Вопросы для подготовки к занятию
1. Эколого-правовые общественные отношения: понятие и структура.
2. Субъекты экологического права, их права и обязанности.
3. Объекты экологического права – понятие и классификация.
4. Право собственности на природные объекты и ресурсы.
5. Вещные права на объекты природы и природные ресурсы.
6. Понятие, виды и содержание права природопользования.
7. Правоохранительные органы как субъекты экологических правоотношений. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
Изучая первый вопрос, следует раскрыть содержание эколого-правовых отношений, для чего следует повторить соответствующую тему из курса Теории государства и права.
Второй и третий вопрос касается субъектов и объектов экологического права. Следует, прежде всего, перечислить субъектов экологического права, затем раскрыть их права и обязанности, определить их правовой статус.
При изучении объектов экологического права и их особенностей, необходимо знать, что такое объект экологического права, дать классификацию объектов, а также постараться осветить различные точки зрения по данному вопросу.
Рассматривая четвертый вопрос необходимо повторение соответствующих институтов гражданского права. Структура ответа обучающегося должна иметь следующий вид: понятие и содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы, особенности и ограничения реализации права собственности на них, основания возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных вещных прав на природные ресурсы.
В рамках пятого вопроса необходимо показать знание иных, отличных от права собственности, вещных прав на природные объекты и ресурсы, для чего необходимо обратиться к соответствующим институтам гражданского права.
При изучении шестого вопроса необходимо усвоить понятие права природопользования, указать на возможные ограничения права природопользования, указав, с чем это может быть связано.
При подготовке к ответу на седьмой вопрос необходимо раскрыть содержание эколого-правовых отношений, для чего следует повторить соответствующую тему из курса Теории государства и права. Следует, прежде всего, перечислить субъектов экологического права, определить место правоохранительных органов в структуре субъектов экологических правоотношений, затем раскрыть их права и обязанности, определить их правовой статус.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Природа и ее богатства являются:
А) национальным достоянием народов России, основой благосостояния человека;
Б) естественной основой социального развития государства; В) основой жизни человека;
Г) основой культурного развития общества.
2. Экологические правоотношения могут возникнуть между:
А) органом исполнительной власти и гражданином, гражданином и общественным объединением;
Б) политическими партиями;
В) общественными объединениями;
Г) органом исполнительной власти и окружающей средой.
3. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются:
А) государственной собственностью; Б) федеральной собственностью;
В) совместной собственностью государства и лиц, добывающих полезные ископаемые;
Г) государственной и муниципальной собственностью.
4. Граждане и юридические лица могут иметь в собственности:
А) леса, расположенные на землях лесного фонда; Б) реки и озера;
В) земельные участки;
Г) недра.
5. Субъектом экологического права выступают:
А) государственные органы исполнительной власти, общественные объединения, граждане;
Б) чрезвычайная ситуация природного характера; В) земля, животный и растительный мир;
Г) органы местного самоуправления.
6. Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права…
А) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Б) Конституция РФ;
В) Гражданский кодекс РФ;
Г) Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды».
7. Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:
А) регулирование и защита прав человека и гражданина; Б) обеспечение государственной безопасности;
В) природопользование, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
Г) защита нарушенных экологических прав граждан.
Темы докладов и рефератов:
1.Объекты экологических отношений (понятия, виды, функции). Окружающая среда как интегрированный объект охраны.
2.Понятие и особенности права собственности на природные объекты. 3.Лицензирование и лимитирование права природопользования.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПО ВСЕМ ТЕМАМ)
Решать задачи необходимо в следующей последовательности:
- Внимательно прочитать условие задачи, обратив внимание на круг субъектов;
- Определить, знание каких институтов экологического права позволит ответить на поставленные вопросы;
- Проанализировать нормативные акты, регулирующие соответствующие правоотношения;
- На основе подробного анализа правовых норм и судебной практики дать юридическую оценку действиям субъектов.
Весь ход решения следует подробно изложить в письменной форме.
Решение задач помогает обучающимся приобретать навыки практического применения теоретических положений и нормативных актов. Поэтому даже
правильный ответ не может быть признан удовлетворительным, если он лишен обоснования, ссылки на нормативные акты.
Задача №1
Новоселы одного из микрорайонов озеленили территорию около подъезда своего дома, для чего выкопали часть деревьев для пересадки в лесу, а часть кустарников была приобретена в питомнике.
В процессе перекладки инженерных коммуникаций возник вопрос о расчистке территории для работы строительной техники. Жители возражали, ссылаясь на то, что они являются собственниками растений.
Возникло ли у граждан право собственности на зеленую растительность. Если нет, то в какой форме собственности находятся высаженные ими зеленые насаждения?
Изучите вопрос ответственности за нарушение законодательства в сфере благоустройства города. Обоснуйте ответ ссылками на статьи нормативных правовых актов.
Задача №2
Житель села Чудово Лисицын обратился с заявлением, в котором просил принять меры к землепользователю Гарину, так как посаженные последним, на границе земельного участка тополя достигли такой степени роста, что препятствуют проникновению солнечных лучей и сдерживают рост сельскохозяйственных растений на соседнем участке. Инспектор районного Земельного комитета разъяснил заявителю, что распоряжение посевами и насаждениями на приусадебном участке принадлежит землепользователю.
Решите дело со ссылками на статьи нормативных правовых актов.
Задача №3
Орган законодательной власти субъекта РФ представил эксперту для заключения проект областного закона «Об охране окружающей среды и природопользовании». В заключении эксперта среди прочих замечаний было следующее: областной закон не может устанавливать принципы охраны окружающей среды и природопользования, так как принципы могут устанавливаться только федеральными законами.
Прав ли эксперт? Объясните как следует поступить.
Задача №4
Житель села Немчиновка Саратовской области гражданин Серегин, самоуправно затеял строительство гаража и бани рядом со своим земельным участком, что привело к возникновению конфликта с местной администрацией, которая потребовала прекратить строительство и привести земельный участок в исходное состояние, ликвидировав следы хозяйственной деятельности. Серегин проигнорировал решение местной администрации и продолжил строительство.
Дайте правовую оценку действиям Серегина. Что необходимо предпринять администрации, и какова при этом может быть роль органов внутренних дел? Проанализируйте возможные последствия действий администрации. С учетом нарушенных норм законодательства, определите меру возможной ответственности за совершенные деяния.
Что изменится в данной ситуации, если данное строительство было бы затеяно, при неизменных прочих условиях, на участке, принадлежащем гражданину на праве собственности или долгосрочной аренды?
Задача №5
Гражданин Андреев на отведенном ему земельном участке вырыл колодец для пользования питьевой водой. Односельчане-соседи обратились к Андрееву с просьбой разрешить брать воду из указанного колодца. Андреев дал согласие на пользование колодцем за плату. Граждане обратились за разъяснением в сельскую администрацию.
Какие нормативные правовые акты регулируют правоотношения по землепользованию и недропользованию? Обоснуйте ответ ссылками на нормы правовых актов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Димитриев А.Д. Экология [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Д. Димитриев. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 111 c. — 978-5-4487-0169-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74961.html.
2. Пуряева А.Ю. Экологическое право [Электронный ресурс]: учебник/ Пуряева А.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Юстицинформ, 2012.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13415.— ЭБС
«IPRbooks», по паролю.
3. Жочкина, И.Н. Нормы права в механизме правового регулирования регионального государственного экологического управления. Экологическое право. - 2015. - № 5. - С.6-13.
4. Кичигин, Н.В. Коррупционные риски в землепользовании.// Экологическое право. - 2015. - № 5. - С.13-20.
5. Боголюбов, С.А. Интеллектуальный потенциал школ молодых и не очень молодых юристов- экологов. // Экологическое право. - 2015. - № 5. - С.21- 25.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 519.