Тема 2. ПИЩЕВОЙ СТАТУС КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Актуальность темы. В настоящее время проблема питания в Российской Федерации перешла из ряда медицинских в общегосударственную. Для многих жителей России характерно нерациональное питание, обусловленное с одной стороны недостаточным потреблением полноценных белков, ряда витаминов, минеральных элементов, клетчатки, с другой – повышенной калорийностью рационов вследствие избыточного потребления углеводов и жиров. Сложившаяся ситуация способствует развитию у населения разнообразной соматической патологии, уменьшению продолжительности жизни, приводит к нарушению физического развития детей и подростков. Пищевой статус – характеризует состояние здоровья, сложившиеся на фоне конституциональных особенностей организма под воздействием фактического питания. Состояние питания является гигиеническим критерием качества жизни человека. Зная нарушения в состоянии питания и корректируя их, врач может внести ко­личественные и качественные изменения в состав рациона в соот­ветствии с реальными потребностями организма в пищевых веществах и энергии в конкретных условиях жизнедеятельности и определить объем и характер лечебно-диагностических, диетических и гигиенических мероприятий для конкретного человека или организованных коллективов.

2. Цель занятия: Усвоить заболевания, обусловленные недостаточным и избыточным питанием. Овладеть мероприятиями по их профилактике.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:  

· значение и принципы рационального питания;

· физиологические нормы питания;

· болезни, связанные с недостаточным и избыточным поступлением пищевых нутриентов;

· рекомендации по коррекции питания в целях профилактики алиментарно-зависимых заболеваний;

· нормативную документацию.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

· оценивать вид пищевого статуса организма;

· диагностировать клинические признаки недостаточного и избыточного питания;

· разрабатывать рекомендации по рациональному питанию в целях профилактики алиментарно-зависимых заболеваний;

· пользоваться нормативной документацией.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть:

· основными мероприятиями по коррекции пищевого статуса;

· навыками применения нормативной документации.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

· Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературы.

· Ответить на вопросы для самоконтроля.

· Проверить свои знания с использованием тестового контроля

· Решить ситуационные задачи.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие о пищевом статусе. Классификация статуса питания.

2. Недостаточное и избыточное питание, последствия.

3. Болезни, обусловленные нарушениями поступления белков и их профилактика.

4. Болезни, обусловленные нарушениями поступления жиров и их профилактика.

5. Болезни, обусловленные нарушениями поступления углеводов, их профилактика. Недостаточность пищевых волокон.

6. Болезни, обусловленные нарушениями поступления минеральных веществ.

7. Виды витаминной обеспеченности.

8. Витаминная недостаточность, стадии, причины возникновения. профилактика.

9. Гипервитаминозы, причины.

10. Болезни, обусловленные нарушениями поступления витаминов, их профилактика.

 

Задания для самоконтроля: решение тестовых заданий и ситуационных задач по теме.

Примеры тестов.

1. Клинические симптомы недостаточности витамина А

1) гиперкератоз

2) ксерофтальмия

3) анемия

4) глоссит

5) диарея

6) гемералопия

7) нарушение нормального цветоощущения

8) расстройство движения

2. Основными источниками витамина В1 служат

1) мясо                

2) картофель     

3) почки              

4) крупы       

5) зеленый лук

6) яйца

7) хлеб из муки грубого помола

3. Са­мые ран­ние мик­ро­сим­пто­мы С- и Р-ви­та­мин­ной не­дос­та­точ­но­сти

1) отеч­ность, раз­рых­лен­ность де­сен

2) су­хость ко­жи

3) ги­пер­ке­ра­тоз

4) кро­во­то­чи­вость де­сен при чи­ст­ке зу­бов

4. Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ное со­от­но­ше­ние в ра­цио­не взрос­ло­го че­ло­ве­ка

ме­ж­ду со­ля­ми каль­ция и фос­фо­ра

1) 1:0,8

2) 1:1,2

4) 1:1,5

5) 1:2

 

Эталоны ответов к тестовым заданиям:

1 – 1,2,6,7;

2 – 2,4,7:

3 – 3,4;

4 – 1

 

Пример ситуационной задачи:

Сколько витамина С получит человек, если употребит в осеннее время года 250 г картофеля вареного в очищенном виде? При расчетах необходимо принять содержание отходов в картофеле 20%, потери витамина С при варке картофеля - 40%. Путем включения каких продуктов можно увеличить в рационе содержание витамина С?

 

Эталон ответа на ситуационную задачу:

1. Количество съедобной части в сыром картофеле

   250 г – 100 %

   х г – 20 %         

   х = 50 г

   250 г – 50 г = 200 г

2. Содержание витамина С в съедобной части

   100 г – 20 мг витамина С

   200 г – Х мг витамина С

   х = 40 мг

3. Содержание витамина С в картофеле вареном в кожуре

   40 мг витамина С – 100 %

   х – 40 %

   х = 16 мг

   40 мг – 16 мг = 24 мг витамина С.

Увеличить содержание витамина С можно включением в рацион цитрусовых, болгарского перца, свежих или замороженных ягод черной смородины, свежей или квашенной капусты, лука зеленого и репчатого, свежей зелени, отвара шиповника.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1.  Гигиена с основами экологии человека /Под ред. Мельниченко П.И.   – М.: Гэотар-Медиа, 2011. – 752 с.

2. Глиненко В.М. с соавт. «Гигиена и экология человека». – М.: МИА, 2010. – 552 с.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.

4. Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс]: учебник / под ред. П.И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413951.html.

5. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для населения РФ (МР 2.3.1.2432-08).-М., 2008.

Дополнительная:

1. «Гигиена» /Под ред. Румянцева Г.И. (учебник).- М.: Гэотар-Медицина, 2001. – 607с.    

2. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411698.html

3. Архангельский, В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 392 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420423.html

4. Кича, Д. И. Общая гигиена [Электронный ресурс] : руководство к лабораторным занятиям / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 288 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970409961.html

5. Королев А.А. Гигиена питания. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.

6. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии). – М.: ГОУ ВУНМЦ РФ, 2002. – 576 с.

7. Гигиена питания: руководство к практическим занятиям для студентов,  обучающихся по специальности «Лечебное дело» - 060101(65). – Уфа: БГМУ, 2010.

8. Гигиена питания [Электронный ресурс]: руководство к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности "Лечебное дело"- 06.01.01.(65) / Башк. гос. мед. ун-т; сост. Т. Р. Зулькарнаев [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2010. - 51 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А.Г. Хасанов, Н.Р. Кобзева, И.Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 166.