связано.

При подготовке к ответу на седьмой вопрос необходимо раскрыть содержание эколого-правовых отношений, для чего следует повторить соответствующую тему из курса Теории государства и права. Следует, прежде всего, перечислить субъектов экологического права, определить место правоохранительных органов в структуре субъектов экологических правоотношений, затем раскрыть их права и обязанности, определить их правовой статус.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Природа и ее богатства являются:

А) национальным достоянием народов России, основой   благосостояния человека;

Б) естественной основой социального развития государства; В) основой жизни человека;

Г) основой культурного развития общества.

2. Экологические правоотношения могут возникнуть между:

А) органом исполнительной власти и гражданином, гражданином   и общественным объединением;

Б) политическими партиями;

В) общественными объединениями;

Г) органом исполнительной власти и окружающей средой.

3. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются:

А) государственной собственностью; Б) федеральной собственностью;

В) совместной собственностью государства и лиц, добывающих полезные ископаемые;

Г) государственной и муниципальной собственностью.

4. Граждане и юридические лица могут иметь в собственности:

А) леса, расположенные на землях лесного фонда; Б) реки и озера;

В) земельные участки;


Г) недра.

5. Субъектом экологического права выступают:

А) государственные органы исполнительной власти,    общественные объединения, граждане;

Б) чрезвычайная ситуация природного характера; В) земля, животный и растительный мир;

Г) органы местного самоуправления.

6. Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права…

А) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Б) Конституция РФ;

В) Гражданский кодекс РФ;

Г) Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды».

7. Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:

А) регулирование и защита прав человека и гражданина; Б) обеспечение государственной безопасности;

В)  природопользование,  особо  охраняемые  природные  территории,                                                                                                                   охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

Г) защита нарушенных экологических прав граждан.

 

Темы докладов и рефератов:

1.Объекты экологических отношений (понятия, виды, функции). Окружающая среда как интегрированный объект охраны.

2.Понятие и особенности права собственности на природные объекты. 3.Лицензирование и лимитирование права природопользования.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПО ВСЕМ ТЕМАМ)

 

Решать задачи необходимо в следующей последовательности:

- Внимательно прочитать условие задачи, обратив внимание на круг субъектов;

- Определить, знание каких институтов экологического права позволит ответить на поставленные вопросы;

- Проанализировать нормативные акты, регулирующие соответствующие правоотношения;

- На основе подробного анализа правовых норм и судебной практики дать юридическую оценку действиям субъектов.

Весь ход решения следует подробно изложить в письменной форме.

Решение задач помогает обучающимся приобретать навыки практического применения теоретических положений и нормативных актов. Поэтому даже


правильный ответ не может быть признан удовлетворительным, если он лишен обоснования, ссылки на нормативные акты.




Задача №1

Новоселы одного из микрорайонов озеленили территорию около подъезда своего дома, для чего выкопали часть деревьев для пересадки в лесу, а часть кустарников была приобретена в питомнике.

В процессе перекладки инженерных коммуникаций возник вопрос о расчистке территории для работы строительной техники. Жители возражали, ссылаясь на то, что они являются собственниками растений.

Возникло ли у граждан право собственности на зеленую растительность. Если нет, то в какой форме собственности находятся высаженные ими зеленые насаждения?

Изучите вопрос ответственности за нарушение законодательства в сфере благоустройства города. Обоснуйте ответ ссылками на статьи нормативных правовых актов.

 

Задача №2

Житель села Чудово Лисицын обратился с заявлением, в котором просил принять меры к землепользователю Гарину, так как посаженные последним, на границе земельного участка тополя достигли такой степени роста, что препятствуют проникновению солнечных лучей и сдерживают рост сельскохозяйственных растений на соседнем участке. Инспектор районного Земельного комитета разъяснил заявителю, что распоряжение посевами и насаждениями на приусадебном участке принадлежит землепользователю.

Решите дело со ссылками на статьи нормативных правовых актов.

 

Задача №3

Орган законодательной власти субъекта РФ представил эксперту для заключения проект областного закона «Об охране окружающей среды и природопользовании». В заключении эксперта среди прочих замечаний было следующее: областной закон не может устанавливать принципы охраны окружающей среды и природопользования, так как принципы могут устанавливаться только федеральными законами.

Прав ли эксперт? Объясните как следует поступить.

 

Задача №4

Житель села Немчиновка Саратовской области гражданин Серегин, самоуправно затеял строительство гаража и бани рядом со своим земельным участком, что привело к возникновению конфликта с местной администрацией, которая потребовала прекратить строительство и привести земельный участок в исходное состояние, ликвидировав следы хозяйственной деятельности. Серегин проигнорировал решение местной администрации и продолжил строительство.

Дайте правовую оценку действиям Серегина. Что необходимо предпринять администрации, и какова при этом может быть роль органов внутренних дел? Проанализируйте возможные последствия действий администрации. С учетом нарушенных норм законодательства, определите меру возможной ответственности за совершенные деяния.


Что изменится в данной ситуации, если данное строительство было бы затеяно, при неизменных прочих условиях, на участке, принадлежащем гражданину на праве собственности или долгосрочной аренды?


Задача №5

Гражданин Андреев на отведенном ему земельном участке вырыл колодец для пользования питьевой водой. Односельчане-соседи обратились к Андрееву с просьбой разрешить брать воду из указанного колодца. Андреев дал согласие на пользование колодцем за плату. Граждане обратились за разъяснением в сельскую администрацию.

Какие нормативные правовые акты регулируют правоотношения по землепользованию и недропользованию? Обоснуйте ответ ссылками на нормы правовых актов.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Димитриев А.Д. Экология [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Д. Димитриев. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 111 c. — 978-5-4487-0169-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74961.html.

2. Пуряева А.Ю. Экологическое право [Электронный ресурс]: учебник/ Пуряева А.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Юстицинформ, 2012.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13415.— ЭБС

«IPRbooks», по паролю.

3. Жочкина, И.Н. Нормы права в механизме правового регулирования регионального государственного экологического управления. Экологическое право. - 2015. - № 5. - С.6-13.

4. Кичигин, Н.В. Коррупционные риски в землепользовании.// Экологическое право. - 2015. - № 5. - С.13-20.

5. Боголюбов, С.А. Интеллектуальный потенциал школ молодых и не очень молодых юристов- экологов. // Экологическое право. - 2015. - № 5. - С.21- 25.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 519.