Понятие исследовательской деятельности. УИРС и НИРС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методическое пособие

«Рекомендации для студентов педагогического отделения по написанию курсовой работы»

 

 

                   

 

 

Г. Магнитогорск 2017

 

Печатается по решению Методического совета Магнитогорского педагогического колледжа

 

Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для студентов педагогического колледжа, которые осваивают теорию и практику создания методических педагогических продуктов. Кроме того, пособие может оказать помощь начинающему педагогу.  

 

 

Составитель:

Гачкова Ю.А., преподаватель МПК,

Лысяная Н.И., преподаватель МПК, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин и частных методик.

 

 

Содержание

 

  стр.
Введение  
Понятие исследовательской деятельности. УИРС и НИРС  
Классификация видов исследовательской деятельности  
1. Требования к содержанию и структуре курсовой работы  
1.1. Общие требования к курсовой работе  
1.2. Этапы выполнения курсовой работы  
1.3. Выбор темы курсовой работы  
1.4. Руководство выполнением курсовой работы  
1.5. Объем и структура курсовой работы  
1.6. Требования к содержанию структурных элементов курсовой работы  
2. Оформление курсовой работы  
3. Процедура защиты курсовой работы студентом  
4. Показатели оценки курсовой работы  
5. Составление текста выступления на защите курсовой работы  
Список литературы  
Приложение 1. Образец задания на курсовую работу  
Приложение 2. Образец титульного листа курсовой работы  
Приложение 3. Образец содержания  
Приложение 4. Образец списка литературы  
Приложение 5. Критерии оценивания курсовой работы  
Приложение 6. Тематика курсовых работ  

Введение

 

Сегодня общество переживает серьезное преобразование системы ценностей и требует от каждого человека не только овладения профессиональными знаниями, навыками, но и способности к саморазвитию, проектированию опережающего развития собственной деятельности, гибкости, мобильности. Поскольку исследовательская деятельность студентов способна оказывать влияние на их профессиональное и личностное становление, в период обучения в коллежде формируются организационно-педагогические условия для развития у студентов первоначальных навыков исследовательской работы.

Огромная роль в этом важном деле принадлежит преподавателю-руководителю. От его профессионализма, творческой инициативы, терпения зависит, научатся ли студенты исследовательским навыкам.

Первым шагом на пути формирования навыков исследовательской деятельности могут стать элементы исследований в рамках учебного занятия. Затем – в рамках студенческого научного общества. Наиболее эффективная форма исследовательской работы студентов – проведение студенческих научно-практических конференций. Заслуживает внимания и опыт защиты тематических проектов, курсовых работ. Итоговой формой исследовательской деятельности студентов является выпускная квалификационная работа.

Методические указания созданы с целью оказания помощи студентам в написании курсовых и выпускных квалификационных работ, а так же преподавателям для выбора форм исследовательской работы со студентами и в непосредственного руководства исследовательской работой студентов.

Исследовательская и проектная деятельность студентов является средством формирования общих и профессиональных компетенций. Основными формами учебно-исследовательской и проектной работы обучающихся являются:

- учебно-исследовательская работа, выполняемая непосредственно при изучении дисциплин учебного плана;

- прикладная проектно-исследовательская деятельность, выполняемая непосредственно при изучении дисциплин учебного плана или самостоятельно.

В методических рекомендациях дается понятие исследовательской деятельности, даны классификации видов и этапы проведения УИРС, а также деятельность руководителя при организации исследовательской работы студентов, требования к оформлению, защите и оцениванию УИРС.

 В приложении приведены основные понятия научно-исследовательской работы и

 

Требования к содержанию и структуре курсовой работы

1.1. Общие требования к курсовой работе

Выполнение курсовой работы (проекта) является обязательным этапом обучения студента в колледже, который систематизирует, обобщает, закрепляет теоретические знания, развивает и углубляет практические умения и навыки, показывает степень освоения студентом пройденного учебного материала, а также способность его к анализу, применению полученных общих и профессиональных компетенций в решении задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущего специалиста. В соответствии с требованиями к условиям реализации ППССЗ ФГОС обучающийся должен выполнить одну курсовую работу, которая представляет собой вид учебно-исследовательской работы по профессиональному модулю (ПМ). Выполнение курсовой работы предполагается на III курсе и должно быть связано со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

Курсовая работа должна отвечать следующим основным требованиям:

· соответствовать разработанному заданию;

· включать анализ источников по теме с обобщениями и выводами, сопоставлениями и оценкой различных точек зрения;

· продемонстрировать требуемый уровень общенаучной и специальной подготовки выпускника, его способностей и умений применять на практике освоенные знания, практические умения, общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СПО;

· использовать собранные лично выпускником материалы.

В процессе работы над курсовой работой студент-выпускник должен совместно с преподавателем уметь:

· определять и формулировать проблему исследования с учетом ее актуальности;

· ставить цели исследования и определять задачи, необходимые для их достижения;

· анализировать и обобщать теоретический и эмпирический материал по теме исследования, выявлять противоречия делать выводы;

· делать заключение по теме исследования, обозначать перспективы дальнейшего изучения исследуемого вопроса;

· оформлять работу в соответствие с действующими стандартами различных категорий и нормативными документами.

Выбор темы курсовой работы

Примерный перечень тем курсовых работ определяется выпускающей кафедрой (ППССЗ по специальности) и представляется в программе подготовки специалистов среднего звена. Студент может выбрать тему работы из предлагаемого перечня (Приложение 6.).

Тема курсовой работы должна быть актуальной, иметь учебно-исследовательскую направленность, соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в ППССЗ по специальности.

Формулировка темы курсовой работы должна в полной мере отражать теоретическую и методическую направленность исследования. Теоретическая часть исследования должна быть ориентирована на разработку теоретических основ исследуемых вопросов, использование нормативно-правовых актов в выбранной области. Методическая часть исследования – на разработку методических основ рассматриваемой темы, с использование новых концепций и идей в выбранной области. Формулировка темы должна максимально конкретно отражать основную идею работы.

Кроме того, необходимость разработки именно этой темы должна быть обоснована, в установленном порядке утверждена.

Технология формулирования темы: что исследователь хочет получить в процессе своей исследовательской деятельности (то есть какова его цель и результат, который планирует получить исследователь), кто составляет субъектную основу его исследования, как, какими средствами он планирует решать заявленную в теме проблему, когда, в течение, какого времени исследователь намеревается решить данную проблему, где, в каком образовательном пространстве (то есть месте) планируется проводить исследование

Например, в теме «Формирование у младших школьников самостоятельности посредством использования в учебном процессе технологии согласования» цель (результат) – это формирование самостоятельности; субъектная основа – младшие школьники; средство – технология согласования; время – 3 (4) года, то есть время обучения учащихся в начальной школе; место (пространство) – учебный процесс, который протекает в школе.

Требования к содержанию структурных элементов курсовой работы

1.6.1. Содержание включает определения, введение, главу 1, 2, заключение, список использованной литературы, приложение (Приложение 3).

Определения

Структурный элемент «Определения» содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в курсовой работе. Перечень определений начинают со слов: «В настоящей курсовой работе применяют следующие термины с соответствующими определениями».

1.6.2. Во введении раскрывается актуальность темы, описывается круг разработанных проблем и указываются ФИО основных исследователей по проблеме, определяются: цель, объект, предмет, задачи исследования, методы исследования, теоретическая значимость, структура работы. Рекомендуемый объем введения 2 страницы.

Актуальность

Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к курсовой работе студента. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

В обосновании актуальности можно связать важность проблемы с переходом к информационной эпохе развития, экономическими, правовыми и прочими изменениями в РФ, процитировать требования ФГОС, провести логическую связь с моделью идеального выпускника образовательной организации согласно требованиям государства.

Для студента выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях с указанием фамилий авторов и неразработанных аспектов. Также важно аргументировать необходимость изучения проблемы в современных условиях.

Теории и подходы упомянутых во введении авторов должны быть разобраны в теоретической главе и представлены в списке литературы.

В конце формулируется проблема исследования, и описываются противоречия.

Технология формулирования актуальности:

В первых трех-четырех абзацах обосновывается актуальность темы исследования, объясняются причины ее выбора исследователем, то есть раскрывается, чем она привлекла внимание студента-исследователя, чем она интересна для педагогической науки, для социума в целом.

Например, веским аргументом необходимости разработки проблем, связанных с развитием у младших школьников таких психических процессов, как мышление (всех видов), память, внимание и т. п., может быть изменение, расширение, совершенствование информационной сферы жизни общества, научно-технический прогресс, технологизация жизни людей и т. п.; необходимость разработки вопросов, связанных с воспитанием учащихся, с формированием их личности, может быть объяснена социальными изменениями, происходящими в России, снижением общей культуры современного общества, его нравственной деградацией и пр.

Скажем несколько слов о построении первой фразы введения, с которой можно начинать обоснование актуальности темы. Целесообразно, чтобы эта первая фраза сразу же была связана с темой. Например, в исследовании по теме «Формирование у младших школьников самостоятельности посредством использования в учебном процессе технологии согласования», первая фраза введения может звучать примерно так: «Проблема формирования у растущего человека самостоятельности, как важного для полноценной самореализации его личности качества, является для современной школы одной из важных педагогических (воспитательных) задач». Далее называются факторы или причины (социальные, социально-педагогические, социально-психологические или другие), которые обусловливают, объясняют данное утверждение.

После обоснования необходимости и важности разработки заявленной темы исследования в следующих абзацах обоснования ее актуальности дается краткий обзор имеющихся в настоящее время исследований разных других авторов по данной проблеме, то есть исследователем называются фамилии авторов, изучавших данную проблему, указываются конкретные направления (с фамилиями авторов), конкретные аспекты рассмотрения данной проблемы, обнаруженные студентом-исследователем в работах каждого из названных авторов (с указанием каждой фамилии).

Такой краткий обзор литературы необходим, во-первых, для того, чтобы обозначить те аспекты, те стороны данной проблемы, которые еще не подвергались изучению и разработке или недостаточно изучены и исследованы, и, во-вторых, для того, чтобы обозначить место данного исследования в решении содержащейся в теме проблемы, то есть показать, что есть еще такие аспекты, которые можно и нужно разрабатывать в связи с изменившимися социальными условиями.

На основании всего сказанного делается вывод, что поднимаемая студентом проблема изучается в определенных направлениях, однако имеются еще те стороны, которые не подвергались рассмотрению, и обозначается тот нерассмотренный вопрос, тот аспект, изучению, разработке которого посвящено данное исследование.

Примечание. 1. Называя авторов, работы которых, на Ваш взгляд, имеют отношение к проблеме Вашего исследования, подходите к их отбору взвешенно, чтобы в перечне были названы именно те авторы, которые занимались изучением аналогичных вопросов. Не следует называть фамилии авторов только потому, что у них имеются работы в области педагогики. Педагогика – наука, как известно, многогранная. Ее предметом являются разнообразные педагогические процессы, поэтому каждый ученый, как правило, исследует не только один какой-то педагогический процесс, но зачастую даже только один компонент одного педагогического процесса.

После обоснования актуальности темы формулируется обнаруженное противоречие, в котором отражается несоответствие между тем, что есть (имеется в настоящее время) в данной области образования и тем, чего необходимо достичь, согласно социальному заказу, расхождение между социальным заказом, то есть требованиями общества к кому-либо или к чему-либо и возможностями имеющихся на данное время средств его удовлетворения.

Противоречие – «…источник всякого развития, движения». В противоречии «…хотя и выдвигается на первый план отрицание, исключение новым старого», но «новое образуется из старого», то есть в противоречии зарождается связь нового со старым, «…новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент». В противоречии его стороны не столько отрицают друг друга, сколько «…порождают друг друга в качестве отличных друг от друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными».

Пример: для темы «Формирование у младших школьников прочных знаний посредством сочетания слова учителя и средств наглядности на уроках чтения» противоречие может быть сформулировано следующим образом: между важностью формирования у младших школьников прочных знаний как основы успешного обучения в школе и современным требованием к прохождению учебного материала в начальной школе в быстром темпе, что вызывает необходимость поиска эффективных средств решения данной задачи.

На основании противоречия формулируется проблема исследования. Поскольку педагогика как наука изучает различные педагогические процессы (образования, воспитания, обучения, развития, формирования), то проблема может касаться только изменений в рамках этих педагогических процессов, которые доступны исследователю. В частности, следует изменить педагогические условия или разработать и реализовать на практике новые педагогические условия, которые позволят исследователю достичь положительных результатов в исследуемом процессе. Отсюда, целесообразно формулировать проблему в виде вопроса, но этот вопрос обращен на поиск педагогических условий, способствующих изменению педагогической ситуации в лучшую сторону.

Цель исследования

На основании проблемы исследования определяется цель работы, которая формулируется через имя существительное. Цель исследования – это основной результат, который должен быть получен благодаря исследованию, это есть мысленное предвосхищение результатов научного поиска. Целью педагогических исследований может быть следующее: разработка технологий содержания и методов образования; путей и средств совершенствования управления образовательным процессом, форм и методов образовательной работы и др. Цель любого исследования – решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Следует заметить, что педагогическое исследование часто предполагает создание или изучение педагогических условий, которые могут обеспечить достижение цели исследования. При этом исследователь может «производить» с условиями три вида действий: 1) выявление, обнаружение, определение, разработку; 2) раскрытие, обоснование, описание; 3) экспериментальную проверку, апробацию, реализацию, внедрение (см. табл. 2). При формулировании цели исследования из каждой группы следует выбрать одно слово, обозначающее действие, которое наиболее всего подходит к теме данного исследования.

Таблица 2.

Основание для формулировки цели исследования

 

Первая группа действий (научных) с педагогическими условиями Вторая группа действий (теоретических) с педагогическими условиями Третья группа действий (практических) с педагогическими условиями
• выявление • определение • разработка • раскрытие • обоснование • описание • экспериментальная проверка • апробация • реализация • внедрение

Цель исследования формулируется через имя существительное, а задачи – через глагол.

Объект и предмет исследования

Объект исследования – это часть объективной реальности, то есть той реальности, которая существует независимо от нашей воли, нашего сознания, которую подлежит исследовать. Например, объектами педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (образования, воспитания, развития, формирования личности, коллектива).

В качестве объекта в педагогических исследованиях также могут выступать процессы: образования, или обучения, или воспитания (как в целом, так и в его разных направлениях), учебно-воспитательный процесс, система семейного воспитания, учебная деятельность учащихся, изучение какого-либо конкретного учебного предмета или уроки по какому-либо предмету и прочее тому подобное.

Предметом исследования обычно является какая-то часть, какое-то свойство, какой-то элемент объекта, т.е. предмет исследования указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новые знания. Следовательно, объект исследования – это целое, предмет – его часть. Предметом педагогического исследования могут быть прогнозирование, совершенствование и развитие образовательного процесса в учреждениях; диагностика образовательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования образования и др.

В качестве предмета исследования выступают те компоненты объекта, которые могут подвергаться исследователем изменению в ходе его экспериментальной работы, то есть это все те стороны личности, формирование которых зависит от педагогического взаимодействия учителя и учащихся, а также положительные изменения в исследуемых процессах. Предметом исследования также могут выступать те компоненты целостного педагогического процесса, организация которых зависит сугубо от учителя. Так, например, предметом педагогического исследования может быть формирование отдельных качеств личности учащихся, развитие тех или иных психических процессов, формирование знаний, умений и навыков и т. п.; а также реализация принципов обучения и воспитания, применение методов обучения и воспитания, использование организационных форм обучения, средств обучения и воспитания, осуществление контроля (мониторинга) качества знаний, умений и навыков учащихся, особенности организация разных видов воспитания (физического, эстетического, нравственного, умственного, трудового, экологического и др.).

Соотношение объекта и предмета можно образно представить через соотношение пирога и его кусочка: пирог – это объект, то есть целостное явление, которое находится в центре внимания исследователя; а кусочек пирога – это предмет, то есть конкретная сторона, часть данного целостного явления, отличающаяся четкостью границ, в пределах которых лежит интерес исследователя. Таким образом, и объект и предмет исследования «выводятся» из темы.

 

 


Рисунок 1. Соотношение объекта и предмета

 

И объект исследования, и предмет исследования формулируется только на основании темы, то есть ни в формулировке объекта, ни в формулировке предмета не должны появляться новые понятия, которых нет в теме.

Задачи исследования

Задача исследования – это часть цели научного поиска. Обычно выдвигают не более трех-четырех основных задач, при этом частные задачи относят к одной из основных. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в образовательной практике.

Единого стандарта в формулировке задач нет. Однако наиболее часто встречается следующая последовательность постановки задач исследования:

1. Выявление сущности изучаемого объекта.

2. Обоснование необходимой системы мер эффективного функционирования и развития объекта, раскрытие общих способов преобразования объекта, построение его модели.

3. Разработка и отбор конкретных методик.

Содержательная характеристика задач исследования обуславливается этапами исследования и характером работы (теоретико-практического или теоретического). Исследовательские задачи, как правило, направлены на проверку гипотезы. Она занимает важное место в научно-исследовательской работе.

Технология формулирования задач

Первая задача связана с изучением степени разработанности проблемы в педагогической теории и практике. Ее можно формулировать двумя способами. Первый способ – изучить степень разработанности в педагогической теории и практике такой-то проблемы; второй способ – изучить такую-то (педагогическую, психолого-педагогическую или философскую, психологическую, педагогическую, специальную) литературу по проблеме такой-то.

Вторая задача предполагает разработку (раскрытие) или характеристику ключевого понятия исследования, то есть того, что составляет основу предмета исследования. Ее также можно формулировать несколькими способами. Первый способ – раскрыть (уточнить, разработать) ключевое понятие исследования; второй способ – дать характеристику того, что обозначено в предмете исследования; третий способ – осуществить педагогический анализ ключевого понятия исследования.

Третья задача связана с целью исследования, поэтому в ней обозначаются действия, которые намеревается совершить исследователь с педагогическими условиями, чтобы решить поставленную проблему. Например, 

3. рассмотреть (описать) педагогические условия… (и далее называется предмет исследования) и показать (или описать, или раскрыть) процесс их реализации на каких-либо определенных уроках (по какому-либо определенному предмету) или на внеклассных занятиях (и пр. т. п.).

Четвертая задача связана с разработкой критериев оценки уровня развития или формирования того, что планируется достичь в исследовании, и с разработкой или подбором диагностических методик, при помощи которых можно выявить уровень полученного в исследовании результата. Подбор (или разработку) диагностического аппарата (диагностических методик, разработку анкет, тестов и пр.) для выявления эффективности полученного результата исследования можно вывести как отдельную задачу (эта задача приемлема в исследования теоретико-практического плана). Тогда это будет пятая задача, а разработка материалов, помещенных в приложении, – шестая. Следовательно, в зависимости от содержания четвертой задачи зависит ее формулировка. Например,

4. разработать критерии оценки уровня сформированности у младших школьников самостоятельности и подобрать соответствующие диагностические методики;

или

4. разработать критерии оценки уровня сформированности у младших школьников самостоятельности;

5. подобрать диагностические методики, обеспечивающие выявление и объективную оценку уровня сформированности у младших школьников самостоятельности.

Обратите внимание на знаки препинания при формулировке задач:

  1. все задачи нумеруются;
  2. после порядкового номера ставится точка;
  3. первое слово в формулировке задачи пишется с маленькой буквы;
  4. в конце после текста каждой задачи ставится точка с запятой (;);
  5. после текста последней задачи ставится точка.

 

Методы исследования

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Например, при исследовании, возможно, использовать следующие методы:

• изучение и анализ научной литературы, изучение документов;

• изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

• моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы и т.д.

Таблица 2.

Методы педагогического исследования

Теоретические методы Экспериментально-эмпирические методы Методы сводки и обработки результатов
Ÿ диалектические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, идеализация, конкретизация, систематизация, классификация; Ÿ методы формулировки гипотезы: аналогия, индуктивный, дедуктивный; Ÿ операции с понятиями; Ÿ моделирование • обсервационные: наблюдение, самонаблюдение • диагностические: тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседа, рейтинг, парное сравнение, метод экспертных оценок, самооценка; • праксиметрические: анализ деятельности учителя и учащихся и ее продуктов; • социометрия; • эксперимент • методы первичной обработки результатов: регистрация, статистическая группировка, ранжирование, шкалирование, частота, мода, медиана, размах, вариация, среднее арифметическое, дисперсия; • методы вторичной обработки результатов (методы доказательства гипотезы); • методы наглядного представления результатов: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, схемы

Теоретическая значимость

Определение теоретической значимости относится ко всему исследованию в целом.

Теоретическая значимость в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному:

· Как изменяют полученные новые результаты исследования уже существующие в теории подходы, представления, принципы.

· Как влияют результаты на существующий терминологический ряд и содержание понятий.

· Какие перспективы развития теории или отдельных её положений открывают полученные результаты.

Возможна более конкретная матрица – определитель теоретической значимости: на основе разработанных автором идей, подходов, методик:

·  сформулирована концепция (совокупность идей, собственная точка зрения);

· разработана (дополнена, углублена) теория определённого процесса; выявлены закономерности, сформулированы принципы;

· расширены, осовременены представления;

· выяснены причины, установлены закономерности;

· представлены доказательства (выдвинутой ранее гипотезы, правоты дискуссионной точки зрения и т. п.);

· выведены новые понятия, изменены трактовки известных понятий; адаптированы для педагогики понятия, методики;

· выявлены связи, корреляция.

 

1.6.3. Основная часть

Основная часть курсовой работы должна соотноситься с поставленными задачами введения. В зависимости от того, какие задачи стоят перед автором, основная часть делится на главы, которые в свою очередь могут содержать параграфы. Названия глав не должны дублировать тему, а названия параграфов – главы. Формулировки должны быть лаконичные и отражать суть.

Каждый параграф должен иметь вводный абзац и выводы по своему содержанию.

При делении текста курсовой работы на параграфы необхо­димо, чтобы каждый параграф содержал законченную информацию. В названиях параграфов должны появиться все слова, которые есть в названии темы курсовой работы и соответственно должны быть освещены в тексте параграфов.

Примерное содержание глав курсовой работы

Глава 1. Теоретические основы (аспекты) исследования проблемы….(далее по теме курсовой работы)

Как правило, в первой главе анализируется ключевое понятие исследования по следующей схеме: анализ понятия с точки зрения нормативно-правовой базы и разных наук (педагогика, психология, философия и т.д.) или конкретных исследователей, выбор одного подхода в качестве основного для исследования, анализ структуры и функций ключевого понятия, описание видов (при наличии), анализ исторического опыта (кто изучал раньше и что конкретно выявлено), анализ современного состояния проблемы.

В этой главе должны быть описаны теоретические аспекты объекта и предмета исследования на основе обзора нормативной базы (ФГОС обязательно) и источников с собственными выводами автора. Могут быть представлены статистические данные в виде таблиц, рисунков и графиков.

Глава 2. Методические основы (аспекты) исследования проблемы …

Это глава, где рассматриваются основы методики (формы, методы, приемы авторские методики), анализ методических продуктов. В качестве методического продукта могут быть рекомендации, методическое пособие, сборники упражнений, конспекты уроков и внеурочной деятельности, наглядные пособия, презентации, сайты, программы тренингов, рабочие тетради и прочее.


Заключение

Заключение должно содержать выводы и предложения с их кратким обоснованием в соответствии с целями и задачами, значимость полученных результатов. Не более 2 страниц. На основе заключения формируется доклад к защите.

В раздел «Заключение», которым завершается основная часть курсовой работы, может войти лишь то, что было получено, доказано, обсуждено и описано студентом в его работе, и ничто другое. Все выводы должны быть четко и кратко сформулированы, одни и те же положения в них не должны повторяться, а число выводов следует предельно ограничить. Любой вывод должен быть совершенно независимым в редакционном плане от предыдущего или последующего. Практика показывает, что ни один раздел курсовой работы не приходится так часто переписывать и переделывать, как этот. Студент здесь обязан, прежде всего, показать, что сумел поднять до уровня выводов только самые кардинальные вопросы проделанной работы.

Никакие объяснения, ссылки на собственный материал, а тем более на данные литературы в выводах недопустимы. Заключение должно носить строго декларативный характер и не иметь никакой дополнительной аргументации.

 

Список использованной литературы

Список использованной литературы составляется в строгом соответствии с существующим ГОСТом. Литература указывается за последние 10 лет, 20-25 источников. (Приложение 4).

1.6.6. Приложение

В приложении могут содержаться конкретные практические материалы, иллюстрирующие содержание основной части: конспекты, методические разработки, рекомендации, дидактический материал, графики, и др. дополнительные справочные материалы (копии документов, выдержки из отчетов, статистические данные, схемы, таблицы, диаграммы, программы, положения и т.д.)

Каждое приложение начинается с новой страницы.

 

Оформление курсовой работы

Оформление курсовой работы должно соответствовать следующим требованиям:

  1. быть выполненной на высоком грамматическом уровне;
  2. отредактированной в соответствии с ГОСТами (ГОСТ 7.1.-84; 7.12-93);
  3. пронумерованной, отпечатанной и переплетенной;
  4. общий объем работы не должен превышать 20- 30 страниц (без приложения);
  5. может иметь приложение в виде схем, таблиц, диаграмм, дополнительных материалов.

Курсовые работы печатаются в соответствии со стандартом:

Шрифт «Times New Roman»; размер шрифта – 14; межстрочный интервал – полуторный; абзацный отступ – 1,25 мм; выравнивание – по ширине. Абзацный отступ – 0 пт и сверху, и снизу. В тексте не должно быть непечатаемых знаков (неразрывные пробелы, растяжение строк и т.д.).

Параметры страниц:

Размер бумаги: А4 (210 х 298 мм), поля: верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм; левое – 30 мм; правое – 10 мм. Страницы обозначаются арабскими цифрами снизу по центру. Отсчет страниц начинается с титульного листа, однако цифра «1» на титульном листе не проставляется.

Заголовки разделов (СОДЕРЖАНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА I , ГЛАВА II , ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЕ) печатают прописными (большими) буквами. Размер шрифта – 14. Начертание – полужирный. Расположение по центру страницы, без абзацного отступа.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Нельзя заканчивать заголовок союзом, наречием, предлогом, прилагатель­ным.

Заголовки подразделов (названия параграфов) располагаются по центру страницы без абзацного отступа строчными буквами (маленькими), кроме первой прописной (заглавной). Размер шрифта – 14. Начертание – полужирный.

Все разделы начинаются с новой страницы. Между параграфами оставляется одна пустая строка (1 отступ).

Между названием главы и параграфом отступы не требуются. Любой заголовок отделяется от текста 1 пустой строкой.

Перенос слов в заголовках не допускается, точка в конце не ставится.

Исследовательский инструментарий в тексте введения выделяется полужирным шрифтом.

При оформлении текста работы использовать единый стиль маркеров и кавычек.

Таблицы помещаются в тексте после ссылки на них. Все таблицы должны иметь содержательный заголовок, который располагается над таблицей. Точка в конце заголовка не ставится. Слово «Таблица» пишется с заглавной буквы без сокращения с правой стороны листа. Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами. Размеры шрифта– 12 кегль, межстрочный интервал – одинарный. В случае, если на одной странице таблица не размещается, продолжают ее на следующей странице. В этом случае на следующей странице над таблицей производится надпись: Продолжение таблицы 3.

Схемы, рисунки, диаграммы  в тексте работы обозначаются как рисунки. Рисунки следует располагать непосредственно после первого упоминания о них в тексте работы. Все рисунки нумеруются сквозной нумерацией. Рисунку дается название, которое указывается ниже по центру листа. Любой рисунок требует пояснения.

Нумерация таблиц и рисунков – сквозная по всей работе.

 

 


Рисунок 2. Схема взаимодействия

 

Ссылки на литературные  источники даются в квадратных скобках: [4], [4, с.52].

Первое число (до запятой) означает номер литературного источника по списку использованной литературы, который приводится в конце работы. Второе число (после запятой) означает страницу указанного источника (при цитировании). Цитаты указываются в кавычках.

Если данная проблема упоминается в нескольких источниках, то оформление осуществляется так: [4, 6,10].

Для соблюдения этики научного исследования, на все неавторские мысли должны быть даны ссылки, таким образом, возле каждой мысли и фамилии автора должна стоять ссылка, которая соответствует списку. Например, описывая исследования Л.С. Выготского, нельзя ссылаться на словарь и книгу З.Фрейда.


Определения

Перечень должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят термины, справа – их детальную расшифровку (определения).

Список использованной литературы.

В список литературы включают все использованные источники. Требования к оформлению даны (Приложение 4) Список литературы должен содержать 20-25 источников. Образец представлен в приложении 4.

Список литературы не должен содержать источники старше 10 лет (книги, статьи и т.д.), не старше 5 (методические наработки, УМК и тд), т.к. ФГОС введен 29.12.2012 и использование устаревших подходов является грубой методологической ошибкой.

Фамилии исследователей перечисляются в работе в алфавитном порядке, соблюдая правило «звезды»: И.О.Фамилия. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.

Список использованной литературы составляется в следующем порядке:

· Нормативно – правовые документы

o Федеральные законы (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);

o Указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);

o Постановления Правительства Российской Федерации (в той же последовательности);

o Иные нормативные акты;

o Иные официальные материалы (резолюции – рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и т.д.);

· Основная литература (литературные источники следует располагать в алфавитном порядке.)

o Монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);

· Иностранная литература;

· Интернет – ресурсы (в алфавитном порядке).

 

Методическое замечание.

Важным техническим требованием к написанию курсовой работы является правильное написание числительных. Однозначные количественные числительные пишутся словами, например, «три года» (3 года – неправильная запись). Многозначные количественные числительные пишутся, как правило, арабскими цифрами, например «50 лет» (пятьдесят лет – неправильная запись), за исключением тех случаев, когда с данных числительных начинается новый абзац. В этом случае они пишутся просто словами. Следует принять во внимание, что однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся, как правило, только словами, например, «во-вторых», «девяностые».

Нужно иметь в виду, что существуют общепринятые правила сокращения слов и выражений, применяемые при написании квалификационной работы. Так в словах «век», «год» оставляют лишь первые буквы «в», «г», а известные словосочетания пишут сокращенно. Например, «и т.д.» (и так далее), «и т.п.» (и тому подобное), «и др.» (и другое), «т.е.» (то есть), «и пр.» (и прочее), «в.в.» (века), «г.г.» (годы).

При ссылках на источники обычно употребляют такие сокращения, как «ст.» (статьи), «см.» (смотри), «ср.» (сравни), «т.т.» (тома).

Также следует иметь в виду, что внутри самих предложений такие слова, как «и другие», «и тому подобное», «и прочие» не принято сокращать. Кроме того, не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.).

При использовании аббревиатуры, условных географических сокращений, следует указывать их сразу же после полного наименования данного сложного термина. Например, «конкретные социологические исследования» (КСИ), «средства массовой информации» (СМИ). После этого вы можете свободно оперировать своей аббревиатурой без расшифровки.

 

За содержание курсовой работы, правильность приведенных данных несет ответственность студент. Курсовая работа им подписывается. Подпись и дата ставится на последней странице содержательной части (т.е. после Заключения и Списка использованной литературы):

Студент: Петрова Ю.А. (подпись) (дата)

 

3. Процедура защиты курсовой работы студентом

Подготовка курсовой работы к защите.

Законченная курсовая работа подписывается студентом и представляется научному руководителю. После просмотра и одобрения курсовой работы руководитель подписывает работу и представляет заведующему кафедрой.

Подготовив курсовую работу к защите, студент готовит выступление (автореферат), наглядную информацию – схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал – для использования во время защиты.

 

Алгоритм выступления

  • Форма выполнения работы (курсовая работа, курсовой проект).
  • Актуальность темы (проблема).
  • Исследовательский инструментарий: объект, предмет, цель.
  • Основные исследователи проблемы (методологические основы).
  • Теоретическая значимость.
  • Характеристика структуры, специфики методической главы.
  • Заключение.
  • Перспективы дальнейшего исследования проблемы курсовой работы (желательно).

Рекомендации по составлению компьютерной презентации (КП) курсовой работы.

Компьютерная презентация дает ряд преимуществ перед обычной бумажно-плакатной. Для полного использования программы подготовки КП необходимо хорошо знать все ее особенности. Компьютерная презентация позволяет членам комиссии одновременно изучать курсовую работу и контролировать выступление студента. Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 10-15 слайдов.

Основными принципами при составлении КП являются: лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).

Необходимо начать КП с заголовочного слайда и завершить итоговым. В заголовке приводится название и автор. Каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде не должно превышать 40.

Оптимальной настройкой эффектов анимации является появление в первую очередь заголовка слайда, а затем – текста по абзацам. При этом если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране. Динамическая анимация эффективна тогда, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую студентом-выпускником.

 

 

Список литературы

1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. ГОСТ 7.32 – 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

3. ГОСТ 7.82 – 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

4. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N543;

5. Закон Челябинской области от 29 августа 2013 года N 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области», принятый постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29 августа 2013 г. N 1543);

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2013 N 30306);

7. Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих ОПОП СПО»;

8. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО)

9. Федеральный закон №307-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;

10. Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, п.3 (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г., № 1015);

11. Календарный учебный график образовательного учреждения НПО и СПО;

12. Методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена. Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 04/6397.

13. Устав ГБОУ СПО (ССУЗ) «Магнитогорский педагогический колледж»

14. Программа итоговой государственной аттестации, разработанная выпускающей кафедрой с учетом требований основной образовательной программы.

15. Основная профессиональная образовательная программа по специальности.

16.

Приложение 1

Образец задания на курсовую работу студента

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Магнитогорский педагогический колледж»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин и частных методик

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студенту 3 курса, группы 731, специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

___________________________________________________________________

              (фамилия, имя, отчество полностью)

Тема работы ________________________________________________________

(в соответствии с приказом)

1. Исходные данные к работе:

· нормативные акты,

· основная психолого-педагогическая и методическая литература,

2. Содержание работы:

· перечень подлежащих разработке вопросов – план работы.

3. Примерный баланс времени при выполнении курсовой работы (указать распределение времени по этапам выполнения в неделях):

 

Предварительный подбор и анализ литературы 2 – 3 неделя
Введение 4 – 5 неделя
Подбор и анализ литературы для главы 1. 6 – 7 недели
Глава 1. 8 – 9 недели
Подбор и анализ литературы для главы 2. 10 неделя
Глава 2. 11 - 12 неделя
Заключение 13 – 14 недели
Оформление списка использованной литературы 15 неделя
Определения 15 неделя
Оформление работы 16 неделя
Подготовка выступления и презентации 16 неделя

 

Дата выдачи задания на курсовую работу «___» ноября  2017 г.

Срок окончания работы над курсовой работой «3 – 4» мая  2018 г.

 

Рассмотрено на заседании кафедры Психолого-педагогических дисциплин и частных методик «16» октября  2017 г. протокол № 2

 

Руководитель_______________________ _____________________________

(подпись, дата) (фамилия, инициалы)

Преподаватель ОУИД _______________________ _____________________________

(подпись, дата) (фамилия, инициалы)

Задание принял к исполнению_____________ ________________________

(подпись, дата) (фамилия, инициалы студента)

Приложение 2

(титульный лист выпускной квалификационной работы)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАГНИТОГОРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(Магнитогорский педагогический колледж)

 
Шрифт 12


Отделение педагогическое

Кафедра психолого-педагогических дисциплин и частных методик

 

 

 
Шрифт 16


СОДЕРЖАНИЕ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ……………………………………………………………………………… 3

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……............................. 4

ГЛАВА I……………………………………………………………………………………........

1.1. …………………………………………………………………………………........................

1.2. ………………………………………………………………………………..………………

1.3. .…………………………………………………………………………………………...........

ГЛАВА II. …………………………………………………………………………………..…….

2.1. …………………………………………………………………………………………………

2.2. …………………………………………………………………………………………………

2.3. …………………………………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………......

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………….…….……………..............................

 

 

Приложение 4

Образцы оформления списка литературы

I. Описание книг

 

1. Книги одного, двух или трех авторов описываются под фамилией первого автора:

а) книга одного автора:

Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия : учебник для бакалавров / Л. А. Чалдаева.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юрайт, 2013.—411 с.

б) книга двух авторов:

Нехаев, Г. А. Металлические конструкции в примерах и задачах: учеб. пособие / Г. А. Нехаев, И. А. Захарова.— М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2010.— 144 с.

в) книга трех авторов:

Акимов, А. П. Работа колес: монография / А. П. Акимов, В. И. Медведев, В. В. Чегулов.— Чебоксары: ЧПИ (ф) МГОУ, 2011.— 168 с.

 

2. Книги четырех и более авторов указываются под заглавием (названием) книги. После названия книги, за косой чертой пишется фамилия одного автора и вместо следующих фамилий слово — [и др.].

Информационно-измерительная техника и электроника : учебник / Г. Г. Раннев [и др.];под ред. Г. Г. Раннева.— 3-е изд., стереотип.—М.: Академия, 2009.— 512 с.

 

3. Книги с коллективом авторов, или в которых не указан автор , указываются под заглавием (названием) книги. За косой чертой пишется фамилия редактора, составителя или другого ответственного лица.

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / под ред. В. Я. Позднякова.— М.: Инфра-М, 2010.—617 с.

 

Статья из газеты

Панова Т. Д. Клады Кремля / Т. Д. Панова // Российские вести. — 2008. — 29 марта. — С. 9.

 

VII. Научные работы

А)Описание диссертации

Воронцова М. Г. Стратегия развития российской системы управле- ния образованием в области туризма : дис. … д-ра экон. наук : 08.00.05 — Экономика и упр. нар. хоз-вом / Воронцова Маргарита Гурьевна ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — Санкт- Петербург, 2004. — 413 с.

Б)Описание автореферата диссертации

Чистякова А. Н. Происхождение и эволюция образа феникса в куль- туре Китая по данным археологии : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Чистякова Агния Николаевна ; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. — Новосибирск, 2007. — 26 с.

 

Приложение 5

Код компетенции

                  

                                                         Признаки компетенции

ПК 1.1.-1.5

ПК 2.1-2.5

ПК 3.1.-

3.8.

ПК 4.1.-4.5

 

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 8

ОК 9

ОК 11

определяет и обосновывает понятийный аппарат исследовательской работы, демонстрирует полноту и системность теоретического анализа проблемы проектирует решение профессиональных проблем в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими профессиональную деятельность в современных условиях дает методическое обоснование исследования определяет стратегию и тактику исследования интерпретирует и обобщает полученные результаты исследования, делает выводы оформляет работу в соответствии с основными требованиями представляет имеющуюся информацию в различных формах (в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.), сопровождает защиту качественной электронной презентацией, соответствующей структуре и содержанию работы выстраивает защиту логично, аргументировано, в соответствии с нормами русского литературного языка умеет оппонировать, аргументировано отвечать на вопросы, вести профессиональный диалог, отражает собственное отношение к проблеме, проявляя личную профессиональную позицию

 

1 балл ставится, если уровень проявления признака оценен как недостаточный;

2 балла – достаточный;

3 балла – оптимальный

Отметка 3 («удовлетворительно») ставится за 16-19 баллов;        

4 («хорошо») за 20-23 баллов;            

5 («отлично») за 24 – 27 баллов

 

Критерии оценки защиты курсовой работы

Оценка «Отлично» выставляется за работу, которая носит исследовательский характер, глубоко и всесторонне освещает теоретические основы избранной темы, содержит квалифицированный анализ существующих в рамках исследуемой темы проблем и противоречий, а также реальные и аргументированные выводы и предложения, имеющие научную и прикладную ценность. Материалы исследования изложены четко, логически последовательно, грамотно. При ее защите автор показал глубокое знание исследуемых вопросов, свободное владение материалами исследования, четко сформулировал и обосновал предложения, направленные на оптимизацию исследуемых видов деятельности и организационных структур. Доклад при защите построен методически правильно. В ходе своего выступления автор удачно использовал качественно оформленные наглядные пособия либо раздаточный материал, уверенно отвечал на дополнительные вопросы. Оформление результатов исследования безупречное.

Оценка «Хорошо» выставляется за работу, которая носит исследовательский характер, имеет квалифицированно изложенную теоретическую часть, содержит достаточно глубокий анализ существующих в рамках исследуемой темы проблем. Материалы исследования изложены последовательно, в них содержатся выводы и предложения. В то же время приводимые в работе аргументы не всегда представляются бесспорными. При защите результатов своей работы ее автор показывает хорошее владение материалом, уверенно оперирует данными исследования, уверенно отстаивает свою точку зрения. Удачно использует в ходе выступления перед комиссией наглядные пособия или раздаточный материал. Ответы на дополнительные вопросы – уверенные. Оформление работы в принципе отвечает предъявляемым требованиям.

Оценка «Удовлетворительно» выставляется за работу, которая носит исследовательский характер, имеет главу, посвященную теории исследуемой проблемы, основана на практическом материале, однако проведенный анализ не отличается глубиной и критичностью. Материалы исследования изложены не всегда последовательно, а сформулированные выводы и предложения не отличаются четкостью и обоснованностью. При защите студент проявляет неуверенность, слабое владение материалами исследования, не всегда способен дать аргументированный ответ на поставленные вопросы. Результаты исследования оформлены с несущественными нарушениями установленных требований.

Оценку «Неудовлетворительно» заслуживает курсовая работа, которая носит описательный характер и не содержит элементов исследования. В ней отсутствует глубокий анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы, а также особенностей ее реализации на практике. Выводы и предложения в работе либо вообще отсутствуют, либо они носят декларативный характер. В ходе защиты студент ведет себя неуверенно, теорией вопроса и материалами собственной работы владеет слабо, на поставленные вопросы ответить затрудняется, допускает существенные ошибки в докладе. Наглядные пособия и раздаточный материал отсутствуют.

 

Приложение 6.

Тематика курсовых работ

 

Темы курсовых работ Рекомендуемая нормативно-правовая и методическая литература
ПМ.01. 1. Использование методической литературы и др. источников информации, необходимой для подготовки к урокам в начальной школе 2. Особенности определения цели и задач урока (…) в начальной школе с учетом особенностей учебного предмета и возраста обучающихся 3. Особенности планирования урока (…) в начальной школе с учетом особенностей учебного предмета и возраста обучающихся 4. Особенности планирования урока в начальной школе в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами 5. Использование различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках математики в начальной школе 6. Использование различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе 7. Использование различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе 8. Использование различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках технологии в начальной школе 9. Использование различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках ИЗО в начальной школе 10. Использование различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки в начальной школе 11. Использование различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках информатики в начальной школе 12. Использование различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе 13. Использование различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках письма в начальной школе 14. Использование различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках обучения грамоте в начальной школе 15. Планирование и организация работы на уроке в начальной школе с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями 16. Планирование и организация коррекционно-развивающей работы на уроке в начальной школе с обучающимися, имеющими трудности в обучении 17. Использование технических средств обучения (ТСО) на уроках математики в начальной школе  18. Использование технических средств обучения (ТСО) на уроках русского языка в начальной школе  19. Использование технических средств обучения (ТСО) на уроках литературного чтения в начальной школе  20. Использование технических средств обучения (ТСО) на уроках технологии в начальной школе  21. Использование технических средств обучения (ТСО) на уроках окружающего мира в начальной школе  22. Формирование навыка каллиграфического письма на уроках в начальной школе 23. Формирование навыка выразительного чтения на уроках в начальной школе 24. Формирование орфографической грамотности на уроках в начальной школе 25. Возможности учебно-методического комплекта «Планета знаний» по реализации ФГОС в начальной школе по предмету «Математика»; 26. Возможности учебно-методического комплекта «Планета знаний» по реализации ФГОС в начальной школе по предмету «Русский язык»; 27. Возможности учебно-методического комплекта «Планете знаний» по реализации ФГОС в начальной школе по предмету «Окружающий мир»; 28. Возможности учебно-методического комплекта «Школа России» по реализации ФГОС в начальной школе по предмету «Русский язык»; 29. Возможности учебно-методического комплекта «Школа России» по реализации ФГОС в начальной школе по предмету «Математика»; 30. Возможности учебно-методического комплекта «Школа России» по реализации ФГОС в начальной школе по предмету «Информатика»; 31. Воспитательные возможности урока информатики в начальной школе; 32. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по предмету «Обучение грамоте»; 33. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по предмету «Русский язык» в начальной школе; 34. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по предмету «Математика» в начальной школе; 35. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по предмету «Окружающий мир» в начальной школе; 36. Особенности обучения одаренных детей младшего школьного возраста на уроках математики; 37. Особенности обучения одаренных детей младшего школьного возраста на уроках информатики; 38. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка; 39. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников на уроках математики; 40. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»; 41. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников на уроках информатики; 42. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников на уроках технологии; 43. Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся; 44. Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках в начальной школе; 45. Формирование личностных УУД на уроках в начальной школе. 46. Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе. 47. Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе. 48. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе. 49. Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования 1. ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ с ссылкой на сайт: http://www.assessor.ru/notebook/biznes_jekonomika_finansy_obzor_article/zakon_ob_obrazovanii_v_rossiiskoi_federacii_2013_novyi/; 2. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. №2357, от 18 декабря 2012г. №1060 с ссылкой на сайт http://base.garant.ru/70318402/ ); 3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993) с ссылкой на сайт http://lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=2940 ; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013г.№544н «Профессиональный стандарт»; 5. Письмо МО РФ № 202/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» с ссылкой на сайт http://www.bestpravo.ru/federalnoje/dg-praktika/h6r.htm ; 6. Письмо МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» с ссылкой на сайт http://docs.cntd.ru/document/901758698 ; 7. Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» с ссылкой на сайт http://do.gendocs.ru/docs/index-187766.html ; 8. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»- http://минобрнауки.рф/новости/4136 9. Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»- http://минобрнауки.рф/новости/4136 10. Издательство «Академкнига/Учебник» (Перспективная начальная школа) с ссылкой на сайт http://akademkniga.ru/ 11. Издательство «АСТ Астрель» (Планета знаний) с ссылкой на сайт http://ast.ru/ 12. Издательство «Баласс» (Школа 2100) с ссылкой на сайт http://school2100.com/izdaniya/buy/balass/ 13. Издательский центр «Вентана-Граф» (Начальная школа XXI века) с ссылкой на сайт http://www.vgf.ru/ 14. Издательство «Дрофа» (Ритм) с ссылкой на сайт http://www.drofa.ru/ 15. Издательство «Просвещение» (Школа России) с ссылкой на сайт http://www.prosv.ru/ 16. Издательский дом «Федоров» (система Л.В. Занкова) с ссылкой на сайт http://zankov.ru/publishing/ 17. Издательство «Ассоциация XXI век» (Гармония) с ссылкой на сайт http://ass21vek.ru/about/ 18. Издательство «Русское слово» (Начальная инновационная школа) с ссылкой на сайт http://www.xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/ 19. Издательство «Просвещение» (Перспектива) с ссылкой на сайт http://www.prosv.ru/ 20. Издательство «Вита-Пресс» (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) с ссылкой на сайт http://www.vita-press.ru/ 21. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: особенности и порядок введения. Статья Л.Н. Феденко, зам. директора Института стратегических исследований в образовании РАО, координатора проекта «Разработка, апробация и введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»,- журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», №5, 2011 г. 22. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 1 (Пособие подготовлено в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию)- http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=905&Itemid=316 23. О готовности общеобразовательных учреждений к введению ФГОС. Статья Л.В. Шмельковой, канд. пед. наук, доц., зам. начальника отдела развития системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников Департамента общего образования Минобрнауки России, Е.Б. Спасской, зам. председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области - журнал «Управление начальной школой», №8, 2011 г. 24. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Статья И.М. Логвиновой, канд. пед. наук, зам. директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, Г.Л. Копотева, канд. пед. наук, зав. лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования- журнал «Управление начальной школой», №12, 2011 г. 25. Формирование условий введения и реализации ФГОС. Статья Л.Н. Феденко, зам. директора по стандартизации общего образования Института стратегических исследований в образовании РАО, координатор проекта «Разработка, апробация и введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»,- журнал «Управление начальной школой», №11, 2011 26. Примерная основная образовательная программа НОО http://www.edustandart.ru/ 27. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО https://infourok.ru/planiruemie-rezultati-osvoeniya-osnovnoy-obrazovatelnoy-programmi-noo-1567870.html 28. Примерная программа учреждения НОО http://window.edu.ru/resource/623/70623/files/noo-prim.pdf 29. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Material/univers_uchebn_dejstv.pdf 30. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/  
ПМ.02. 1. Использование методической литературы и других источников информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы  2. Особенности определения цели и задач организации внеурочной деятельности в области (ИЗО, ДПИ, музыкального творчества…) с учетом возраста обучающихся 3. Использование различных средств, методов и форм организации внеурочной работы в области (ИЗО, ДПИ, музыкального творчества…) с учетом возрастных особенностей обучающихся 4. Использование различных средств, методов и форм организации внеурочной работы в области (ИЗО, ДПИ, музыкального творчества…) с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся 5. Использование форм и методов, стимулирующих общение обучающихся в процессе внеурочной деятельности, 6. Использование вербальных и невербальных средств педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении в процессе внеурочной деятельности  7. Использование методов мотивирования родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности 8. Использование методов мотивирования обучающихся к участию во внеурочной деятельности 9. Выявление творческих способностей обучающихся в области (ИЗО, ДПИ, музыкального творчества…) 10. Особенности развития и поддержки творческих способностей обучающихся на внеурочных занятиях в области (ИЗО, ДПИ, музыкального творчества…) 11. Особенности применения проектной деятельности на внеурочных занятиях в области (ИЗО, ДПИ, музыкального творчества…) 12. Методы и методики педагогического контроля результатов внеурочной деятельности младших школьников в области (ИЗО, ДПИ, музыкального творчества…) 13. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности в области (ИЗО, ДПИ, музыкального творчества…); 14. Формирование личностных УУД во внеурочной деятельности в области (ИЗО, ДПИ, музыкального творчества…); 15. Формирование регулятивных УУД во внеурочной деятельности в области (ИЗО, ДПИ, музыкального творчества…); 16. Педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы в области (ИЗО, ДПИ, музыкального творчества…); 17. Формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса во внеурочной деятельности 1. ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ с ссылкой на сайт: http://www.assessor.ru/notebook/biznes_jekonomika_finansy_obzor_article/zakon_ob_obrazovanii_v_rossiiskoi_federacii_2013_novyi/; 2. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. №2357, от 18 декабря 2012г. №1060 с ссылкой на сайт http://base.garant.ru/70318402/ ); 3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993) с ссылкой на сайт http://lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=2940 ; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013г.№544н «Профессиональный стандарт»; 5. Письмо МО РФ № 202/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» с ссылкой на сайт http://www.bestpravo.ru/federalnoje/dg-praktika/h6r.htm ; 6. Письмо МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» с ссылкой на сайт http://docs.cntd.ru/document/901758698 ; 7. Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» с ссылкой на сайт http://do.gendocs.ru/docs/index-187766.html ; 8. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО https://infourok.ru/planiruemie-rezultati-osvoeniya-osnovnoy-obrazovatelnoy-programmi-noo-1567870.html 9. Примерная программа учреждения НОО http://window.edu.ru/resource/623/70623/files/noo-prim.pdf 10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Material/univers_uchebn_dejstv.pdf 11. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор http://perewerzeva.ucoz.ru/Documents/Vneuroch_deyat/vneuroch_deyatelnost_01.pdf 12. Примерные программы внеурочной деятельности http://zlatschool21.edusite.ru/files/Programma_vneurochnaya_deyat.pdf 13. Внеурочная деятельность (программы) http://www.school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=44183 14. Примерные программы внеурочной деятельности под ред Горского В.А. http://school7veselii.lbihost.ru/files/Programmi/__%281%29.pdf 15. Проектная задача в начальной школе / Под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2011. 17. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003. 18. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. 19. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.Е. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. 20. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010. 21. Требования к рабочим программам внеурочной деятельности http://yandex.ru/clck/jsredir?from 22. Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
ПМ.03. 1. Методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся в начальной школе; 2. Методы педагогической диагностики развития группы обучающихся в начальной школе; 3. Методы и приемы оказания педагогической поддержки в процессе адаптации первоклассников к условиям образовательной организации; 4. Формы и методы совместного с обучающимися планирования внеурочных (воспитательных) мероприятий; 5. Использование разнообразных методов, форм воспитания при проведении внеурочных (воспитательных) мероприятий; 6. Особенности организации детского досуга в начальной школе;  7. Особенности организации детских творческих объединений в начальной школе;  8. Условия развития ученического самоуправления начальной школе; 9. Формирование благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; 10. Методы и приемы организации помощи обучающимся предотвращать и разрешать конфликты в начальной школе; 11. Особенности планирования и содержание работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); 12. Основные формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); 13. Особенности изучения семейного воспитания обучающихся; 14. Основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям; 15. Особенности процесса социализации младших школьников; 16. Особенности современной семьи; 17. Возможности использования системы воспитания (Макаренко А.С, Шацкого С.Т., …) в современной школе. 1. ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ с ссылкой на сайт: http://www.assessor.ru/notebook/biznes_jekonomika_finansy_obzor_article/zakon_ob_obrazovanii_v_rossiiskoi_federacii_2013_novyi/; 2. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. №2357, от 18 декабря 2012г. №1060 с ссылкой на сайт http://base.garant.ru/70318402/ ); 3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993) с ссылкой на сайт http://lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=2940 ; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013г.№544н «Профессиональный стандарт»; 5. Письмо МО РФ № 202/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» с ссылкой на сайт http://www.bestpravo.ru/federalnoje/dg-praktika/h6r.htm ; 6. Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» с ссылкой на сайт http://do.gendocs.ru/docs/index-187766.html ; 7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Material/univers_uchebn_dejstv.pdf 8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://gigabaza.ru/doc/73866.html 9. Семейный кодекс РФ http://skodeksrf.ru/ 10. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд. стереотип. — М.: Издательский центр «Академия». — 440 с.. 2000 11. Василькова Ю.В. Методики и опыт работы социального педагога http://www.studmed.ru/vasilkova-yuv-metodiki-i-opyt-raboty-socialnogo-pedagoga_12b3d5748c9.html 12. П.А. Шептенко, Г.А. Воронина МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА. Под редакцией В.А. Сластенина. http://textarchive.ru/c-2032612-pall.html 13. Никитина Н.И., Глухова М.Ф., Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. пед. Училищ и колледжей, обучающихся по специальности «Соц. Педагогика». – М., ВЛАДОС, 2007. -399 с. 14. Шакурова М.В., Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.  15. Теория и методика воспитания http://www.studfiles.ru/preview/2977309/ 16. Теория и методика воспитания. Конспект лекций http://www.tinlib.ru/psihologija/teorija_i_metodika_vospitanija_konspekt_lekcii/ 17. И.П. Иванов. Энциклопедия коллективных творческих дел. http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html 18. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие / Л. И. Маленкова. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — С. 209 19. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М И. Рожков, Л. В. Байбародова. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. 20. Положение об ученическом самоуправлении forestdoc2010.narod.ru›polozhenie… 21. Российское движение школьников http://xn----ctbbfgafpccvblxfoe7o3c.xn--p1ai/

 

Методическое пособие

«Рекомендации для студентов педагогического отделения по написанию курсовой работы»

 

 

                   

 

 

Г. Магнитогорск 2017

 

Печатается по решению Методического совета Магнитогорского педагогического колледжа

 

Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для студентов педагогического колледжа, которые осваивают теорию и практику создания методических педагогических продуктов. Кроме того, пособие может оказать помощь начинающему педагогу.  

 

 

Составитель:

Гачкова Ю.А., преподаватель МПК,

Лысяная Н.И., преподаватель МПК, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин и частных методик.

 

 

Содержание

 

  стр.
Введение  
Понятие исследовательской деятельности. УИРС и НИРС  
Классификация видов исследовательской деятельности  
1. Требования к содержанию и структуре курсовой работы  
1.1. Общие требования к курсовой работе  
1.2. Этапы выполнения курсовой работы  
1.3. Выбор темы курсовой работы  
1.4. Руководство выполнением курсовой работы  
1.5. Объем и структура курсовой работы  
1.6. Требования к содержанию структурных элементов курсовой работы  
2. Оформление курсовой работы  
3. Процедура защиты курсовой работы студентом  
4. Показатели оценки курсовой работы  
5. Составление текста выступления на защите курсовой работы  
Список литературы  
Приложение 1. Образец задания на курсовую работу  
Приложение 2. Образец титульного листа курсовой работы  
Приложение 3. Образец содержания  
Приложение 4. Образец списка литературы  
Приложение 5. Критерии оценивания курсовой работы  
Приложение 6. Тематика курсовых работ  

Введение

 

Сегодня общество переживает серьезное преобразование системы ценностей и требует от каждого человека не только овладения профессиональными знаниями, навыками, но и способности к саморазвитию, проектированию опережающего развития собственной деятельности, гибкости, мобильности. Поскольку исследовательская деятельность студентов способна оказывать влияние на их профессиональное и личностное становление, в период обучения в коллежде формируются организационно-педагогические условия для развития у студентов первоначальных навыков исследовательской работы.

Огромная роль в этом важном деле принадлежит преподавателю-руководителю. От его профессионализма, творческой инициативы, терпения зависит, научатся ли студенты исследовательским навыкам.

Первым шагом на пути формирования навыков исследовательской деятельности могут стать элементы исследований в рамках учебного занятия. Затем – в рамках студенческого научного общества. Наиболее эффективная форма исследовательской работы студентов – проведение студенческих научно-практических конференций. Заслуживает внимания и опыт защиты тематических проектов, курсовых работ. Итоговой формой исследовательской деятельности студентов является выпускная квалификационная работа.

Методические указания созданы с целью оказания помощи студентам в написании курсовых и выпускных квалификационных работ, а так же преподавателям для выбора форм исследовательской работы со студентами и в непосредственного руководства исследовательской работой студентов.

Исследовательская и проектная деятельность студентов является средством формирования общих и профессиональных компетенций. Основными формами учебно-исследовательской и проектной работы обучающихся являются:

- учебно-исследовательская работа, выполняемая непосредственно при изучении дисциплин учебного плана;

- прикладная проектно-исследовательская деятельность, выполняемая непосредственно при изучении дисциплин учебного плана или самостоятельно.

В методических рекомендациях дается понятие исследовательской деятельности, даны классификации видов и этапы проведения УИРС, а также деятельность руководителя при организации исследовательской работы студентов, требования к оформлению, защите и оцениванию УИРС.

 В приложении приведены основные понятия научно-исследовательской работы и

 

Понятие исследовательской деятельности. УИРС и НИРС

 

В употреблении понятия исследовательской деятельности необходимо учитывать контекст. Если термин «исследовательская деятельность» применяется в контексте решения научных задач, то он тождественен термину «научная деятельность» или «научно-исследовательская деятельность». Если термин «исследовательская деятельность» применяется в контексте решения учебных задач, то он тождественен термину «учебная исследовательская деятельность» и обозначает процесс овладения знанием, новым для субъекта обучения, но известным обществу.

Обучение студентов исследовательской деятельности следует проводить посредством включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу (УИРС) с постепенной трансформацией ее в научно-исследовательскую (НИРС) на основе овладения последовательностью структурных элементов исследования, посредством выделения этапов     УИРС (1) и УИРС (2).

Этап УИРС (1) связан с овладением первоначальными компонентами исследования и содержит:

•  постановку задачи;

•  предварительный анализ имеющейся информации;

•  анализ условий и методов решения задач данного класса;

•  планирование и организацию эксперимента;

•  проведение эксперимента;

•  анализ и обобщение полученных результатов;

•  получение объяснений.

Этап УИРС (2) помимо компонентов УИРС (1) содержит следу ющие:

• формулировку исходных гипотез;

• теоретический анализ гипотез на основе полученных фактов;

• окончательную формулировку новых фактов и законов;

• выдвижение научных предсказаний.

 

Этап УИРС связан с изучением в основном общепрофессиональных и специальных дисциплин посредством решения индивидуальных исследовательских задач, носящих главным образом познавательно-преобразовательный характер (написание курсовых и выпускных квалификационных работ).

НИРС направлена на решение индивидуальной научно-исследовательской задачи, взятой из реальной профессиональной деятельности.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.