Руководство курсовой работой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для подготовки курсовой работы студенту предлагается учебный предмет «ОУИД» и назначается руководитель. Назначение руководителя осуществляется на основании приказа директора колледжа.

Обязанности руководителя курсовой работы:

· разработка задания на подготовку курсовой работы (Приложение 1.);

· оказание помощи обучающемуся в подборе необходимых источников;

· проверка качество выполнения курсовой работы и выставление отметки,

Обязанности преподавателя учебной дисциплины «ОУИД»:

· разработка задания на подготовку курсовой работы (Приложение 1.);

· разработка совместно с обучающимся плана курсовой работы;

· оказание помощи обучающемуся в разработке индивидуального графика работы на весь период выполнения курсовой работы;

· консультирование обучающегося по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы (формулирование методологического аппарата; содержание работы);

· оказание помощи обучающемуся в подборе необходимых источников;

· контроль хода выполнения курсовой работы в соответствии с установленным графиком в форме регулярного обсуждения руководителем и обучающимся хода работ;

· оказание помощи (консультирование обучающегося) в подготовке презентации и доклада для защиты курсовой работы;

Задание для каждого студента разрабатывается в соответствии с утвержденной темой (Приложение 1.). Задание на курсовую работу рассматривается на заседании кафедры, подписывается руководителем курсовой работы и преподавателем учебной дисциплины «ОУИД» и утверждается заместителем директора по учебной работе.

Объем и структура курсовой работы

Курсовая работа имеет следующую структуру:

· титульный лист (приложение 2);

· содержание (приложение 3);

· определения;

· введение;

· основной текст (главы: теоретическая и методическая, параграфы);

· заключение;

· список использованной литературы; (приложение 4);

· приложение.

Титульный лист и задание на выпускную квалификационную работу оформляются в соответствие с типовой формой, установленной в МПК. Титульный лист и задание на курсовую работу заполняются машинописным способом.

Курсовая работа студента должна состоять из текстовой  части.

Рекомендуемый объем курсовой работы составляет 20-30 страниц без приложения. Может быть снижен в творческих работах без потери качества работы. В приложение можно включить подобранные методики.

Требования к содержанию структурных элементов курсовой работы

1.6.1. Содержание включает определения, введение, главу 1, 2, заключение, список использованной литературы, приложение (Приложение 3).

Определения

Структурный элемент «Определения» содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в курсовой работе. Перечень определений начинают со слов: «В настоящей курсовой работе применяют следующие термины с соответствующими определениями».

1.6.2. Во введении раскрывается актуальность темы, описывается круг разработанных проблем и указываются ФИО основных исследователей по проблеме, определяются: цель, объект, предмет, задачи исследования, методы исследования, теоретическая значимость, структура работы. Рекомендуемый объем введения 2 страницы.

Актуальность

Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к курсовой работе студента. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

В обосновании актуальности можно связать важность проблемы с переходом к информационной эпохе развития, экономическими, правовыми и прочими изменениями в РФ, процитировать требования ФГОС, провести логическую связь с моделью идеального выпускника образовательной организации согласно требованиям государства.

Для студента выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях с указанием фамилий авторов и неразработанных аспектов. Также важно аргументировать необходимость изучения проблемы в современных условиях.

Теории и подходы упомянутых во введении авторов должны быть разобраны в теоретической главе и представлены в списке литературы.

В конце формулируется проблема исследования, и описываются противоречия.

Технология формулирования актуальности:

В первых трех-четырех абзацах обосновывается актуальность темы исследования, объясняются причины ее выбора исследователем, то есть раскрывается, чем она привлекла внимание студента-исследователя, чем она интересна для педагогической науки, для социума в целом.

Например, веским аргументом необходимости разработки проблем, связанных с развитием у младших школьников таких психических процессов, как мышление (всех видов), память, внимание и т. п., может быть изменение, расширение, совершенствование информационной сферы жизни общества, научно-технический прогресс, технологизация жизни людей и т. п.; необходимость разработки вопросов, связанных с воспитанием учащихся, с формированием их личности, может быть объяснена социальными изменениями, происходящими в России, снижением общей культуры современного общества, его нравственной деградацией и пр.

Скажем несколько слов о построении первой фразы введения, с которой можно начинать обоснование актуальности темы. Целесообразно, чтобы эта первая фраза сразу же была связана с темой. Например, в исследовании по теме «Формирование у младших школьников самостоятельности посредством использования в учебном процессе технологии согласования», первая фраза введения может звучать примерно так: «Проблема формирования у растущего человека самостоятельности, как важного для полноценной самореализации его личности качества, является для современной школы одной из важных педагогических (воспитательных) задач». Далее называются факторы или причины (социальные, социально-педагогические, социально-психологические или другие), которые обусловливают, объясняют данное утверждение.

После обоснования необходимости и важности разработки заявленной темы исследования в следующих абзацах обоснования ее актуальности дается краткий обзор имеющихся в настоящее время исследований разных других авторов по данной проблеме, то есть исследователем называются фамилии авторов, изучавших данную проблему, указываются конкретные направления (с фамилиями авторов), конкретные аспекты рассмотрения данной проблемы, обнаруженные студентом-исследователем в работах каждого из названных авторов (с указанием каждой фамилии).

Такой краткий обзор литературы необходим, во-первых, для того, чтобы обозначить те аспекты, те стороны данной проблемы, которые еще не подвергались изучению и разработке или недостаточно изучены и исследованы, и, во-вторых, для того, чтобы обозначить место данного исследования в решении содержащейся в теме проблемы, то есть показать, что есть еще такие аспекты, которые можно и нужно разрабатывать в связи с изменившимися социальными условиями.

На основании всего сказанного делается вывод, что поднимаемая студентом проблема изучается в определенных направлениях, однако имеются еще те стороны, которые не подвергались рассмотрению, и обозначается тот нерассмотренный вопрос, тот аспект, изучению, разработке которого посвящено данное исследование.

Примечание. 1. Называя авторов, работы которых, на Ваш взгляд, имеют отношение к проблеме Вашего исследования, подходите к их отбору взвешенно, чтобы в перечне были названы именно те авторы, которые занимались изучением аналогичных вопросов. Не следует называть фамилии авторов только потому, что у них имеются работы в области педагогики. Педагогика – наука, как известно, многогранная. Ее предметом являются разнообразные педагогические процессы, поэтому каждый ученый, как правило, исследует не только один какой-то педагогический процесс, но зачастую даже только один компонент одного педагогического процесса.

После обоснования актуальности темы формулируется обнаруженное противоречие, в котором отражается несоответствие между тем, что есть (имеется в настоящее время) в данной области образования и тем, чего необходимо достичь, согласно социальному заказу, расхождение между социальным заказом, то есть требованиями общества к кому-либо или к чему-либо и возможностями имеющихся на данное время средств его удовлетворения.

Противоречие – «…источник всякого развития, движения». В противоречии «…хотя и выдвигается на первый план отрицание, исключение новым старого», но «новое образуется из старого», то есть в противоречии зарождается связь нового со старым, «…новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент». В противоречии его стороны не столько отрицают друг друга, сколько «…порождают друг друга в качестве отличных друг от друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными».

Пример: для темы «Формирование у младших школьников прочных знаний посредством сочетания слова учителя и средств наглядности на уроках чтения» противоречие может быть сформулировано следующим образом: между важностью формирования у младших школьников прочных знаний как основы успешного обучения в школе и современным требованием к прохождению учебного материала в начальной школе в быстром темпе, что вызывает необходимость поиска эффективных средств решения данной задачи.

На основании противоречия формулируется проблема исследования. Поскольку педагогика как наука изучает различные педагогические процессы (образования, воспитания, обучения, развития, формирования), то проблема может касаться только изменений в рамках этих педагогических процессов, которые доступны исследователю. В частности, следует изменить педагогические условия или разработать и реализовать на практике новые педагогические условия, которые позволят исследователю достичь положительных результатов в исследуемом процессе. Отсюда, целесообразно формулировать проблему в виде вопроса, но этот вопрос обращен на поиск педагогических условий, способствующих изменению педагогической ситуации в лучшую сторону.

Цель исследования

На основании проблемы исследования определяется цель работы, которая формулируется через имя существительное. Цель исследования – это основной результат, который должен быть получен благодаря исследованию, это есть мысленное предвосхищение результатов научного поиска. Целью педагогических исследований может быть следующее: разработка технологий содержания и методов образования; путей и средств совершенствования управления образовательным процессом, форм и методов образовательной работы и др. Цель любого исследования – решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Следует заметить, что педагогическое исследование часто предполагает создание или изучение педагогических условий, которые могут обеспечить достижение цели исследования. При этом исследователь может «производить» с условиями три вида действий: 1) выявление, обнаружение, определение, разработку; 2) раскрытие, обоснование, описание; 3) экспериментальную проверку, апробацию, реализацию, внедрение (см. табл. 2). При формулировании цели исследования из каждой группы следует выбрать одно слово, обозначающее действие, которое наиболее всего подходит к теме данного исследования.

Таблица 2.

Основание для формулировки цели исследования

 

Первая группа действий (научных) с педагогическими условиями Вторая группа действий (теоретических) с педагогическими условиями Третья группа действий (практических) с педагогическими условиями
• выявление • определение • разработка • раскрытие • обоснование • описание • экспериментальная проверка • апробация • реализация • внедрение

Цель исследования формулируется через имя существительное, а задачи – через глагол.

Объект и предмет исследования

Объект исследования – это часть объективной реальности, то есть той реальности, которая существует независимо от нашей воли, нашего сознания, которую подлежит исследовать. Например, объектами педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (образования, воспитания, развития, формирования личности, коллектива).

В качестве объекта в педагогических исследованиях также могут выступать процессы: образования, или обучения, или воспитания (как в целом, так и в его разных направлениях), учебно-воспитательный процесс, система семейного воспитания, учебная деятельность учащихся, изучение какого-либо конкретного учебного предмета или уроки по какому-либо предмету и прочее тому подобное.

Предметом исследования обычно является какая-то часть, какое-то свойство, какой-то элемент объекта, т.е. предмет исследования указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новые знания. Следовательно, объект исследования – это целое, предмет – его часть. Предметом педагогического исследования могут быть прогнозирование, совершенствование и развитие образовательного процесса в учреждениях; диагностика образовательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования образования и др.

В качестве предмета исследования выступают те компоненты объекта, которые могут подвергаться исследователем изменению в ходе его экспериментальной работы, то есть это все те стороны личности, формирование которых зависит от педагогического взаимодействия учителя и учащихся, а также положительные изменения в исследуемых процессах. Предметом исследования также могут выступать те компоненты целостного педагогического процесса, организация которых зависит сугубо от учителя. Так, например, предметом педагогического исследования может быть формирование отдельных качеств личности учащихся, развитие тех или иных психических процессов, формирование знаний, умений и навыков и т. п.; а также реализация принципов обучения и воспитания, применение методов обучения и воспитания, использование организационных форм обучения, средств обучения и воспитания, осуществление контроля (мониторинга) качества знаний, умений и навыков учащихся, особенности организация разных видов воспитания (физического, эстетического, нравственного, умственного, трудового, экологического и др.).

Соотношение объекта и предмета можно образно представить через соотношение пирога и его кусочка: пирог – это объект, то есть целостное явление, которое находится в центре внимания исследователя; а кусочек пирога – это предмет, то есть конкретная сторона, часть данного целостного явления, отличающаяся четкостью границ, в пределах которых лежит интерес исследователя. Таким образом, и объект и предмет исследования «выводятся» из темы.

 

 


Рисунок 1. Соотношение объекта и предмета

 

И объект исследования, и предмет исследования формулируется только на основании темы, то есть ни в формулировке объекта, ни в формулировке предмета не должны появляться новые понятия, которых нет в теме.

Задачи исследования

Задача исследования – это часть цели научного поиска. Обычно выдвигают не более трех-четырех основных задач, при этом частные задачи относят к одной из основных. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в образовательной практике.

Единого стандарта в формулировке задач нет. Однако наиболее часто встречается следующая последовательность постановки задач исследования:

1. Выявление сущности изучаемого объекта.

2. Обоснование необходимой системы мер эффективного функционирования и развития объекта, раскрытие общих способов преобразования объекта, построение его модели.

3. Разработка и отбор конкретных методик.

Содержательная характеристика задач исследования обуславливается этапами исследования и характером работы (теоретико-практического или теоретического). Исследовательские задачи, как правило, направлены на проверку гипотезы. Она занимает важное место в научно-исследовательской работе.

Технология формулирования задач

Первая задача связана с изучением степени разработанности проблемы в педагогической теории и практике. Ее можно формулировать двумя способами. Первый способ – изучить степень разработанности в педагогической теории и практике такой-то проблемы; второй способ – изучить такую-то (педагогическую, психолого-педагогическую или философскую, психологическую, педагогическую, специальную) литературу по проблеме такой-то.

Вторая задача предполагает разработку (раскрытие) или характеристику ключевого понятия исследования, то есть того, что составляет основу предмета исследования. Ее также можно формулировать несколькими способами. Первый способ – раскрыть (уточнить, разработать) ключевое понятие исследования; второй способ – дать характеристику того, что обозначено в предмете исследования; третий способ – осуществить педагогический анализ ключевого понятия исследования.

Третья задача связана с целью исследования, поэтому в ней обозначаются действия, которые намеревается совершить исследователь с педагогическими условиями, чтобы решить поставленную проблему. Например, 

3. рассмотреть (описать) педагогические условия… (и далее называется предмет исследования) и показать (или описать, или раскрыть) процесс их реализации на каких-либо определенных уроках (по какому-либо определенному предмету) или на внеклассных занятиях (и пр. т. п.).

Четвертая задача связана с разработкой критериев оценки уровня развития или формирования того, что планируется достичь в исследовании, и с разработкой или подбором диагностических методик, при помощи которых можно выявить уровень полученного в исследовании результата. Подбор (или разработку) диагностического аппарата (диагностических методик, разработку анкет, тестов и пр.) для выявления эффективности полученного результата исследования можно вывести как отдельную задачу (эта задача приемлема в исследования теоретико-практического плана). Тогда это будет пятая задача, а разработка материалов, помещенных в приложении, – шестая. Следовательно, в зависимости от содержания четвертой задачи зависит ее формулировка. Например,

4. разработать критерии оценки уровня сформированности у младших школьников самостоятельности и подобрать соответствующие диагностические методики;

или

4. разработать критерии оценки уровня сформированности у младших школьников самостоятельности;

5. подобрать диагностические методики, обеспечивающие выявление и объективную оценку уровня сформированности у младших школьников самостоятельности.

Обратите внимание на знаки препинания при формулировке задач:

  1. все задачи нумеруются;
  2. после порядкового номера ставится точка;
  3. первое слово в формулировке задачи пишется с маленькой буквы;
  4. в конце после текста каждой задачи ставится точка с запятой (;);
  5. после текста последней задачи ставится точка.

 

Методы исследования

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Например, при исследовании, возможно, использовать следующие методы:

• изучение и анализ научной литературы, изучение документов;

• изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

• моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы и т.д.

Таблица 2.

Методы педагогического исследования

Теоретические методы Экспериментально-эмпирические методы Методы сводки и обработки результатов
Ÿ диалектические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, идеализация, конкретизация, систематизация, классификация; Ÿ методы формулировки гипотезы: аналогия, индуктивный, дедуктивный; Ÿ операции с понятиями; Ÿ моделирование • обсервационные: наблюдение, самонаблюдение • диагностические: тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседа, рейтинг, парное сравнение, метод экспертных оценок, самооценка; • праксиметрические: анализ деятельности учителя и учащихся и ее продуктов; • социометрия; • эксперимент • методы первичной обработки результатов: регистрация, статистическая группировка, ранжирование, шкалирование, частота, мода, медиана, размах, вариация, среднее арифметическое, дисперсия; • методы вторичной обработки результатов (методы доказательства гипотезы); • методы наглядного представления результатов: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, схемы

Теоретическая значимость

Определение теоретической значимости относится ко всему исследованию в целом.

Теоретическая значимость в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному:

· Как изменяют полученные новые результаты исследования уже существующие в теории подходы, представления, принципы.

· Как влияют результаты на существующий терминологический ряд и содержание понятий.

· Какие перспективы развития теории или отдельных её положений открывают полученные результаты.

Возможна более конкретная матрица – определитель теоретической значимости: на основе разработанных автором идей, подходов, методик:

·  сформулирована концепция (совокупность идей, собственная точка зрения);

· разработана (дополнена, углублена) теория определённого процесса; выявлены закономерности, сформулированы принципы;

· расширены, осовременены представления;

· выяснены причины, установлены закономерности;

· представлены доказательства (выдвинутой ранее гипотезы, правоты дискуссионной точки зрения и т. п.);

· выведены новые понятия, изменены трактовки известных понятий; адаптированы для педагогики понятия, методики;

· выявлены связи, корреляция.

 

1.6.3. Основная часть

Основная часть курсовой работы должна соотноситься с поставленными задачами введения. В зависимости от того, какие задачи стоят перед автором, основная часть делится на главы, которые в свою очередь могут содержать параграфы. Названия глав не должны дублировать тему, а названия параграфов – главы. Формулировки должны быть лаконичные и отражать суть.

Каждый параграф должен иметь вводный абзац и выводы по своему содержанию.

При делении текста курсовой работы на параграфы необхо­димо, чтобы каждый параграф содержал законченную информацию. В названиях параграфов должны появиться все слова, которые есть в названии темы курсовой работы и соответственно должны быть освещены в тексте параграфов.

Примерное содержание глав курсовой работы

Глава 1. Теоретические основы (аспекты) исследования проблемы….(далее по теме курсовой работы)

Как правило, в первой главе анализируется ключевое понятие исследования по следующей схеме: анализ понятия с точки зрения нормативно-правовой базы и разных наук (педагогика, психология, философия и т.д.) или конкретных исследователей, выбор одного подхода в качестве основного для исследования, анализ структуры и функций ключевого понятия, описание видов (при наличии), анализ исторического опыта (кто изучал раньше и что конкретно выявлено), анализ современного состояния проблемы.

В этой главе должны быть описаны теоретические аспекты объекта и предмета исследования на основе обзора нормативной базы (ФГОС обязательно) и источников с собственными выводами автора. Могут быть представлены статистические данные в виде таблиц, рисунков и графиков.

Глава 2. Методические основы (аспекты) исследования проблемы …

Это глава, где рассматриваются основы методики (формы, методы, приемы авторские методики), анализ методических продуктов. В качестве методического продукта могут быть рекомендации, методическое пособие, сборники упражнений, конспекты уроков и внеурочной деятельности, наглядные пособия, презентации, сайты, программы тренингов, рабочие тетради и прочее.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 172.