«Строение и функции биомембран. Сигнальная трансдукция. Механизмы действия гормонов».
Значение темы: процесс изучения темы направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: ОК-1; ОК-5; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-7; ОПК-9; ПК-5.
Цель занятия: после изучения темы студент должен:
Знать: Зн. 1, Зн. 2, Зн. 3, Зн. 4, Зн. 5, Зн. 6, Зн. 7, Зн. 8, Зн. 9.
Уметь: Ум. 1, Ум. 2, Ум. 3, Ум. 4, Ум. 5; Ум. 6, Ум. 7, Ум. 8, Ум. 9.
Владеть: Вл. 1.
Вопросы для самоподготовки
1. Основные мембранные образования клетки. Липидный состав мембран и строение липидного бислоя.
2. Белки мембран и их функции. Гликопротеины и гликолипиды мембран.
3. Общие свойства мембран: текучесть, поперечная асимметрия, избирательная проницаемость.
4. Свойства мембранных фосфолипидов.
5. Транспорт веществ через мембраны. Способы переноса некрупных молекул – виды пассивного и активного транспорта. Перенос макромолекул и надмолекулярных образований - эндоцитоз, экзоцитоз.
6. Структура и функции основных транспортных белков (порины, GLUT, Na+/K+ - АТФаза).
7. Сигнальные молекулы и способы передачи химического сигнала в клетку. Виды сигнальных молекул и рецепторов.
8. Цитозольно-ядерный механизм передачи сигнала липофильными сигнальными молекулами: универсальная последовательность событий.
9. Мембранно-цитозольный/внутриклеточный механизм передачи сигнала гидрофильными молекулами. G-белки (структура и функции). Виды вторичных посредников и их роль в сигнальной трансдукции. Аденилатциклазный и инозитолфосфатный механизмы.
10. Фосфолипазы и связанные с ними сигнальные пути на примере арахидоновой кислоты.
11. Са-зависимые протеинкиназы и протеинфосфатазы.
12. Передача сигнала с помощью каталитических рецепторов, обладающих собственной тирозинкиназной или гуанилатциклазной активностью. Каталитический рецептор инсулина.
13. Амплификация (усиление) сигнального эффекта в ходе внутриклеточных реакций.
14. Соподчиненность регуляторных систем. Гормоны как особый вид сигнальных молекул.
15. Клетки-мишени и клеточные рецепторы гормонов.
16. Основные механизмы регуляции метаболизма: через изменение активности ферментов, через ускорение биосинтеза ферментов, через изменение проницаемости клеточных мембран.
17. Понятие об APUD-системе.
18. Классификация гормонов. Общая схема гормональной регуляции.
19. Гипоталамус – как орган, где осуществляется передача сигнала с языка нервной системы на язык эндокринной. Гормоны гипоталамуса: либерины и статины. Вазопрессин, окситоцин.
20. Гормоны передней и средней доли гипофиза: биологические эффекты.
21. Гормоны эпифиза.
22. Химическое строение, биосинтез и биологическое действие гормонов паращитовидных желез. Симптомы, связанные с избытком или недостатком кальцийрегулирующих гормонов.
23. Химическое строение, биосинтез и биологическое действие гормонов щитовидной железы. Заболевания и симптомы, связанные с избытком или недостатком гормонов щитовидной железы.
24. Химическое строение и биологическое действие гормонов поджелудочной железы. Заболевания, связанные с избытком или недостатком гормонов поджелудочной железы. Лабораторная диагностика.
25. Химическое строение, механизмы и биологическое действие гормонов надпочечников. Заболевания, связанные с избытком или недостатком гормонов, вырабатываемых в надпочечниках.
26. Строение, органы-мишени, влияние на обмен веществ, механизм действия гормонов, участвующих в регуляции репродуктивной функции.
27. Овариально-менструальный цикл и его гормональное обеспечение.
28. Механизм гормональной взаиморегуляции в системе: «мать-плацента-плод». Роль плаценты в поддержании беременности.
29. Мужские половые гормоны: биологические эффекты в мужском и женском организме.
30. Общее понятие о нарушениях, возникающих в организме при гипо- и гиперпродукции гормонов, участвующих в регуляции репродуктивной функции.
31. Диффузная нейроэндокринная система.
32. Жировая ткань как эндокринный орган.
РАЗДЕЛ 4 . БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ.
(Темы №№ 22-30)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ,
Дата: 2019-03-05, просмотров: 307.